Основные перспективы развития транспортировки сжиженного природного газа в Арктическом бассейне

До последнего времени большинство проектов экономического развития Арктической зоны базировались на использовании нефтепродуктов и угля для транспортного и энергетического обеспечения. Современные требования в части снижения экологических воздействий и рисков заставляют искать альтернативные решения.

Необходимость активного формирования спроса на сжжиженный природный газ (СПГ) на внутреннем рынке была подчеркнута президентом Российской Федерации В.В. Путиным на совещании при запуске первой линии завода «Ямал СПГ». При этом было отмечено, что применение СПГ может быть расширено, в том числе за счёт поставок в удалённые населённые пункты, не имеющие сетевого газа, за счёт перевода общественного транспорта на более чистое, экологичное газомоторное топливо. Непосредственно в Арктической зоне можно выделить три крупных проекта производства СПГ. Кроме того, имеются возможности поставки СПГ с Балтийских проектов по Беломорско-Балтийскому каналу, а также по р. Лена с месторождений Западной и Центральной Якутии. Небольшие мощности по производству СПГ могут быть размещены в Анадыре на основе действующей локальной системы добычи и транспортировки газа.

Общий объем производства СПГ на объектах, с которых возможна поставка СПГ в Арктику, к 2030 году может достичь 70 млн. тонн в год.

Основной объем производства СПГ придется на два проекта: «Ямал СПГ» (17,4 млн. тонн) и «Арктик СПГ 2» (19,8 млн. тонн с возможностью увеличения до 33 млн. тонн).  Инфраструктуры использования СПГ в настоящее время в Российской Арктической зоне нет. Тем не менее отдельные элементы ее создаются компанией «Ямал СПГ», прежде всего в ходе реализации своего проекта на Ямале. К ним можно отнести портовую инфраструктуру Сабетта, строительство флота газовозов, а также планы по использованию ледоколов на СПГ для портовой проводки в порту Сабетта.

Сегменты и перспективы использования СПГ в качестве бункерного топлива сильно зависят от потенциальной географии использования судов. Это связано с тем, что невозможно быстро создать надежную инфраструктуру по бункеровке СПГ на протяжении всего Северного морского пути (СМП). Прежде всего, бункеровочные центры совпадают с заводами по производству СПГ. Кроме того, для обеспечения портовых операций в Арктической зоне и на протяжении СМП потребуется организация портовых пунктов хранения и бункеровки в портах:

  • Мурманск и Архангельск с поставкой СПГ с Балтики или «Ямал СПГ»;
  • Диксон с поставкой СПГ с «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» или с СПГ-проекта в Норильске;
  • Тикси с поставкой СПГ с «Ямал СПГ» и в летнее время по р. Лена из Центральной Якутии;
  • Анадырь, бухта Провидения с поставкой СПГ с собственных мощностей по сжижению или с СПГ проекта
    «Сахалин-2».

Предполагаемые бункеровочные центры приближены к портам, населенным пунктам и промышленным районам Как правило, они совпадают с внутренними водными путями, такие как реки и Беломорско-Балтийский канал.

Потребителями СПГ в Арктической зоне могут быть:

  • объекты теплоэнергоснабжения;
  • газификация населенных пунктов;
  • промышленные проекты;
  • газомоторное топливо.

Использование СПГ связано со следующим потребителями, расположенными:

  • в непосредственной близости от системы производства или хранения СПГ;
  • в речных акваториях и в районах с транспортной доступностью.

Подобное сочетание позволяет создавать единую инфраструктуру по хранению СПГ для бункеровки и для поставки газа потребителями на суше. Единая  инфраструктура для бункеровки и поставки газа на побережье является основой для снижения капитальных и операционных затрат, что повышает доступность СПГ для потребителей любой категории. При этом хранилища СПГ могут быть как в плавучем, так и наземном исполнении. Производственная цепочка поставки и использования СПГ представляет собой поставку СПГ с завода на газовоз или в криогенные танк-контейнеры, транспортировку СПГ потребителю, слив в плавучую или наземную систему приема и хранения газа. Поставка СПГ водным транспортом может осуществляться в танк-контейнерах и специализированных судах-газовозах. Для этого необходимы возможности для погрузки портовым краном или краном на сухогрузе контейнера с берега на судно или при больших поставках СПГ загрузка специализированного судна-газовоза с берегового комплекса хранения и отгрузки СПГ. Реализуемые Российскими компаниями проекты малотоннажных газовозов предусматривают строительство небольших судов, прежде всего для бункеровки. Тем не менее они же могут быть использованы для поставки СПГ потребителю. Типовой объем перевозки СПГ составляет 3 000–7 000 м3 СПГ.

Несмотря на большую роль природного газа в снижении загрязнения окружающей среды, имеются экономические, финансовые аспекты и вопросы безопасности, которые ограничивают использование газа. Для потребителя в суровых климатических условиях особое значение приобретает безопасность поставок. Несмотря на большие ресурсы газа в Арктике, доступность СПГ для поставки на внутренний рынок ограничена. Это связано как с поставками газа по долгосрочным контрактам на экспорт, так и с отсутствием планов по поставке газа на внутренний рынок. Следует ожидать, что растущий уровень конкуренции на мировых рынках СПГ изменит эту ситуацию и крупнейшие Российские операторы СПГ-проектов в поиске новых рынков обратят внимание на потенциал внутреннего рынка. Регион имеет слаборазвитую инфраструктуру, это касается и инфраструктуры по передаче, распределению и хранению газа. Требуются громадные инвестиции для ее развития. Строительство осложняет повсеместное распространение многолетнемерзлых пород и ограниченные периоды навигации, как для мобилизации техники и людей для строительства, так и для последующего завоза СПГ.   В СССР имелся уникальный опыт строительства плавучих электростанций, способных использовать как газ, так и нефтяные топлива. При проектировании плавучих решений следует внимательно изучить этот опыт и условия в арктических портах и населенных пунктах, что должно обеспечить возможность размещения мощностей СПГ без существенных инвестиций в портовую инфраструктуру. Затраты также могут минимизироваться путем переоборудования старых судов в плавучие хранилища и электростанции. Последующее развитие рынка СПГ будет направлено вглубь от побережья вдоль внутренних водных путей. В Арктической зоне судоходство и доставка грузов осложняется сложной ледовой обстановкой: неразвитая промышленность, малочисленное население — все это приводит к необходимости масштабных и долгосрочных действий по развитию инфраструктуры региона и учета периода навигации при планировании хранилищ СПГ.

Таблица 1. 
Имеющиеся и планируемые проекты по производству СПГ для Арктической зоны РФ

Название Инициатор Район Тип инфраструктуры
завода СПГ
Статус Мощность, тыс. т/год Технология
Арктические проекты
«Печора СПГ» Роснефть Alltech порт Индига

Баренцево море

наземный / плавучий завод СПГ (FLNG)

морской терминал (FLSO)

ТЭО 2 х 2600 Air Products
«Ямал СПГ» НОВАТЭК порт Сабетта

п-ов Ямал

Обская губа

Карского моря

наземный завод СПГ

морской порт

1-ая очередь эксплуатация с декабря 2017

2-3-ая очередь — строительство

3 x 5500

1 х 900

Air Products

Linde

«Арктик СПГ 2» НОВАТЭК п-ов Гыдан

Карское море

на бетонном основании гравитационного типа замысел 3 x 6600

2 х 6600 (опция)

Linde
Потенциально возможные проекты
«Норильский СПГ» Норильскгазпром Дудинка,

река Енисей

  потенциальная возможность 2 000  
«Якутский СПГ» Якутск,

река Лена

  потенциальная возможность 500 + 1 100  
«Анадырь СПГ»   Анадырь,

Берингово море

  потенциальная возможность 12,5 + 20  
Архангельск Ассоциация Созвездие Архангельск,

Белое море

  предТЭО 12,5 + 150

Развитие технологий транспортировки, перевалки, хранения и регазификации СПГ, как в наземном, так и плавучем исполнении, позволяет снизить капитальные затраты для внедрения СПГ, как для замещения традиционных топлив, так и для проектов, планируемых к реализации. Природный газ в Арктике фактически является местным ресурсом, короткое транспортное плечо по сравнению с поставками нефтепродуктов, действующее производство СПГ и несколько производственных центров СПГ на этапе строительства и проектирования  позволяют высоко оценить перспективы использования СПГ для береговых потребителей в Арктической зоне.

Важным преимуществом СПГ является его доступность в долгосрочной перспективе (около 70 млн. тонн производственные мощности) и соответствие современным и будущим экологическим требованиям. Именно в надежности поставки топлива и в ценовой конкурентоспособности заключаются экономические преимущества СПГ. Дополнительным плюсом является сохранность СПГ и отсутствие даже на теоретическом уровне воровства топлива. Для транспортировки СПГ потребуется флот газовозов, состоящий из 2 газовозов вместимостью 3 000 ми 2–3 газовозов вместимостью 15 000 м3, для обеспечения горных проектов на Чукотке потребуется дополнительно один газовоз вместимостью 60 000 м3.

Использование СПГ вместо нефтяных топлив и угля позволяет существенно снизить выбросы в атмосферу и предотвратить загрязнение окружающей среды при разливах, происходящих при перевалке нефтяных топлив. СПГ для Арктики фактически является местным видом ресурсов, что позволяет экономить большие ресурсы на обеспечение «Северного завоза». Наличие нескольких центров поставки СПГ обеспечит конкуренцию и надежность энергообеспечения потребителей.

Выводы

Арктическая зона России слабо освоена, в основном экономическое освоение осуществлялось на побережье и вдоль основных сибирских рек. Тем не менее для обеспечения жизнедеятельности Арктики требуется как надежное снабжение, которое называется «Северный завоз», — организация поставки грузов, в основном топлива, в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, так и экологически наиболее прогрессивное. Доля транспортной составляющей в стоимости топлива достигает 70 % (пример — поставки угля из Зырянки в порт Певек). Стоимость угля доходит до 8 тыс. ₽/т, дизельного топлива до 80 тыс. ₽/т и существенно превосходит цену внутреннего и мирового рынка. Замещение поставок угля и дизельного топлива для тепло- и энергоснабжения потребителей в Арктике на СПГ позволит снизить транспортные расходы и повысить надежность энергообеспечения с одновременным снижением экологических воздействий и рисков (включая угрозы аварийных разливов нефтепродуктов) по всей цепочке поставки. Для этого требуется не только строительство заводов по производству СПГ, но и формирование флота газовозов и систем хранения СПГ у потребителя. В зависимости от места расположения, объема потребления, для поставки топлива могут использоваться наземные или плавучие решения по хранению, регазификации и производству электрической энергии. Текущее замещение угля, дров и нефтепродуктов, используемых для тепло- и энергоснабжения населенных пунктов в Арктике, обеспечит продажи около 223 тыс. тонн СПГ. Ожидается, что при реализации горных проектов в Российской Арктике: освоения Павловского месторождения, проекта Тайбасс и группы проектов на Чукотке, дополнительный объем потребления СПГ составит 360 тыс. тонн. «Первая горнорудная компания» с проектом освоения Павловского месторождения на Новой Земле уже заявила о возможности использования СПГ для энергообеспечения ГОКа. Проект потребует около 40 тыс. тонн СПГ и по требованию оператора проекта требуется 6-месячный запас топлива. Таким образом, необходимо иметь 20 тыс. тонн СПГ на хранении и емкость хранилища может достигать 33 тыс. м3. Важным проектом по внедрению СПГ на рынок может быть проект энергообеспечения острова Соловки с полным отказом от использования нефтяных топлив в этом паломническом и туристическом центре.

Исходя из отсутствия необходимого опыта и компетенций использования СПГ, для проекта энергообеспечения Арктики целесообразно следующая практическая последовательность реализации:

  1. Пилотный проект вне зоны СМП — Белое, Баренцево моря;
  2. Газификация портов в районе СМП;
  3. Газификация припортовых районов;
  4. Проникновение в континентальную часть, в т. ч. с использованием внутренних водных путей.

Размещение объектов хранения, регазификации и энергогенерации на судах, в т. ч. несамоходных, позволяет избежать длительных подготовительных процедур для строительства в условиях сокращенного светового дня, на многолетнемерзлых почвах, избежать необходимости масштабных дноуглубительных работ. СПГ может поставляться с реализуемых крупнотоннажных проектов в Арктике — «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ», а также с планируемого производства «Печора СПГ». В горизонте до 2030 года возможно возобновление Штокмановского проекта. В арктической зоне расположены несколько изолированных центров газодобычи, потенциал которых может использоваться для производства СПГ, например в Норильске, Якутске и Анадыре. В 2017 году проведена оценка целесообразности производства СПГ в Архангельске с поставкой газа из ЕСГ. В Балтийском районе реализуются и планируются к реализации несколько проектов СПГ мало-, средне- и крупнотоннажных, с которых возможны поставки СПГ через Белое море в Арктическую зону в период судоходства по Беломорско-Балтийскому каналу. Для этого требуется строительство газовоза, имеющего возможность прохода по каналу. Общий объем производства СПГ в Балтийском регионе и Арктике может достичь 70 млн. тонн в год к 2030 году. Судоходство на СМП позволит развивать перевозки по крупным сибирским рекам и по направлению море — река (Енисей, Обь, Лена). Это может стать основой для газификации потребителей вдоль рек, опорной точкой для бункеровки океанских и речных судов. Рост конкуренции и давление на производителей на мировом рынке приводит к необходимости поиска новых сегментов рынка СПГ, и внутренний рынок России в виде промышленных потребителей и бункеровки судов может стать эффективным решением для российского СПГ.

А. В. Митько, вице-президент Арктической общественной академии наук, главный специалист ВНИИМ имени ДИ. Менделеева, к. т. н., доцент

Читайте также: