Впереди нас ждут новые, не менее значимые события и амбициозные задачи

Начальник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России генерал-лейтенант внутренней службы  Эдуард Чижиков. Комментарии к  Указу  Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации на период до 2030 года».

В МЧС России комплексно подошли к определению ориентиров стратегического развития защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В течение одного месяца Президентом Российской Федерации были подписаны три документа, определяющие до 2030 года государственную политику в сферах гражданской обороны, пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Еще в 2012 году Министром МЧС России  В.А.Пучковым  были обозначены долгосрочные перспективы развития системы МЧС России, получившие название «МЧС-2030», рассмотренные на заседании Экспертного совета МЧС России 30 октября 2012г.  В докладе Министра был определен вектор развития МЧС России до 2030 года.

Закономерным развитием обозначенных долгосрочных перспектив стала разработка и утверждение Президентом Российской Федерации 11 января 2018 г. «Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года».

Основы государственной политики в этой сфере имеют важное значение для определения стратегических ориентиров развития всей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как  части системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации.

Основы государственной политики являются документом стратегического планирования, поэтому его структура отвечает всем современным требованиям к разработке документов стратегического планирования.

При подготовке Основ государственной политики учтены положения Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, нормативных документов, определяющих стратегическое планирование в сфере национальной безопасности.

Основами определяются цель, задачи, приоритетные направления, механизмы реализации, а также показатели государственной политики страны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года.

Основной целью реализации государственной политики в этой области является обеспечение гарантированного уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от различных опасностей и угроз в современных экономических условиях.

Основами в п.14 предусматривается, что одним из механизмов реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций является нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Эта задача потребует подготовки специалистов в области нормативно-правового и нормативно-технического регулирования указанной сферы, которые будут реализовывать эту политику. Санкт-Петербургский университет, имея богатейший 111 - летний опыт, готов выступить флагманом подготовки кадров для Министерства для реализации указаннойгосударственной политики. 

В настоящее время актуальность проблем защиты  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не снижается. Обусловлено это тем что, с каждым годом возрастает количество имеющих место природных, техногенных и биолого-социальных ЧС, социальных потрясений, приводящих к многочисленным жертвам и огромному материальному ущербу.

Общий материальный ущерб от ЧС в 2016 г. увеличился на 5,9 % по сравнению с предыдущим годом (в 2015 г. 8505,89 млн. руб. в 2016 г. 9000,012 млн. руб.)

Наиболее тяжелые экономические последствия приходились на природные ЧС, материальный ущерб от которых в 2016 г. составил 7117,02 млн. руб.

В 2016 г. произошло 54 ЧС природного характера, в которых погибли 3 чел., пострадали 126465 чел., спасено 37308 чел. По сравнению с 2015 г. количество ЧС природного характера увеличилось на 20 % (в 2015 г. произошло 45 природных ЧС), количество погибших уменьшилось в 14,3 раза (в 2015 г. погибли 43 чел.), количество пострадавших увеличилось в 7 раз (в 2015 г. пострадали 18114 чел.), количество спасенных увеличилось в 4,5 раза (в 2015 г. спасены 8358 чел.).

В 2016 г. произошло 178 ЧС техногенного характера, в которых погибло 710 чел., пострадало 3991 чел. По сравнению с 2015 г. количество ЧС техногенного характера уменьшилось на 0,56 % (в 2015 г. произошло 179 ЧС), количество погибших увеличилось на 8,23 % (в 2015 г. погибло 656 чел.), количество пострадавших увеличилось в 2,5 раза (в 2015 г. пострадало 1630 чел.).

в 2016 г. произошло 67 ЧС биолого-социального характера, что составляет 22,4 % от общего числа ЧС. По сравнению с 2015 г. общее количество ЧС биолого-социального характера увеличилось на 103 % (в 2015 г. произошло 33 ЧС). В 2016 г. в данных ЧС погибло 75 чел. (в 2015 г. гибели людей не допущено), количество пострадавших (503 чел.) уменьшилось в 2,1 раза (в 2015 г. пострадал 1041 чел.), спасено 428 чел. (в 2015 г. – 1040 чел.).

Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.

Решение вышеперечисленных задач, а также задач по обеспечению национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Для реализации этих задач сформированы основы государственной политики в области защиты населения и территорий от различных угроз с учетом изменившегося характера вооруженных конфликтов и изощренности терактов,  которые утверждены указом Президента РФ от 11 января 2018 года № 12 «Об утверждений Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации на период до 2030 года».

В документе отмечается, что к числу основных угроз отнесены стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным изменением климата, техногенные аварии и катастрофы, особо опасные инфекционные заболевания людей, животных и растений, также связанные с урбанизацией и ростом интенсивности миграции.

Среди задач государственной политики в этой области названы внедрение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении госнадзора, развитие систем раннего обнаружения опасных природных явлений и процессов, применение систем дистанционного мониторинга, в том числе с помощью космических аппаратов, развитие авиационно-спасательных технологий, создание специализированных робототехнических комплексов, развитие систем информирования и оповещения населения, создание универсальных средств индивидуальной защиты облегченного типа, привлечение волонтеров, формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения и ряд других.

При определении стратегических направлений развития системы защиты населения и территорий от ЧС также отводится большая роль участию в этих процессах общественных объединений и других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и волонтёров (добровольцев). В частности, при обучении населения основам культуры безопасности, проведении различных лекций, тренингов, встреч с населением и других мероприятий.

Вместе с тем планируется продолжить внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В частности, предполагается отнести деятельность юридических лиц и ИП к определенной категории риска и сформировать их перечни в зависимости от присвоенных категорий риска и классов (категорий) опасности.

Особое внимание в ходе реализации основ государственной политики будет уделяться развитию авиационно-спасательных технологий и повышению эффективности тушения природных и техногенных пожаров. Так, планируется создать робототехнические комплексы, способные проводить разведку и обнаруживать источники опасности, их локализацию и ликвидацию, в том числе при проведении подводных работ особого (специального) назначения.

В числе приоритетов также совершенствование нормативной правовой базы как на федеральном, так и региональном и местных уровнях с внедрением единых подходов в реализации задач, развитие международного сотрудничества.

Помимо обозначения основной концепции развития Указ содержит механизмы ее реализации, показатели состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ресурсное обеспечение соответствующих мероприятий и некоторые другие аспекты.

Наряду с этим предусмотрена возможность внесения дополнений и уточнений в утвержденные Основы в случае изменения социально-экономической ситуации в стране, а также характера угроз.

Предполагается, что реализация Основ позволит максимально снизить угрозу жизни и здоровью граждан от поражающих факторов при ЧС и размеров ущерба от них. Документ носит стратегический характер и определяет задачи, основные тенденции развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на ближайшее десятилетие.

Самое главное, на мой взгляд, что в Указе определены приоритеты в работе нашего ведомства и всем понятно, что впереди нас ждут новые, не менее значимые события и амбициозные задачи, которые мы  добросовестно выполним.

Начальник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России генерал-лейтенант внутренней службы  Эдуард Чижиков.

Контакты

ООО «Джи Пи Групп»
Адрес редакции: 196084, Заставская ул., д.14 АА 
Тел. (812) 331-58-16

Генеральный директор:
Венера Аркадьевна Пташиц

Заместитель генерального директора:
Инна Петрова
8-905-276-40-33
inna79.79@inbox.ru

Менеджеры проекта:

Галина Шедакова
доб. 104
galina@gp-media.ru 
Skype: galina.shedakova

Наталья Завьялова
9228539@mail.ru

Ирина Ульяшина 
доб. 107
Irina@gp-media.ru 
Skype: leo288844