Актуальные аспекты обеспечения безопасности на водных объектах

Обеспечение безопасности человека от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере общественной и национальной безопасности РФ и одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС [1],[2]. В соответствии с Морской доктриной РФ [3] безопасность морской деятельности включает поиск и спасание людей на море и обеспечивается проведением комплекса эффективных мер, связанных с особенностями водной среды и другими обстоятельствами природного и техногенного характера.

Обеспечение безопасности населения является необходимым условием соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики,  транспорта и связи, сохранения на необходимом уровне параметров среды обитания, развития социальной и духовной сфер общества.

В соответствии с [4] водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водные объекты (ВО) в зависимости от особенностей подразделяются на  поверхностные и подземные водные объекты. Предметом данной статьи являются отдельные части морей (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), а также  водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), которые входят в административные границы городов. Большинство ВО являются местами массового отдыха населения.

Обилие ВО в ряде городов привлекает к себе множество туристов, судоводителей маломерных судов и любителей отдыха.

В летний период в отдельные выходные и праздничные дни на пляжах и в местах массового отдыха на ВО одновременно могут находиться сотни тысяч  отдыхающих.

В период навигации по ВО осуществляют плавание множество маломерных судов их жителей. Кроме того  пассажирские и прогулочно — экскурсионные суда осуществляют круглосуточные перевозки пассажиров по рекам и каналам.Ежегодно количество граждан — любителей отдыха на воде и количество маломерных судов увеличивается.

Таким образом, объективно существующее положение дел требует повышенного внимания к обеспечению безопасности на ВО. Состояние системы безопасности на некоторых ВО требует повышенного внимания. Об этом свидетельствуют статистические данные деятельности   поисково-спасательных служб (ПСС) в части положительной динамики выездов к месту ЧС, случаев оказания  помощи людям, количества спасённых и погибших людей.

Средний уровень гибели людей на водных объектах по РФ превышает показатели некоторых зарубежных стран. Ежегодно на водных акваториях России гибнут несколько тысяч человек, в том числе и дети [5]. Актуальность этой задачи обусловлена высоким уровнем смертности в местах отдыха на воде, который на  порядок превышает уровень смертности  при авариях судов на море.

Анализ гибели людей за период за последние 10 лет показывает, что около 60- 70% людей погибает при купании в необорудованных местах, т.е. вне территории официальных городских пляжей.

Недостаточно эффективная система предупреждения и предотвращения  купания граждан на необорудованных пляжах приводит к неоправданно большому числу погибших людей на ВО в следствии нарушения правил купания и неумения плавать.

Следует отметить, что в состав системы обеспечения безопасности на ВО городов в общем случае, как правило, входят (рис.1):

  • поисково-спасательные службы (ПСС) МЧС России;
  • государственная инспекция маломерных судов (ГИМС) МЧС России;
  • морские спасательно-координационные центры(МСКЦ);
  • администрации бассейнов внутренних водных путей;
  • управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
  • филиалы ФГБУ «Морсспаслужба» России;
  • дежурные авиационные силы и средства Росавиации и авиационно-спасательного центра (АСЦ) МЧС России;
  • региональные и областные отделения общественной организации «Всероссийское общество спасания на водах» (ВОСВОД);
  • комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности городской администрации ;
  • комитеты по транспорту и развитию туризма.

Ключевым элементом системы обеспечения безопасности на ВО городов является ПСС, которые   предназначены для выполнения следующих задач:

  • ликвидация чрезвычайных ситуациях (ЧС) межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и их последствий, реализация мероприятий, направленных на спасание жизни и сохранение здоровья людей при ЧС, в том числе на ВО;
  • подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения, и территорий от ЧС, в том числе для обеспечения безопасности людей на ВО;
  • осуществление поиска и спасания людей на ВО.

Имеемое в настоящее время количество спасательных станций (СПС) и их расположение не в полной мере отвечает современным требованиям, что влечет за собой увеличение времени оперативного реагирования на водных объектах, и, как следствие рост гибели людей и повышение риска возникновения ЧС.

На каждую СПС, в среднем приходится 40,5 кв. км водной акватории.    В соответствии с произведенными расчетами стоит вопрос о необходимости строительства дополнительных СПС и модернизации спасательной инфраструктуры.

Недостаточно, как правило, постоянных спасательных станций на городских пляжах. На них в период купального сезона выставляются сезонные спасательные посты (ССП), как правило, из числа спасателей ПСС.

Эти сезонные спасательные посты также в неполной мере отвечают современным требованиям, так как в некоторых случаях представляют из себя одного спасателя на гребной спасательной лодке без специального помещения и причала.

Не во всех базах для стоянки маломерных судов и в местах массового отдыха населения на ВО   имеются спасательные посты.

На сегодняшний день отсутствует актуализированная нормативная база по привлечению общественных спасательных организаций к обеспечению безопасности людей на ВО и в первую очередь, в местах массового   отдыха граждан.

Опыт проведения работ по поиску тел утонувших людей и подъему затонувших объектов (рис. 2–3) показывает, что оснащение ПСС подводными поисковыми, водолазными и судоподъемными средствами не всегда отвечает современным требованиям.

Таким образом, имеет место тенденция несоответствия  между требуемым уровнем обеспечения  безопасности на ВО и состоянием системы поддержание в готовности спасательных сил и средств ПСС для проведения, в случае необходимости, поисково-спасательных, в том числе поисковых водолазных и судоподъемных работ.

Поэтому решение проблемы совершенствования   системы безопасности на ВО должно находить своё отражения в соответствующих разработанных стратегических и программных документах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе:

  • повышение эффективности системы обеспечения безопасности населения от угроз природного и техногенного характера на ВО;
  • повышение оперативной готовности сил и средств ПСС и готовности их к выдвижению в зоны ЧС и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС;
  • повышение эффективности проведения профилактических мероприятий и уровня культуры поведения людей на воде.
  • разработка и совершенствование нормативной правовой, научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы с учетом опыта проведения мероприятий по обеспечению безопасности людей на ВО в предыдущие годы;
  • оценка состояния, дальнейшее совершенствование и отработка взаимодействия сил и средств региональной подсистемы обеспечения безопасности на ВО, прогнозирование ее развития, информирование руководителей государственных органов на местах, общественности и населения о положении дел в данной области;
  • разработка профессиональных стандартов подготовки спасателей на акватории, подготовка и повышение квалификации работников аварийно-спаса­тельных подразделений и совершенствование учебно-материальной базы ПСС;
  • внедрение новых образцов спасательных судов, робототехнических средств, средств мониторинга, экипировки, снаряжения спасателей, модернизация существующих сил и средств постоянной готовности;
  • развитие инфраструктуры дежурных сил и средств ПСС путем строительства новых СПС, модернизации и реконструкции, действующих СПС на ВО;
  • развитие системы сезонных спасательных и общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения на ВО (рис. 4);
  • развитие инфраструктуры и модернизация материально технической базы ПСС в соответствии с требованиями современных стандартов безопасности;
  • совершенствование системы мониторинга ВО на предмет наличия угроз возникновения ЧС путём установки систем видеонаблюдения на городских пляжах, закупку, отработку организации использования и поставку на дежурство новых образцов средств мониторинга на базе беспилотных авиационных систем, в том числе самолетного типа и создание единой экспериментальной веб-платфоры сбора данных об обстановке на водных объектах от всех возможных источников.
  • совершенствование критериев оценки угроз, в зависимости от обстановки на ВО, расчет и обоснование показателей эффективности деятельности сил и средств ПСС и системы обеспечения безопасности на ВО.
  • создание информационного веб-портала ПСС, предназначенного для всех работников учреждений, членов общественных организаций и граждан;
  • установление дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере требований Правил охраны жизни людей на ВО;
  • создание механизма межведомственного взаимодействия по вопросам профилактической работы с населением и др.

Поручением Президента Российской Федерации от 22.02.2012 г. № Пр-447  [6]  предписано в  возможно короткие сроки организовать условия для безопасного и доступного отдыха граждан РФ на водоёмах, увеличить количество мест массового отдыха населения на воде, создать общественные спасательные посты в местах купания, организовать обучение и переподготовку  спасателей-общественников, обеспечивающих безопасность граждан в местах купания. В соответствии с методическими рекомендациями, подготовленными МЧС России, в субъектах  РФ с учетом региональных особенностей и источников финансирования разработаны региональные программы по созданию общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обучению населения, прежде всего детей, плаванию и приемам спасания на воде, предусмотрев обеспечение спасательных постов наглядной агитацией по профилактике и предупреждению несчастных случаев на воде и пропаганде здорового образа жизни. В результате реализации региональных программ совершенствуется сеть общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения на водных объектах, организована работа по обучению населения, прежде всего детей, плаванию и приемам спасания на воде, а также по предупреждению несчастных случаев на воде и пропаганде здорового образа жизни. В результате реализации мероприятий региональных программ ожидается снижение гибели людей на водных объектах в регионах.

Необходимо отметить, что существенным   фактором эффективной реализации региональных программ является требования по созданию общественных спасательных постов. Разработанный «ВОСВОД» стандарт организации СТО ВОСВОД 032.02.1-2016 «Объекты ВОСВОД водно-спасательные. Общие требования проектирования и размещения» [7], а также национальный стандарт ГОСТ Р 58737-2019 «Места отдыха на водных объектах. Общие положения» [8] способствуют решению задач по стандартизации и унификации требований к общественному спасательному посту.

Следует подчеркнуть, что в федеральном законодательстве отсутствуют законодательные и нормативные правовые акты детализирующие и определяющие конкретный перечень, и организацию деятельности федеральных органов исполнительных власти РФ, органов исполнительных власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению безопасности людей на ВО. Отсутствуют также такие нормативные акты как : Положение о ПСС, требования к СПС, правила пользования базами для стоянки маломерных судов и др.

Учитывая уровень развития отдельных составляющих системы обеспечения безопасности на ВО регионов и существующие проблемы в этой области, динамику гибели людей на ВО и ЧС необходима более полная реализации комплексного подхода к их развитию на основе системных решений в организационной, технической и нормативно-правовой областях. Существующую нормативно-правовую базу [9]-[11] необходимо актуализировать. Действующие законодательные акты, которые частично регулируют общественные отношения в области обеспечения безопасности людей на ВО, остро нуждаются в систематизации и модернизации исходя из приоритетных направлений обеспечения безопасности населения РФ. В этой связи, необходимо разработать и принять соответствующий законодательный акт.

Управлением безопасности людей на водных объектах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатывается проект федерального закона «О безопасности людей на водных объектах».

Данный законопроект разрабатывается в связи с необходимостью ликвидации правового вакуума и создания базового законодательного акта в области обеспечения безопасности людей на поверхностных ВО в РФ, за исключением болот, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров), ледников, снежников (далее – водные объекты).

Ключевыми вопросами, которые предполагается урегулировать проектом закона, являются:

  • закрепление необходимых понятий в области обеспечения безопасности людей на ВО (внутренние воды, происшествие на водном объекте, авария с маломерным судном, база (сооружение) для стоянки маломерных судов, ледовая переправа, пляж, наплавной мост, гидроцикл (водный мотоцикл), реестр маломерных судов и др.);
  • определение основных целей, задач и принципов в области обеспечения безопасности людей на ВО ;
  • разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности людей на ВО;
  • определение видов, предметов контролей (надзоров), видов контрольно-надзорных мероприятий, полномочий должностных лиц при проведении того или иного вида контроля (надзора);
  • установление обязанностей и ответственности граждан за нарушение законодательства в области обеспечения безопасности людей на ВО.

Установление в законопроекте необходимого понятийного аппарата позволит закрепить необходимые понятия в области безопасности людей на ВО на законодательном уровне, что в свою очередь позволит использовать эти понятия в правоприменительной практике наиболее эффективно.

Законопроектом также предполагается определить систему обеспечения безопасности людей на водных объектах, в которую будут входить федеральные органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Для наиболее эффективного регулирования обеспечения безопасности людей на ВО законопроектом будет предусмотрено определение в качестве уполномоченного федерального органа государственной власти РФ в области обеспечения безопасности людей на ВО   МЧС России. В проекте закона также будет закреплены положения о том, что МЧС России реализацию возложенных функций в области обеспечения безопасности людей на ВО будет осуществлять через ГИМС МЧС России, будет установлено правовое положение ГИМС МЧС России, определение полномочий государственных инспекторов по маломерным судам.

Вместе с тем   в проекте федерального закона «О безопасности людей на водных объектах» при обеспечении безопасности людей на водных объектах предусмотрена только координация деятельности системы обеспечения безопасности людей на ВО, осуществляемой федеральным органом исполнительной власти с функциями по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения безопасности людей на водных объектах. Этого недостаточно. Необходимо включить в проект данного  федерального закона  положение о том, что организация и порядок деятельности системы обеспечения безопасности людей на ВО определяются Правительством РФ. В соответствующем Постановлении Правительства РФ необходимо определить:

  • цели, принципы и задачи обеспечения безопасности на ВО;
  • требования к системе обеспечения безопасности людей на ВО;
  • структуру и состав системы обеспечения безопасности людей на ВО;
  • порядок планирования мероприятий по обеспечению безопасности людей на ВО;
  • порядок и особенности взаимодействия структурных элементов системы обеспечения безопасности людей на ВО системы обеспечения безопасности людей на ВО(Управление по безопасности на ВО МЧС России, ВОСВОД, ПСС,АСС, ГИМС и др.) в различных периоды функционирования ВО;
  • порядок проведения комплексных учений по обеспечению безопасности людей на ВО;
  • порядок привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС для осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на ВО и др. вопросы.

В заключении следует отметить, что нормативно-правовая база, структура, материально-техническая оснащённость системы обеспечения безопасности на ВО не соответствуют современным требованиям и перспективам развития субъектов РФ. Главная причина такого состояния дел заключена в недостаточной эффективности существующей системы предупреждения гибели людей на ВО и особенно предотвращения купания граждан в не предназначенных для этого местах и на необорудованных пляжах, не предназначенных для купания.

Действующая нормативная правовая база, которые регулирует общественные отношения в области обеспечения безопасности людей на водных объектах, нуждается в актуализации на основе приоритетных направлений обеспечения безопасности населения.

В.Н. Илюхин, д-р техн. наук,проф.,руководитель секции «Поисково-спасательная техника и технологии»
НТО судостроителей им. академика А.Н.Крылова

Читайте также: