На страже границ России

ООО «Кольчуга-М» специализируется на разработке инженерных систем охраны периметра, в том числе для государственной границы Российской Федерации, особорежимных объектов и территорий. В приоритете — комплексный подход,  обеспечение полной  безопасности объекта сдача продукции под ключ,  не только осуществление  монтажа, пуско-наладочных работ, но и обучение персонала эксплуатирующей организации, передача всей необходимой документации, гарантийное обслуживание в течение года. 

Не секрет, что в основе большинства проектов ООО «Кольчуга-М» лежат  разработки Владимира Николаевича Полищука, создателя этого предприятия и главного инженера, заслуженного рационализатора СССР,  лучшего изобретателя Москвы, полковника ФСБ в отставке, отдавшего многие годы службе в Пограничных войсках. Владимир Николаевич — человек занятой, но выкроил время, чтобы  ответить на вопросы редакции.

— Расскажите кратко о Вашем жизненном пути.

— Я родился в небольшом украинском селе в 1938 году. Отец погиб на фронте в 1944-м. Нас у матери было пятеро — три девочки и два мальчика. Поднимать одной такую ораву сложно, поэтому работать в колхозе начал рано. Но в семье понимали важность учебы. Мать настояла, чтобы я закончил 10-летку, хотя все мои друзья предпочли завершить образование пораньше.  В 1956 году получил свой аттестат.  Переломным моментом стал призыв в армию. Меня единственного из 25 ребят зачислили в пограничные войска и отправили в Хабаровск.  Надо сказать, что подобный поворот  судьбы мне пришелся по душе.  Подготовку прошел так, что почетную грамоту заработал — первую в своей жизни. После учебы буквально  рвался на заставу. Но поступило распоряжение: «Пойдешь связистом». Так попал я в школу сержантского состава, которую после восьми месяцев обучения закончил на отлично, и был назначен начальником смены приемного радиоцентра и стал радистом первого класса. Приняли в партию. После окончания срочной службы возглавил комсомольскую организацию. А дальше, произошел знаковый случай. Захотелось продолжить образование в техникуме. Собрал все необходимые документы, не было только разрешения начальника пограничных войск округа. И тут вызывает он меня к себе и говорит: «Зачем тебе в техникум идти?».  У меня внутри сразу все оборвалось: «Не разрешат!», но он подошел внимательно посмотрел и продолжил: «Поступай в институт. Хабаровский институт железнодорожного транспорта — один из лучших. Туда и иди». Так с легкой руки начальника  я и стал   инженером-электромехаником по специальности «Электрификация и электроснабжение железнодорожного транспорта». После окончания института, уволился со службы и работал в проектном институте, на родине в колхозе места для меня с такой специализацией не нашлось. По партийному призыву в 1970 году предложили вернуться на службу, с чем я и согласился. Присвоили звание лейтенанта и назначили на должность офицера отдела связи Дальневосточного пограничного округа. Служил я неплохо, и мне разрешили учиться на вечернем факультете Университета марксизма-ленинизма, который я и закончил на «отлично» в 1974 году.  А в 1975 году экстерном завершил обучение в Орловском высшем военном командном училище связи. В 1977 году мне предложили должность офицера связи в Главном управлении Пограничных войск в Москве. В 1990 году перешел в Центральный аппарат КГБ и стал старшим ревизором, где и проработал до 31 декабря 1993 года и был уволен в запас.  С 1999 по 2004 год занимал должность ведущего инженера в Росатоме, а в 2004-м основал свою фирму. С тех пор, вот же более 30 лет занимаюсь своими изобретениями.

 

— Вам, наверное, проще этим заниматься, так как знаете специфику. Какие разработки нужно внедрить, чтобы граница оставалась действительно на замке?

— Недавно смотрел передачу о создании новой сигнализационной системе на  границе с нашими европейскими «партнерами» в Калининградской области. Такое впечатление, что со времен моей службы мало, что изменилось.  Все та же колючая проволока, морально и технически устаревшая, те же опоры, что были 50 лет назад. У нас есть, что предложить.  Недавно запатентован электрокомплекс  для охраны границы, который я назвал своим именем.  В нем сочетаются сразу три моих изобретения —  изоляторы, колючая проволока и опоры.

Комплекс состоит из двух заграждений — электросигнализационного, напряжением 24 В, и электрошокового, с импульсным напряжением 5 кВ.  Это необходимо для исключения ложных срабатываний из-за нередких нахождений  на границе диких или домашних животных. Запатентованная «Колючая проволока Полищука» (КПП) представляет собой цельную конструкцию основы и шипов и изготовляется из легированной атмосферостойкой стали для электросигнализационного и электрошокового  заграждений и смонтированных на одних опорах.

По расчетам специалистов Уральского научно-исследовательского института черных металлов, проволока, изготовленная из атмосферокоррозионно-стойкой легированной стали, не требует дополнительной антикоррозионной защиты. При ее эксплуатации на открытом воздухе она будет покрываться защитной окисной пленкой толщиной до 0,05 мм с дальнейшим проникновением коррозии в глубину металла менее 0,002 мм в год (патент RU2029648 от 27.02.1995).

Опора заграждения Полищука (ОЗП) для комплекса изготовляется из экономичного швеллера с параллельными гранями полок № 8Э, ГОСТ 8240-97. На одной его полке закрепляется проволока электросигнализационного заграждения, на другой — электрошокового. Для противоподкопного устройства применяется катанка диаметром 6 мм. Она приваривается к опорам на глубине 200–250 мм. Она также будет заземляющим контуром для нулевых нитей проволоки.

Разработанный нами электрокомплекс  (ЭКП) по электрическим параметрам и эксплуатационным свойствам значительно превосходит два электрозаграждения, применяемых в настоящее время.

— Какое из ваших первых изобретений, принятых в серийное производство, наиболее эффективно?

— Это специальный полиэтиленовый изолятор. Он предназначен для закрепления проволоки электросигнализационного заграждения. Он  не требует сборки при монтаже,  имеет цельную конструкцию, состоящую из основания и крышки, соединенной гибкой перемычкой. Этот изолятор заменил четыре детали, ранее выполнявшие его функцию.  Когда я доложил начальнику пограничных войск о своем изобретении, показал чертежи и объяснил принцип действия, то нашел понимание, и  изоляторы приняты на снабжение Пограничных войск и выпускается в количестве 30 млн. шт. в год. Но помимо этого есть интерес к ним у Росгвардии, Росатома и др.

— Насколько мне известно, на военно-техническом форуме «Армия» в 2018 году неподдельный интерес вызвал модернизированный противотаранный барьер Полищука. Как обстоит дело с этим изобретением?

— Я не без гордости могу отметить, что на сегодняшний день это лучшее устройство по своему функциональному назначению и исполнению.  Первый барьер я запатентовал еще в 2004 году, тогда же были выполнены расчеты и проведены  испытания на прочность балки барьера.  В нее вмонтированы четыре стальных троса. Каждый трос держит усилие 16 тонн, а передние подвески грузовых автомобилей разрушаются при ударе 10–15 тонн. Запас прочности балки барьера в 4–5 раз больше прочности передней подвески.

Изобретение защищает от террористических атак:

  • тепловые и гидроэлектростанции;
  • химические заводы;
  • военные и другие объекты.

В настоящее время предприятия, где хранят и уничтожают химическое  оружие, на 100% закрыты нашими барьерами, а тепловые  электростанции «Мосэнерго» — на 90%. Противотаранные барьеры Полищука используются  от Калининграда до Камчатки.

— Сколько у Вас запатентованных изобретений, и каковы планы на будущее?

— Точной цифры сказать не могу, но примерно около 20. Более половины из них получили реализацию.  Сдаваться не собираюсь. Каждый год говорю себе, что пора на покой, но без работы не могу, изобретательство стало делом жизни, хотя бразды правления компанией я передал более молодому поколению, но думаю запатентовать до конца жизни еще парочку полезных для страны изделий.

г. Москва, Ул. Зарайская, д. 47 корп. 2
Тел: +7 (910) 476-15-16. E-mail: kolchyga@mail.ru, http://kolchygam.ru/

Читайте также: