Этапы развития Аварийно-спасательной службы Военно-Морского Флота

(К 100 -летию Аварийно-спасательной службы ВМФ)

5 января 2021 года исполняется 100 лет аварийно-спасательной службе (АСС) ВМФ. Эта дата определена приказом Министра обороны СССР № 145 от 15.06.1961г., основанного на декрете Совета народных комиссаров (СНК) от 05.01.1921г. «О сосредоточении всех работ по судоподъему в Наркомате по морским делам и зачислении личного состава, занято¬го судоподъемными работами в состав военнослужащих». Аналогичные декреты СНК по проведению судоподъемных работ на Балтийском и Белом морях были приняты 21.02.1921г.

Ключевую роль в становлении и развитии АСС ВМФ сыграла Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН — создана 17.12.1923 г), руководство которой сумело в 20-е годы собрать не только распылённые по всей стране специальное оборудование и водолазные кадры, но и сконцентрировать в своих руках все судоподъёмные и подводно-технические работ, а также успешно выполнить целый ряд судоподъёмных работ как в интересах народного хозяйства, так и в интересах ВМФ.

С 18 января 1931 г. на ЭПРОН, наряду с производством судоподъемных работ, возлагалось также выполнение аварийно-спасательных, водолазно-строительных и подводно-технических работ. ЭПРОН являлась единой государственной военизированной АСС страны, организационно входившей в состав Народного комиссариата водного транспорта, но при выполнении в ВМФ аварийно-спасательных работ (АСР) в оперативном отношении подчинялась наркому по военным и морским делам.

В первый же день начавшейся войны с Германией Приказом Народного комиссара (НК) ВМФ СССР и НК Морского флота (МФ) СССР от 22 июня 1941 г.
№ 0525/22с ЭПРОН был полностью передан в состав ВМФ. Начальником АСС флота (флотилии) является начальник ЭПРОН флота (флотилии). Приказом НК ВМФ от 2.06.1942 г.
№ 0469 ЭПРОН был переименован в Аварийно-спасательную и судоподъемную службу (АССС) ВМФ, а Приказом НК ВМФ от 3.01.1944 г. № 05 АССС ВМФ и флотов (флотилий) переименована в АСС ВМФ, флотов (флотилий) [1].

За прошедшее столетие многократно менялись название, структура и подчиненность АСС ВМФ.

Особенности, тенденции и проблемные вопросы развития АСС ВМФ за прошедшее столетие целесообразно знать и учитывать как при развитии сил и средств поисково-спасательного обеспечения (ПСО) ВМФ, так и при совершенствовании федеральной системы поиска и спасания на море.

Историческая справедливость требует отметить, что оказание помощи поврежденным в боях и при различных авариях кораблям и судам, спасение гибнущих на море людей, проведение судоподъемных, подводно-технических работ и освоение морских глубин имело место с самого начала создания флота России в конце 17 века. К концу девятнадцатого столетия в России были созданы первые организационно-штатные структуры для постоянного выполнения работ такого рода. Среди них водолазные и спасательные партии портов, Кронштадская водолазная школа, Российское общество спасения на водах и другие. В годы первой мировой войны в стране возникли отдельные компании, которые занимались как правило изъятием с затонувших судов цветных металлов, ценного оборудования и грузов. Для выполнения аварийно-спасательных работ (АСР) использовались прежде всего боевые корабли, а также буксиры, плавкраны, плашкоуты и другие несамоходные плавсредства с грузовыми стрелами, насосами, компрессорами и другим оборудованием. 14 июля 1915 г.
в состав Балтийского флота вошло построенное на Путиловской верфи Петрограда спасательное судно (СС) катамаранного типа «Волхов» (с 1923 г.
«Коммуна») полным водоизмещением 3100 т для подъема с глубин до 60 метров подводных лодок (ПЛ) водоизмещением до 1000 тонн (рис.1) [2].

Кроме того, в начале 1920 г. на Балтийском и Белом морях для оказания помощи терпящим бедствие судам и подъема затонувших судов, а также выполнения всех водолазных работ были сформированы водолазно-спасательные партии (ВСП). Их штат комплектовался военными моряками или вольнонаемными, которые зачислялись на военную службу.

В развитии АСС ВМФ можно выделить 5 этапов:

1-й этап с начала 20-х годов до 22.61941г -становление АСС ВМФ и возрастание роли ЭПРОН;

2-й этап с 22.6.1941г до середины 50-х годов— ЭПРОН-АСС ВМФ во время Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие;

3-й этап с середины 50-х годов начала 90-х годов— АСС ВМФ в период создания океанского флота;

4-й этап с начала 90-х годов и до начала 2000-х годов — реформирование ВМФ и сокращение судового состава АСС.

5-й этап с начала 2000-х годов и до настоящего времени — восстановление судового состава АСС ВМФ и его дальнейшее развитие [3].

Особенностью первого этапа является исключение для ВМФ приоритетной для того времени задачи подъёма судов на основании декрета СНК от 29.10.1921 г. «О передаче подъёма судов из ведения Народного комиссариата по морским делам в ведение Народного комиссариата путей сообщения (НКПС)», которым также были отменены декреты СНК от 05.01.1921г. и 21.2.1921г. Вместе с тем в Наркомате по морским делам оставались СС “Волхов”, буксирный пароход “Эльбрус, несколько плавсредств для обеспечения водолазных станций.

За период 1923-1938 гг. в результате деятельности ЭПРОНА:

  • спасено 188 кораблей и судов общим водоизмещением 420 тыс. т, из них 33 иностранных судна, причем 8 иностранных судов общим водоизмещением 41 тыс. т остались в пользу СССР, а за спасение остальных судов получено валюты более 80 тыс. английских фунтов стерлингов;
  • поднято с различных глубин морей, озер и рек 299 судов общим водоизмещением 157 тыс. т и 5 орудийных башен с линкоров массой по 4000 т каждая;
  • выполнено большое количество работ по очистке морских и речных фарватеров от затонувших судов, а также подводных строительных и ремонтных гидротехнических работ;
  • организована регулярная проводка кораблей и судов из Ленинграда по Свири и Беломорско-Балтийскому каналу в Белое море, а также по Мариинской водной системе до Астрахани.

К началу Великой Отечественной войны в состав ЭПРОН входили 30 СС и спасательных буксиров и 38 водолазных катеров , в том числе 7 современных, специальной постройки.

Особенностью второго этапа развития судов АСС ВМФ являлось неравномерное распределение судов по флотам, которое не учитывало интенсивность ведения возможных боевых действий на морских театрах.

В годы войны на всех флотах и флотилиях ВМФ был выполнен большой объем аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ. Были оказаны различные виды помощи (снятие с мели, поддержание на плаву, тушение пожаров и др.) более чем 1500 аварийным судам кораблям (таблица 2), что стало весомым вкладом в поддержание боеспособности кораблей флота и в обеспечение работы морского транспорта [2].

Основными видами спасательных работ на флоте были: снятие с аварийных судов с мели, поддержание на плаву, буксировка в ближайшую базу кораблей, получивших боевые и другие повреждения. Около 60% работ включали заделку повреждений и откачку воды из затопленных помещений.

Война показала, что оказание помощи подводным лодкам (ПЛ), ведущим боевые действия скрытно, вдали от своих берегов на коммуникациях противника, практически невозможно. Оказывать помощь ПЛ приходилось в редких случаях и, как правило, в пунктах базирования или вблизи них. Поэтому основным способом спасения экипажей ПЛ в процессе боевых действий стал самостоятельный выход подводников на поверхность в спасательном снаряжении, что в ряде случаев удалось осуществить оставшемуся в живых личному составу («М-94», «С-11», «Щ-323», «М-51»).

Подъем и восстановление затопленных судов морского и речного флота, разделка поднятых судов, не подлежащих ремонту, на металлолом, а также восстановление гидротехнических сооружений портов были определены как общегосударственные задачи. Начиная с февраля 1944 г. задания по этим работам вносились в народнохозяйственный план страны и утверждались ГКО СССР. Поступление во второй половине 1943 г. новой судоподъемной техники во многом способствовало выполнению планов. Учитывая срочную необходимость восстановления ВМФ и значительно выросший объём подводно-технических работ по восстановлению портов и расчистке акваторий, ГКО СССР 28 октября 1944 года принимает Постановление № 6808 «О подъеме и восстановлении военных кораблей и мероприятиях по улучшению судоподъемной организации Наркомвоенморфлота».

В первые два года войны остро ощущалось отсутствие достаточного числа СС и буксиров из-за их потерь в боевых действиях. Опыт выполнения АСР показал, что технические характеристики большинства судов этих подклассов во многом не удовлетворяли требованиям военного времени.

Восполнение СС осуществлялось в основном за счет передачи судов из гражданских ведомств и их переоборудования в спасательные буксиры, плавбазы и водолазные боты, а с 1944г за счёт восстановления и переоборудования судов, поднятых в освобожденных от врага портах, а также за счет использования трофейных судов. В результате принятых мер по усилению судового состава к концу войны количество СС и спасательных буксиров в АСС увеличилось с 30 до 44, морских водолазных ботов — с 11 до 28, рейдовых и речных водолазных катеров — с 33 до 133, плавучих баз — с 4 до 14 и плавкранов — с 4 до 11.

В первое послевоенное десятилетие АСС ВМФ выполнялось большое число судоподъемных работ, широко развернутых по решению ГКО СССР со второй половины 1943 г., а также подводно-технических работ, связанных с восстановлением разрушенных портовых сооружений и других народнохозяйственных объектов. С мая 1945 г. по декабрь 1955 г. было поднято 2700 кораблей и судов, суммарный тоннаж которых составил 1953880 т.

АСС ВМФ располагала значительным числом плавсредств, но не все суда, особенно спасательные и буксиры, полностью соответствовали своему назначению.

Из-за недостатка средств строительство новых судов (за исключением катеров) не велось, и первое послевоенное поколение судов АСО создавалось за счет переоборудования и дооборудования других кораблей и судов ВМФ. Послевоенное строительство подводных лодок (1948–1949 гг. — ПЛ пр. 613, 1949–1950 гг. — ПЛ пр. 611) с предельной глубиной погружения, в два раза превысившей глубину погружения подводных лодок военной постройки, потребовало и соответствующего аварийно-спасательного обеспечения.

Для продолжения работ по развитию технологий глубоководных водолазных погружений в 1946–1956гг. было произведено дооборудование плавбазы ПЛ «Алтай», гидрографического судна «Зюйд», отечественных (тральщики пр. 254) и трофейных (немецкие тральщики серии М-35, американские тральщики серии АМ, немецкий спасательный корабль гидросамолётов) для обеспечения проведения глубоководных водолазных спусков. Эти СС имели спасательный и водолазный колоколы (ВК), кормовое СПУ, поточно-декомпрессионные и лечебные рекомпрессионные барокамеры, гелиево-кислородную систему для водолазного снаряжения ГКС-3М, объединённых понятием «глубоководный водолазный комплекс» (рис. 2). В 1947–1949 гг. на СС «Алтай» была проведена серия водолазных спусков на глубины до 200 м. C борта СС подводных лодок «Зангезур» (немецкий тральщик серии «М, переоборудованный под СС) на Каспийском море в июне-декабре 1956 г.
были последовательно проведены в морских условиях водолазные спуски на глубины 130, 170, 200, 210, 220, 240, 250, 270, 280 и 305 м.

При оказании помощи подводной лодке «М-19», затонувшей в 1948г. на глубине 26 м в заливе Советская Гавань, спасатели через 16 часов после аварии сумели поднять ее на поверхность вместе с оставшимся в живых личным составом.Такая спасательная операция относится к числу уникальных.

Гибель линкора “Новороссийск” в октябре 1955 г. в Севастопольской бухте вскрыла недостатки не только АСС, но и в целом по ВМФ. Анализ действий АСС ЧФ показал, что она не была готова к оказанию помощи большому кораблю, получившему тяжелые повреждения Уроки этой трагедии были учтены в руководящих флотских документах.

Первое послевоенное поколение судов АСС, сложившееся к середине пятидесятых годов, позволяло в основном решать задачи обеспечения боевых сил флота. Но это было справедливо только для работ в прибрежной и ближней морских зон. Для обеспечения боевых кораблей в дальней морской зоне требовались СС нового поколения. Поэтому в 1952г. начато проектирование спасательного судна проекта 527.

Особенностью 3-го этапа развития судов АСС ВМФ стало приведение в соответствие сил и средств АСС к новым задачам боевого состава ВМФ и создание СС нового поколения. С середины пятидесятых годов, с восстановлением народного хозяйства страны, в Советском Союзе началось создание мощного океанского ракетно-ядерного флота, основой которого стали подводные лодки. Соответственно возросли и требования к аварийно-спасательному обеспечению боевых сил флота, что обусловило значительное переориентирование в основных направлениях деятельности АСС и в первую сосредоточение на задачах ВМФ. Следствием этого стало Постановление Совмина СССР от 17 марта 1956 г. № 362–233, согласно которому с АСС ВМФ была снята задача по проведению судоподъемных и подводно-технических работ для гражданских министерств и ведомств с передачей части СС и технических средств в созданную спасательную службу министерства морского флота.

В декабре 1959 г. Минсудпромом было сдано головное многоцелевое спасательное судно проекта 527 — «СС-26», которое вошло в состав Черноморского флота (рис. 3).

Подкласс судоподъемных судов, в который ранее входило единственное судно «Коммуна», в 1967 г. пополнился более совершенным по своим тактико-техническим характеристикам судоподъемным судном пр. 530 «Карпаты» (рис.4), которое имело возможность поднимать подводные лодки и другие затонувшие объекты (ЗО) массой до 800 т с глубин до 300м [3].

Для обеспечения деятельности кораблей ВМФ в любых районах Мирового океана были построены два уникальных по своим многоцелевым возможностям СС пр. 537 — «Эльбрус» (1979г), и «Алагез» (1989 г.) [3], [4]. (рис. 5). На этих судах предусмотрено одновременное базирование четырех обитаемых подводных аппаратов (ОПА), необитаемого дистанционно-управляемого аппарата МТК-200, вертолета КА-252 ПС и современные на то время средства оказания помощи аварийным кораблям и аварийным ПЛ. Глубоководный водолазный комплекс (ГВК) СС пр. 537 обеспечивает выполнение водолазных работ на глубинах до 250 м и декомпрессию до 80 подводников, спасенных с помощью спасательного глубоководного аппарата (СГА).

Одновременно с решением вопросов, связанных с созданием, освоением и использованием по назначению СС нового поколения, способных более эффективно осуществлять АСО аварийных ПЛ, лежащих на грунте, на 3-м этапе развития судов АСС ВМФ продолжалась интенсивная работа по созданию СПЛ, начатая в первом послевоенном десятилетии. Следует отметить, что эффективность выполнения спасательных работ СПЛ в 2-2,5 раза превышает эффективность аналогичных работ со СС. Знаменательной вехой в развитии АСС ВМФ наряду с созданием СПЛ является создание ОПА-спасательных, рабочих и поисково-обследовательских [5], [6].

В 1961 г. подводная лодка «С-63» пр. 613 была переоборудована в экспериментальную спасательную ПЛ (ЭСПЛ) пр. 666, на которой разместили самоходный управляемый спасательный снаряд (УПС).

В 1962 г. во время испытаний СПЛ пр. 666 впервые в мировой практике были произведены расстыковка и стыковка УПС с ПЛ-носителем и аварийной ПЛ, находившихся в подводном положении [6].

Успешные результаты испытаний ЭСПЛ и УПС в 1962-1965гг. послужили основанием для развития отечественных СПЛ и СГА.

В 1976 и 1979 гг. были построены две СПЛ пр. 940 (рис. 6), каждая из которых несла на себе 2 СГА пр. 1837 с рабочей глубиной 500 м. Они стали поступать на флоты с 1970 г. Всего было построено 5 СГА пр. 1837 [7].

Для поисково-спасательного обеспечения (ПСО) ПЛ в 1986-1989 гг было построено четыре СГА пр. 1855. Применение титанового сплава для изготовления прочного корпуса дало возможность вдвое увеличить рабочую глубину погружения — до 1000 м.

С 1971 г. на флоты стали поступать автономные рабочие снаряды (АРС) пр. 1839, предназначенные для допоиска и обследования ЗО, выполнения работ по обеспечению подъема и оказания помощи аварийным ПЛ на глубинах до 500 м. В развитие пр.1839 были созданы рабочие ПА пр. 18392 (РПА)с улучшенным навигационным и гидроакустическим вооружением. По сравнению с СГА на АРС более развиты средства визуального наблюдения, и рабочие органы-манипуляторы.

С 1975 г. увеличились возможности глубоководного поиска с поступлением на флоты ОПА пр. 1832 («Поиск-2»), способных на глубинах до 2000 м обследовать и фотографировать подводные объекты, доставлять и помещать на грунт или на ЗО исследовательскую аппаратуру, закреплять на ЗО тросы подъемных средств, а за счет собственной положительной плавучести поднимать на поверхность малогабаритные предметы массой до 400 кг.

В 1983г. впервые в практике отечественного подводного судостроения был спроектирован и построен ОПА (батискаф) пр. 1906 («Поиск-6») с глубиной погружения до 6000 м [5].

Значительно увеличились возможности системы АСО с поступлением на флоты в 1968–1985 гг. противопожарных судов пр. 1893 (рис. 7),1993 и противопожарного катера пр. 14611, в задачи которых кроме тушения пожаров на кораблях и береговых объектах входили: дезактивация корпусов кораблей, поддержание кораблей на плаву, буксировка, спасание людей, терпящих бедствие на воде [8].

Важным направлением деятельности сил и средств АСС ВМФ стало обеспечение полетов космических кораблей (КК). С увеличением интенсивности космических запусков в целях обеспечения безопасности космонавтов в случае вынужденной или плановой посадки спускаемых аппаратов (СА) и КК на морских и океанских акваториях в 1967 г. в Минобороны была создана поисково-спасательная служба (ПСС) ВМФ, так как силами и средствами АСС ВМФ эти задачи не могли быть решены.

Следует отметить, что с 1963 г. до 1979 г. АСС ВМФ была объединена с Вспомогательным флотом (ВФ) ВМФ.

(Продолжение следует)

В. Н.  Илюхин, доктор технических наук, профессор, председатель секции «Поисково-спасательная техника и технологии» НТО судостроителей им. академика А. Н. Крылова

Читайте также:

Добавить комментарий