Танковый спорт, который переняли в НАТО

Первые международные состязания в танковом биатлоне прошли на подмосковном полигоне «Алабино» («Кубинка») в августе 2013 г. В этих состязаниях приняли участие экипажи из Армении, Белоруссии, Казахстана и России. С тех пор не только расширился состав участников российского «чемпионата», но и с 2016 г. под эгидой НАТО проводятся аналогичные соревнования – Strong Europe Tank Challenge.

Биатлон трансформеров

В этом году финальный этап «Танкового биатлона 2018» традиционно будет проходить на полигоне «Алабино» с 28 июля по 11 августа, в преддверии Международного военно-технического форума «Армия-2018». А первые российские отборочные этапы конкурса состоялись еще в январе среди танковых экипажей соединений Центрального и Западного военных округов – на полигонах Челябинской и Воронежской областей.

Танковый биатлон – это прикладные соревнования в искусстве вождения танка и точности стрельбы из основного и дополнительного вооружения. Считается, что изобретателем этого вида спорта является лично министр обороны России Сергей Шойгу. Соревнование состоит из трех этапов: индивидуальная гонка, эстафета-полуфинал и эстафета-финал.

К примеру, в ходе индивидуальной гонки каждый экипаж проходит три круга-маршрута длиной от 3 до 5 км. Танкистам необходимо преодолеть множество препятствий: брод, курган, косогор, противотанковый ров и т. д. На первом круге надо стрелять из пушки по мишени № 12, «Танк», на втором круге – из зенитного пулемета (мишень № 25, «Вертолет»), на третьем круге – из пулемета (мишень № 9, «РПГ»). За каждую непораженную цель назначается штрафной круг (500 м), за наезд на «мину» и сбивание ограничительных столбиков – штрафные баллы.

От нашего танка…

В «Танковом биатлоне» сезона 2017 г.
первое место занял российский экипаж. Он прошел дистанцию за 1 ч 30 мин 43 с (как и в лыжном биатлоне, в танковом важна, прежде всего, скорость прохождения). Второе место завоевала команда Казахстана с результатом 1 ч 45 мин 41 с. Третье – экипаж КНР (1 ч 46 мин 50 с). Замкнули четверку лидеров танкисты Белоруссии (1 ч 48 мин 40 с) – в финал вышли четыре сборные.

Всего в соревнованиях принимали участие 19 команд из Азербайджана, Анголы, Армении, Белоруссии, Венесуэлы, Зимбабве, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Кувейта, Лаоса, Монголии, Никарагуа, России, Сербии, Таджикистана и Уганды. Все команды, кроме КНР и Белоруссии, выступили на танках Т-72Б3, предоставленных принимающей стороной.

Стоит отметить, что в ходе соревнований экипажи Уганды, Кувейта и Зимбабве были дисквалифицированы за различные нарушения правил техники безопасности, а экипаж Никарагуа – за игнорирование команд судей и повреждение ходовой части танка. Экипаж Лаоса был снят с заезда в связи с травмой командира.
К слову, в 2017 г. в правила были внесены некоторые изменения. За нарушение техники преодоления препятствий вместо штрафных баллов ввели площадки штрафного времени, на которых экипаж, допустивший нарушение, должен выполнить норматив № 1, «Контрольный осмотр машины».

…вашему танку

Хотя танковый биатлон официально ведет свою историю с 2013 г., история соревнований танковых экипажей – гораздо более длительная. Еще в Вооруженных Силах СССР проводились ежегодные зачетные стрельбы, вождение танков и ряд других упражнений в ходе различных учений. Более того, в конце 1970-х гг. на некоторых полигонах (в частности, в Краснодарском крае) стрельба из танков на танковой директрисе на армейском сленге называлась «биатлоном».

И вот уже с 2016 г. аналогичные соревнования – Strong Europe Tank Challenge, проводятся среди сборных команд стран НАТО. По итогам заездов и стрельб 2017 г. первое место заняла Австрия, второе – Германия, третье – США. Кроме того, в прошлом году участие в натовском биатлоне приняла Украина. Ее команда заняла предпоследнее место на танке Т‑64БМ, обойдя, впрочем, Польшу с ее Leopard 2A5.

Стоит отметить, что в натовской версии все экипажи выступают на своих танках: Австрия – Leopard 2A4, Дания – Leopard 2A5DK, Германия – Leopard 2A6, США – M1A2 SEPv2, Италия – C1 Ariete, Словения – M‑84, Франция – AMX Leclerc. Так что помимо мастерства экипажей, это еще и соревнование технологий – как в ряде других технических видов спорта, той же «Формуле-1».

И кто знает, быть может, со временем танковый биатлон войдет в программу Всемирных неолимпийских игр (см. журнал «Оборонно-Промышленный Потенциал», № 1 за 2018 г.).

Станислав Ковальский

Читайте также: