К совершенствованию системы поиска и спасания на море

Поиск и спасание людей на море является составным элементом обеспечения безопасности морской деятельности. Необходим комплексный подход в решении этих задач, а также унификация принадлежащих разным ведомствам снаряжения и оборудования для подводных работ, иного спасательного оборудования и средств индивидуальной защиты. Не говоря об импортозамещении – сегодня российские предприятия производят оборудование, не уступающее, а то и превосходящее показатели зарубежных аналогов.

От доктрины к реальности

В «Морской доктрине РФ до 2030 г.», утвержденной Президентом РФ Владимиром Путиным 17.06.2015 г., отмечено, что для обеспечения поиска и спасания людей на море необходимо «совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении силы и спасательное оборудование, под единым руководством федерального органа исполнительной власти, ответственного за поисково-спасательное обеспечение морской деятельности в зонах ответственности РФ».

Однако в России до сих пор отсутствует федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), наделенный полномочиями для руководства совершенствованием существующей системы поиска и спасания людей на море и решением комплексных проблем функционирования ведомственных аварийно-спасательных служб, а именно:

  • формированием основ единой государственной политики в области поиска и спасания на море;
  • нормативно-правовым регулированием в области поиска и спасания на море;
  • сбалансированным развитием сил и средств поисково-спасательного обеспечения (ПСО);
  • унификацией ведомственных сис­тем подготовки специалистов;
  • техническим регулированием создаваемых средств поиска и спасания на море и др.

Задача существовавшей ранее Межведомственной морской координационной комиссии по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России заключалась в обеспечении единой государственной политики в области поиска и спасания на море и водных бассейнах. Но она не перешла к действующей с 2003 г. правительственной Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Поэтому с 2003 г. нет и решений по обеспечению единой государственной политики в области поиска и спасания на море.

Унификация снаряжения и оборудования

Действующая нормативная правовая база по организации взаимодействия ФОИВ при поиске и спасании на море содержит противоречия в понимании различными министерствами и ведомствами положений соответствующих документов. Пример тому – Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и вод­ных бассейнах России и Указ Президента РФ 1993 г. № 991. Это приводит к размыванию ответственности ФОИВ (Минтранса и МЧС) за координацию и организацию поисково-спасательных работ на море (в том числе – подводных работ) и, как следствие, к трудностям при привлечении сил и средств других ведомств к учас­тию в поисково-спасательных операциях.

Однако сегодня отсутствует государственная техническая политика по созданию и модернизации существующих сил и средств поиска и спасания на море. Количество уже имеющихся судов поисково-спасательного назначения для Минтранса, Минобороны и МЧС более чем в 2 раза превышает показатели, установленные «Стратегией развития морской деятельности РФ до 2020 г.», а суда поисково-спасательного назначения составляют довольно противоречивую и многочисленную номенклатуру.

Недостаточный уровень унификации имеют спасательные суда и разрабатываемая поисково-спасательная техника, что обусловлено отсутствием общих требований для аварийно-спасательных служб различных ведомств.

Уменьшение номенклатуры спасательных судов и унификация поисково-спасательной техники позволит:

  • снизить затраты на проектирование судов и техники;
  • строить большие серии судов, что приведет к удешевлению каждого судна;
  • снизить затраты на подготовку персонала, обеспечивающего их эксплуатацию;
  • снизить затраты на их обслуживание и ремонт за счет закупки меньшей номенклатуры запасных частей и проведения типового ремонта;
  • уменьшить количество судов ПСО, входящих в состав аварийно-спасательных служб за счет привлечения большего числа судов из других ФОИВ при проведении аварийно-спасательных работ;
  • снизить объем работ по дооборудованию судов при необходимости их перераспределения между ФОИВ.

Опыт ликвидации аварий

Многолетний опыт проведения большинства аварийно-спасательных работ (1983 г. – поиск и обследование авиалайнера «Боинг-747», 1986 г. – теплоход «Адмирал Нахимов», 1989 г. – АПЛ «Комсомолец», 2000 г. – АПЛ «Курск», 2005 г. – спасание экипажа аппарата «АС-28», 2009 г. – поиск
самолета Ту-142МЗ, 2010 г. – теплоход «Булгария», 2012 г. – буровая платформа «Кольская», 2016 г. – поиск и подъем фрагментов самолета
Ту-154 и др.) свидетельствует об участии в спасательных операциях судов поисково-спасательного назначения независимо от их ведомственной и государственной принадлежности. То же можно сказать и о средствах индивидуальной защиты.

Анализ опыта ликвидации аварий на море также показывает необходимость наличия межведомственной автоматизированной системы информационной поддержки морских спасательных операций, создание которой предусмотрено «Стратегией развития морской деятельности РФ до 2030 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2010 г. № 2205-р), но не реализовано.

Следует отметить, что координация проведения системных исследований морской деятельности России, возложенная на Минобороны, ведется недостаточно системно. В то же время, решаются частные задачи ведомственных систем поиска и спасания на море и обеспечения безопасности морской деятельности. Такие, как разработка концепции развития ПСО ВМФ на период до 2025 г., концепции развития морской медицины, разработка «Положения о водолазном деле в РФ» и других важных, но не ключевых нормативных правовых документов.

Комплексный подход

Главный недостаток существующей федеральной системы поиска и спасания на море, основанной на принципе взаимодействия аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, заключается в недостаточном уровне комплексного подхода к ее развитию и обеспечению функционирования по причине ведомственной разобщенности.

Исходя из задачи Морской коллегии при Правительстве РФ по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с решением комплексных проблем, возникающих в ходе морской деятельности России, с обеспечением безопасности мореплавания и судоходства, развитием системы поисково-спасательного обеспечения, комплексные проблемы системы поиска и спасания на море неоднократно рассматривались на заседаниях Морской коллегии при Правительстве РФ (от 6.04.2005 г. № МФ-П4-16пр, от 24.12.2010 г. № 2 (19), от 4.12.2012 г. № 1 (22), от 27.9.2013 г. № 3(29), от 21.12.2016 г. № 1(27) и др.).

Первоочередными мероприятиями по совершенствованию системы поиска и спасания на море являются:

  • определение на основании ст. 84 «Морской доктрины РФ до 2030 г.» ФОИВ с функциями руководства совершенствованием существующей системы поиска и спасания людей на море, основанной на взаимодействии ФОИВ, формирование и реализация государственной технической политики по развитию существующих сил и средств поиска и спасания, унификация ведомственных систем подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб, координация на федеральном уровне вопросов повседневной деятельности аварийно-спасательных служб, включая развитие водолазного дела и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики и др.;
  • разработка и утверждение концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности РФ (предусмотрена протоколом совещания членов Морской коллегии № 3(21) от 27.9.2013 г.), которая до вступления в силу разрабатываемого федерального закона «О поиске и спасании на море» должна действовать до 2025 г. и послужить основой для соответствующей концепции данного закона;
  • создание координационного (или межведомственного) совета по поисково-спасательному обеспечению морской деятельности России при соответствующем ФОИВ;
  • ряд других вопросов, которые должны быть включены в проект Постановления Правительства РФ по совершенствованию системы поиска и спасания на море.

Именно в результате такого подхода было подготовлено и реализовано Постановление Правительства РФ от 01.03.1993 г. № 174, «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России». На его основании разработаны нормативные документы, действующие в настоящее время. Увы, по ряду позиций они не соответствуют современным условиям и требуют актуализации и переработки.

Виктор Илюхин, д. т. н., профессор, председатель Ассоциации развития поисково-спасательной техники и технологий

Читайте также: