Этапы развития Аварийно-спасательной службы Военно-Морского Флота (К 100 -летию Аварийно-спасательной службы ВМФ)

(Окончание. Начало в №1)

Объединение с ВФ ВМФ имело как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны появились возможности привлечения к АСР морских буксиров ВФ (пр. 192, 498, 745 и др.), килекторов, а также других судов обеспечения, а с другой стороны АСС ВМФ приходилось выполнять несвойственные задачи (транспортировка и др.). В 1979 году АСС ВМФ была выведена из ВФ и объединена с ПСС ВМФ. Новая организационная структура получила наименование ПСС ВМФ. Деятельность спасателей ВМФ в1979–1990 гг. определялась расширением круга выполняемых задач, связанных с объединением АСС с ПСС ВМФ. Такая реорганизация позволила сосредоточить в единой организационной структуре все имеющиеся в ВМФ силы и средства в целях выполнения различных видов поисковых и спасательных работ, повысить оперативность руководства ими, а также более обоснованно планировать развитие сил и средств ПСО[1].

За рассмотренный период подразделениями АСС ВМФ было проведено около семисот аварийно-спасательных работ. Высокий профессионализм и большое мужество проявили спасатели в ходе целого ряда операций. Это спасение транспортов «Иргиз» в 1956 г. (ЧФ) и «Посьет» в 1979 г. (ТОФ), успешная операция в 1957 г. по спасению затонувшей подводной лодки «М-351» (ЧФ). В этом же ряду стоит операция 1972 г. в Атлантике, проведенная спасателями СФ с участием сил других флотов по поддержанию на плаву, а затем буксировке в базу атомной подводной лодки «К-19». В этой операции наглядно проявились роль и значение применения вертолетов при выполнении спасательных работ.

Гибель подводной лодки «Комсомолец» и большей части ее личного состава показала, что не всегда со стороны ПСС ВМФ проявлялась должная требовательность по проверке состояния аварийно-спасательных средств кораблей и умения экипажа пользоваться этими средствами

Третий этап развития ПСС ВМФ завершился созданием судов нового поколения (таблица 4). В период создания океанского флота страны происходило активное обновление и пополнение судового состава всех подклассов спасательных судов АСС ВМФ. Вошли в строй уникальные СС— судоподъемное судно пр. 530, СПЛ
пр. 940, СС пр. 537, СБС пр. 5757, спасательные, рабочие и автономные подводные аппараты. Основные аварийно-спасательные работы (АСР), в которых участвовали созданные в этот период суда приведены в таблице 5 [2].

Процесс реформирования ВМФ сначала 90-х годов непосредственно затронул и Поисково-спасательную службу. Из-за наличия и усиления не полностью решаемых финансовых, организационно-правовых и научно-технических проблем не удалось выполнить в полном объеме принятые ранее решения по совершенствованию системы ПСО ВМФ.

Особенностью 4-го этапа развития судов ПСС ВМФ с начала 90-х и до начала 2000-х годов являлась устойчивая тенденция массового списания СС, как на основании их физического износа и морального старения, так и из-за отсутствия финансовых и материально-технических условий эксплуатации судов, не выслуживших установленные сроки.

Изменение количества СС с 1991 по 2003 гг. показано в таблице 6[1]. Это единственный этап в истории АСС ВМФ с отрицательной динамикой развития судового состава. Обеспеченность судовым составом по отношению к установленным нормам на 1.01.99 г. составляла: по CC— 66%, CБC— 88%, водолазным морским судам — 79%, рейдовым водолазным катерам — 65%, противопожарным судам и катерам — 76%,СГА — 40%, РПА — 50%. Из-за наличия финансовых, организационно-правовых и научно-технических проблем общее количество СС сократилось почти на 40% и составляло около 120 единиц [1]. Такого не было даже после окончания Великой отечественной войны, когда количество СС возросло в 2,8 раза за счёт восстановления затопленных и дооборудования гражданских судов с 73 до 205 единиц.

Списание из числа действующих двух СПЛ пр. 940, БПЛ пр. 1840, СС «Эльбрус» (пр. 537), CC пр. 527 (кроме СС «Эпрон») и 532 резко ограничило возможности проведения работ по спасению экипажей аварийных ПЛ, лежащих на грунте, что нашло подтверждение при гибели АПЛ «Курск».

Ключевым направлением по обеспечению решения задач ПСО ВМФ в сложившихся условиях стало совершенствование координации с другими морскими АСС страны, как при выполнении АСР, так и развитии судового состава. Для этого в соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 01.03.1993 г. № 174 «О совершенствовании деятельности ведомственных АСС по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России» [9] в 1993-1997гг были разработаны:

  • Положение о взаимодействии АСС министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России (действует до настоящего времени);
  • Структура, состав сил и средств, нормативы обеспечения необходимыми силами и средствами ведомственных АСС;
  • Федеральная целевая программа (ФЦП) по строительству СС и катеров, модернизации существующих и созданию новых средств выполнения поисковых, аварийно-спасательных, водолазных работ на море и водных бассейнах России;
  • Положение о Межведомственной морской координационной комиссии по обеспечению единой государственной политики и предотвращению и ликвидации ЧС на море и водных бассейнах России.

Особенностью 5-го этапа развития судов УПАСР ВМФ является процесс обновления судового состава, начало которому было положено «Комплексной программой восстановления и поддержания готовности сил и средств ПСО ВМФ на 2000-2003 годы», утверждённой в мае 2000г (далее Программа). Для решения приоритетной задачи спасания экипажей аварийных ПЛ в программе была предусмотрена модернизация СС пр. 05360 и 05361, дооборудование килекторного судна «КИЛ-143» пр. 141 ГВК для погружений до 300м, восстановление технической готовности СС, в том числе и СС пр. 530 с ГВК-200 и ряд других работ [10].

Катастрофа атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) «Курск» в 2000 г., выявившая ряд проблем системы ПСО ВМФ, в том числе недостаточное количество современных СС и поисково-спасательной техники, ещё раз подтвердила необходимость программно-целевого подхода к решению имеемых проблем и ускорило техническое переоснащение УПАСР ВМФ. В 2001-2003 гг. в качестве первоочередной меры была проведена закупка и установка на существующие СС телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА), глубоководных нормабарических скафандров, водолазной техники. Возможности СС в части спасания личного состава аварийных ПЛ несколько возросли за счёт импортной поисково-спасательной техники. Однако отсутствие на СС систем динамического позиционирования снижало эффективность большинства зарубежных образцов. Применение обследовательских ТНПА «Тайгер», рабочих ТНПА «Веном» и «Пантера плюс», нормабарических жестких водолазных скафандров «ХС-1200», а также появившихся несколько позже отечественные ТНПА постепенно вытеснили использование обитаемых рабочих и обследовательских подводных аппаратов пр.1839, 18392, 1832.

К сожалению, не реализованным оказался проект, выполненный в 2005г. фирмой A.W. Naht (Германия), по дооборудованию килекторного судна «КИЛ-143», восстановление СС пр. 530 и другие мероприятия Программы.

Основным направлением развития СС и, как оказалось позже, более затратным и долговременным, стало создание серии судов пр.21300 с импортным ГВК-450. Необходимость создания головного СС пр. 21300 с ГВК-450 (рис. 8) была также обусловлена необходимостью реализации имеемого научно-технического задела в области отечественных водолазных технологий и возможностью использования судна для решения задач освоения Мирового океана [10].

Существенным шагом вперёд в вопросе развития сил и средств ПСО ВМФ стала «Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года», одобренная Морской коллегией при Правительстве РФ 26.9.2013 г. и утверждённая Министром обороны РФ 14 февраля 2014 г. [11] (далее Концепция).

Концепция определила поэтапное выполнение следующих мероприятий по решению задачи спасания личного состава АПЛ:

На первом этапе (2013–2015 гг.):

  • модернизация существующих СС, с целью продления их сроков службы и оснащению их современными средствами проведения подводных работ и оказания помощи аварийным объектам в море с минимальным ущербом для окружающей среды;
  • глубокой модернизации существующих СГА;
  • начало строительства серии СС ПЛ проекта 21300 с СГА нового поколения проекта 18271;

На втором этапе (2016-2020 гг.):

  • завершении строительства серии СС ПЛ проекта 21300 с СГА нового поколения проекта 18271;
  • создании многофункциональных СС (дальней морской и океанской зоны; ближней морской зоны; пунктов базирования);

На третьем этапе (2021–2025 гг.):

  • создании аэромобильной системы спасания подводников, в том числе для использования данной системы с неспециализированных судов-носителей или дооборудованных боевых ПЛ.

В соответствии с Концепцией c 2009 г.
проведена глубокая модернизации четырёх СГА пр.1855 с продлением срока их службы до 15 летВ модернизированном СГА проекта 18271 (рис. 9) кроме того предусмотрено увеличение количества спасаемых (с 18 до 22 человек), а также возможность стыковки с аварийной ПЛ при крене её до 45-60 градусов [12].

Основными результатами на сегодняшний день Концепции [11] в части развития судового состава является создание 35 многофункциональных спасательных судов пунктов базирования (пр. 23370, 23040), 11 спасательных буксирных судов (СБС) ближней морской зоны (пр. 745 мбс, 22870, 02980), головного спасательного судна подводных лодок (пр. 21300) со спасательным подводным аппаратом пр. 18271, модернизация СГА [12].

Многофункциональные СС пунктов базирования призваны заменить противопожарные катера пр. 14611, 364, морские водолазные боты пр. 522 и 535, а также рейдовые водолазные катера пр. РВ-1415, из которых более 70 процентов водолазных и 100 процентов противопожарных катеров выслужили установленные сроки службы [13].

Многофункциональный модульный катер ПСО пунктов базирования пр. 23370 (рис. 10) представляет собой универсальную платформу-катамаран, служащую носителем оборудования, принимаемого на палубу в виде сменных, штатно закрепляемых контейнерных модулей, каждый из которых и придает судну то или иное специальное назначение.

Одно из ключевых отличий катера пр. 23370 от традиционных катеров В данном проекте реализован перспективный принцип создания СС в виде универсальных морских платформ, способных принимать на борт спасательное оборудование для выполнения широкого круга АСР. При этом стационарно устанавливается оборудование, предназначенное для выполнения наиболее типичных, часто выполняемых спасательных работ. Оборудование, предназначенное для выполнения уникальных, редко выполняемых работ создается в мобильном исполнении в виде модулей и размещается в стандартных контейнерах, хранимых на берегу. К сожалению данный принцип на нашёл реализации в других СС. В отличие от пр. 23370 многофункциональный рейдовый катер пр. 23040 (рис. 11) предназначен для решения задач ПСО за пределами внутреннего рейда в ближней морской зоне на удалении от мест базирования до 50 миль

Несмотря на то, что назначением СБС независимо от проекта являются общие задачи — оказание помощи аварийным кораблям (буксировка, тушение пожара, поддержание на плаву, снятие с мели) и спасение их личного состава характеристики СБС пр. 745 мбс, 22870 (рис. 12) и 02980 и их специального оборудования различаются, что в определённой степени объясняется различными бюро-проектантами этих судов и требованиями заказчика.

Спасатель пр. 21300 «Игорь Белоусов» (рис. 8) с СГА пр. 18271 и ГВК-450 построено и передано ВМФ в 2015 г. Отсутствие серии СС данного проекта с ГВК до 300–500 м, свидетельствует об организационно-технических и финансовых трудностях создания отечественного ГВК. Дефицит финансовых ресурсов диктует стратегию выбора новых технических решений в условиях отсутствия СС с ГВК с конца 90-х годов и до наших дней на Балтийском и Северном флотах. Ключевым решением проблемы обеспечения проведения глубоководных водолазных работ в ВМФ в ближайшей перспективе является создание мобильного модульного ГВК для кратковременных погружений (КП) до 160–200 м. Создание как мобильного (модульного), так и судового стационарного ГВК для КП водолазов возможно отечественными фирмами в течение 3–4-х лет. Поэтому при планировании строительства серии СС пр. 21300, то целесообразно включить в состав средств для спасания экипажа аварийной ПЛ в дополнение к СГА, комплексу декомпрессионных барокамер, РТПА и ТНПА стационарный или мобильный ГВК для выполнения водолазных работ на глубинах методом КП до 160–200м взамен ГВК-450. Важным направлением решения проблемы обеспечения глубоководных работ по спасанию аварийных ПЛ, лежащих на грунте, в среднесрочной перспективе должна стать разработка соответствующих технологий с применением подводной робототехники без участия водолазов.

Общее количество новых судов поисково-спасательного назначения в составе СПАСР ВМФ (с.12.2009 г) в 2020г составляет около 50 единиц. Доля современных СС за последние шесть лет выросла почти в четыре раза, уровень современности увеличился с 10% до 37% от общего количества СС [14]. При сохранении нынешних темпов финансирования полное обновление судового состава СПАСР ВМФ планируется к 2030 году. Следует также отметить, что около 70% новых судов СПАСР ВМФ на пятом этапе развития составляют суда ближней морской зоны в отличии от третьего этапа развития на котором порядка 65% новых СС было создано для дальней морской зоны АСС(ПСС) ВМФ.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г.
№ 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» позволяет СПАСР ВМФ в рамках подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской РФ привлекать СС других организаций ВМФ и Минобороны РФ. Это подтверждает и опыт проведения большинства АСР, в которых привлекались СС независимо от ведомственной и принадлежности, включая зарубежные cуда. Общее количество судов построенных в 2000–2020 гг. для Минобороны России (Вспомогательный флот и др.)[12] даже несколько превышает количество, построенных в этот же период для СПАСР ВМФ. Характерно достаточно большое количество буксирных судов проектов: 90600, 20180, 22030, 16609, 02790, 23470, 04690.

Например, в назначение СБС пр. 20180 входят:

  • поиск, обследование и подъем затонувшей морской техники;
  • поисково-спасательные работы.

Наличия технических средств на СБС пр. 20180 позволяет обеспечить:

  • допоиск и обследование аварийной ПЛ, лежащей на грунте, в назначенном районе, определенном отрядом поиска;
  • поиск и спасение личного состава надводных кораблей и ПЛ, плавающего на воде в коллективных и в индивидуальных спасательных средствах;
  • буксировку аварийных надводных кораблей и ПЛ в надводном положении с тяговым усилием 35 тс;
  • подъем объектов массой до 80 т с глубин до 500 м с остропкой РТПА «Квантум»;
  • выполнение подводно-технических работ, включая подъем затонувших объектов массой до 80 т с глубин до 500 м, с использованием РТПА «Квантум» и ТНПА «Тайгер».
  • спуск и подъем СГА типа «Бестер».

Следует также отметить тенденцию создания судов тылового, ледокольного и другого назначения с задачами ПСО, например:

  • судно тылового обеспечения (изначально называлось морское буксирное судно) пр. 23120;
  • ледокол пр. 21180;
  • морское водолазное судно
    пр. 11982 [12].

В ближайшей перспективе планируется создание судна обеспечения АСР проекта 23700, ледокола пр.21180м [14]. Кстати, размещение модульного ГВК-200 КП и других мобильных комплексов на построенных и предлагаемых для ВМФ современных судах обеспечения с системами динамического позиционирования (проектов 22870, 02980, 20180, 23470, 23700, 21180 и др.), позволит оперативно решить вопрос с проведением глубоководных водолазных и АСР работ на флотах.

Учитывая большую номенклатуру различных подклассов СС и судов и с задачами ПСО как в организациях Минобороны России, так и в аварийно-спасательных формированиях других министерств и ведомств (ФБУ «Морская спасательная служба», БОХР ФСБ России, МЧС России, ПАО «Газпром» и др. возникает актуальная задача гармонизации ведомственных технических требований, разработки унифицированной номенклатуры судов поисково-спасательного назначения при формировании программ их развития.

Заключение

Столетний период развития АСС ВМФ, основой которой являются спасательное, судоподъемное и водолазное дело характеризуется динамичными и сложными процессами. Усложнялся и увеличивался объем проводившихся работ. На флоте твердо определилась профессия спасателя. В результате была создана система поисково-спасательного обеспечения ВМФ, способствовавшая решению многих важных задач. По многим направлениям технический уровень поисково-спасательных средств не уступал зарубежным аналогам. Критический анализ опыта развития и использования средств при выполнении спасательных, водолазных и судоподъемных работ в ВМФ особенно важен на крутых поворотах истории.

Некоторые из сегодняшних проблем были решены ранее, но в силу различных причин положительный опыт прошлых лет в определенной степени утрачен. Особенности современного развития страны создают условия оптимизации его состава и структуры СПАСР ВМФ и поиска искать новых путей для решения актуальных задач ПСО ВМФ в рамках подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ.

В. Н.  Илюхин, доктор технических наук, профессор, председатель секции «Поисково-спасательная техника и технологии»
НТО судостроителей им. академика А. Н. Крылова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.