Основные направления обеспечения национальной безопасности Арктической зоны Российской Федерации

Арктический регион имеет важное стратегическое значение для всех арктических и ряда неарктических государств, он остается под сильным политическим давлением и противоречиями, между стремлением к сотрудничеству и соперничеством. Арктика предоставляет широкие возможности для сотрудничества в военной сфере, создания коллективной системы безопасности и арктические государства уже накопили позитивный опыт сотрудничества по военным вопросам.

Военно-стратегическая обстановка в Арктической зоне Российской Федерации в последнее время оставалась стабильной, но в то же время характеризовалась постепенным расширением зоны военной активности приарктических государств. Тенденция к наращиванию военного присутствия ряда государств в Арктической зоне может привести к изменению баланса сил не в пользу Российской Федерации и увеличить вероятность развязывания военных конфликтов различной интенсивности против России.

Страны Арктического региона (США, Норвегия, Канада и Дания) пытаются в кратчайшие сроки зарезервировать за собой право на расширение зон национальной юрисдикции за счет континентального шельфа и островов акватории Северного Ледовитого океана, реализовать концепцию обеспечения своих интересов в регионе. Целью их деятельности является желание ослабить и не допустить возрастания влияния России в Арктике.

Это проявляется в стремлении приарктических стран НАТО к переделу традиционных морских государственных границ за счет России; экспансии национальных и транснациональных компаний ведущих стран мира с целью установления контроля над углеводородными шельфами, биоресурсными районами и связанной с ними морской инфраструктурой субъектов Федерации; включении руководством США и НАТО в число важнейших регионов планеты арктической зоны России.

Усиление военной активности проявляется в регулярном проведении масштабных военных учений, развертыванием новых арктических формирований вооруженных сил стран НАТО, усилением интенсивности полетов стратегической и разведывательной авиации.

В Арктической зоне растет число военных учений с участием иностранных государств, при этом активность США, Канады и Дании даже превышает уровень активности в годы холодной войны. Арктические государства   ускоренными   темпами   модернизируют   собственные вооруженные силы, в том числе с учетом возможного решения задач в регионе. Ситуацию осложняет отсутствие действенных международных режимов безопасности в Арктике, а также все более активное поведение нерегиональных государств, которые будут поддерживать тех игроков, которые предложат им наилучшие условия участия в арктических проектах. Поэтому именно России предстоит взять на себя лидирующую роль по формированию и систематизации всей арктической подсистемы международных отношений, используя свой авторитет, потенциал и конкурентные преимущества.

Финансирование военных учений и операций на территории канадской Арктики постоянно растет и к 2025 году для укрепления присутствия в полярных районах планируется увеличение военного бюджета Канады вдвое.

Усиливается военная активность и на архипелаге Шпицберген, где расположена телеметрическая станция, подключенная к системе Североатлантического альянса. В ближайших водах архипелага боевые самолеты НАТО отрабатывают боевые задачи в условиях Крайнего Севера.

Продолжается патрулирование арктических морей американскими атомными ракетными подводными лодками стратегического назначения с ядерным и обычным высокоточным оружием на борту, а также ударными атомными подводными лодками.

Начиная с марта 2016 года ВМС США при участии Великобритании, Канады, Норвегии проводят военные учения в Арктике с применением субмарин и робототехники, задействуются беспилотные летательные аппараты, различные сенсоры и спутники.

По словам командующего подводным флотом американских ВМС вице-адмирала Джозефа Тофэло, такие учения позволяют оценить оперативную готовность в Арктике, расширить опыт действий в регионе. В ходе учений предполагалось провести ряд испытаний различной техники в суровых арктических условиях и метеорологические изыскания. Кроме вооруженных сил США и Канады, активны в Арктике и армии Скандинавских стран (Швеции, Норвегии и Финляндии), планирующих создание в регионе военного блока («мини-НАТО»).

Присутствие военного фактора НАТО в Арктике в зоне мирного сотрудничества и экономической кооперации вызывает серьезные опасения. Альянс не проявляет готовности учитывать интересы безопасности России, соизмерять свои намерения использовать силовой потенциал с основными принципами международного права, предсказуемо взаимодействовать с ООН и другими международными организациями, соизмерять и согласовывать направления и масштабы расширения сфер интересов НАТО за пределы традиционных зон ответственности и безопасности, включая вопросы присутствия в Арктике, а также энергетическую безопасность, киберпреступность,  продовольственную  безопасность,  пересматривать подходы к статье 5 Вашингтонского договора 1949 года о создании НАТО, связанной с «коллективной обороной» против «советской угрозы».

Задачи НАТО, под лозунгом «обеспечения безопасности и законных интересов», направлены на усиление своего военного присутствия и ограничение действий России по освоению Арктики, о чем прямо заявляет руководство альянса. Североатлантический альянс обозначил Арктику зоной своих долгосрочных военных планов и интересов, а действия государств — членов НАТО в Арктическом регионе все больше приобретают системный, коалиционный характер. При содействии НАТО планируется создать новую крупную объединенную военно-политическую силу — «Скандинавский блок».

Активизировалась деятельность ряда восточноазиатских государств по расширению своего влияния в Арктике в ущерб интересам Российской Федерации. С целью отстаивания общих интересов по обеспечению доступа к ресурсам Арктики, а также права свободного использования северных морских путей в 2004 году создан и функционирует так называемый Азиатский форум полярных исследований (КНР, Япония, Южная Корея, Таиланд и Малайзия).

Значительный интерес к ресурсам Арктики проявляет Китай, который создает сильный ледокольный флот.

О своих интересах в Арктике заявляют государства, которые не имеют прямого выхода к водам Северного Ледовитого океана и не имеют официального статуса полярных государств, например Финляндия, Швеция, Китай, Италия, Сингапур, Южная Корея, Япония и другие. Они считают, что политика арктических государств, стремящихся поделить Арктику между собой, является недальновидной и дестабилизирующей ситуацию в регионе. Освобождение Арктики ото льда увеличивает вероятность возникновения конфликтов не только между государствами, претендующими на ее природные ресурсы, но также с Организацией Североатлантического договора (НАТО), стремящейся усиливать свое влияние в Северном географическом районе.

Основными концептуальными документами иностранных государств по освоению Арктики в настоящее время являются: «Дорожная карта» ВМС 2014—2030 (США); Директива по арктической политике США; Стратегия действий национальных военно-морских сил США в Арктике; Стратегия Министерства обороны США в Арктике; Долгосрочная программа политики Канады в отношении Арктики; Стратегия правительства Норвегии в отношении северных регионов; Программа полярных исследований Китая

Приарктические государства активно развивают свою военную инфраструктуру. Так, Канада осуществляет строительство порта в населенном пункте Нунисивик, создает тренировочную базу вооруженных сил в населенном пункте Резольют; Дания создала объединенное           арктическое

командование вооруженных сил Дании, создает пункт базирования ВМС в районе авиабазы Туле; Норвегия перенесла Оперативное командование вооруженных сил Норвегии в городе Буде, модернизирует военную инфраструктуру на архипелаге Шпицберген; США создали объединенную базу вооруженных сил путем слияния авиабазы Элмеднорф и базы армии США Форт-Ричардсон и осуществляют ее модернизацию, создали новый пункт базирования береговой охраны в порту Барроу, развертывают систему слежения за надводной и подводной обстановкой в арктических морях.

Необходимость усиления военного присутствия в Арктике поддержали англичане. В докладе «Стратегическое значение Арктики для Великобритании» министерств обороны и иностранных дел этой страны говорится, что увеличивающееся по мере таяния ледников водное пространство создаст новый территориальный фронт и значительно сократит время перевозки грузов морскими путями, а Британия может быть втянута в конфликты, связанные с поддержкой союзных государств. Одна из перечисленных в докладе грядущих проблем — это «передовое развертывание надводных кораблей в ранее недоступных районах или военное присутствие в оспариваемых территориальных водах».

В 2016 года Франция приняла Национальную программу освоения Арктики, в которой зафиксировала свои базовые интересы в регионе и обозначила основные направления и приоритеты арктической политики на ближайшую перспективу. Появление данного документа вполне закономерно: вслед за арктическими странами свои национальные программы, связанные с Арктикой, стали принимать и неарктические государства (Германия, Италия и другие).

Следует отметить, что уровень милитаризации Арктики пока не выходит за пределы разумной достаточности. Но военные угрозы Российской Федерации в Арктике обусловлены неразрешенными проблемами в области делимитации водных границ, растущим интересом государств мира к арктическим ресурсам, а также сохраняющейся тенденцией ряда стран к милитаризации региона, связанной как с защитой их национальных интересов, так и с организацией ими международного военного сотрудничества в рамках НАТО. В официальных документах НАТО подчеркивается необходимость «возврата в Арктику» для построения системы безопасности, центральным элементом которой будут силы НАТО.

Потенциальным противником в Арктике блок НАТО видит Россию. Отсюда основной стратегической целью альянса является противодействие росту российского влияния на Крайнем Севере. Россия видится НАТО наиболее активным, доминирующим игроком в этом регионе. В связи с этим происходит расширение экономического и военного присутствия США и их союзников по НАТО в Арктическом регионе. Активизируются военно- политические  усилия  северо-европейских  государств  по  затруднению экономической деятельности России и ее выдавливанию из Арктического региона. Предпринимаются попытки пересмотра морских границ, изменения правового статуса Северного морского пути. Происходит интенсивное сплочение стран Северной Европы под эгидой НАТО. Все это в той или иной степени провоцирует рост взаимного недоверия между государствами и может привести к столкновению их интересов.

В этих условиях объяснимы и понятны усилия России по укреплению национальной безопасности в Арктике. Создание в 2014 году на базе Северного флота стратегического межвидового объединения является ответом на усиление военного присутствия в Арктике приарктических государств и других стран НАТО, рост боевых возможностей группировок коалиционных и национальных вооруженных сил НАТО, развитие ими систем ПРО морского базирования и раннего предупреждения, а также на систематическое проведение многонациональных военных учений и смещение районов боевой подготовки в Арктическую зону, увеличение военной спутниковой группировки США, нацеленной на Арктику.

Очевидно, что в Арктике России придется иметь дело не только с отдельными странами (США, Канада, Норвегия, Дания), но и с единым фронтом государств НАТО. Нельзя не учитывать, что сохраняющиеся противоречия по проблеме разделения северных территорий между приарктическими странами — членами НАТО не позволяют руководству альянса в настоящее время завершить выработку консолидированных подходов по вопросам политики блока в Арктическом регионе.

Озабоченность со стороны России, естественно, связана с усилением угроз по мере продвижения НАТО на восток к российским границам и с фактором неопределенности в условиях недостатка информации при решении проблем безопасности, затрагивающих интересы всех государств евроатлантического региона.

Сегодня очевидным становится факт, что значительный конфликтный потенциал заложен в попытках неарктических стран получить доступ к ресурсам Севера, а Финляндия, Япония и Республика Корея считают богатства российского сектора достоянием мирового сообщества.

Все это создает угрозы национальной безопасности России в Арктическом регионе, и прежде всего в сфере обеспечения военной безопасности.

Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне носят нарастающий характер, исходят от государств (коалиций государств), чьи интересы находятся или в перспективе могут войти в противоречие с национальными интересами России.

Основными угрозами военной безопасности Российской Федерации в Арктической зоне в настоящее время являются:

  • усиление военного присутствия в Арктике приарктических государств и других стран НАТО;
  • расширение деятельности иностранных государств в бассейне Северного Ледовитого океана и осуществление ими оперативно- стратегических планов с целью снижения возможностей развертывания и применения стратегических наступательных сил Российской Федерации в Арктической зоне в особый период;
  • развертывание в Гренландском, Норвежском, Баренцевом морях и западной части Карского моря кораблей и атомных подводных лодок, оснащенных системами высокоточного оружия;
  • рост боевых возможностей группировок коалиционных и национальных ВС (ВМС) США и НАТО;
  • возможность применения стратегической авиацией США высокоточного оружия в высоких арктических широтах;
  • осуществление планов по созданию и развертыванию противоракетной обороны США и НАТО, наращивание ее потенциала за счет кораблей ПРО в Норвежском, Гренландском морях, западной части Баренцева моря и море Бофорта;
  • создание иностранными государствами постоянно действующих военных объектов на дрейфующем льду;
  • рост активности спецслужб иностранных государств по ведению разведывательной деятельности в Арктике и на приграничной территории Российской Федерации;
  • проведение многонациональных военных учений и смещение районов боевой подготовки в Арктическую зону;
  • увеличение военной спутниковой группировки США, нацеленной на Арктику; стремление руководства Норвегии изменить статус архипелага Шпицберген как демилитаризованной зоны, сократить и в перспективе полностью вытеснить Российской Федерации с архипелага;
  • действия Норвегии по силовому вытеснению Российской Федерации из традиционных районов промысла в Баренцевом и Норвежском морях, а также по распространению безусловной национальной юрисдикции на архипелаг Шпицберген и его милитаризация путем включения в операционные зоны командований НАТО и строительства объектов двойного назначения;
  • осуществление приарктическими государствами и их союзниками мероприятий информационного характера по дискредитации Российской Федерации касательно ее хозяйственной и военной деятельности в Арктической зоне и  созданию  общественного  мнения  о  недопустимом
  • загрязнении Арктики, неспособности России самостоятельно и эффективно использовать и развивать свою Арктическую зону;
  • стремление ряда иностранных государств (США, Норвегии, Японии, Канады) придать Северному морскому пути статус международной транспортной магистрали;
  • деятельность, осуществляемая трансграничными террористическими и преступными группировками, занимающимися незаконным оборотом стратегического сырья, природных ресурсов, оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ.

Развитие и применение Российской Федерацией военной силы в Арктической зоне рассматривается в качестве вынужденной меры парирования возможных угроз и пресечения агрессивных действий в отношении Российской Федерации, создания благоприятных условий для реализации и защиты национальных интересов Российской Федерации в этом важном регионе.

Сегодня продолжается переоснащение стратегических ядерных сил на современные комплексы наземного, авиационного и морского базирования с повышенными возможностями по преодолению противоракетной обороны противника. Кроме этого, корабли Северного флота (как и всего ВМФ) оснащаются ракетами морского базирования «Калибр».

Основными направлениями деятельности Северного флота являются:

  • выполнение мероприятий стратегического сдерживания на региональном уровне;
  • развитие военной инфраструктуры в Арктике в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации;
  • наращивание боевого потенциала сил флота в ходе проведения организационно-штатных мероприятий и перевооружения на новые и модернизированные образцы вооружений и военной техники.

Ежегодно усилия в боевой подготовке Северного флота сосредотачиваются на:

  • подготовке и участии в стратегических командно-штабных учениях;
  • повышении полевой, морской  и  летной  выучки;
  • обеспечении испытаний новых кораблей;
  • подготовке одиночных кораблей,       тактических групп кораблей и соединений к выполнению боевых задач по предназначению;
  • подготовке и слаживании органов управления (штабов) группировок разнородных сил (войск) флота;
  • обеспечении постоянной готовности;
  • совершенствовании морской десантной, воздушно-десантной подготовки;
  • освоении Арктического бассейна с отработкой задач в ледовых условиях;
  • подготовке летного состава.

Традиционно российское присутствие в Арктическом регионе является самым масштабным. Россия владеет единственным в мире атомным ледокольным флотом, контролирует Северный морской путь, участвует во всех международных организациях и многосторонних форматах международного сотрудничества в Арктике. Вместе с тем военное присутствие России в Арктике связано не с демонстрацией военной силы в регионе, а с решением общегосударственных задач освоения арктических территорий суши и шельфа, направленных на интеграцию военной и гражданской деятельности в Арктике.

В целом современная военно-стратегическая обстановка в Арктике характеризуется как стабильная, контролируемая и прогнозируемая на среднесрочную перспективу.

Российская Федерация обладает достаточным военным потенциалом для обеспечения военной безопасности в Арктике, способна развивать и наращивать его адекватно возникающим угрозам.

Действия приарктических и других государств по наращиванию своего экономического и военного присутствия в Арктике объективно требуют от Российской Федерации принятия мер, направленных на поддержание паритета и создание благоприятных условий для реализации и защиты национальных интересов Российской Федерации в этом важном регионе.

Россия не видит в Арктике противоречий или вызовов, требующих военного решения, в то же время Вооруженные Силы Российской Федерации гарантированно обеспечивают военную безопасность страны.

А. В. Митько, президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ
им. Д.И. Менделеева,  доцент СЗИУ РАНХ и ГС, доцент СПбГУ кандидат технических наук, доцент

 

Читайте также: