Росморпорт: о безопасности мореплавания и поддержке Севморпути

ФГУП «Росморпорт», подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта Минтранса России (Росморречфлот), решает задачи гражданского назначения. Вместе с тем они связаны и с обеспечением безопасности морских перевозок, и в целом с реализацией и развитием стратегического потенциала страны, укреплений ее позиции на мировой арене.

В части выполнения своих основных функций Росморпорт является заказчиком по 34 проектам строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМИ). Благодаря этому мощности портов для экспорта отечественной продукции вырастут более чем на 263 млн тонн к 2030 году. В данном горизонте ФГУП «Росморпорт» вложит свыше 19 млрд рублей собственных средств в развитие портовой инфраструктуры до 2030 года.

Ледокольный флот

По согласованию с Росморречфлотом ледоколы Росморпорта на договорной основе участвуют в ледокольном обеспечении акватории Северного морского пути. Это происходит при условии наличия легкой ледовой обстановки в замерзающих портах, позволяющей отвлекать ледоколы в коммерческую работу. Суда предприятия привлекаются для работы в акватории строящегося терминала СПГ «Утренний» (участок № 2 морского порта Сабетта), к работе по проводке судов в Карском море в направлении морских портов Сабетта и Дудинка, для управления ледовой обстановкой в районе МЛСП «Приразломная» в Печорском море, для обеспечения завоза грузов на острова Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.

Сегодня Росморпорт управляет ледокольным флотом из 34 судов: это 23 линейных ледокола и 11 вспомогательных портовых ледоколов и ледокольных буксиров. С 2015 года флот предприятия пополнился тремя современными ледоколами мощностью 18 Мвт проекта 21900М: «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск», а также ледоколом с инновационной пропульсивной установкой мощностью 25 МВт проекта 22600 «Виктор Черномырдин». Сейчас ведется строительство двух мелкосидящих ледоколов проекта 22740, предназначенных для эксплуатации в устьевых портах (в том числе в Архангельске) и одного ледокола проекта 21900М2. Также начинается строительство двух ледоколов на двухтопливной судовой установке с возможностью использования СПГ проекта 23620 для Белого моря и Финского залива и второго ледокола проекта 21900М2.

Исходя из протяженности маршрутов проводок в Белом море (до 300 морских миль), для бесперебойного и безопасного ледокольного обеспечения судозаходов в этой акватории необходимо наличие не менее трех линейных ледоколов («Красин», «Тор», «Диксон»). Учитывая недостаточную мощность и конструктивные особенности проводимых судов, возрастает необходимость в использовании мощного линейного ледокола «Красин» (типа «Ермак»). В годы аномально холодных зим толщина льда в Белом море значительно превышала паспортную ледопроходимость ледокола «Диксон», вследствие чего привлекались атомные ледоколы. Последний раз атомный ледокол «50 лет Победы» работал в Белом море в 2014 году. С получением в хозяйственное ведение «Адмирала Макарова» и «Красина» его привлечения там больше не требовалось.

Присутствие в составе флота ФГУП «Росморпорт» мощных ледоколов с высоким ледовым классом исключает вероятность срыва ледокольных проводок в зоне ответственности предприятия.

Безопасность мореплавания

Еще одной ключевой задачей ФГУП «Росморпорт» является обеспечение безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним. Также предприятие осуществляет деятельность по поддержанию в надлежащем состоянии и развитию соответствующей портовой инфраструктуры. За исключением территорий, относящихся к Севморпути. Там предприятие выполняет только работы по развитию объектов безопасности мореплавания.)

Работа ФГУП «Росморпорт» по обеспечению безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним включает в себя комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе: поддержание в надлежащем техническом состоянии и развитие федеральных объектов прибрежно-портовой инфраструктуры; оказание услуг судам в морских портах по их безопасной стоянке и плаванию; услуги по лоцманской проводке судов, навигационные услуги с использованием СУДС; услуги связи и т. п.

В частности, лоцманские услуги оказываются в 54 морских портах Российской Федерации из 67, зарегистрированных в Реестре морских портов. Проводка судов осуществляется лоцманскими службами филиалов в составе более чем 600 человек.

Важной частью работы по обеспечению безопасности мореплавания является навигационно-гидрографическое обеспечение (НГО).

НГО в морских портах и на подходах к ним ФГУП «Росморпорт» осуществляется путем:

  • остановки в морских портах и на подходах к ним средств навигационного оборудования (СНО) и обеспечения их бесперебойного действия в соответствии с установленными режимами работы;
  • проведения гидрографических работ в акватории морских портов и на подходах для постоянного контроля за поддержанием габаритов судоходных объектов в навигационных параметрах;
  • своевременного обеспечения капитанов морских портов и мореплавателей актуальной информацией о состоянии судоходных объектов.

Сегодня безопасность мореплавания на подходах и акваториях морских портов обеспечивают 2549 штатных единиц зрительных средств навигационного оборудования, находящихся в хозяйственном ведении предприятия (из них 760 ед. береговых СНО и 1573 плавучих).

Общий объем выполненных в 2020 году гидрографических работ для контроля габаритов судоходных объектов акваторий морских портов и дноуглубления, организованных филиалами ФГУП «Росморпорт», составил: 7210 км промера и 49 670 га площадного обследования рельефа дна.

По материалам пресс-службы ФГУП «Росморпорт»

Читайте также: