ВАЛЕРИЙ ПАРУБЕЦ: «Патриотизм проявляется не только на линии фронта, но и среди конструкторов, технологов, рабочих и всех, кто создает технику, превосходящую технику недружественных стран»
В этом материале предлагаем вашему вниманию мнение генерального директора ООО «НТЦ «РЕДУКТОР» Валерия Ивановича Парубца, который, став в 1991 году руководителем маленького промышленного предприятия, строил и развивал его в нескольких технологических, конструкторских, маркетинговых и финансовых укладах, наполненных дефолтами, тендерами, изменяемой номенклатурой заказов. Быстро приспосабливался к стремительным изменениям и формировался как конкурентный руководитель. Его подходы нетривиальны, пропитаны духом новаторства, патриотизма, идеями научно-технологического и инновационного развития России. Разработки ООО «НТЦ «РЕДУКТОР» наукоемки и ни в чем не уступают достижениям именитых зарубежных фирм. Под руководством Валерия Ивановича предприятие смогло повысить производительность и объемы выполняемых работ в 5–6 раз. Предлагаем ознакомиться с развитием ООО «НТЦ «РЕДУКТОР» через призму событий, происходящих сегодня в России.
ОТВЕТ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
— Валерий Иванович, 23 октября 2024 года ваше предприятие отпраздновало свое 33-летие. Однако в статьях и в рекламных материалах вы пишете и говорите «30 лет и 3 года». Почему вы предпочитаете именно такое прочтение этой былинной даты?
— Основа моего видения этой даты — последние три года развития России, в котором, наряду с инновациями и технологическими обновлениями, проявился и нарастает непобедимый дух и патриотизм российского народа. Притом это наблюдается сегодня не только в противостоянии Западу на линии фронта, но и в тылу, от Калининграда до Владивостока, во множестве механических и сборочных цехах, в научных лабораториях, в конструкторских и технологических бюро. Я и мой коллектив — не исключение.
Обороноспособность страны базируется на промышленности. А высокоскоростная, выносливая, сверхсильная подвижная техника на механической тяге не может существовать без высокомощных безызносных зубчатых передач, редукторов и приводов.
В последние три года в ответ на санкции в полной мере раскрылся огромный, ранее невостребованный потенциал и патриотизм нашего коллектива. В условиях санкций мы оказались способными решать самые сложные технологические задачи реверс-инжиниринга, импортозамещения зарубежной редукторной техники, а также ее качественного ремонта. И выполняем мы все это множество работ ничуть не хуже, чем самые продвинутые» зарубежные редукторные предприятия Германии, Швейцарии, Финляндии, Бельгии, Дании, Турции, Словении, Японии, Южной Кореи, Китая и других стран.
Кроме этого нашего прямого вклада в решение множества редукторных задач для промышленных предприятий России, через статьи я показываю российской научной и промышленной общественности, министерским, президентским и правительственным структурам пути необходимых незамедлительных преобразований в направлениях построения сильной российской инновационной промышленной отрасли редукторов и зубчатых передач. Потому что воссоздание такой отрасли и способность России производить лучшие в мире редукторы и зубчатые передачи является основой основ для производства Россией машин и механизмов, превосходящих по всем статьям вражеские — на земле и под землей, на воде и под водой, в воздухе и в космосе.
Поэтому и получается «30 лет и 3 года», то есть:
- 30 лет согласно Указу, до 22 февраля 2022 года — этап кризисной оптимизации и адаптации к рыночной экономике для сохранения научно-технологического потенциала и перехода к созданию инновационной экономики,
- и 3 года c 22 февраля 2022 года по настоящее время — этап мобилизационного научно-техно-логического развития промышленности России в условиях санкционного давления, сопровождающийся консолидацией общества и хозяйствующих субъектов в целях достижения повсеместного превосходства каждого промышленного предприятия России над ее врагами.
О НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ЛИДЕРСТВЕ НТЦ «РЕДУКТОР»
— Однако расцвет вашего предприятия начался не три года назад, а несколько раньше…
— НТЦ «РЕДУКТОР» примерно с 2000 года занимает лидирующие позиции в модернизации применяемой и в развитии новой российской редукторной техники. Вместо прежних устарелых российских червячных редукторов
Ч, 1Ч появились редукторы и мотор-редукторы МЧ, ЦЧ, МЦЧ, ПЧ, МПЧ, 5-ES, 6-ES и многие другие. На их основе были разработаны и стали производиться новые высокомощные редукторы и мотор-редукторы серий 5М. Вместо прежних глобоидных передач и редукторов предприятие стало производить и поставлять более нагруженные псевдоглобоидные. Предприятие, принимая заказы, проводило и проводит постоянную просветительскую работу, предлагая потребителям редукторов не прежние, предельно устаревшие российские редукторы и зубчатые передачи, а новые, с повышенной эксплуатационной долговечностью, с повышенным КПД и пониженной шумностью.
Мы производим специальные редукторы для судостроительной, металлургической, горнодобывающей, химической и других отраслей промышленности. Среди наших клиентов — гиганты отрасли, вносящие большой вклад в обороноспособность нашей страны, такие как АО «Средненевский судостроительный завод», АО «Балтийский завод», ПАО «Северная верфь», АО «ЦС «Звездочка». Редукторы серии 6-ЕS пользуются неизменным спросом.
Научно-технологическое лидерство нашего предприятия стало очевидным, когда в 2005 году появился журнал «Редукторы и Приводы», сыгравший выдающуюся роль в организации научной дискуссии о неконкурентности редукторов с зацеплением Новикова. Коллективу предприятия противостояли маститые российские ученые: кандидаты, доктора наук, академики — сторонники прежних, устаревших, ныне неконкурентоспособных научных теорий. Итоги дискуссии стали неожиданными для всей научно-технической общественности промышленной России. Все промышленные отрасли и многие российские ученые поддержали доказательные позиции нашего коллектива, массово отказавшись от применения передач и редукторов с зацеплением Новикова, предпочтя им другие передачи и редукторы — с высокотвердым и высокоточным эвольвентным зацеплением с локализованным контактом.
ОБНОВЛЯЙСЯ ИЛИ УМРИ
— Как, с какими достижениями вы встретили 33-летний юбилей НТЦ «РЕДУКТОР»?
— Я особенно горжусь тем, что в последние три года на нашем производстве начата и продолжается очередная технологическая революция: установлены и эксплуатируются 25 высокопроизводительных токарных и фрезерных ЧПУ станков, заменивших примерно 150 прежних. Все они отличаются высочайшей точностью, современными «технологическими мозгами». Кроме новых ЧПУ станков, НТЦ «РЕДУКТОР» вооружен множеством собственных инновационных зубчатых ноу-хау, ни в чем не уступающих зарубежным. Например, сегодня мы можем изготавливать зубчатые передачи не традиционно 7-й степени точности, а значительно точнее, по 3-4-й степеням точности. А это — абсолютно бесшумные и долговечные зубчатые узлы российского производства, не уступающие изделиям самых «крутых» производителей Европы и Азии.
— Как видим, 33-я годовщина для вас и для всего коллектива предприятия довольно-таки успешная. А что планируется у вас на 2025-30 годы работы предприятия?
— Сегодня и в течение ближайших пяти лет все усилия и все научно-технологические возможности России будут всецело направлены на решение глобальных задач научно-технологического развития промышленности России, сформулированных в Указе Президента России В. В. Путина от 28 февраля 2024 года № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
Я с уверенностью могу сказать о том, что коллектив НТЦ «РЕДУКТОР», начиная с 1996 года, постоянно развивал конструкторскую, технологическую, станочную, инструментальную, метрологическую, испытательную базы предприятия. В дополнение к имеющимся в течение следующих двух лет мы запустим в производство еще 30-50 единиц современного технологического, метрологического, испытательного оборудования, в том числе обрабатывающих центров, ЧПУ станков, измерительных машин, испытательных стендов и др. Примечательно, что развитие нашего предприятия происходит без ожидания какой-либо финансовой или иной помощи от государственных структур. Спросите почему? Потому, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
Скажу больше. Сегодня эту известную формулу надо применять повсеместно, всем промышленным предприятиям, не ожидая «манны небесной» сверху. Поясню почему. При реализации задач научно-технологического развития, сформулированных в вышеупомянутом Указе Президента, многие или все промышленные предприятия, которые надеются только на министерскую и государственную поддержку с последующим списанием долгов, исчезнут из конкурентной среды.
— Почему вы делаете такой прогноз?
— А вы прочтите более внимательно фрагменты Указа. В них есть очень аккуратные намеки и предупреждения всем тем, кто привык рассчитывать на государственную поддержку и поэтому является тормозом в развитии и виновником негативных процессов отечественного научно-технологического развития. Эти тенденции создают огромные риски отставания России от стран — мировых технологических лидеров и обесценивания внутренних инвестиций в область науки и технологий, снижают конкурентоспособность России в мире, ставят под угрозу обеспечение ее независимости и национальной безопасности.
Опираясь на содержание новой «Стратегии научно-технологического развития России» и на то, что руководство реализацией Стратегии Владимир Путин взял на себя, могу с уверенностью прогнозировать, что у России нет иного выхода, как реорганизовать или ликвидировать все промышленные предприятия, создающие эти негативные тенденции. Чтобы убедиться в справедливости этого моего прогноза, достаточно прочесть строки пункта 24 из Указа В. В. Путина. А там написано, что для достижения цели научно-технологического развития страны необходимо решить следующие основные задачи:
а) сформировать эффективную систему взаимодействия науки, технологий и производства;
б) создать инфраструктуру и условия для проведения научных исследований, и разработок, внедрения наукоемких технологий;
в) создать возможности для выявления и воспитания талантливой молодежи;
г) сформировать эффективную систему управления в области науки, технологий и производства, и осуществления инвестиций в эту область;
д) способствовать формированию модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области научных исследований и разработок.
БОРОТЬСЯ, ИСКАТЬ, НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ
— Во время подготовки к этому интервью вы сообщали нам о том, что могли бы многие годы работать в зарубежной редукторной фирме. Однако вы выбрали иной путь — труднейшее развитие собственного промышленного производства. Как вам это удалось? И откуда вы черпаете силы?
— У каждого человека есть своя миссия и своя ответственность перед обществом, перед предыдущим поколением, которое тебя вырастило, дало знания и, образно говоря, вручило тебе некую эстафетную палочку, надеясь на то, что ты понесешь ее дальше. Мне посчастливилось жить и творить в период полнейшего расцвета советской вузовской и отраслевой науки зубчатых передач и редукторов. Я знал сотни выдающихся специалистов по вопросам теории зацепления зубчатых передач, их прочности, технологии и метрологии изготовления. Работая 19 лет в головном институте советского редукторостроения — ВНИИ «Редуктор», я общался со многими вузовскими и отраслевыми учеными, знакомился с их работами, вследствие чего я получил глубокие знания по зубчатым передачам, редукторам, по технологии и метрологии их изготовления. Все эти обстоятельства моей работы и полученные знания позволили мне решать и решить сложнейшие противоречивые научные задачи особенностей контактирования зацепляющихся поверхностей червячных и глобоидных передач. Это нашло отражение в моей диссертации, которую я успешно защитил в 1985 году в Ленинградском Политехе, на кафедре «Теории механизмов и машин». Часть моей диссертации была посвящена моему открытию в области червячных и глобоидных передач. Я обнаружил и математически обосновал найденное мной новое свойство контактирования зацепляющихся поверхностей — «повторный контакт». Свойство, которое до меня не могли обнаружить предшественники долгие 100 лет. В 1991 году, вместе с развалом и ликвидацией СССР, Россия осталась без единого научного редукторного центра, координировавшего в СССР все вопросы развития и производства зубчатых передач и редукторов. Речь о ВНИИ «Редуктор» (г. Киев), образованном решением Правительства СССР в 1968 году, который после распада Советского Союза остался на Украине, а позже обанкротился и прекратил свою работу. Я уже тогда понимал огромную функциональную роль ВНИИ «Редуктор», а также важность и необходимость постоянных работ по усовершенствованию зубчатых передач для достижения высокой эксплуатационной работоспособности машин и механизмов. Я видел, что вместе с развалом СССР начался стремительный развал российской редукторной науки и редукторной промышленности. Во множестве промышленных предприятий-производителей и потребителей зубчатых передач и редукторов в России начали стремительно накапливаться вопросы, которые прежде решались с ВНИИ «Редуктор». Я задал себе вопрос: «Кто, если не я работавший во ВНИИ редуктор и получивший глубокие знания, сможет создать научно-технологический центр по вопросам редукторостроения»? 23 октября 1991 года я зарегистрировал предприятие с названием Научно-технологический Центр «РЕДУКТОР». Тогда я еще не представлял себе, куда я приду и что реально значимого я смогу сделать. Мне оставалось довольствоваться известными мудростями: «Дорогу осилит идущий» и «Бойся своих желаний — они имеют свойство сбываться».
Тогда мое предприятие, как и множество других начинающих предприятий, еще не представляло собой ничего значимого. Примерно через 70 дней после регистрации, с января 1992 года, цены в России выросли за год в 26 раз, а в 1993-м — еще в 10 раз. Преобладающее большинство промышленных предприятий России не имели средств для применения моих новых научных разработок. Это затрудняло развитие НТЦ «РЕДУКТОР» тех лет.
— Чем вы занимались в этот период?
— Первые три года работы, не имея еще собственных производственных площадей и оборудования, предприятие выполняло технологические работы на территориях промышленных предприятий, изготавливая и внедряя прогрессивные червячные и глобоидные передачи.
Наиболее выдающаяся работа того периода — это изготовление глобоидных передач повышенной эксплуатационной работоспособности по договору с Ижорским заводом. В России никто, кроме меня, на тот момент не мог решить эту сложнейшую научную и технологическую задачу. Непреодолимая проблема состояла в том, что изготовленный специалистами лифт весом 150 тонн приводился в движение двумя синхронно работающими глобоидными редукторами. По методикам расчета на прочность они были подобраны и спроектированы верно. Но критерий истины, как известно, «упрямая» практика. Поэтому на практике происходило то, что через сутки-двое работы лифта из картеров редукторов «выгребали» килограммы бронзовой стружки. То есть по факту зацепление глобоидных передач, примененное в редукторах для передвижения лифта, было неработоспособное. Обращения специалистов Ижорского завода к известным ученым, работавшим в области глобоидных передач, не давали положительных результатов. Решение вопроса стояло на контроле самых высоких правительственных и партийных структур, и его передали мне… В течение одного года я решил эту сложнейшую научную задачу. Изготовленные по моим разработкам модифицированные глобоидные передачи были работоспособными и проработали долгих 11 лет. Но история на этом не закончилась. Дважды, в 2002-м и в 2013 годах, меня находили и поручали повторно изготавливать новые глобоидные передачи для Ижорского завода…
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ
— Является ли, по вашему мнению, рвение промышленников проявлением патриотизма, верности идеям своей страны? Какими механизмами стоит активнее пользоваться, чтобы активнее подтверждать свою гражданскую позицию?
— Да, отвечая на ваш вопрос, я говорил примерно об этом же. О гражданской позиции, исходящей из патриотизма. Как раз сегодня все россияне видят примеры массового героизма российских людей. Такой патриотизм проявляется не только на линии фронта, но и среди конструкторов, технологов, рабочих и всех, кто создает технику, превосходящую технику недружественных стран. Об этом явлении говорит наш президент Владимир Путин. И не только говорит, но и делает все для того, чтобы граждане России гордились своей Родиной, развивали верность ей. Именно патриотизм во все века был основой непобедимой силы России. Примеров патриотизма множество — от Ледового побоища на Чудском озере в 1242-м, грандиозных строек социализма — Днепрогэс, освоение целины, Байкало-Амурская магистраль, сражений в Великую Отечественную войну — под Москвой, Сталинградская битва, Курская дуга, до сегодняшних боевых действий в Мариуполе, под Донецком, в Курской области и др.
Сегодня патриотизм и героизм проявляется не только на фронте, но и в тылу.
— Как действовать промышленным предприятиям, чтобы они могли быстрее развиваться и укрепить свои позиции внутри России и на мировой арене?
— Для скорейшего развития любого промышленного предприятия я порекомендовал бы:
- Прежде всего, воспользоваться рекомендациями из литературы по этой теме.
- Обзавестись высокопроизводительным оборудованием.
- Создать сильную команду единомышленников, подобрав дисциплинированных, добросовестных и инициативных работников. Поощрять работников за их инициативы и за решение трудных вопросов.
- Платить работникам больше, чем себе.
- Быть примером для других, работая больше, чем другие.
- Учить работников на своих ошибках.
- Браться за самую трудную работу.
- Бороться, Искать, Найти и никогда не сдаваться.
- Применять Золотое Правило успеха — Делать больше, чем от тебя ожидают.
Я думаю, что есть еще много составляющих успешного бизнеса. Их надо только найти.
— Что еще, на ваш взгляд, крайне важно донести до промышленников, а также до министерств и других правительственных структур?
ПЕРВОЕ: У России есть уникальный шанс продолжать быстро развивать свою промышленность и прежде всего оборонную. И делать это гораздо быстрее, чем это смогут сделать США и страны Европы, поскольку у них сегодня все, что надо, производится в Китае. А Россия уже быстро перестроилась.
ВТОРОЕ: Временно отказаться от конкурентной борьбы, а объединить усилия многих промышленных предприятий. Так было в СССР в оборонной и в авиационной промышленностях.
ТРЕТЬЕ: Повысить роль ГОСТов, воссоздав их разработку, как это было в СССР.
— Как вы в целом оцениваете сегодняшний потенциал промышленной России?
— Я вижу, что Россия способна нарастить объемы производства гораздо быстрее, чем в недружественных странах. У нас достаточно много инновационных технологий, построенных на военной и невоенной науке. Поэтому наши усилия выльются в превосходство России не только на линиях фронта, но и в тылу, и это ускорит установление мира.
В завершение моего интервью я приглашаю читателей, у которых есть инновационные разработки, но отсутствуют возможности, реализовать их на нашем передовом оборудовании.