Принципы формирования арктической доктрины России

Активная деятельность многих организаций, включая Арктическую общественную академию наук, за принятие Арктической доктрины России нашла своё отражение в Государственном  документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» от сентября 2008 года и «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».

Для реализации своей Арктической политики Российская Федерация создаёт Арктическую организацию государства, включающую специальные объекты, организации и учреждения, арктические формирования и органы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации предназначены для выполнения задач реализации Арктической политики государства современными методами и средствами, а также органы управления ими.

Российская Федерация исходит из необходимости обладать потенциалом, достаточным для осуществления своей Арктической политики, способным гарантированно  обеспечить  защиту  национальных  интересов  в  Арктике  в любых условиях обстановки. Российская Федерация оставляет за собой право на применение  всех  имеющихся  возможностей, включая  силовые  методы     в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации в Арктике.

Радикальные изменения геополитической обстановки, содержания задач и условий    обеспечения    социально-экономического развития Арктических регионов   определяют   основное   содержание   комплексной    Арктической реформы   — составной   части   и   приоритетной   задачи   современного   этапа арктического строительства. В рамках Арктической реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование Арктической системы управления и пространственного планирования, транспортно-коммуникационной системы и других компонентов Арктической организации государства, а основным стимулом (мотивацией) вхождения в состав кластера станет необходимость быть в структуре, обещающей полноценное функционирование, общественную, административную и бизнес-поддержку, включая российские и зарубежные инвестиции в проекты различного масштаба, например, развитие Северного морского пути, формирование единого информационного пространства Арктики, международной системы обеспечения глобальной, региональной и национальной безопасности в регионе.

Существует безусловная необходимость активного и конструктивного сотрудничества государства, науки, промышленности и предпринимательского сообщества в целях формирования и реализации единой стратегии инновационного развития современной Арктики. Поиск и принятие совместных согласованных решений должны отвечать общим интересам, способствующим устойчивому развитию экономики, социальных и экологических условий проживания в Арктике.

Важнейшие геополитические факторы, их эволюция настоятельно требуют инновационного подхода при их учёте во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего в обеспечении безопасности социума различного масштаба, поскольку устойчивое развитие может иметь смысл только в условиях обеспечения безопасности.

Особенности геополитических факторов, определяющих межрегиональные взаимодействия в Арктическом суперрегионе, состоят прежде всего в новой роли регионов в условиях глобализации. Исследование этих процессов является одним из основных направлений деятельности Арктической общественной академии наук, созданной на базе секции Геополитики и безопасности РАЕН. Её участие в разработке концепции национальной безопасности и  многолетние усилия в принятии предлагаемого варианта Арктической доктрины России наконец увенчались успехом, найдя практически полное отражение в «Основах государственной политики России в Арктике». Они по содержанию полностью повторяют предложенную Арктической общественной академией наук доктрину, за исключением последнего раздела, где говорилось об арктической организации государства. По существу предложенная доктрина была созвучна военной доктрине, где без этого раздела все предыдущие являются просто декларацией, что сегодня  и наблюдается в Арктике.

Глобализация представляет собой необратимый процесс интернационали-зации жизни всего мирового сообщества. Меняются привычные представ¬ления о таких понятиях, как пространство и время. Создалась ситуация, когда Россия должна выработать совершенно новую стратегию в своей региональной политике с тем, чтобы не только сохранить свою целостность, но и осознать свою новую геоэкономическую роль в быстро меняющемся мире. Основным условием инновационности является не только новизна, но и её научное обоснование. Применительно к геополитическим факторам эволюция  означает рассмотрение их не в статике, а в динамике, позволяющее прогнозировать, рассматривать варианты, что является научным обоснованием принимаемых решений, составляющим суть инновационного подхода.

Региональный фактор в современных экономических про¬цессах в мире выходит на передний план. Размывание государственных и административных границ вызывает к жизни новые трансграничные и кооперационные проекты, которые прежде были совершенно невозмож¬ны. Анализ стратегических документов Европейского Союза последних лет по отношению  к  Российской  Федерации  показывает,   что,   как   минимум, в среднесрочной перспективе он рассматривает Россию, главным образом, как источник топливно-энергетических и иных природных ресурсов и вместе с тем как источник вероятных экологических катастроф.

Кредо нашей Академии – гармонизация отношений «наука – власть – бизнес» в условиях формирования Гражданского общества, а также отношений между старшим опытным поколением  и молодыми учеными, для того, чтобы полученные достижения одного поколения продвигались следующим поколением дальше.  Россия приложила колоссальные усилия в освоении Севера, от первопроходцев — ка¬заков, экспедиций Беринга до папанинцев и наших современников. Созданы уникальные производства на Севере, уникальная Север¬ная морская трасса. Сегодня все ведущие страны мира проявляют повышенный интерес к Арктике как к источнику благополучного развития в XXI в. и миссией России в Арктике является динамичное поддержание баланса влияния перечисленных факторов в условиях неизбежной глобализации мировой Арктической политики, формирование системы взглядов на перспективы развития арктических регионов с учетом изменений векторов и перспективных ориентиров в политике, экономике и гуманитарных областях на фоне глобализации, интеграции и стремительного развития высоких технологий в современном обществе, переход арктических регионов на инновационные пути развития для обеспечения устойчивости и безопасности в контексте перспектив развития российского и мирового сообществ с учётом интересов государств, бизнеса и населения. Результаты трудов нескольких поколений, благодаря которым были проложены морские, воздушные и наземные коммуникации; открыты и разработаны богатейшие месторождения полезных ископаемых; создана уникальная инфраструктура обеспечения жизнедеятельности человека в условиях вечной мерзлоты не должны быть утрачены в XXI веке. Хотя до сих пор можно услышать заявления о том, что освоение Арктики нерентабельно, сопряжено с большими убытками и является напрасной тратой сил и средств. Во всем этом угадывается чисто обывательское отношение к данной проблеме. С точки зрения геополитики в контексте глобальных проблем, стоящих перед человечеством, дальнейшее освоение Арктики сулит огромную выгоду, не исчисляемой монетарно.

Арктика является особым регионом Планеты по своему геополитическому и физико-географическому положению, включая приполюсное положение ведущих государств мира, способствующее сближённости их границ и облегчающих транспортные связи, но одновременно придавая Арктике особую роль в военно-стратегической области. Исключительно велика роль Арктики в формировании климата Планеты и экологической ситуации, а масштаб только разведанных ресурсов в ХХI веке ставит её во главу устремлений Человечества к их использованию.

Для России Арктика представляет регион особых научных, политических, экономических и оборонных интересов. Права России в Арктике, вытекающие из исторических фактов открытий, давнего владения и освоения, были провозглашены в начале ХХ века и законодательно закреплены в международном праве к началу 20-х годов.

Роль и место России в решении глобальных проблем Человечества, определяемых Арктическим регионом с особой ролью в системе ценностей Планеты, имеет масштаб, требующий приоритета государственной политики в данной области и разработки соответствующей доктрины.

Арктическая доктрина Российской Федерации (далее – Арктическая доктрина) представляет собой систематизированную и сконцентрированную в едином документе совокупность основополагающих официальных взглядов (установок) на государственную политику  России в Арктике, организацию деятельности государства, общества и граждан по обеспечению устойчивого развития Арктической зоны России в стратегии мирового устойчивого развития.

Положения Арктической доктрины как составной части комплекса нормативных правовых, концептуальных и программных политических документов, регламентирующих  и организующих деятельность в области устойчивого развития Арктических регионов, являются обязательными для всех органов исполнительной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, на которые законодательством Российской Федерации возложена, в пределах их обязанностей и полномочий, ответственность за организацию и осуществления мероприятий по развитию Арктических регионов.

Арктическая доктрина учитывает применительно к Арктике установки концепции национальной безопасности Российской Федерации, концепции государственной поддержки северных регионов, «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике», Федеральных целевых программ  «Мировой океан», «Шельф» и других.

Она опирается на исторический Арктический опыт России, комплексную оценку геополитической обстановки и стратегический прогноз её развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения устойчивого развития Арктических регионов, а также на выводы из системного анализа содержания и харатера деятельности в Арктике приарктических и других государств, отечественного и зарубежного опыта реализации национальных арктических доктрин.

С другой стороны Арктическая доктрина  является источником, основой разработки концепций, стратегических целей,  задач и основных направлений их решения.

Структура Арктической доктрины включает три взаимосвязанные части: геополитические основы, экономические основы и стратегические основы (основы стратегии) обеспечения устойчивого развития Арктических регионов России в стратегии мирового устойчивого развития. Геополитические основы являются определяющими по отношению к остальным частям Арктической доктрины.

Реализация Арктической доктрины достигается единым централизованным государственным и хозяйственным управлением, скоординированной деятельностью, в пределах их компетенции, всех ветвей и органов государственной власти, общественных объединений и граждан по осуществлению комплекса политико-дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых и других мер, направленных на обеспечение устойчивого развития Арктических регионов России в стратегии устойчивого мирового развития, в совокупности составляющих Арктическую организацию Российской Федерации.

Деятельность по обеспечению социально-экономического развития Арктических регионов Российской Федерации возглавляет Президент Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти по обеспечению социально-экономической стабильности, организует оснащение Арктических организаций соответствующей техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами, а также осуществляет общее руководство развитием Арктической инфраструктуры.

Другие федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах прав, обязанностей и полномочий, определённых законодательством Российской Федерации, организуют и несут всю полноту ответственности за выполнение возложенных на них задач по обеспечению социально-экономической стабильности в регионе. Предприятия, учреждения,организации, общественные объединения и граждане Российской Федерации участвуют в решении задач по обеспечению социально-экономического развития.

Управление Арктическими и другими организациями и органами Российской Федерации осуществляют руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти.  Министерство регионального развития Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по Арктическим вопросам, разработку концепций строительства и развития компонентов Арктических организаций государства, заказы на соответствующую технику для Арктических регионов, разрабатывает Федеральную целевую программу развития Арктических регионов, а также предложения по Государственной поддержке развития Арктических регионов.

Руководители региональных администраций осуществляют управление межотраслевым сотрудничеством, а также деятельностью органа управления  в установленных границах ответственности с учётом единой системы административного деления территории Российской Федерации.  В целях централизованного руководства обеспечением социально-экономического  развития  северных регионов осуществляется единое стратегическое и оперативное планирование строительства на Севере, развития элементов инфраструктуры, транспортной системы и информационной поддержки программ развития северных регионов, предусматривающее разработку документов долгосрочного (10-15 лет), среднесрочного (4-5 лет) и краткосрочного (1-2 года) характера на основе программно-целевого подхода. Порядок организации руководства обеспечением социально-экономического развития в чрезвычайный период , создание и функционирование органов государственного и регионального управления чрезвычайного периода регламентируются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации.

Для реализации своей арктической политики Российская Федерация создаёт Арктическую организацию государства, включающую специальные объекты, организации и учреждения, арктические формирования и органы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации предназначены для выполнения задач реализации арктической политики государства современными методами и средствами, а также органы управления ими.

Российская Федерация оставляет за собой право на применение всех имеющихся возможностей, включая силовые методы  в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации в Арктике.          Радикальные изменения геополитической обстановки, содержания задач и условий обеспечения социально-экономического развития Арктических регионов определяют основное содержание комплексной Арктической реформы – составной части и приоритетной задачи современного этапа Арктического строительства. В рамках Арктической реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование Арктической транспортной системы и других компонентов Арктической организации государства.

Сегодня все ведущие страны мира проявляют повышенный интерес к Арктике, как к источнику благополучного развития в XXI в., и миссией России в Арктике является динамичное поддержание баланса влияния перечисленных факторов в условиях неизбежной глобализации мировой арктической политики, формирование системы взглядов на перспективы развития арктических регионов с учетом изменений векторов и перспективных ориентиров в политике, экономике и гуманитарных областях на фоне глобализации, интеграции и стремительного развития высоких технологий в современном обществе. С точки зрения геополитики в контексте глобальных проблем, стоящих перед человечеством, дальнейшее освоение Арктики сулит огромную выгоду, не исчисляемую монетарно.

Эволюция геополитических факторов, определяющих российскую миссию в Арктике, заключается не только в тенденции усиления их влияния на процессы устойчивого развития, но и в перераспределении их удельного веса. Модель эволюции геополитических факторов, определяющих Российскую миссию в Арктике разработана на основе качественного анализа и экспертных оценок.

Утверждается, что эволюция геополитических факторов, определяющих Российскую миссию в Арктике, заключается как в тенденции усиления их влияния на процессы устойчивого развития, так и в перераспределении их удельного веса.

Оставим утверждение о распределении и перераспределении удельного веса факторов на соответствующие анализ и обоснование. Но следует обратить внимание на очевидную причину усиления влияния географического фактора, как следствия форс-мажорного изменения климата, таяния льдов, повышения доступности океанической и континентальной сред Арктики. По аналогии, будем полагать, что тенденция усиления влияния остальных геополитических факторов на развитие Арктики, и российской зоны Арктики – в том числе, определяется их взаимосвязью с географическим фактором.

Можно утверждать, что на устойчивость управления Арктикой, включая сохранение собственности и развитие, оказывают влияние:

  • постоянно действующий эволюционный форс-мажорный, т.е. неуправляемый фактор изменения климата, потепления атмосферы, таяния льдов, который способствует повышению доступности океанической и континентальной сред Арктики;
  • наличие и проявление политической воли обеспечения национальной безопасности России.

Фактор изменения климата, потепления атмосферы, таяния льдов способствует обеспечению доступности океанской и континентальной сред как для России, так и для всех основных зарубежных государств (ОЗГ), и общедоступности трансокеанского сообщения, включая Северный морской путь. Свобода мореплавания позволит иностранным судам беспрепятственно находиться в российской зоне Арктики (за пределами 12-мильной прибрежной зоны), осуществлять транзит грузов и заниматься морехозяйственной деятельностью. Этот фактор является неуправляемым, и анализ устойчивости развития должен осуществляться с его учетом как объективной реальностью.

Социально-политическая ситуация в России существенно отличается от середины ХХ века, когда централизованная система управления позволяла реализовать арктическую политику на основе формирования Государственной комиссии по Арктике. В настоящее время необходима гармонизация отношений «Наука-власть-бизнес» в условиях формировании гражданского общества.

Наличие и проявление политической воли обеспечения национальной безопасности России определяет соотношение потенциалов управления Арктикой со стороны как России, так и основных зарубежных государств. Россия может сконцентрировать усилия на освоении, развитии и защите Арктики путем перераспределения ассигнований с установлением приоритета в зоне Арктики. Этот вариант будет являться позитивным проявлением политической воли с соответствующим соотношением потенциалов управления. Россия может все пустить на самотек, и это обусловит постепенную утрату позиций в Арктике, с учетом климатического фактора. Тогда и соотношение потенциалов управления изменится не в пользу России.

Международное политическое и научно-техническое сотрудничество Российская Федерация организует и осуществляет исходя из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению устойчивого развития Арктических регионов.

Международное научное и научно-техническое сотрудничество является прерогативой государства. Российская Федерация осуществляет международное  сотрудническтво на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства и в интересах международной стабильности, национальной, региональной и глобальной  безопасности.

Российская Федерация  придаёт приоритетное значение развитию сотрудничества с приарктическими государствами исходя из необходимости косолидации усилий по созданию единого функционального пространства и обеспечению коллективной  безопасности в области экономики, экологии, науки.

Основные направления международного сотрудничества:

  • укрепление геополитических позиций Российской Федерации в Арктических  регионах ;
  • увеличение притока валютных средств для государственных нужд, развития производства, конверсии, ликвидации и утилизации техники, размещённой вдоль трассы Северного морского пути, структурной перестройки предприятий промышленности, ориентированной на производство продукции для северных регионов.

Основной целью политики в международных отношениях является сохранение роли и места России в решении глобальных мировых проблем, сложившихся приоритетов при решении Арктических проблем, ключевых в стабилизации биосферы Планеты., мобилизация международных научно-технических и финансовых средств на сохранение арктической среды, повышение значимости арктической политики в системе национальных приоритетов, сдерживание государств в нерациональном освоении экономического и ресурсного потенциала региона.

Цели достигаются участием России в международных государственных и неправительственных организациях, основными из которых являются «Арктический Совет», «Арктическое соглашение», «Северный Форум», «Совет Баренцева Евро-Арктического региона», “Международный Арктический научный комитет” и другие, существующие и вновь организуемые.

Главными задачами политики в области международных отношений в Арктике являются:

  • поддержание в этом регионе мира и стабильности;
  • обеспечение благоприятных условий для социально-экономического развития, решения природоохранных, научных и других внутренних задач в российской Арктике;
  • привлечение арктических и северных регионов России к международному сотрудничеству в Арктике в рамках единой внешнеполитической политики Российской Федерации.

Для их достижения необходимо предпринимать меры:

в подготавливаемых международных документах по Арктике проводить линию на предоставление Арктическим странам особых прав (преимуществ) по сравнению с неарктическими странами в силу их особой роли и ответственности в регионе;

при налаживании многостороннего международного сотрудничества руководствоваться региональным подходом, сдерживающим широкую интернационализацию решения Арктических проблем, т.е. вовлечение на равноправной основе в их решение неарктических государств и универсальных (глобальных) международных организаций. Оказывать поддержку созданным с участием России специализированным Арктическим международным организациям. Целесообразность вступления России в новые международные организации, связанные с проблемами Арктики, оценивать на основе всестороннего анализа возникающих при этом последствий;

ужесточить государственный контроль за предоставлением права участия иностранного и смешанного капитала в освоении стратегических природных ресурсов, отдавая при этом приоритет тем зарубежным инвесторам, которые ввозят капитал и технологию не только для добычи сырья, но и для глубокой комплексной переработки и создания современной производственной и социальной инфраструктуры.

Валерий Митько, Президент Арктической общественной академии наук, академик- секретарь СПб отделения секции Геополитики и безопасности РАЕН д.т.н., проф.
Арсений Митько, Вице-президент, Председатель Совета молодых учёных Арктической общественной академии наук, доцент кафедры
ПБЗ и АСП Санкт-петербургского университета ГПС МЧС России, кандидат технических наук, доцент

Читайте также: