Пути решения кадрового голода для развития экономики

Сегодня бизнес и государство констатирует проблему кадрового голода, что нельзя не учитывать в качестве фактора, сдерживающего потенциал экономического развития, а потому вопрос требует внимания, необходим анализ причин и путей решения проблемы. Российское общество, экономика и право переживают сложный и ответственный период реорганизации, цель которой — объединение общей идеей роста и развития отечественной экономики, переход к качественно новому облику как внутри страны, так и на международной арене. Сегодня реализация стратегических задач экономического развития невозможна без выстраивания конструктивного диалога бизнеса, власти и образования, единства всех в достижении поставленных целей и задач развития и роста нашей экономики, повышения обороноспособности страны.

Сегодня мы наблюдаем процессы модернизации экономики и государственного управления, внедрение цифровизации в межведомственное взаимодействие, предпринимательскую среду, создание инновационных продуктов, новых производств с учетом задач импортозамещения, изменение вектора взаимодействия с другими государствами. Все эти изменения имеют большое значение для развития экономического потенциала, но для их реализации необходимы квалифицированные кадры, при чем все чаще востребованными становятся не узкоспециализированные кадры, если речь идет о высшем образовании, а обладающие теоретической базой в нескольких сферах с умением применять эти знания на практике. Очевидным становится необходимость расширения образовательных траекторий, позволяющих пересмотреть избыточно теоретизирование программы высшего образования и дополнительного профессионального образования, трансформировать процесс междисциплинарного взаимодействия для освоения обучающимися навыков из различных отраслей. Поэтому сегодня важно, чтобы ВУЗы активнее формировали новые программы для развития и подготовки многопрофильных специалистов, например, юристов, экономистов, программистов, банкиров с дополнительными компетенциями в области цифровой экономики, права, финансов. Например, сегодня важна безопасность финансовых организаций, но для этого необходимо обладать познаниями в IT и праве как минимум. Другой пример: чтобы возглавить медицинскую компанию, необходимо обладать знаниями в области медицины, управления, экономики, понимать правовые аспекты ведения деятельности и уметь выстраивать диалог с органами власти.

Важно отметить, что сегодня программы высшего образования не загружают студента весь день, оставляя время для прохождения практики, но нередко студенты либо просто воспринимают это в качестве свободного времени, либо идут работать не по специальности. ВУЗы далеко не все заботятся об обеспечении реального прохождения практики. Например, в Государственном академическом университете гуманитарных наук (ГАУГН), который обладает фундаментальной академической базой, как Университет, учрежденный РАН, мы активно подписываем соглашения с крупными, известными и активно развивающимися компаниями, которые готовы привлекать наших студентов на практику по специальности. При этом мы договариваемся, чтобы компании ни при каких обстоятельствах не допускали формальное прохождение практики. Это создает предпосылки, чтобы студент не просто пошел подработать, а мог получить и знания практические, и получать оплату, и ВУЗ имел качественную обратную связь. Эксперты из состоявшихся компаний проводят лекции и семинары, организовывают конкурсы для студентов. То есть важным аспектом представляется также обеспечение прохождения практик и стажировок для студентов в коммерческих компаниях и органах государственной власти для получения практических навыков по дисциплинам соответствующих модулей. Это обеспечивает практико-ориентированный подход, но это вопрос системной работы, хотя представляется, что каждый ВУЗ должен об это заботиться, чтобы выпускники были востребованы и нужны на рынке труда.

Также стоит отметить значительную динамику развития всех отраслей, а потому необходима реализация некоторых магистерских программ в более сжатом временном периоде. Сегодня от запроса со стороны бизнеса и государства на ту или иную новую специальность до выхода дипломированного специалиста пройдет минимум 3 года, так как один год уходит на подготовку и утверждение программы, а два на обучение в магистратуре, если это возможно сделать на базе бакалавриата. Очевидно, что необходимо сокращать сроки, а потому обсуждаемый ранее проект введения прохождения магистерской программы за 1 год1 становится особенно актуальным. Также необходимо, чтобы был обеспечен системный диалог делового сообщества, государства и ВУЗов, чтобы на потребности рынка труда система образования оперативно отвечала соответствующими программами.

То есть процесс обучения должен строиться в корреляции с дальнейшими практическими навыками, так как важно, чтобы будущие государственные и муниципальные служащие, а также предприниматели понимали важность консолидации усилий для достижения целей и задач, поставленных руководством страны, и осознавали возможность своего вклада в развитие государства в будущем. Модули в программах ДПО и высшего образования должны быть направлены на формирование у выпускников целостного восприятия и понимания запросов бизнеса, общества и государства при осуществлении полномочий органов государственной власти для обеспечения развития экономики страны.

Существенным представляется максимальная вовлеченность и участие в научно-исследовательских и образовательных проектах всех четырех крупнейших деловых объединений («Деловая Россия», Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, «ОПОРА РОССИИ», которые имеют свои отделения во всех субъектах Российской Федерации (над открытием отделений во вновь присоединенных регионах идет активная работа).

Еще одна проблема выпускников многих ВУЗов и сложности в последующем построении карьеры — это отсутствие навыков жесткой дисциплины и сформированная модель избыточной лояльности и опеки в ВУЗе, когда на выходе мы получаем профессиональных потребителей, уверенных, что им должны платить просто за то, что они есть. С чем это связано? Во-первых, стоит честно признать, что ВУЗы, которые не развивают ДПО, не развивают исследовательские проекты и науку, становятся зависимы от студентов, потому как они становятся источником формирования бюджета ВУЗа. Сегодня график занятий большинства ВУЗов, как уже было отмечено выше, оставляет большое количество свободного времени, на самих занятиях преподаватели представляют презентации, которые студенты просят, не утруждая себя конспектом лекций. Когда студенты очевидно не в состоянии сдать тот или иной предмет нередко в ВУЗе стараются максимально пойти на встречу, даже закрывая глаза на очевидные пробелы в знаниях. Если свободное время используется не для получения дополнительных знаний и/или работы, а для свободного времяпровождения, то получается, что вчерашние студенты просто привыкают, что помогут родители, недостатки в знаниях простят, а свободного времени должно оставаться как можно больше.

Кинематограф также формирует образ современного офисного работника с чашечкой кофе и возможностью поговорить, не формируя необходимость оценивать вклад в общее дело. Сталкиваясь с тем, что работодатель ждет от них результат, что они должны максимально эффективно использовать рабочее время, они оказывают не готовыми к такому подходу и «дрейфуют» по компаниям в поиске теплого и уютного места. Это усугубляется конечно же и тем, что многие компании не формируют миссии и ценности, которые должны составлять не только извлечение прибыли, имманентно присущие любой коммерческой организации, но и предназначение для выполнения важных для общества и государства, формировать список правил, нравственных и деловых принципов, которых придерживаются все работники, что в совокупности должно становится нематериальными активами компаниями. Но важно, чтобы еще в школе, в учебном заведении среднего профессионального образования, в ВУЗе формировались навыки личного тайм-менеджмента, необходимость вносить вклад своим трудом в общие задачи компании, осознавая, что благодаря этому компания приносит пользу в глобальном масштабе. Это уже вопросы общей культуры, патриотизма, которые сегодня с учетом вызовов, которые стоят перед нашим государством, являются тоже очень актуальными.

Поэтому для обеспечения глобальных целей и задач, которые стоят перед нашей страной, снижение утечки кадров, которые уезжают учиться в зарубежные ВУЗы ключевое значение имеет также повышение престижа отечественного образования в целом и в регионах, а также профориентационная работа, так как далеко не всегда подрастающее поколение остается верным выбранному треку и alma mater. Об этом заявлял и Президент России В.В. Путин на пленарном заседании ПМЭФ-2023, подчеркивая, что «по-настоящему суверенное развитие, технологическое и экономическое лидерство» возможно при установлении новых требований к системе образования, переподготовке профессиональных кадров. «Но у нашего народа есть меткая поговорка: где родился, там и пригодился. -…> Надо ориентироваться, конечно, на то, чтобы вкладывать деньги здесь, тогда они будут и надежнее, да и прибыль будет побольше — здесь у меня нет никаких сомнений», — отметил Владимир Владимирович1. И именно такой тренд через призму образования позволит перекрестно закрывать потребности и бизнеса, и общества, и государства.

Вышеизложенное в большей степени относится к программам высшего образования и ДПО.

У нас сегодня ощущается значительна нехватка и рабочих специальностей, при чем бизнес ориентирован именно на привлечение трудовых мигрантов, что не всегда является полезным для общества и государства, потому как такой приток несет в себе достаточно высокую степень общественной опасности, социального напряжение, усугубления криминогенной обстановки, что является действительно серьезной проблемой, которая все чаще поднимается, о которой неоднократно говорил и Председатель Следственного комитета РФ Александр Иванович Бастрыкин2. Важно также отметить и то, что денежные средства, которые получают такие работники в большей части расходуется не в нашей юрисдикции, то есть не идет вклад за счет этих оплат в развитие отечественной экономики. Чаще трудовые мигранты заработанные денежные средства у нас в стране отправляют своим семьям себе на родину.

Тогда возникает резонный вопрос каким образом решать проблему нехватки рабочих? И здесь нельзя не вспомнить о том, что с 2011 года3  у нас появился такой вид уголовного наказания, как принудительные работы (ст. 53.1 УК РФ) Лицам, совершившим преступление небольшой или средней тяжести может быть назначен такой вид наказания, который позволяет проживать не на территории исправительного учреждения, а в специальном общежитии, работать, получать новые навыки, зарабатывать. Это имеет колоссальный положительный эффект и для лиц, отбывающих принудительные работы, и для предпринимателей, которые могут удовлетворить кадровый голод, и для социализации оступившихся наших граждан, которые благодаря труду социализируются, получают стабильную работу и доход, и для потерпевших от преступлений, так как они начинают получать присужденную компенсацию, для общества в целом, так как существенно снижается рецидивная преступность, которая во многом спровоцирована сложностями в поиске работы, сложившимися криминальными связями при отсутствии у них модели поведения в социуме и позитивного опыта ведения нормальной трудовой жизни в рамках правового поля, и конечно же для государства, которое тем самым достигает решает целый ряд важных задач и одновременно снижает расходы бюджета на содержание осужденных.

За последнее время достаточно много сделано для развития этого вида наказания, вовлечения в этот процесс предпринимательского сообщества. Так, у предпринимателей, которые привлекают на работу лиц, осужденных к принудительным работам, а также лиц, которые отбыли наказание, предприятие получает статус социального4. Снят вопрос и с проблемой назначения этого вида наказания в качестве этапа на пути к получению УДО с внесением изменений в ст. 79 УК РФ в июне 2022 г5.  При этом все равно остаются некоторые факторы, которые препятствуют раскрытию потенциала этих трудовых резервов в полном объеме даже несмотря на очевидные преимущества для всех1. Здесь конечно же стоит отметить, что, во-первых, далеко не все представители бизнеса знают о такой возможности, знают, как начать выстроить сотрудничество с ФСИН, много неизвестных для бизнеса вводных, поэтому предприниматели, несмотря на все меньшую выгоду, сложности и общую опасность при привлечении трудовых мигрантов, продолжают действовать именно этим проверенным ими путем. Это означает, что требуется системная работа по разъяснению преимуществ привлечения лиц, отбывающих принудительные работы. Во-вторых, возникают проблемы с приобретением или арендой участка и привлечением финансирования на строительство общежития, которое необходимо для проживания таких лиц.

Также следует отметить, что далеко не все эти лица обладают теми навыками, которые необходимы для выполнения работ, а потому требуется обучение. Это в свою очередь означает, что необходимо продумывать программы, когда лица смогут изначально отправлять для прохождения подготовки, а также уже в процессе работы дополнительно учиться. Это заставляет задуматься о необходимости создавать условия и предпосылки для реализации такой возможности, т.е. содействовать предпринимателям в эффективных и оперативных коммуникациях с учебными заведениями среднего образования, формировать в том числе и бюджетные места, предоставляя возможность по конкурсу проходить обучение лицам, отбывающим принудительные работы, стимулировать иным образом получения ими дополнительного образования.

Некоторые отрицательно оценивают то, что осужденные лица будут работать и находится рядом с законопослушными гражданами, но ведь они так или иначе будут находится в социуме, когда отбудут срок, на который они осуждены. Но чем они будут заниматься становится большим вопросом. Принудительные работы позволяют постепенно и поэтапно вовлечь нарушившее закон лицо к законопослушной жизни, обеспечить работой. Если этого не делать, то освободившееся лицо нередко просто не умеет жить в социуме в рамках правового поля, а сформированные криминальные связи и противоправная модель поведения оказываются для него ближе. От этого страдает общество и государство. Именно труд и образование помогут реализовывать одну из главных задач уголовного наказания — это исправление нарушившего закон индивидуума и предупреждение совершения новых преступлений. А все эти меры в совокупности будут способствовать активному развитию хозяйствующих субъектов, экономики в целом, обеспечивать экономическую безопасность.

Так, подводя итог, можно сделать вывод о том, что есть достаточно несложные и эффективные меры, которые могут способствовать решению проблемы кадрового голода хотя бы в определенной мере. Развитие практико-ориентированного образования, активное взаимодействие делового сообщества, образовательных учреждений и государства, снижение препятствий для оперативного создания необходимых программ, активная позиция образовательных организаций и бизнеса в этом вопросе, изменение подхода в образовательном процессе с уклоном на практику, формирование совокупности знаний и качеств выпускников, востребованных последующим работодателем, требуют системной работы, но при этом могут внести значительный вклад в удовлетворение потребности в квалифицированных кадрах. Это позволит будущим студентам рассчитывать на интересную работу по специальности, получая на стадии обучения практику и осознавая, что от него будет зависеть благополучие всей нашей страны. Тогда обучение будет обретать смысл, а в случае обеспечения этого процесса еще и таким образом, чтобы было интересно, при этом формировало навыки самодисциплины наше кадровый потенциал будет готов к достижению поставленных руководством страны задач.

Смещение фокуса внимания при удовлетворении карового голода в части рабочих специальности с трудовых мигрантов на потенциал лиц, отбывающих принудительные работы, мы получим мультипликативный эффект за счет снижения преступности, решения многих социальных задач, снижения бюджетных расходов, что в свою очередь позволит больше расходовать денежные средства на проекты, которые будут способствовать росту нашей экономики.

Очевидно, что сегодня стоит много задач перед нашим государством, которые связаны с созданием производств, обеспечивающих импортозамещение, развитием технологий и инноваций, цифровым развитием и многое др. Все эти задачи достижимы, если каждый будет вносить свой максимальный вклад, а учить этому необходимо еще в школе, в ВУЗе, а лиц, нарушивших закон, переориентировать именно на правильный вектор, создавая соответствующие возможности.

Е.В. Авдеева, проректор по развитию и взаимодействию с государственными органами ФГБОУ ВО «Государственного академического университета гуманитарных наук» (ГАУГН), член Генерального Совета, руководитель Экспертного центра по уголовно<правовой политике и исполнению судебных — актов Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Читайте также: