Актуальные аспекты развития водолазного дела в России

Водолазное дело — область практической и научно-технической и деятельности, связанная с погружением человека под воду в водолазном снаряжении и включающее теорию и практику погружений человека, создание и эксплуатацию водолазной техники, вопросы организации и технологии безопасного проведения водолазных работ, подготовку водолазов и их медицинское обеспечение.

Водолазные технологии активно применяются в аварийно-спасательных службах (АСС) и формированиях Минобороны России, МЧС России, Минтрансе России, МВД России, ФСБ России, Минприроды России, Росрыболовстве, организациях РАН, нефтегазовом комплексе, в других ведомствах, организациях и учреждениях с различными формами собственности, в том числе в сфере рекреационного (любительского) подводного плавания (рис. 1–4).

В настоящее время развитие водолазного дела диктуется необходимостью решения следующих государственных задач:

  • ведение поисковых и аварийно-спасательных водолазных работ в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций(ЧС), связанных с терпящими бедствие кораблями и судами, затонувшими объектами и спасанием людей на море и акваториях водных бассейнов;
  • обеспечения выполнения специальных задач в области обороны, охраны государственной границы Российской Федерации (РФ) в подводной среде, охраны важных прибрежных государственных объектов и антитеррористической деятельности;
  • строительства и обслуживания гидротехнических сооружений;
  • прокладки подводных переходов линий связи, электроэнергии и продуктопроводов по дну водных акваторий и их обслуживания;
  • совершенствования и развития научного комплекса, сил и средств, обеспечивающих исследования морской среды и ресурсов Мирового океана;
  • разведки и разработки минеральных и биологических ресурсов Мирового океана,в том числе нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе;
  • подъема затонувших объектов.
  • организации безопасности подводной деятельности, включая любительское подводное плавание (дайвинг) и развивающейся сферы туристского продукта — подводный туризм.

Так например, объем водолазных работ при подъеме большого противолодочного корабля «Очаков» в 2014 году на Чёрном море был весьма значителен. Корабль лежал с креном 70 градусов на левый борт на глубине 12 м в стесненных условиях входного фарватера. Водолазы (35 человек) выполняли следующие работы:

  • обследование корабля перед подъемом и в процессе подъема;
  • экзотермическую резку выступающих частей, мешавших остропке понтонов;
  • остропку фрагментов корабля, лежавших на грунте и внутри кормового машинного отделения;
  • обеспечение остропки судоподъемных понтонов, включая застегивание стропов, проводку проводников под корпусом корабля и в клюзы понтонов, попытку заложить мягкий судоподъемный понтон в кормовое помещение под вертолетной палубой;
  • поиск и герметизацию мест водотечности внутри корабля и на его наружном борту с установкой пластырей и деревянных пробок [1].

Водолазное дело России имеет славную, более чем 300-летнюю историю своего развития [2], в которой были периоды становления, научно-технического прогресса и достижений, и затухания. В 30-х годах прошлого века водолазы ЭПРОНа погружались на воздухе на глубины до 100 м и более, а в 1937 г. был установлен рекорд погружения на воздухе до 137 м в вентилируемом снаряжении. В 1946 г. на спасательном судне (СС)«Алтай» была проведена серия водолазных спусков на глубины до 200 м. C борта СС подводных лодок «Зангезур» (переоборудованный под СС немецкий тральщик серии «М) на Каспийском море в июне-декабре 1956 г. были проведены в морских условиях водолазные спуски на глубины со 130 до 305 м.

В 70–80-х годах на отечественных береговых водолазных комплексах была разработана технология водолазных погружений до 500 м. В ВМФ к середине 80-х годов построено более 30 судов и подводных лодок с глубоководными водолазными комплексами (ГВК) до 300 м. К концу 90-х годов оказались списанными большинство судов с ГВК до 300 м в ВМФ и Мингазпроме. Особенно остро недостатки в развитии водолазного дела ощущаются в период выполнения водолазных работ в ЧС. Ярким подтверждением этому является отсутствие судов с ГВК для спасания экипажа атомной подводной лодки «Курск» в 2000 году. В результате этого, в начале 21 века возможности по выполнению глубоководных водолазных работ силами министерств, ведомств и организаций РФ стали ограничены, а в ряде случаев, без привлечения иностранной техники и иностранных специалистов, практически невозможны. В стране отсутствовал орган, осуществляющий руководство и координацию деятельности водолазных служб министерств, ведомств и коммерческих организаций. Именно поэтому Протоколом от 6 апреля 2005 г. №МФ-П4-16пр совещания у Председателя Правительства РФ, председателя Морской коллегии (МК) при Правительстве РФ М.Е. Фрадкова «О состоянии спасательной службы на море и водах и направлениях по её совершенствованию» принято решение о создании координационного органа, обеспечивающего согласованные действия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) при решении задач в области развития и совершенствования водолазного дела и его медицинского обеспечения Межведомственной комиссии по водолазному делу (МКВД).

В соответствии с утверждённым от 11 апреля 2006 г. Положением МКВД должна:

  • обеспечивать согласованность действий по формированию и проведению единой политики в области водолазного дела;
  • обеспечивать согласованность в деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ по разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
  • готовить предложения по формированию единой системы экономических, организационных, научно-технических и иных мер, направленных на развитие и совершенствование водолазной деятельности, и ее медицинскому обеспечению;
  • обеспечивать проведение согласованной научно-технической политики в водолазном деле, создании водолазных снаряжений, средств обеспечения водолазных спусков и работах методами кратковременных и насыщенных погружений, в том числе международном сотрудничестве в этих направлениях[3].

Одним из главных результатов работы МКВД стало утверждение в 2008 г.
проекта Концепции развития водолазного дела в РФ на период до 2020 года (далее-Концепция), одобренной решением МК при Правительстве РФ от 18 апреля 2008 г. [4].

Это был документ, в котором достаточно полно были определены:

  1. Основные проблемы, препятствующие его развитию:
  • отсутствие комплексного подхода к развитию водолазного дела в РФ;
  • недостаточность нормативной правовой базы;
  • отсутствие механизмов социальной защиты водолазного состава;
  • уменьшение за последние 15 лет численности водолазов, работающих в интересах развития экономики страны на 35 процентов и резкое снижение мотивации приобретения водолазной профессии;
  • прекращение или резкое сокращение производства отечественной водолазной техники предприятиями промышленности;
  • отсутствие единой системы подготовки водолазов, согласованной базовой программы подготовки;
  • отсутствие единой системы медицинского обеспечения водолазов, сети барокомплексов и системы медицинской реабилитации;
  • высокий уровень физического износа и прогрессирующее старение водолазной техники, плавсредств обеспечения водолазных работ на глубинах до 60 метров и выполнения глубоководных водолазных работ;
  • отсутствие программ и финансирования фундаментальных научных исследований в направлениях развития водолазного дела в РФ;
  • отсутствие органа, осуществляющего руководство и координацию деятельностью водолазными службами министерств, ведомств и коммерческих организаций.
  1. Цель развития водолазного дела в РФ:
  • достижение мирового уровня развития водолазного метода, как действенного и эффективного инструмента изучения и освоения ресурсов Мирового океана и водных пространств РФ в интересах развития экономики и обороноспособности страны, повышения уровня безопасности человеческой жизни на море и водных объектах.
  1. Основные задачами реализации данной цели:
  • формирование комплексного подхода к развитию водолазного дела в РФ;
  • разработка нормативной правовой базы в области применения водолазного труда, соответствующей современным задачам его эффективного развития, создания системы межведомственного взаимодействия при оказании помощи людям, пострадавшим от воздействия вредных факторов изменения давления газовых среды, обеспечивающей социальную защиту водолазного состава;
  • расширение проведения комплексных научных исследований и разработок в области водолазного дела, совершенствование методов производственного освоения водных глубин, развитие научно-технического, научно-учебного потенциалов и системы образовательных учреждений, соответствующих требованиям международных стандартов с исключением зависимости от иностранных партнеров;
  • совершенствование водолазной составляющей в интересах ВМФ и выполнения специальных задач в области обороны, охраны -Морского государственной границы в подводной среде и антитеррористической деятельности;
  • повышение эффективности поисковых и аварийно-спасательных работ (АСР) на воде и под водой;
  • освоение энергетических и минеральных ресурсов Мирового океана в интересах РФ;
  • строительство и регулярное обслуживание гидротехнических сооружений, речных и морских портов, объектов нефтегазодобычи, прокладки магистральных трубопроводов и кабельных переходов по дну, как на внутренних водных акваториях, так и на континентальном шельфе и др.;
  • совершенствование системы водолазной подготовки;
  • создание эффективной системы медико-санитарного обеспечения граждан, работающих в условиях повышенного давления окружающей газовой и водной среды и др.
  1. Основные направления развития водолазного дела:
  • разработка нормативных правовых документов, регламентирующих организацию водолазного дела, его всестороннее обеспечение и социальную защищенность людей, работающих в условиях повышенного давления окружающей среды;
  • эффективное использование водолазных технологий при подводных спусках и работах, основывающихся на применении современной водолазной техники, накопленного отечественного и зарубежного опыта;
  • строительство судовых водолазных комплексов для обеспечения водолазных и спасательных работ на глубинах от 60 до 500 метров;
  • возобновление научных и исследовательских работ по освоению водных глубин и медицинскому обеспечению людей, работающих в условиях повышенного давления окружающей среды;
  • совершенствование системы обучения и повышения квалификации водолазного состава с учетом отечественного и международного опыта;
  • создание системы медико-санитарного обеспечения водолазов, а также граждан, пострадавших от воздействия повышенного барометрического давления в результате аварий, чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф с локальной сетью стационарных и передвижных барокомплексов;
  • создание Федерального и межведомственных гипербарических центров в Федеральных округах;
  • создание системы медицинской реабилитации водолазов-глубоководников, выполняющих работы методом ДП, водолазов перенесших профессиональные заболевания и травмы;
  • создание системы оказания специализированной баромедицинской помощи лицам, получившим профессиональные водолазные заболевания и травмы, в том числе любителей подводного плавания (с установлением механизма финансовых взаиморасчетов);
  • разработка новых методов профилактики и лечения профессиональных заболеваний водолазов;
  • совершенствование имеющихся и создание новых научно-исследовательских барокомплексов (рис. 5) (стационарных, передвижных, переносных, модульных, способных изменять конфигурацию и состыковываться с другими типами), оснащенных современными системами жизнеобеспечения и проведения исследований;
  • разработка медико-технических требований, санитарно-гигиенических норм и правил к водолазной технике (рис. 6) и применению водолазного труда;
  • разработка новых методов баротерапии, лечения и реабилитации искусственными дыхательными газовыми смесями на основе кислорода, гелия, аргона, ксенона, криптона, азота при нормальном и повышенном давлении.
  • формирование Федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию водолазного дела и его глубоководной компоненты в РФ с финансированием исследований в области водолазной физиологии, технологий и средств выполнения глубоководных водолазных работ и др.

В 2020 году закончился срок реализации Концепции.

Каковы основные итоги ее работы?

  1. Приказом Минтруда России от 17.12.2020 г. №922н вступили в силу с 01.01.2021 г. «Правила по охране труда при проведении водолазных работ». Ранее действующий приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.04.2007 г. №269 «О введении Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ» отменен Постановлением Правительства РФ от 04.08.2020 г. №1181. В новых «Правилах по охране труда при проведении водолазных работ», к сожалению, не отражены вопросы водолазной медицины. Остаются нерешёнными урегулирования отдельных вопросов законодательства, необходимых для развития водолазной медицины и социальной защиты водолазного состава, требуется внесение дополнений в законодательные и иные акты. В частности, требуется внесение изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статьи 32 и 37) в части оказания медицинской помощи вне медицинской организации с определением, какими именно актами должно регулироваться оказание медицинской помощи в таких условиях (принятие таких актов в настоящее время не предусмотрено), с последующим принятием подзаконных актов и принятие статьи 31 «Первая помощь». В тоже время водолазные работы без медицинского обеспечения на месте проведения работ невозможны, так как при возникновении у водолаза декомпрессионной болезни или баротравмы легких возможны самые тяжелые последствия. Ранее, в нашей стране, как и во всем мире, такая помощь оказывалась не только медицинскими работниками, но и соответственно подготовленными водолазами на месте проведения водолазных работ. До настоящего времени не завершена работа согласно распоряжения Президента РФ от 18.03.2011 г. №158-рп по инкорпорации ранее разработанных документов, определяющих вопросы медицинского обеспечения водолазов. Имеемые разногласия по специализированному медицинскому обеспечению водолазных спусков между Министерством здравоохранения РФ и Министерством труда должны быть урегулированы МКВД.

Следует отметить, что новые «Правила по охране труда при проведении водолазных работ» требуют гармонизации с разделом «Требования по охране труда при проектировании средств обеспечения водолазных спусков» Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, утверждённых Приказом Минтруда России от 11.12.2020 г. №886н.

В настоящее время ни один ФОИВ не наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере водолазного дела. В то же время ряд вопросов не может быть урегулирован на ведомственном уровне, так как они не относятся к компетенции ни одного из федеральных органов исполнительной власти, например: терминология, общие подходы к организации водолазных спусков и работ, единые квалификационные требования, единые формы документов. Отсутствие утвержденной единой терминологии и единой классификации водолазных спусков и работ не позволяет разрабатывать нормативные правовые акты в едином правовом поле, в частности: профессиональные стандарты, документы в сфере подготовки водолазов, нормативные документы, регулирующие вопросы оплаты водолазного труда и др.

  1. Подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об основах организации водолазного дела в РФ», прошел все стадии общественного обсуждения, прошел согласование всех заинтересованных ФОИВ и Госкорпорации «Росатом», в настоящее время находиться на согласовании в Минфине России. Перед направлением в Минюст России требуется пересогласование с Минэкономразвития России.

Учитывая содержание Концепции и задачи МКВД представляется более целесообразным разработка и утверждение Постановлением Правительства РФ не Положения об основах организации водолазного дела в РФ, а Федеральных норм и правил в области водолазного дела РФ и Положений о единой системе экономических, организационных, научно-технических и иных мер, направленных на развитие и совершенствование водолазной деятельности, включая систему подготовки водолазов, систему медико-санитарного обеспечения водолазов и др.

Необходимо отметить, что первичным утверждённым документом должен быть документ, определяющий основы организации водолазного дела, систему подготовки водолазов, систему медико-санитарного обеспечения водолазов и вторичным, или по крайней мере одновременным, документ по охране труда водолазов. Нарушение такого подхода создаёт ещё большую нормативно-правовую неопределённость в данной области.

Важно подчеркнуть, что по прежнему в каждом из ФОИВ водолазное дело развивается самостоятельно, исходя из ведомственных задач и видения вопроса. Предпочтение отдается закупкам импортных образцов водолазного снаряжения и оборудования, являющихся более надежными и отвечающими современным требованиям безопасности по сравнению с российскими аналогами. Российские производители отстают в производстве отечественной водолазной техники и снаряжения, научные исследования в данном направлении малочисленны, ряд предприятий и производств прекратило свое или прекратили своё существование или изменили характер деятельности. Производство некоторых образцов водолазного оборудования и техники прекращено. Усложняют использование водолазного труда на территории России недостаточное количество специализированных плавсредств для выполнения подводных аварийно-спасательных, поисковых, водолазных и подводно-технических работ и средств для оперативной доставки водолазной станции (или оборудования для подводно-технических работ) к месту выполнения работ (мелководье, необорудованное и/или труднодоступное побережье, плотины, дамбы, гидроэлектростанции, ледяной покров). Несмотря на принятие за последние 17 лет более 15 национальных стандартов по водолазной технике, которые к сожалению, применяются на добровольной основе, некоторые разработчики под предлогом введения инноваций (например, увеличения давления в баллонах воздушных дыхательных аппаратов более 300 атм) не учитывают требования стандартов при создании водолазного снаряжения. Практика показывает, что такие непроверенные опытом «инноваций» в области водолазной техники для водолаза означают снижение его безопасности. Поэтому совсем не случайно в ст. 17 Федерального закона от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в РФ» сказано, что национальные стандарты разрабатываются на основе результатов научных исследований (испытаний) и измерений и приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, процессов и технологий. Добровольной является и сертификация на значительную часть водолазной техники. Несмотря на решение Морской коллегии при Правительстве РФ от 17 апреля 2009 г. о разработке проекта концепции ФЦП по развитию водолазного дела и его глубоководной компоненты в РФ на сегодняшний день отсутствует какая либо соответствующая межведомственная программа. Без программы развития водолазной техники не приходится говорить об обеспечении проведения согласованной межведомственной научно-технической политики в водолазном деле, создании водолазных снаряжений, средств обеспечения водолазных спусков.

Что же мы имеем после 15 лет работы МКВД? В результате на сегодняшний день мы не имеем в области водолазного дела:

  • единой нормативной правовой базы по выполнению водолазных работ и по социальной защите водолазного состава;
  • единой системы подготовки водолазов и лиц, обеспечивающих водолазные спуски и работы на основе полного комплекса образовательных и профессиональных стандартов для всех квалификационных уровней водолазов;
  • полноценной системы медицинского обеспечения водолазных спусков и работ;
  • единой научно-технической политики в водолазном деле на основе согласованной межведомственной программы развития водолазной техники, технологий, проведения исследований.

Таким образом, по окончании действия Концепции можно констатировать, что декларированные в ней задачи не выполнены, а цель не достигнута. Даже не удалось распутать до конца клубок нормативно-правовых вопросов водолазного дела.

Очевидно следует ожидать разработки Концепции развития водолазного дела в РФ на период до 2035 года примерно с теми же целями и задачами, хотя проект новой Концепции и программа по её реализации должны были быть готовы ещё в конце 2020года. При разработке новой Концепции в части строительства судовых водолазных комплексов для обеспечения водолазных и спасательных работ на глубинах от 60 до 500 метров следует учитывать, что технологии глубоководных водолазных погружений свыше 200 м это технологии 60-70-х годов прошлого века, изначально предназначенные для длительных работ по монтажу и инспектирования подводных нефтяного и газового оборудования. Подводная робототехника сегодня выполняет аналогичные работы надёжнее, быстрее и безопаснее. Мингазпромом СССР в 1980-х годах с импортных судов с ГВК-300 проведено около 60 спусков на глубины до 305 метров. В дальнейшем трудоёмкие глубоководные водолазные технологии при освоении нефтяных месторождений на шельфе были заменены на технологии с использование телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА). Сегодня в ПАО «Газпром» предельная глубина проведения подводно-технических работ по обследованию, устранению повреждений подводных сооружений с использованием водолазов не превышает 45 метров. Многофункциональные современные специализированные СС ФГБУ «Морспасслужба» имеют водолазные комплексы КП до 100 метров и 17 ТНПА различного класса для выполнения подводно-технических работ на глубинах до 3000 метров, которые могут выполнять практически 80% функций водолазов, работать без декомпрессии, на любых глубинах, даже иногда эффективнее выполнять какие-то функции, чем водолазы. Опыт нарастающего применения морских робототехнических комплексов в поисково-спасательных операциях и подводно-технических работах позволяет развивать технологии для решения всё большего объёма задач, которые выполняют водолазы. Максимальная глубина для «мокрого» способа спасания подводников ВМФ не превышает 200 метров и ограничена возможностями как спасательного снаряжения, так и физиологией подводников. На больших глубинах используются спасательные подводные аппараты. Водолазы наиболее широко используются при подводно-технических, судоподъёмных и спасательных работах на глубинах до 60-100м. Именно поэтому востребовано создание автономного водолазного снаряжения (так называемые ребризеры), которое не требует достаточно сложного и дорогостоящего судового ГВК. Здесь нельзя не сказать о том, что более 2-х лет нет информации о глубоководных водолазных спусках на СС пр. 21300 после установления рекорда погружения в 2018году на 416 метров (рис. 7).

Чтобы выполнение действующих и разрабатываемых национальных стандартов было не добровольным, а обязательным для разработчиков водолазной техники необходима разработка технического регламента «Требования безопасности при выполнении водолазных работ». К сожалению, предложений по разработке данного или аналогичного технического регламента от МКВД пока не поступало. Наконец, разработку новой Концепции необходимо гармонизировать с Концепцией развития морской медицины в Российской Федерации на период до 2030 года, одобренной Морской коллегией при Правительстве РФ 28 апреля 2018 года, в которой значительное место уделено развитию водолазной медицины.

Вне всяких сомнений можно полагать, что без комплексного подхода к развитию водолазного дела в РФ, опираясь только на концептуальный подход без программы развития водолазного дела, в новой Концепции нельзя рассчитывать на выполнение поставленных задач и достижение планируемых целей. Это одна из причин нынешнего состояния водолазного дела. Поэтому комплексный подход должен учитываться в первую очередь при подготовке согласованной межведомственной программы реализации Концепции развития водолазного дела в нормативной правовой, организационно-технической, научно-исследовательской, квалификационной и других областях водолазного дела. Однако даже выполнение этого необходимого условия не гарантирует полного достижения намеченных целей.

Наиболее важен другой аспект развития водолазного дела. Это аспект заключается в том, что на более 300 лет водолазное дело неразрывно связано с аварийно-спасательным и судоподъёмным делом [5]. Основой, содержанием проводимой работы АСС во всех ФОИВ всегда было, есть и останется спасательное, судоподъемное и водолазное дело. Когда то в Минобороны СССР и России был даже Государственный НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ, которому в период реформирования дали новое более абстрактное название, связанное с подводными технологиями. Как свидетельствуют архивные данные, практически с первых лет зарождения флота стали образовываться в инициативном порядке и по указаниям руководителей флота отдельные группы или небольшие подразделения для разового, а иногда и многократного выполнения спасательных, судоподъемных и водолазных работ. С течением времени эти структуры совершенствовались и развивались вместе с ростом и развитием ведомств, в которых они находились. В результате была создана система поисково-спасательного обеспечения (ПСО) морской деятельности (МД) — совокупность сил, средств, органов управления и мероприятий, предназначенная для осуществления поиска и спасания людей, оказания помощи кораблям и судам, получившим аварийные повреждения, а также выполнения водолазных, глубоководных, судоподъёмных и других подводных работ. Наша история сохранила прекрасный пример того, как стремительно развивалось судоподъемное, водолазное дело и спасательное дело в 1923–1941 гг. с созданием 17.12.1923 г. экспедиции подводных работ особого назначения — ЭПРОНа. Руководство ЭПРОНа при первоначальном штате в несколько десятков человек сумело в 20-е годы собрать не только распылённые по всей стране специальное оборудование и водолазные кадры, но и сконцентрировать в своих руках все судоподъёмные и подводно-технические работ, а также успешно выполнить целый ряд судоподъёмных работ как в интересах народного хозяйства, так и в интересах ВМФ. За период 1923–1938гг им спасено 188 кораблей и судов общим водоизмещением 420 тыс. т, из них 33 иностранных судна, поднято с различных глубин морей, озер и рек 299 судов общим водоизмещением 157 тыс. т. ЭПРОН выполнял также водолазно-строительные и опытно-подводные работы. В 1931 г. были созданы Научно-технический совет ЭПРОНа, Постоянная комиссия по аварийно-спасательному делу в которые наряду со специалистами его Главного управления вошли ведущие ученые в области кораблестроения — академик А.Н. Крылов, члены-корреспонденты АН СССР Ю.А. Шиманский и П.Ф. Папкович, профессор В.Г. Власов и в области физиологии водолазного труда — академик Л.А. Орбели, член-корреспондент АН СССР Е.М. Крепс, а также ряд известных конструкторов судостроительной промышленности. Объединение всех учебных заведений водолазного профиля в Военно-морской водолазный техникум позволили значительно улучшить подготовку для ВМФ всех категорий водолазного состава. Численность ЭПРОНа к 1941 г. достигла 3000 человек. ЭПРОН фактически являлась самостоятельной организацией -единой государственной военизированной АСС страны с единой технической политикой развития сил и средств, а также с единой системой подготовки специалистов. Именно этим и объясняются его успехи в развитии аварийно-спасательного, водолазного и судоподъёмного дела страны. Включённый с 1-го дня войны в состав ВМФ в 1942 г. ЭПРОН был переименован в Аварийно-спасательную и судоподъемную службу ВМФ, затем в 1944 г. в Аварийно-спасательную и службу ВМФ, которая позволила ВМФ не только успешно решать задачи аварийно-спасательного обеспечения морской деятельности всей страны до 1956 года, но и но и заложить прочный фундамент в создание и развитие АСС других министерств и ведомств в последующие годы [6] .

Попытки решить проблемные вопросы развития только водолазного дела в отрыве от судоподъёма и спасания, как показывает опыт, малопродуктивны. Необходимо комплексно решать проблемы ПСО МД. К сожалению, не выполнено до настоящего времени решение МК при Правительстве РФ от 27.9.2013 г. №3(29) в части разработки концепции ПСО МД РФ. Отсутствует и Координационный межведомственный совет по ПСО МД РФ для оперативного решения вопросов создания и функционирования системы ПСО МД страны, о необходимости создания которого сказано в решениях МК от 21.12.2009 г., 24.12.2010 г. и 21.12. 2016 г.

Более того в «Правилах осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море» [7], утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2020 года №1928 взамен «Положения о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России» (утверждены ФОИВ от 18 апреля 1995 г.) [8] исключён раздел «Организация технического сотрудничества участников взаимодействия и подготовки их сил и средств, привлекаемых к выполнению работ». В тоже время «Стратегия развития морской деятельности РФ на период до 2030 г.» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 августа 2019 года №1930-р) [9] одной из проблем системы ПСО МД России определяет недостаточный уровень комплексного подхода к развитию и обеспечению функционирования сил и средств аварийно-спасательных формирований ФОИВ. Что касается судоподъёма, то не реализовано решение МК о подготовке концепции ФЦП подъема и утилизации затонувших кораблей, судов и иных объектов во внутренних водах и территориальном море РФ (Протокол от 6 апреля 2005 г. №МФ-П4-16пр) , а также решения научно-экспертного совета МК от 31.08.2017 по:

  • оценке общего количества затонувших кораблей и судов, создающих угрозу безопасности судоходства и наносящих ущерб окружающей среде;
  • по включению в государственную программу РФ «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы мероприятий по разработке «Реестра затонувших кораблей, судов и иных объектов во внутренних водах и территориальном море РФ», очистке акваторий от затопленных водных объектов и их утилизации;
  • включению в государственную программу РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» мероприятий по строительству на отечественных судоверфях технических средств судоподъема, созданию баз и современных технических средств утилизации поднятых водных объектов. учитывая Указанные вопросы носят межведомственный характер и также требуют создания в стране органа, способного осуществить координацию действий при их решении. Именно отсутствие такого органа не позволило выполнить в своё время распоряжение Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 г. №2614р, которым предписывалось всем министерствам и ведомствам очистить в 1989–1990 гг. морское побережье от списанных и брошенных судов.

Между тем в «Морской доктрине РФ до 2030 года», утверждённой Президентом РФ 26.07.2015 г. [10], определены основные направления развития системы ПСО МД РФ на море:

  • совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии ФОИВ, имеющих в ведении силы и средства спасания, под единым руководством ФОИВ, ответственного за поисково-спасательное обеспечение морской деятельности в зонах ответственности РФ;
  • унифицировать ведомственные системы подготовки специалистов морских АСС и сертификации поисково-спасательной техники и лицензирования различных видов поисково-спасательной деятельности, включая развитие водолазного дела и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики;
  • создать государственную глобальную автоматизированную систему мониторинга и контроля местоположения российских судов и наблюдения за обстановкой в Мировом океане, обеспечивающую международный обмен данными о местоположении зарубежных судов, находящихся в территориальных водах РФ;
  • обеспечить своевременное восстановление и обновление судового состава аварийно-спасательного и вспомогательного флота;
  • создавать и развивать эффективные судовые, авиационные, глубоководные и роботизированные средства поиска и спасания, оснащать ими аварийно-спасательные службы.

Однако в РФ до сих пор отсутствует ФОИВ, наделенный соответствующими полномочиями для руководства совершенствованием существующей системы ПСО МД РФ на море и решением комплексных проблем функционирования ведомственных АСС:

  • формированием основ единой государственной политики в области поиска и спасания на море;
  • нормативно-правовым регулированием в области поиска и спасания на море;
  • сбалансированным развитием сил и средств ПСО МД включая авиацию;
  • унификацией ведомственных систем подготовки специалистов.

Исходя из изложенного выше следует, что решение вопросов развития водолазного дела должно осуществляться комплексно в рамках развития федеральной системы ПСО МД страны, а разработку и утверждение концептуальных руководящих документов по ПСО МД РФ следует рассматривать как уже давно назревшую необходимость.

Важно подчеркнуть, что ключевым решением накопившихся и длительное время нерешаемых проблем развития водолазного, судоподъёмного и аварийно-спасательного дела как составных частей системы ПСО МД РФ в сложившихся условиях может стать подготовка Постановления Правительства РФ «О развитии системы ПСО МД РФ», в которое должны быть включены все нерешённые вопросы принятые ранее Морской коллегией, МКВД и ФОИВ в том числе:

  • определение ФОИВ ответственного развитие системы ПСО МД РФ, а также координацию вопросов повседневной деятельности ведомственных морских АСС;
  • определение головных научно-
    исследовательских организаций за подготовку обоснований программ развития элементов системы ПСО МД РФ;
  • создание межведомственных комиссий и координационных советов по основным направлениям деятельности и т.д.

Следует подчеркнуть, что именно такой подход был использован при подготовке Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 г. №174 «О совершенствовании деятельности ведомственных АСС по предотвращению и ликвидации ЧС на море и водных бассейнах России» [11], когда в период с 1993 года по 1997 год был выполнен комплекс мероприятий по совершенствованию системы поиска и спасания на море.

Мероприятия были выполнены в полном объёме и сегодня состояние системы ПСО МД РФ требуют новых организационных и технических решений.

Такую возможность предоставляет ст. 35 проекта ФЗ «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации», в которой сказано, что организация и порядок деятельности федеральной системы поиска и спасания на море определяются Правительством РФ.

Именно в этом Постановлении должны быть комплексно отражены все вопросы развития водолазного, судоподъёмного и спасательного дела РФ.

В.Н. Илюхин, руководитель секции «Поисково-спасательная техника и технологии» НТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова, д.т.н., профессор

Читайте также: