Проблемные вопросы спасания терпящих бедствие судов и морских сооружений в Арктике. Пути решения

Составным элементом обеспечения безопасности морской деятельности (МД), наряду с безопасностью мореплавания, безопасностью объектов морской инфраструктуры, защитой и сохранением морской среды, является поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море. Поэтому при реализации стратегических планов развития морской деятельности, которые предусматривают увеличение грузопотока с 16 млн. т в 2018г. до 80 млн. т к 2024 г., необходимо учитывать существующие риски, связанные с вероятностью крупных аварий и катастроф на морских объектах.

Опыт проведения спасательных операций свидетельствует о том, что, как правило, гибель экипажа и персонала морских объектов происходят до прибытия сил поисково-спасательного обеспечения (ПСО).

Аварии судов в арктической зоне (АЗ) РФ, несмотря на проведение нормативно-правовых и организационно-технических мероприятий, продолжают возникать и приводят к гибели людей, судов, экологическому и экономическому ущербу.

Примерами аварий в АЗ, к ликвидации которых привлекались аварийно-спасательные формирования (АСФ) различных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) за последние годы являются:

– авария теплохода «Виктор Корякин» в декабре 2007г. в районе полуострова Рыбачий;

– поиск теплохода «Варнек» в июле 2010г. в районе мыса Канин нос, на акваториях Белого и Баренцева морей;

-гибель буксира «Алексей Кулаковский» в августе 2010г. в море Лаптевых ;

– поиск и спасание экипажа французского катамарана «Babouchka» летом 2013 года линейным ледоколом «Адмирал Макаров» в зоне ответственности морского спасательного подцентра (МСПЦ) Певек;

-поиск экипажа вертолета Ми-8АМТ компании «Арктикуголь» в октябре 2017г. с 5 членами экипажа и 3 пассажирами борту в районе архипелага Шпицберген и др.

Очевидно, что при существующей удалённости мест дислокации морских аварийно-спасательных формирований от возможных мест возникновения аварий морских объектов в АЗ РФ и наличии целого ряда нормативно-правовых и организационно-технических проблем федеральной системы поиска и спасания на море включая и Арктическую зону своевременное спасание людей силами ПСО не всегда представляется возможным. Следовательно, приоритет в развитии поисково-спасательной техники должен быть отдан созданию эффективных как индивидуальных, так и коллективных средств самостоятельного спасения, размещаемых на морских объектах.

Практически все отечественные и зарубежные модели гидротермокостюмов (ГТК) в качестве теплозащиты используют материалы с ячеистой структурой, обеспечивающие относительный тепловой комфорт при температуре морской воды до -2 °C. В отдельных моделях ГТК используется объемные нетканые материалы на основе искусственных волокон. В настоящее время номенклатура индивидуальных спасательных средств (ИСС) определена Международным Кодексом по спасательным средствам ( Кодекс ЛСА) .

Существующие зарубежные и отечественные модели ГТК согласно Кодекса ЛСА и Российского морского регистра судоходства (РМРС)гарантируют выживание человека в ГТК , изготовленным из материала, обладающего теплоизоляционными свойствами так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2°С после пребывания его в течение 6 ч в циркулирующей воде с температурой от 0 до 2°С при отсутствии волнения. Требования к температуре окружающего воздуха при этом не устанавливаются.

У человека, находящегося в ГТК на плаву , около 50% поверхности ГТК находится в воздухе, теплофизические параметры которого отличаются от соответствующих параметров воды. Штормовой ветер буквально «сдувает» тепло с надводной поверхности ГТК, многократно увеличивая его тепловые потери, несмотря на то, что погруженная в воду часть ГТК находится в относительно теплой по сравнению с воздухом среде.

Это предъявляет дополнительные требования к теплозащите фронтальной поверхности ГТК, топографии размещения теплозащитных участков у теплогенерирующих зон тела человека.

Анализ требований национальных стандартов по индивидуальным средствам спасения и ведомственных нормативных документов показал отсутствие требований к времени защитного действия, учитывающего параметры внешних температурных (вода, воздух) и динамических (волнение, скорость ветра) воздействий применительно к АЗ РФ, определяющих декларируемое время защитного действия ГТК.

Результаты теплового расчёта толщины утеплителя из объёмных нетканых материалов из искусственного волокна для ГТК по методике, изложенной в ГОСТ Р 12.4.236-2011 «Одежда специальная для защиты от пониженных температур (Система стандартов безопасности труда)» для условий АЗ показали ,что время пребывания человека в ГТК на холоде в течение 8 часов и температуре минус 50 °C , требует значительных до 80 мм толщин утеплителей (для теплоощущения «прохладно»),что в свою очередь придает конструкции ГТКА громоздкость, низкую эксплуатационную пригодность.

В соответствии с требованиями п. 8.2.3.1 Полярного кодекса для экипажа и персонала судна в дополнение к ИСС и КСС должны быть предусмотрены как индивидуальное, так и общее (групповое) снаряжения.

Очевидно, что использование ГТК, индивидуального и группового комплекта выживания существенно затруднит эвакуацию спасаемых при экстренном покидании аварийного морского объекта в чрезвычайной ситуации и потребует корректировки соответствующих моделей спасания и руководящих документов с установлением соответствующих количественных показателей .

Таким образом, несоответствие эксплуатационных характеристик ГТК реальным условиям применения в АЗ РФ обуславливает в настоящее время объективную необходимость разработки ГТК нового поколения, оснащенного специальными средствами связи и выживания применительно к условиям Арктики. Уже сегодня необходимы новые модели ГТК, где время выживания человека должно быть ориентировано на низкие температуры воды, воздуха, и высокие скорости ветра.

Многофакторный учет внешних условий среды определит конструкцию гидротермокостюма арктического (ГТКА) и его комплектацию.

В настоящее время Санкт-Петербургские предприятия – ООО «НПП «Морские спасательные средства», ООО «Альфа-Корабел» совместно с ООО «Тосно-Текс» – разработчиком специальных материалов выполняют инициативные работы по созданию материалов нового поколения с заданными свойствами для ГТК с повышенными техническими характеристиками , которые позволят:

– учесть многофакторное воздействие окружающей среды на конструкцию ГТК;

– ориентировать функциональное назначение ГТК для возможных сценариев аварийных ситуаций;

– оценить степень влияния температуры воздуха и воздействия ветра на время выживания человека в ГТК ;

– определить комплектацию ГТК;

– обеспечить сопряжение технических характеристик ГТК с соответствующими характеристиками средств спасателей;

– обеспечить выживание человека в АЗ РФ в соответствии с требованиями кодекса ЛСА и Полярного кодекса.

Работы по данной тематике защищены патентом на полезную модель № 150095 от 23.12.2014 г.

Новым техническим решением, которое требует меньших затрат чем средства активного обогрева, является применение в качестве теплоизолирующего контура, сформированного из теплоаккумулирующих материалов (например, плавящихся органических материалов с высокой степенью теплоудержания), объёмного нетканого материала и термоотражающей плёнки.

Экспериментальные исследования теплофизических характеристик натуральных волокон показали, что нетканый материал на шерстяной основе совместно с теплоаккумулирующим и теплоотражающим материалами превосходит по толщине однослойный пакет из материалов на полимерной основе в 1,5-2 раза, а значит соответственно увеличивает и время выживания человека в воде.

Одним из ключевых элементов арктического ГТК, требования к которому обоснованы специалистами указанных выше предприятий является включение в состав ГТК малогабаритного устройства для определения местонахождения человека через международные системы автоматизированного приема и передачи сигналов бедствия значительно повысит вероятность спасания в АЗ РФ с использованием Система спутниковой связи «Гонец».

Следует отметить, что предложения по созданию арктического ГТК рекомендованы ещё в 2016г. межведомственным научно-координационным советом при ФГУП «Крыловский государственный научный центр» для включения в государственную программу РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030гг.Однако решения Минпромторга России по выполнению соответствующей ОКР до настоящего времени работы не принято.

Требования к судовым коллективным спасательным средствам (КСС), предназначенным для эвакуации и спасания экипажей и персонала морских судов и сооружений изложены в соответствующих международных и отечественных нормативных документах .

Надувной плот и надувные эвакуационные системы для арктических условий не в полной мере отвечают ряду принципиально важных требований по надёжности при длительном воздействии низких температур, ледовых условий и других экстремальных факторов .

Использование вертолета как эвакуационного средства при взрыве, пожаре, задымлении, сильной качке, возможной потери остойчивости судна и неблагоприятных метеоусловиях проблематично.

Применение закрытых спасательных шлюпок, даже спроектированных специально для ледовых условиях с винто-рулевой системой движения возможно во льдах низкой сплоченности и ограничено скоростью ветра . Проблематичным для спасательных шлюпок будет и устойчивость прямолинейного движения в битом льду до определённого значения сплочённости.

Необходимо также отметить, что при рассмотрении базовых нормативных документов по применению КСС не учтена специфика эвакуационного и спасательного оборудования, размещаемого на нефтегазовых платформах Требования документации и технические средства спасания и эвакуации морских сооружений, работающих в водных акваториях, почти полностью переносятся на сооружения, работающие в ледовых условиях российского шельфа.

Таким образом, имеет место противоречие между характеристиками cуществующих судовых КСС, формально соответствующих требованиям международных и национальных нормативных документов, и реальными условиями применения этих средств в Арктике. Именно это противоречие обуславливает появление новых спасательных средств для арктических условий. Среди них следует прежде всего выделить суда амфибийного типа на воздушной подушке , преимуществами которых перед рассмотренными выше являются возможность их применения на различных режимах: водоизмещающий (плавание, глиссирование),экранный, на воздушной подушке и др.

О перспективности амфибийных судов для решения задач спасания в Арктике говорит и тот факт, что в 2016 году Минпромторг РФ заказал разработку амфибийного судна на воздушной подушке для оснащения строящихся ледоколов ЛК-60, дизель-электрических ледоколов проекта 21900, а также перспективного ледокола «Лидера». Разработчикам выполнена задача создания опытного образца быстроходного амфибийного поисково-спасательного судна (АПСС) на воздушной подушке с гибким ограждением баллонетного типа для использования в составе экспедиционных спасательных центров в Арктике и на ледоколах. Конечно в принципе возможно и целесообразно использование данного АПСС в качестве КСС экипажей тех же ледоколов, так как попытки и предложения создавать традиционные КСС на основе спасательных шлюпок закрытого типа для спасания в ледовых условиях не решают и не могут в принципе решить эту задачу.

Следует отметить, что и СОЛАС-74 и РМРС дают возможность выработки новых проектно-технических решений и не препятствуют развитию технических средств эвакуации, требуя только сохранения зафиксированных ранее базовых качеств безопасности. Для того чтобы сформировать такие решения, необходимо выполнить технический анализ, оценить качества и применимость уже имеющихся технических средств спасания и эвакуации и получить одобрение РМРС.

Для того, чтобы КСС морских судов и сооружений в АЗ РФ соответствовали не только базовым требованиям действующих нормативных документов ,но и в наибольшей степени отвечали требованиям их эксплуатации в арктических условиях,целесообразно разработать дополнения в базовые национальные нормативные документы, содержащие требования к техническим средствам эвакуации и спасения экипажа и персонала морских судов и сооружений и согласовать их установленным порядком.

Национальные стандарты и ведомственные нормативные документы к средствам спасания морских судов необходимо актуализировать в части учёта реальных природно– климатических условий Арктики на основе разработки обоснованных и одобренных РМРС дополнений к базовым требованиям. К сожалению, нет государственных структур, комплексно решающих вопросы ПСО морской деятельности в различных ведомствах..

Создание эффективных для арктических условий ИСС и КСС морских объектов и сооружений в АЗ РФ должно быть одним из приоритетных направлений развития отечественной поисково– спасательной техники и технологий.

В.Н.Илюхин, д.т.н., профессор, председатель некоммерческой организации «Ассоциация  развития поисково-спасательной техники и технологий»

Читайте также:

Добавить комментарий