Судоремонт ВМФ – пути совершенствования
В ходе реализации задачи поставленной верховным главнокомандующим – обеспечить долю современных кораблей во флоте на уровне не менее 70%:
- построено и передано ВМФ значительное количество кораблей и судов новых проектов;
- приняты концептуальные решения по контрактам жизненного цикла и сервисного обслуживания кораблей, их составных частей и комплектующих изделий с предприятиями-строителями и головными исполнителями по флотам;
- определена стратегия системы технического обслуживания и ремонта, путём разработки и введения в действие национальных и военных стандартов;
- принимаются меры по поддержанию корабельного состава в необходимой степени готовности.
Вместе с тем, руководством Минобороны России, органами надзора по вопросам соблюдения законодательства в сфере ГОЗ отмечается регулярная практика переносов сроков ремонтов и удорожания стоимости. Этому способствует, в том числе, заключение контрактов без чёткого понимания объёмов предстоящих работ.
По мнению автора, к нерешённым вопросам, влияющим на обоснованность сроков и стоимости работ относятся следующие:
- размещение кораблей в заводы происходит с существенным отставанием от сроков предусмотренных Нормами эксплуатации и ремонта;
- корабли зачастую размещаются на предприятия для исполнения контрактов по восстановлению технической готовности. Словосочетание «восстановление технической готовности» — носит спорный характер, так как, не определено ни одним из действующих документов по стандартизации и видом ремонта не является;
- крайне низкая обеспеченность морской техники ремонтной документацией (РД) — в среднем, не более 40%;
- противоречия национальной контрактной системы с необходимостью выполнения перспективной и предварительной подготовки производства предприятий и их специализации по ремонту кораблей определённых проектов;
- дефицит новой, изношенность и устаревание технологической базы предприятий (в том числе судоподъёмных средств (плавучих доков и т.п.);
- внедрение, изучение и применение в повседневной деятельности на всех уровнях эксплуатации морской техники действующих документов по стандартизации в области военного судоремонта осуществляется с большим отставанием от сроков введения их в действие.
Стандартизация вообще и, в том числе, в системе технического обслуживания и ремонта морской техники обуславливает, применение определённых правил всеми участниками процесса: Заказчиком, Исполнителями и Получателем.
Вместе с тем, в повседневной деятельности приходиться сталкиваться с различным толкованием одних и тех же процессов, что мешает упорядоченной деятельности всех заинтересованных сторон.
Не стандартизированное оформление заявочных ведомостей на ремонт, формирование контрактов на восстановление технической готовности или ремонт по техническому состоянию, а также отсутствие РД не позволяет своевременно произвести относительно реальную оценку объёмов, стоимости и сроков необходимых работ, что приобрело особую остроту в условиях ограниченного бюджетного финансирования.
РД позволяет предприятию-исполнителю оценить потребности в необходимой документации, средствах технологического оснащения и оборудования, персонале, опережающих закупках (заказе) ЗиП и материалов, обязательных субподрядчиках, задаёт объём проверок параметров и испытаний отремонтированных изделий.
ВМФ РД необходима, в первую очередь, для качественного (по составу и содержанию) составления ведомостей ремонтных работ, планирования проведения и приёмки ремонта, заказа ЗиП и материалов при планировании ремонта и сервисного обслуживания.
Комплект РД включает в себя все необходимые для этого документы.
Решение указанных вопросов представляется осуществлять следующими путями:
- добиваться изучения, безусловного формирования и исполнения документов для всех видов технического обслуживания и ремонта в строгом соответствии с действующими документами по стандартизации;
- совершенствовать организацию судоремонта ВМФ на основе действующих стандартов, в том числе разработать организационные документы, соответствующие новым реалиям, совершенствовать технологию судоремонтного производства;
- реализовать решения о разработке и исполнении синхронизированной с программой судоремонта программы разработки РД для проведения заводских и доковых ремонтов кораблей и судов ВМФ.
Необходимо отметить, что существенное значение имеет проектная ремонтопригодность изделий.
Г. Н. Муру, к. т. н., генеральный директор «АО «51 ЦКТИС»
51 Центральный конструкторско-технологический институт судоремонта
190121, Санкт-Петербург, Английская набережная д.38, +7 (812) 315-49-45
198412, СПб, г. Ломоносов, Михайловская ул., д. 14, +7 (812) 423-16-00
office@51cktis.ru, belkaolgina21@yandex.ru, http://51cktis.ru