Петербургское развитие Арктики

Северная столица — один из крупнейших промышленных и научных центров России, стоящий у истоков освоения Арктической зоны. Учитывая современные приоритеты, поставленные на уровне высшего руководства страны, Правительство Санкт-Петербурга организовало в своей структуре специальное подразделение — Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики. Его деятельность, в частности, будет представлена на V Международном арктическом саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов», который пройдет с 17 по 19 февраля 2021 года в Москве и Санкт-Петербурге.

Драйвер освоения Арктики

История города тесно связана с организацией легендарных арктических экспедиций, с промышленным развитием этого уникального региона, сохранением его природы и самобытной культуры.

Именно с берегов Невы начинали свой путь экспедиции, участники которых нанесли на карты практически все северное побережье России. Именно в Северной столице были созданы первые научные центры по изучению Арктики.

Учитывая богатейший опыт Санкт- Петербурга в освоении северных широт, неудивительно, что город в последнее время стал драйвером освоения Арктики и  дискуссионной площадкой, на которой обсуждается самая важная и актуальная тематика этого направления.

Для осуществления координации деятельности исполнительных органов власти Северной столицы по вопросам, касающимся комплексного социально-экономического развития Арктической зоны, в 2018 году в структуре Администрации Санкт-Петербурга был создан Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики.

Петербург и Севморпуть

Ключевую роль в развитии Арктической зоны РФ играет освоение транспортно-логистического потенциала Северного морского пути (СМП). Это единственная магистраль, которая связывает все Заполярье, обеспечивая северный завоз, работу нефтегазовых месторождений и реализацию промышленных проектов в Арктике, а также увеличение объема грузоперевозок между Европой и Азией.

Официально начало использования логистического потенциала СМП с участием Северной столицы было положено 15 сентября 2019 года, когда атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» при поддержке Правительства СПб совершил тестовый рейс из порта Петропавловска-Камчатского в Большой порт Санкт-Петербурга. 25 сентября 2020 года единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой доставило с Камчатки в город на Неве более 200 рефрижераторных контейнеров с замороженной продукцией дальневосточных рыбодобывающих предприятий. Этот рейс стал завершением первого этапа реализации пилотного проекта по созданию регулярной действующей контейнерной линии между Санкт-Петербургом и Дальним Востоком, а совершен он был в рамках исполнения поручения Президента России о возможности снижения стоимости рыбной продукции путем уменьшения затрат на ее доставку в Европейскую часть страны, используя Северный морской путь. В настоящее время Комитетом совместно с объединениями логистических компаний прорабатывается вопрос об организации единого агрегатора для формирования обратных грузов из СПб в регионы АЗ РФ и на Дальний Восток с использованием потенциала СМП.

Развитие Севморпути, в свою очередь, невозможно без современных атомных ледоколов. Эту задачу решает российский лидер ледокольного судостроения — петербургский «Балтийский завод». Предприятие строит четыре универсальных атомных ледокола проекта 22220. Головной из этой серии — «Арктика» — уже вышел в акваторию Севморпути. Также на Балтийском заводе построен первый в мире плавучий энергоблок — «Академик Ломоносов». ПЭБ используется в качестве плавучей атомной теплоэлектростанции в Певеке (Чукотский автономный округ).

Петербургским конструкторским бюро «Айсберг» также разработан уникальный проект самого мощного в мире ледокола — «Лидер», строительство которого будет осуществляться на Дальнем Востоке. Увеличенная ширина корпуса новейшего российского атомохода обеспечит проводку по СМП даже крупнотоннажных судов, которые сейчас не могут использовать этот маршрут.

Развитие Севморпути также невозможно без актуальной гидрометеорологической информации, которую обеспечивает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.

А Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова является крупнейшим на Северо-Западе России центром по подготовке специалистов для водного транспорта — на базе вуза функционирует Арктический факультет.

Также необходимо отметить, что губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов входит в состав Государственной комиссии по развитию Арктики, а председатель Комитета Герман Широков — в состав Совета Северного морского пути.

Кроме того, в настоящее время Комитетом реализуется ведомственный проект «Активизация участия Санкт- Петербурга в развитии судоходства по Северному морскому пути». Цель — активнее задействовать петербургские предприятия и организации в соответствующих мероприятиях согласно Плану развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года.

Обороноспособность и технологии двойного назначения

Развитие Арктического региона и стабильная работа Северного морского пути также невозможны без укрепления обороноспособности России на этих рубежах. В первую очередь речь идет о судах для ВМФ. Так, на стапелях петербургского судостроительного завода «Алмаз» сейчас создается ледокол проекта 21180М «Евпатий Коловрат». Это облегченный вариант «Ильи Муромца», построенного АО «Адмиралтейские верфи».

На заводе «Северная верфь» построены суда тылового обеспечения с высоким ледовым классом ARC4 проекта 23120 для Министерства обороны РФ.

АО «Средне-Невский судостроительный завод» — лидер российского композитного судостроения — строит корабли противоминной обороны.

Судовые энергетические установки ПАО «Пролетарский завод» и ПАО «Силовые машины» стоят на многих судах ледового класса, гражданского и военного назначения.

АО «Концерн «Океанприбор» обеспечивает суда, работающие в Арктике, гидроакустическим оборудованием военного и двойного назначения.

И это далеко не полный перечень петербургских возможностей, которые востребованы в развитии инфраструктуры Севморпути. По экспертным оценкам, более 400 предприятий и организаций Санкт-Петербурга обладают уникальными арктическими компетенциями.

Промышленность Северной столицы способна освоить любую современную технологию и выпустить продукцию для решения задач развития Арктики.

В то же время с точки зрения инноваций наиболее перспективными являются технологии производства беспилотных летательных комплексов для аэрофотосъемки в суровых природных условиях, геодезических и георадарных съемок, мониторинга ледовой обстановки, автономных энергетических систем в арктическом исполнении, робототехники для морских нефтегазовых объектов, на которых необходима круглогодичная работа независимо от ледовой и погодной обстановки.

Согласно новой стратегии

Учитывая цели Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Президентом РФ минувшей осенью, Комитетом поддерживаются следующие проекты, реализуемые в Санкт-Петербурге:

  • развитие арктического научно- производственного кластера, стимулирование повышения конкурентоспособности производимой в нем продукции;
  • интеграция научных и образовательных организаций города в научно-образовательные центры, создаваемые на территории Арктической зоны;
  • реализация образовательными организациями города программ по профессиям, специальностям и направлениям подготовки среднего профессионального и высшего образования, востребованным на рынке труда Арктической зоны, а также реализация дополнительных профессиональных программ;
  • развитие системы профориентации молодежи для получения специальностей, востребованных в Арктической зоне;
  • организация и проведение в городе крупных российских и международных конгрессно-выставочных мероприятий по арктической тематике;
  • координация деятельности Научно-производственного арктического кластера;
  • организация деловых миссий в регионы Арктической зоны Российской Федерации;
  • издание каталога арктических компетенций Санкт-Петербурга;
  • создание арктического музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики;
  • содействие развитию Института народов Севера педагогического уни-верситета им. А. И. Герцена, а также реализация комплекса мер в Санкт-Петербурге, направленных на популяризацию и продвижение культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  • развитие арктического туризма, а также туристических маршрутов в ре-гионы Арктической зоны с точкой отправления из Санкт-Петербурга.

Одновременно Комитет реализует пять ведомственных проектов:

  • «Активизация участия Санкт- Петербурга в развитии судоходства по Северному морскому пути»;
  • «Создание Центра речного арктического судостроения»;
  • «Создание современного комплекса конкурентоспособных арктических туристских продуктов с участием Санкт- Петербурга и регионов Арктической зоны Российской Федерации»;
  • «Кадры для Арктики»;
  • «Санкт-Петербург — центр этнокультурного развития народов Севера».

По материалам Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики

Читайте также:

Добавить комментарий