Даёшь умных и талантливых студентов!

В настоящее время ведущим учебным заведением по численности обучающихся на договорной основе в системе МЧС России является институт безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. В этом году институт отметил 15 летний юбилей со дня образования.

В нашей беседе с заместителем начальника Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России по платной деятельности – ректором Института безопасности жизнедеятельности, кандидатом психологических наук, доцентом Игорем Васильевичем Осипчуком мы поговорили о прошлом, настоящем и будущем вуза, который не просто идет в ногу со временем, но иногда и опережает его в отдельных подходах к качеству образовательной деятельности.

- Игорь Васильевич, откуда такой успех, как в условиях непростой конкурентной образовательной среды удается не только оставаться на плаву, но и задавать тон высшим учебным заведениям пожарно-технического профиля.

- Успех, безусловно связан с устойчивыми традициями Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Являясь структурным подразделением университета и обучая студентов на договорной (платной) основе, основными задачами для себя мы выбрали профессиональную направленность обучения и воспитания, соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью, достижение высокого уровня качества образования.

Несмотря на столь молодой возраст для института, мы ставим перед собой амбициозные планы: разнообразные программы обучения, различные формы, условия получения высшего образования на платной основе, а реализовать их нам помогают достаточно четкие и понятные цели, которые вызывают доверие и абитуриентов и студентов, магистрантов и преподавателей. Это, в первую очередь, возможность успешно реализовывать свой внутренний творческий, научный потенциал, получать глубокие знания, иметь в будущем высокооплачиваемую работу.

- В последнее время география студентов Вашего вуза значительно увеличилась, расскажите, в чем особенности нынешней приемной компании?

- Мотив абитуриентов при выборе вуза в последнее время несколько изменился. В числе приоритетов современный абитуриент выбирает не только профильный сильный вуз, специальность, которая позволит успешно трудоустроиться в будущем, важным является наличие выстроенной университетской среды, которая включает в себя современные информационные технологии, безопасность, комфорт, возможность реализовать себя в науке, творчестве, студенческом самоуправлении, проявлять себя в социальных активностях, таких как волонтерство, добровольчество, а также совершенствовать свои умения в практической деятельности за время обучения.

У нас достаточно высокий проходной балл, поэтому мы можем позволить отбирать абитуриентов с хорошим уровнем подготовки. География обучающихся нашего института обширна и включает представителей различных регионов Российской Федерации – от Мурманска с Архангельском до Владивостока с Петропавловском-Камчатским, также охвачены север и юг нашей страны.

- Игорь Васильевич, в чем специфика Вашего вуза?

- Основной задачей высших учебных заведений МЧС России является подготовка высококвалифицированных специалистов, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии. Наш институт, являясь структурным подразделением СПб университета ГПС МЧС России нацелен на выполнение данной задачи. Ее успешному решению способствует тесная связь с территориальными управлениями МЧС, есть четкое понимание кадрового запроса, современной потребности в обеспечении специалистами, - это обуславливает специфику нашего института. Мы сориентированы на эффективную деятельность наших выпускников, в том числе в территориальных органах МЧС России, на успешную деятельность педагогической школы, которая уже сложилась в нашем вузе, на качественное управление процессом обучения, поддержание на высоком уровне материально-технической базы нашего университета.

- Сейчас много говорят о том, какой специалист нужен современному обществу – способный работать по новым информационным технологиям, эрудированный, компетентный. А готовы ли Вы выпускать таких специалистов? 

- Если работодатель – это человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести труд работника для ведения определенной деятельности в организации, то работник – это человек, обладающий соответствующей профессиональной квалификацией, возможностями, способностями и желанием трудиться, т.е. соответствующими компетенциями.

На формирование компетенций влияет и семья, и коллектив сверстников, а также друзья, досуг, политика и, конечно же, профессиональная ориентация. Общеизвестно, что успехи в обучении достигаются через труд самого обучающегося и грамотную работу научного руководителя. Мы прикладываем все усилия к тому, чтобы деятельность нашего профессорско-преподавательского состава носила творческий характер, имелся выбор тематики собственных научных исследований и из стен нашего вуза выходили грамотные, увлеченные своим делом специалисты, умеющие ориентироваться в профессиональном пространстве, способные работать в изменяющихся условиях современного мира и достойно отвечать на вызовы времени в сфере безопасности жизнедеятельности.

- Кто идет к Вам на платное обучение?

- Тенденции последних лет связаны с увеличением количества студентов, обучающихся платно. Современный абитуриент прежде, чем выбрать вуз тщательно анализирует преимущества учебного заведения. Как показали наши исследования, главным мотивом является выбор специальности. Важным также при выборе учебного заведения является имидж вуза, принадлежность к ведомству, качественная характеристика профессорско-преподавательского состава, наличие современной лабораторно-экспериментальной базы, комфортные условия для обучения, возможность прохождения практик и стажировок в ведущих профильных предприятиях, оптимальная стоимость затрат на обучение.

Необходимо отметить, что студентов с высокими баллами ЕГЭ становится с каждым годом все больше. И если еще несколько лет назад студент, не поступивший к нам, переносил свои документы на ту же специальность в вуз «пониже рангом», то сейчас прослеживается стремление удержаться за нашим институтом и продолжить обучение если не в настоящем, то в последующем году. Это происходит потому, что у студента есть понимание, что в будущем работодатель будет оценивать его по профессиональным качествам и, в том числе с учетом того, какое учебное заведение указано в его дипломе. Студенческие годы невозможно «нагнать», поэтому очень важно своевременно получить глубокие знания в одном из старейших и престижных вузов нашей страны.

- Список направлений вуза столь обширен, что возникает вопрос: в чем Вы видите свою миссию сегодня?

- Как правило, университеты производят три вида благ: человеческий капитал – это знания и умения действовать в различных профессиональных ситуациях, социально-значимые блага – то есть . спектр разных специалистов, и общественные блага – набор ценностей и поведенческих установок.

Миссия нашего института – обеспечение сильных позиций в профессиональной области, опережающего развития высоких профессиональных качеств выпускников, воспитание гражданских качеств личности, способной успешно обучаться, оказание воздействия на обучающихся с целью формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота России, способного активно участвовать в укреплении и усовершенствовании основ российского общества, подготовленного к успешному выполнению обязанностей, связанных с обеспечением всесторонней защиты и безопасности личности, общества и государства.

- Расскажите читателям нашего сайта о студенческом самоуправлении, которое второй год существует в вашем институте? Чья эта идея -создать такое самоуправление, какими документами вы руководствовались при его создании?

- Идея создать студенческое самоуправление принадлежит студентам-активистам нашего института. По итогам участия в двух крупных всероссийских форумах от Федерального агентства по делам молодёжи: «Территория смыслов на Клязьме» во Владимирской области и Северо-Кавказский федеральный образовательный форум «Машук» в Ставропольском крае летом 2018 года у нас была создана команда Совета обучающихся, которая занялась разработкой направлений деятельности и структуры студенческого Совета в стенах нашего университета. Возглавляет Совет студент 3 курса Князев Александр. В состав Совета входят 11 студентов разных курсов. Совет в своей деятельности руководствуется Основным Законом страны, федеральными и региональными законами и подзаконными актами РФ, Уставом университета и другими внутренними соответствующими документами.

- Какие главные задачи стоят перед теми студентами, которые входят в Совет. И какой основной критерий эффективности деятельности студенческого самоуправления ?

- Совет обучающихся ставит перед собой такие задачи, как: формирование активной гражданской позиции обучающихся университета, сохранение и развитие традиций университета, взаимодействие с руководством университета в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся университета, анализ актуальных потребностей обучающихся в образовательной, научной, культурной, социальной, спортивной, организационной, социальной сферах, формирование предложений для решения с должностными лицами университета. Большое внимание в вузе уделяется воспитанию патриотизма среди студентов – это обусловлено и высоким интеллектуальным потенциалом обучающейся у нас молодежи и ее социальной активностью.

Основным критерием эффективности деятельности студенческого самоуправления является повышение уровня активности каждого студента в перечисленных сферах деятельности.

- Сколько центров входят в Совет и чем они конкретно занимаются. Есть ли среди них наиболее важные, на ваш взгляд?

- Совет насчитывает 6 центров: кураторский, научный, спортивный, культурно-массовый, волонтерский и информационный пресс-центр.

Кураторский центр своей задачей ставит оказание помощи по адаптации первокурсников нашего университета: проведение экскурсий внутри университета, ознакомление с кафедрами и преподавателями, подготовка внеучебных мероприятий, направленных на сплочение студенческих коллективов, реализация кураторских функций.

Студенческий научный центр отвечает за научную жизнь студентов. В его рамках действует Студенческое научное общество под названием «Правовая культура и безопасность жизнедеятельности». В ходе заседаний СНО, проводимых ежемесячно, рассматриваются различные актуальные вопросы из области государственно-правовой тематики и безопасности жизнедеятельности. Студенты нашего института регулярно и успешно принимают участие в различных мероприятиях научного характера – международных, всероссийских, региональных теоретических, практических конференциях, круглых столах, семинарах, олимпиадах, конкурсах.

Студенческий спортивный центр занимается набором студентов по спортивному направлению и развивает уровень спортивной заинтересованности студентов. Команды университета являются постоянными участниками различных турниров, спартакиад, чемпионатов, проводимых как в Санкт-Петербурге, других регионах России, так и за рубежом. Благодаря спортивному клубу «Невские львы» студенты, как и курсанты университета являются членами сборных команд университета МЧС России по различным видам спорта.

Культурно-массовый центр - это наиболее масштабное на сегодняшний день направление деятельности Совета обучающихся. С начала учебного года по сегодняшний момент усилиями данного Центра студенты нашего университета принимали участие более чем в 60 мероприятиях – концерты и вокальные конкурсы на университетском и городском уровне, КВН, онлайн-конкурсы, тематические круглые столы, экскурсии, памятные шествия. Дополнительно в рамках данного направления работы Центра был создан Комитет по организации и проведению таких университетских мероприятий как Новогодний балл и Мисс ИБЖ.

При разработке и осуществлении направлений деятельности студенческого совета особое внимание уделяется деятельности волонтерского корпуса. В течение года студенты-волонтеры нашего университета в рамках проекта «Точка выхода» регулярно посещают Детскую Областную Больницу, детские дома, Нахимовское военное-морское училище, где проводят игры, общаются с детьми, рассказывают подрастающему поколению об основах безопасности жизнедеятельности. Также в рамках работы данного Центра студенты нашего университета за последнее время приняли участие в форумах “LIFE hack или Вход по приглашениям”, “ДоброФорум”, “Петербургский Международный Молодежный форум”, обеспечивали безопасность на Крещенский купаниях, посетили такие мероприятия как городской форум “Цели устойчивого развития”, “Молодежный форум Московского района”; оказывали помощь в организации Вахты памяти и шествия Бессмертного полка.

- Несколько слов об информационном пресс - центре Вашего института. Туда входят одни студенты или есть и преподаватели?

- Благодаря информационному пресс-центру был поднят уровень донесения информации до студентов посредством написания статей, предоставления фотоотчетов, подготовки афиш, создания и ведения интернет-ресурсов в социальных сетях. Пресс-центр увеличил активность студентов в посещении и участии различных мероприятий как университетского, так и городского, межрегионального и федерального уровней. Студенты посетили Международный молодёжный форум СМИ “Медиа-старт”, по итогам участия в котором повысили качество своей работы в этом направлении. Сам Центр стал надежным связующим звеном между руководством вуза и студентами.

На сегодняшний день Совет обучающихся Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России ведет активную работу по взаимодействию с такими государственными структурами как Комитет по молодежной политике г. Санкт-Петербурга и Молодёжный совет при Администрации Московского района нашего города.

- Что такое образование? Сфера услуг, как сейчас нередко говорят? Система ценностей? Или что-то другое?

- Считаю, что образование не следует сводить только лишь к получению услуг, поскольку педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава в образовательной организации должна быть направлена не только на формирование профессиональных знаний, умений, навыков, но и на утверждение ценностных установок, развитие не только интеллектуального, но и духовно-нравственного, патриотического, творческого, а также физического потенциала обучающихся. К нам идут люди, которые хотят получить настоящее образование. Не просто пробыть 4-6 лет в вузе, а получить знания и, вместе с тем, вырасти духовно-нравственно, сформироваться как личность. Аксиологический аспект является для нас важной составляющей образовательного процесса.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о направлении международного сотрудничества. С какими странами Вы сотрудничаете. И плодотворно ли это сотрудничество?

- Интеграционные процессы становятся трендом глобального развития в мире. Международная деятельность нашего университета направлена на всестороннюю интеграцию вуза в международное образовательное пространство. На сегодняшний день университет имеет более 20 действующих соглашений о сотрудничестве с зарубежными учебными заведениями и организациями, среди которых центры подготовки пожарных и спасателей Германии, Финляндии, - там проходят стажировку наши студенты. Также у нас обучаются студенты по программам высшего образования из разных дружественных стран.

- Помимо учебы, студенты имеют возможность развиваться как личность?

- Безусловно, имеют, и наш вуз предоставляет большие и уникальные возможности. Во-первых, этому способствует пример наших педагогов – творческих личностей, влюбленных в свое дело, готовых поддержать своих учеников в научных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, различных соревнованиях. Во-вторых, это психологическая составляющая, проявляемая через единство психологических процессов, состояний, свойств личности как в учебе, так и во внеучебной деятельности, и, что немаловажно – в ходе студенческого самоуправления, выражающаяся в стрессоустойчивости, выносливости, формировании высоких моральных качеств обучающихся. В-третьих, это социальная составляющая, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности, вероисповеданию. В стенах нашего вуза мы стремимся к формированию дружеских начал в коллективе, проявлению терпимости и уважения к обычаям и традициям народов России и других государств, настроены учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, и, таким образом, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию, что особенно важно в условиях современного мира.

Необходимо отметить, что наши студенты имеют возможность проявить свои самые лучшие личностные качества не только в процессе непосредственного овладения знаниями, осуществления самоуправления в вузе, но и принимая участие в деятельности такой организации как «Всероссийский студенческий корпус спасателей», созданной в начале 2000-х годов на добровольных началах молодыми и энергичными студентами, которых волновали и беспокоили проблемы, связанные с безопасностью человеческой жизни и окружающей среды.

- Игорь Васильевич, расскажите о культурно-массовой работе в институте?

- Наши студенты принимают активное участие во всех культурно-массовых мероприятиях университета, на протяжении последних нескольких лет занимают призовые места по всем направлениям. По итогам сезона 2018-2019гг. институт признан лучшей творческой командой университета. Также наши учащиеся участвуют в таких университетских конкурсах, как «Ко дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады», Фольклорный конкурс «Перезвон талантов», Танцевальный конкурс, КВН, где наша команда прочно занимает первую позиции уже второй год среди учебных подразделений университета. Ее участники входят в состав сборной команды КВН университета и составляют ее большую часть. Принимают участие наши ребята и в конкурсе Вокально-инструментальных ансамблей. Они с удовольствием занимаются вокалом, на сегодняшний день ансамбль «Молодые голоса» насчитывает около 20 человек. Также активно участвуют в творческих конкурсах городского уровня. Кроме творческих коллективов, растет коллектив активистов, проявляющих себя в организации массовых мероприятий института. Очень активно работает культурно-массовый центр студенческого совета. Уже традиционными для участия наших студентов стали такие мероприятия как «Интеллектуада студентов вузов СПб», Парад студенчества, Новогодний студенческий бал. Впервые в 2019 году был проведен конкурс «Мисс ИБЖ». Также студенты с большим желанием принимают участие в экскурсиях в музеи Санкт-Петербурга. Вот уже два года подряд нами организуется экскурсия в мемориальную часть Парка Победы, где студенты первых курсов узнают трагическую историю этого места, возлагают цветы. Принимают наши ребята участие в творческих выездных агитбригадах, по типу фронтовых концертных бригад, - навещают пожилых людей в социальных домах, домах для ветеранов. Поют, танцуют, читают стихи, в том числе совместно с представителями старшего поколения. Получаются очень трогательные встречи. В итоге наших студентов всегда ждут, помнят, просят вернуться снова.

- Каковы спортивные успехи Ваших воспитанников?

- В университете большое внимание уделяется развитию массового спорта среди обучающихся. Студенты нашего института принимают участие в сборных командах университета, командах клуба «Невские Львы» выступая на соревнованиях различного уровня и достигая спортивных успехов в культивируемых в университете видах спорта, таких, например, как баскетбол, волейбол, футбол, мини-футбол самбо, хоккей, грэпплинг, пауэрлифтинг. Группа поддержки MGT по приглашению Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга выступала на различных спортивных мероприятиях городского, межрегионального и всероссийского уровня. Наш взвод барабанщиц «Формула ритма» вошел в книгу рекордов Гиннесса в числе барабанщиков Санкт-Петербурга, исполнивших самое масштабное крещендо в мире. Наши студенты успешно участвуют в чемпионате по плаванию среди студентов университетов Санкт-Петербурга. По многим спортивным направлениям наши студенты являются не только участниками, но и бронзовыми, серебряными, золотыми призерами.

- Игорь Васильевич, сейчас много говорят о необходимости нравственного воспитания молодежи? Как лично Вы к этому относитесь?

- Нравственное воспитание, так же, как и патриотическое воспитание молодежи – неоспоримая и важнейшая задача любого общества, на сегодняшний день эта задача приобретает особую актуальность. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят непоправимый урон будущему общества, государства. Духовное единство народа и объединяющие моральные ценности – это фундамент для экономических и политических отношений. Одна из задач воспитательной работы с подрастающим поколением в условиях нашего вуза – сделать этот постулат частью повседневной практической жизни молодежи, поскольку это основа для единства страны и суверенитета государства. Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений, в том числе патриотическое, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное и рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю обучающихся с целью формирования у них нравственных черт и качеств, прежде всего таких как честность, совестливость, достоинство. Все перечисленные воспитательные направления представлены в нашем университете. Особое внимание мы уделяем воспитанию патриотизма, а именно – формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. На протяжении нескольких лет наши студенты принимают участие в Ежегодном разводе почетного караула на Нарышкином Бастионе Петропавловской крепости – это мероприятие, которое несет в себе очень серьезную воспитательную составляющую, содействует укреплению и развитию у наших обучающихся чувства гордости за исторические и современные достижения нашей страны, города, университета. Взвод почетного караула является неизменным участником всех торжественных и праздничных мероприятий университета, по приглашению различных городских организаций и структурных подразделений МЧС России участвует в торжественных встречах и показательных выступлениях.

-В институте есть выпускники, которыми Вы гордитесь?

- Конечно, у нас имеется галерея лучших выпускников института. Наш выпускник Валентин Павлович Туник возглавляет ФГКУ «СПЕЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФПС №48 МЧС РОССИИ», Врид начальника главного управления МЧС России по г.Москве Сергей Алексеевич Желтов тоже является нашим выпускником. Наши выпускники успешно служат в различных подразделениях МЧС России, других, в том числе силовых ведомствах.

- Что Вы хотите пожелать ребятам, которые хотят в будущем выбрать Ваш вуз?

- Наша задача – сделать институт еще более сильным, чтобы студенты испытывали еще большее желание в нем учиться. Поэтому хотелось бы пожелать будущим поступающим тяги к знаниям, трудолюбия, настойчивости, успешно преодолеть вступительные испытания и уже в стенах нашего вуза не менее успешно постигать науки, всесторонне формироваться как личность и прикладывать все усилия для того, чтобы стать высококлассным профессионалом.

Интервью вел член Союза писателей России, лауреат Премии «Золотое перо границы» и Премии МЧС России «Созвездие мужества» полковник запаса Василий Самотохин, пресс-служба Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Выражаю искреннюю признательность за помощь в подготовке интервью кандидату юридических наук, доценту кафедры экономики и права СПбУ ГПС МЧС России Виктории Чайке.

Контакты

ООО «Джи Пи Групп»

Адрес: 196158, г. Санкт-Петербург, Дунайский пр., д.5 офис 37 
E-mail:  info@gp-media.ru  inna79.79@inbox.ru 

Генеральный директор:
Венера Аркадьевна Пташиц

Заместитель генерального директора:
Инна Петрова
inna79.79@inbox.ru

+79112302239 Галина

+79052764033 Инна

+79219396698 Наталья