Российский ОПК ориентируют на "умные технологии"

Стремление "Внешэкономбанка" выделить из предприятий ВПК гражданские производства призвано подготовить комплекс к масштабным поставкам гражданской продукции. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал главный редактор журнала "Оборонно-промышленный потенциал Виктор Николаев.

"На сегодняшний день главная проблема для выхода оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на выпуск "гражданской" продукции – экономическая целесообразность. Традиционно выпускаемая "оборонкой" продукция узкоспецифична, но она часто находила бы массовое применение, если бы была выгодна.

Объемы заказов Минобороны всегда небольшие – к примеру, десять высокотехнологичных микросхем по миллиону рублей каждая. Но массовый серийный выпуск серьезно снизит эту себестоимость. Главное, чтобы эти микросхемы были нужны рынку, были экономически выгодны и востребованы. Совместить все эти факторы, а также обеспечить продвижение товара и призвана программа по переходу ОПК на гражданские производства", - отмечает эксперт.

Накануне в ходе форума "Технопром-2017" зампредседателя "Внешэкономбанка" Петр Золотарев заявил о необходимости выделения гражданских производств из предприятий оборонно-промышленного комплекса. По его мнению, такого рода производство нужно концентрировать в технологических парках, создание которых финансирует ВЭБ. Пока проблемой стали сами планы на диверсификацию производства - банку представили 95 "гражданских" проектов ОПК на общую сумму 86 млрд рублей, но в ВЭБ сочли "стоящими" менее десяти.

"Примеров успешных проектов немало, продукция российского ВПК весьма востребована в гражданском секторе. Например, петербургское предприятие успешно реализует проекты "умный дом" и "умный квартал", где в единую компьютерную систему связываются датчики, разработанные оборонной промышленностью. Они учитывают температуру воздуха, расход воды, уровень задымления и ряд других параметров, на основе этих данных компьютер принимает решения о тех или иных действиях. Продукция вызвала большой интерес на зарубежных рынках и успешно продвигается", - полагает специалист.

Правительство выводит ОПК на "гражданку"

Правительство РФ планирует, что доля продукции гражданского и двойного назначения в общем объёме к 2025 году должна составлять не менее 30%, а к 2030 году – не менее половины. В 2016-м эта доля составляла порядка 16–17%. При этом "толчок" военным технологиям на "мирный" рынок может дать именно руководство страны.

Широко известен пример, когда Китай в приказном порядке на всей огромной территории страны запретил использовать в таксофонах монеты, чтобы в соседнем почтовом отделении можно было купить небольшую дешёвую карточку с национальным китайским чипом. За счёт этого огромного, массового производства национального чипа в государстве, по сути, создали целую отрасль, которая стала локомотивом экономики и активно развивается до сих пор.

"У военно-промышленных предприятий всегда есть огромный потенциал работы на гражданском рынке, главное совместить его с экономической целесообразностью. Те же технологии, что используются при создании оптических прицелов, применяются в производстве телескопов и биноклей для "мирной" жизни. Во времена СССР было распространено понятие "продукция двойного назначения", когда оборонные предприятия массово выпускали товары народного потребления, которые были востребованы. Сейчас правительство понимает: российский ВПК "недозагружен" заказами порой на 50%, и вполне может наверстывать упускаемое за счет гражданской продукции", - подчеркивает Виктор Николаев.

ВПК просит "свободы"

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин недавно подчеркивал: очевидное препятствие к диверсификации на внутреннем рынке состоит в том, что он давно уже заполнен аналогичной импортной продукцией, в том числе и рынок государственных и окологосударственных закупок. Потому товарам российского ВПК часто "не пробиться" к потребителю. Именно для этого государство разрабатывает "разумную протекционистскую политику" в отношении высокотехнологичной продукции.

Государство последовательно стимулирует заказы, которые предусматривают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ. Например, в Италии налоговую субсидию получают предприятия, не менее 10% прибыли которых используется для финансирования издержек на научный персонал.

"Понятно, что Россия уже не сможет конкурировать на рынке смартфонов – он завален дешевой продукцией Китая. Однако потенциал "гражданских" проектов в сфере оптики, судостроения, двигателестроения, медицинских приборов огромный. Нужна лишь бизнес-модель, которая заставит систему работать в "двойном" режиме – на оборонную и "мирную" отрасли", - отмечает Николаев.

"У предприятий российского ВПК есть два барьера, мешающих сегодня эффективному выходу на внутренний и внешний рынок с конкурентоспособной продукцией, - считает завлабораторией военной экономики Института экономической политики, старший научный сотрудник РАНХиГС Василий Зацепин. – Во-первых, это закрытость системы – мы не знаем, что и в каких объямах могут производить предприятия, а значит, не понимает этого и инвестор.

И второе – решающее участие государства в предприятиях оборонной отрасли. Руководство не заинтересовано в диверсификации продукции и получении прибыли, то есть создании конкурентоспособных товаров. Все идет "по накатанной" – есть госзаказ и его нужно исполнить. Потому перевод "оборонки" на "гражданские" рельсы идет "со скрипом" и, к сожалению, быстро этот процесс завершить не получится".

Максим Бут

Контакты

ООО «Джи Пи Групп»
Адрес редакции: 196084, Ломаная ул., д.5, корп. А3 (№1) 
Тел. (812) 337-16-55

Генеральный директор:
Венера Аркадьевна Пташиц

Заместитель генерального директора:
Инна Петрова
8-905-276-40-33
inna79.79@inbox.ru

Менеджеры проекта:

Галина Шедакова
доб. 104
galina@gp-media.ru 
Skype: galina.shedakova

Наталья Завьялова
9228539@mail.ru

Ирина Ульяшина 
доб. 107
Irina@gp-media.ru 
Skype: leo288844