Роль и значение деятельности Экспедиция подводных работ особого назначения в развитии аварийно-спасательного дела

Необходимость развития военного и гражданского флотов в стране в первые годы после революции сдерживалась недостатком средств на их строительство. Реальным путём развития флота в те годы были подъём и восстановления затонувших кораблей и судов. В годы гражданской войны и иностранной интервенции только на Черном море затонуло более 350 боевых кораблей и торговых судов [1]. В 1917–1922 годах в России было несколько разрозненных судоподъемных организаций-Мариинская судоподъемная партия («Марпартия»), Кронштадтская спасательная партия, трест «Госсудоподъем», водолазно-спасательные партии, частная фирма Маклорен, которыми были выполнены такие работы, как подъем линкора «Императрица Мария», подъём подводной лодки (ПЛ) «АГ-15», снятие с мели линкора «Мирабо», броненосца «Ростислав», эсминца «Гневный», парохода «Константин» и др. Эти работы были единичными и носили случайный характер. Поэтому Советским правительством в 1919–1923гг принято несколько декретов, содержащих мероприятия по организации спасательного, водолазного и судоподъемного дела в стране [2]. Существенных результатов эти мероприятия за этот период времени не дали.

Создание и становление ЭПРОН

В феврале 1923г. инженер B.C. Языков обратился к руководству Государственного Политического Управления (ГПУ) с предложениями по проведению подводных работ с целью поиска и подъёма значительного количества золота с затонувшего в 1854 г. недалеко от Балаклавы английского парохода «Принц». В ГПУ серьёзно отнеслись к предложениям B.C. Языкова и дали поручения к их исполнению. Важная роль в проведении подводных работ отводилась применению З-х местной подводной рабочей камеры (рис. 1), спроектированной одним из участников его группы — бывшим флагманским инженер-механиком дивизии ПЛ Морских сил Балтийского моря Е.Г. Даниленко. Затем по линии ГПУ последовали практические действия: по заказу технической секции ГПУ московский завод «Парострой» изготовил подводную рабочую камеру к июлю 1923 г., летом 1923 г. руководством ГПУ была сформирована опытная глубоководная партия для испытаний камеры, которые в ноябре были закончены. С окончанием испытаний глубоководной камеры приказом по ГПУ от 02.11. 1923 г. № 463, опытная глубоководная партия была преобразована в Экспедицию подводных работ особого назначения  ЭПРОН с подчинением общему отделу ГПУ и утверждении ее первого штата. Начальником ЭПРОН был назначен сотрудник ГПУ Л.Н. Захаров (Мейер), а сотрудниками: инженеры В.С. Языков, Е.Г. Даниленко, Д.А. Карпович, А.З. Каплановский, водолазный специалист Ф.А. Шпакович, врач К.А. Павловский и др. Приказом по Объединённому ГПУ (ОГПУ) от 17.12.1923 № 528 в состав ЭПРОН вошло несколько спасательных судов (СС) и катеров, объявлен новый штат ЭПРОН в составе 58 чел. В начале сентября 1923 года ЭПРОН приступила к поискам местонахождения «Принца». Камера Е.Г. Даниленко 09.09.1923г. достигла глубин 95 и 123 метра, что являлось мировыми рекордами погружения для того времени. «Принц» был обнаружен 17.10.1924 г, но золота на нём не найдено. Руководство ОГПУ решило дальнейшие поиски золота прекратить и в декабре 1924 года работы на «Принце» закончены. Однако в 1927г. японская фирма «Шинкаи Когно Шо», выразила желание продолжить работы на «Принце» на выгодных для СССР условиях. Работы начались летом 1927 года. Совместно с японскими профессионалами работали специалисты ЭПРОН (рис. 2). В результате было найдено всего несколько золотых монет, но японская фирма покрыла расходы ЭПРОН на поисковые мероприятия в 1923–1924гг, а также оставила ЭПРОН свое оборудование. Главным же приобретением ЭПРОН на «Принце» стал бесценный и уникальный опыт проведения подводно-технических работ, подъема корпусных конструкций, глубоководных исследований, создании новой глубоководной водолазной техники, поисковой аппаратуры и разделки судов под водой [3], [4].

Первой судоподъёмной работой, выполненной ЭПРОН, стал подъем ПЛ «Пеликан», затопленной англичанами в 1919г на глубине 16 метров при выходе из Одесского порта. После подъёма и ремонта ПЛ могла быть использована по прямому назначению. Обследование лодки специалистами ЭПРОН показало, что возможен ее подъём при помощи понтонов. Работами по подъему «Пеликана» руководил один из опытнейших водолазных специалистов Ф.А.Шпакович. После продувки понтонов 12.08.1924г ПЛ «Пеликан» всплыла (рис.3), а 20 августа ее поставили в сухой док с целью восстановления. В 1924 году ЭПРОН почти полностью очистила Севастопольскую бухту от кладбища затонувших барж, катеров, морского имущества, боеприпасов. Интенсивные подводные работы в Чёрном море способствовали образованию в Балаклаве в 1925 году Водолазных курсов, которые курировал ЭПРОН. Главной задачей деятельности курсов стала подготовка специалистов для ЭПРОН различного профиля. Так ЭПРОН, первоначально сформированный лишь для поиска «Принца», приобретает характер и функции судоподъемной организации [5]. Затем последовали другие работы ЭПРОН. В апреле 1925 года были подняты миноносец № 266 и тральщик «Перванш», в июле 1925 г. поднят танкер «Эльбрус». Наиболее сложной работой в 1925 году, был подъем эсминца «Калиакрия» водоизмещением 1400 тонн с глубины 28 метров под Новороссийском, который после ремонта под названием «Дзержинский» вошел в состав Черноморского флота. В 1926 г. ЭПРОН было поднято 19 объектов, в том числе две ПЛ «Орлан» и «Карп» и четыре эсминца. Руководили работами Ф.А. Шпакович и А.З. Каплановский. В декабре 1926 г утверждён первый устав ЭПРОН. В 1927г ЭПРОН получила несколько заказов на судоподъемные работы, что позволило поставить вопрос о переходе экспедиции с бюджета ОГПУ на хозрасчет.

Рост количества и масштаба решаемых задач

Будучи хозрасчётной организацией, ЭПРОН был вынужден расширить сферу свой деятельности и выполнять работы по разделке поднятых судов на металл, подводно-технические, гидротехнические и водолазно-строительные работы. Работа ЭПРОН отличалась в лучшую сторону по сравнению работой «Госсудоподъема». Поэтому на совещании руководителей Совторгфлота 18.03.1930 г. было принято решение о передаче всех судоподъемных работ на Севере (Беломорско-Мурманский район) в ЭПРОН. Постановлением № 3 Совета труда и обороны (СТО) от 01.01.1931 г. «Госсудоподъем» был упразднен, а ЭПРОН был передан из ОГПУ в НКПС. Приказом НКПС от 18.01.1931 г. № 2011 на ЭПРОН, наряду с производством судоподъемных работ, возлагалось также выполнение аварийно-спасательных (АСР), водолазно-строительных и опытно-подводных работ. В оперативном отношении при выполнении АСР ЭПРОН подчинялся наркому по военным и морским делам. Несколько позже, в связи с реорганизацией НКПС, ЭПРОН передается во вновь созданный Народный комиссариат водного транспорта (НКВТ) с сохранением своей военной структуры и с сохранением функциональных обязанностей, определенных приказом НКПС от 18.01.1931 г. № 2011. ЭПРОН фактически стала единой государственной военизированной спасательной службой страны, организационно входившей в состав НКВТ.В 1931 г. образовано Главного управление (ГУ) ЭПРОН, которое размещалось в Ленинграде на набережной Красного Флота (Английской), д. № 34. С 1932 г. ЭПРОН возглавил Ф.И.Крылов, с именем которого связан наиболее яркий период деятельности ЭПРОН, принесший ему мировую славу и сделавший саму аббревиатуру ЭПРОН легендарной в нашей стране. В 1932 г. по постановлению СТО была сформирована Отдельная Дальневосточная партия. Таким образом, ЭПРОН стал организацией всесоюзного масштаба. Деятельность ЭПРОН на Дальнем Востоке позволила отказаться от услуг японских фирм по выполнению спасательных работ, за что ранее приходилось платить крупные суммы в валюте.

Создание ЭПРОН внесло изменение и в организацию подготовки водолазного состава. В 1928 г. решением коллегии НКВТ ликвидируются водолазные курсы ЭПРОН, созданные в 1925 г. в Балаклаве. Преподавательский состав и имущество курсов передаются в Водолазную школу (бывшую Кронштадтскую) при Учебном отряде Черноморского флота, затем в 1930 г. в нее вливается Водолазная школа Центральной водолазной базы НКПС, а в 1931 г. это объединенное учебное заведение преобразуется в Военно-морской водолазный техникум (ВМВТ), который стал общесоюзным центром подготовки водолазов. Первым начальником техникума был назначен водолазный специалист Ф.А. Шпакович, а преподавателями П.М. Мацкевич, В.И. Правдин, Л.Ф. Кобзарь, Ф.К. Хандюк, К.А. Павловский. За 1929-1933 гг. было подготовлено 665 водолазов. Объединение всех учебных заведений водолазного профиля в единую Водолазную школу ЭПРОН (рис. 4) и ее преобразование в ВМВТ позволили значительно улучшить подготовку водолазного состава для всех ведомств страны. В 1934 г. в каждом регионе были сформированы экспедиции, вместо партий образованы аварийно-спасательные отряды (АСО), а также отряды и группы подводно-технических работ. При этом, наряду с выполнением судоподъемных и других водолазных работ, основной задачей ЭПРОН стало обеспечение своевременного оказания помощи судам, терпящим бедствие на море. На рис. 5 показана организационная структура ЭПРОН на 01.05.1935 г.

Освоение глубин водолазами

Большое внимание ЭПРОН уделял развитию водолазного дела, опираясь на исследования, проводившиеся врачами-спецфизиологами во главе с начальником кафедры Военно-медицинской академии (ВМедА) академиком Л.А. Орбели. В совершенствовании методов водолазных спусков, в разработке способов самостоятельного выхода подводников из аварийных ПЛ и создании для этих целей дыхательных аппаратов большую роль сыграла созданная в 1931 г. при Техническом управлении Наркомата ВМФ Постоянная комиссия по аварийно-спасательному делу (АСД), которую возглавлял академик Л.А. Орбели. В организационно-методических указаниях начальника ГУ ЭПРОН по учебно-боевой подготовке АСО ставились задачи не только по совершенствованию водолазных работ по судоподъему, но и по увеличению глубины водолазных спусков. Сосредоточение водолазной подготовки в едином центре и прочные творческие связи преподавателей ВМВТ со специалистами ВМедА способствовали освоению водолазами ЭПРОН больших глубин.

Для проведения исследований по изучению влияния на человека повышенного давления воздуха, искусственных дыхательных газовых смесей и испытаний создаваемых дыхательных аппаратов в 1931–1933 гг. на кафедре физиологии ВМедА с помощью ЭПРОН было установлено несколько барокамер на давление до 10 атм., а в 1939 г. создана специальная баролаборатория. Ее основным оборудованием стала барокамера с гидротанком на давление до 20 атм. В разработке методов самостоятельного спасения подводников участвовали специалисты Учебного отряда подводного плавания в Ленинграде. Наряду с подготовкой водолазного состава преподаватели ВМВТ совместно с ВМедА прилагали много усилий для разработки методов самостоятельного спасения подводников.

В 1932 г. на Балтике водолаз
А.Д. Разуваев спустился на рекордную глубину 100м. В 1935 г. на Черноморской экспедиции была достигнута рекордная глубина 115 м при спуске в обычном вентилируемом снаряжении. За освоение этой глубины начальник Черноморской экспедиции
Н.А. Максимец и водолазы В.Н. Чертан и А.Г. Хмельник приказом наркома водного транспорта были награждены именными золотыми часами. Там же в 1937 г. в обычном водолазном снаряжении водолазом В.И. Медведевым была достигнута глубина 137 м перекрыв все известные в то время рекорды (иностранный рекорд погружения 102 м был достигнут в 1932г.) (рис. 6). Начальник ГУ ЭПРОН Ф.И. Крылов в докладе НКВТ 14.12.1937 г. отметил, что водолазы ЭПРОН перекрыли все известные рекорды глубоководных погружений на воздухе. Наибольшая глубина погружений на воздухе 105 м была достигнута в Шотландии в 1932 г.
Освоение водолазами больших глубин и совершенствование способов самостоятельного спасения подводников продолжались в ЭПРОН и в последующие годы. Совершенствуя водолазное дело, специалисты ЭПРОНа и врачи-спецфизиологи начали разрабатывать в 1935 г. режимы декомпрессии на кислороде, а с 1938г. — глубоководных спусков на гелио-кислородных смесях [6], [7].

Успехи в судоподъёме

В 1928 г. ЭПРОН получил правительственное задание по подъему английской ПЛ «Л-55», затонувшей в Копорском заливе в 1919 г. на глубине 32 м в результате боя с советскими эсминцами «Азард» и «Гавриил». Для подъема в 1928г предполагалось использовать судоподъемное судно «Коммуна». Возглавил работы начальник ЭПРОН Л.Н. Захаров. Главным инженером был назначен корабельный инженер Т.И. Бобрицкий, начальником водолазной группы — Ф.А. Шпакович, а медицинской службы — К.А. Павловский. СС «Коммуна» с поднятой ПЛ «Л-55» ошвартовалась 11.08.1928 г. в Кронштадте. На следующий день ПЛ «Л-55» была поставлена в сухой док (рис. 7,8). В 1931 г. после восстановительного ремонта под тем же наименованием «L-55» ПЛ вошла в состав Балтийского флота. Успех подъема L-55 привел к еще большему упрочению авторитета ЭПРОН [1],[8]. За успехи в судоподъемных работах Постановлением ЦИК СССР от 14.08.1929 г. ЭПРОН был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал именоваться Краснознаменным.

Наличие госзаказов способствовало улучшению и ускорению проводившихся работ. Так, при утвержденном на 1932 г. правительством плане подъема судов, металлолома и различных грузов общей массой 21 тыс. т, фактически было поднято 27 затонувших объектов общей массой более
22 тыс. т. Специалистами ЭПРОН с участием профессора П.Ф. Папковича был спроектирован и построен на Севастопольском морском заводе кольцевой понтон грузоподъемностью 1100 т. С помощью этого понтона в 1932–1935 гг. было поднято четыре башни главного калибра линкора «Императрица Мария» и две башни линкора «Свободная Россия» (бывший линкор «Императрица Екатерина») под Новороссийском

Наиболее интересными работами 1932 г. был подъем подводных лодок «Судак» и «Лосось» с глубины 57 м в районе Севастополя.

Балтийская партия ЭПРОН летом 1933 г. с помощью судоподъемного судна «Коммуна» сумела поднять с глубины 84 м ПЛ № 9 («Рабочий»), затонувшую от столкновения с другой ПЛ в октябре 1931 г. Отдельная Дальневосточная партия ЭПРОН вскоре после своего образования осуществила сложный подъем парохода «Сишан» (водоизмещение 1200 т). В предвоенные годы успешно продолжались судоподъемные работы. К началу Великой Отечественной войны на Черном море было поднято более ста боевых кораблей и различных судов общим водоизмещением около 60 тыс. т. Среди них военные транспорты «Женероза», «Фредерик» и «Сербия», подводные лодки «Кит» и «Краб», пароходы «Борис» и «Петр Великий».

На Севере ЭПРОН прославился подъемом 14.10.1933 г. в Кандалакшском заливе Белого моря с глубины 25 м на 12 стальных цилиндрических 200-тонкых понтонах конструкции И.Т. Бобрицкого ледокольного парохода «Садко». Поднятое судно уже в июле 1934 г. вышло в плавание после сложных ремонтно-восстановительных работ [9]. Самым крупным пароходом, поднятым ЭПРОН за его предвоенную историю, был товаро-пассажирский пароход «Петр Великий» (водоизмещение 9200 т), который затонул в феврале 1920 г. на глубине 20 м. «Петр Великий» был поднят 05.10.1938 г. и отбуксирован к берегу на отмель. В сентябре 1934 г.
на Тихоокеанском флоте эпроновцы за двое суток подняли подводную лодку «М-8» с глубины 32 м, затонувшую при буксировке в Уссурийском заливе. Особого внимания заслуживает подъем в 1936 г. вблизи Севастополя с глубины 48 м парохода «Борис» с помощью четырех 200-тонных понтонов, остропленных над палубой поперек судна, стропы которых крепились за специальные обухи, приваренные к его бортам. Это был первый случай использования подводной электросварки в отечественном судоподъеме. В результате деятельности ЭПРОН за период 1923–1938гг поднято с различных глубин морей, озер и рек 299 судов общим водоизмещением 157 тыс. т и 5 орудийных башен с линкоров массой по 4000 т каждая, а также выполнено большое количество работ по очистке морских и речных фарватеров от затонувших судов, а также подводных строительных и ремонтных гидротехнических работ [10].

Спасательные операции

В 1931 г. с возложением на ЭПРОН обязанностей по выполнению АСР и для оперативного отслеживания обстановки на море в составе ГУ ЭПРОН был образован аварийно-спасательный отдел и сформирована служба связи, которую возглавил опытный инженер и организатор
А.А. Новицкий. Центральная радиостанция ЭПРОН в Ленинграде несла круглосуточную вахту и на аварийной волне принимала и регистрировала сигналы судов, потерпевших бедствие. В период 1931–1933 гг. было спасено 12 транспортов в различных районах Мирового океана, в том числе теплоходы «Ильич» в Эгейском море, «Сталинград» (3500 т) на Тихом океане, ледокольный пароход «Малыгин» в Арктике, танкер «Зорроза» (9730 т) на ЧФ и др. Выдающейся спасательной операцией явилось спасение в декабре 1931 г. выскочившего с полного хода на камни в 10 милях от порта Измир в Эгейском море парохода «Ильич» с грузом 2000 т чая. Работами руководил водолазный специалист В.И. Правдин. Показательным было спасение части экипажа ПЛ «АГ-21» («Металлист») водоизмещением 380 т., затонувшей в10.06.1931 г.
в районе Севастополя на глубине 35 м, подъёмом ПЛ четырьмя плавучими кранами за 42 часа [11]. Особенно сложным было снятие с мели в 1936–1937 гг. ледокола «Сибиряков» в проливе Карские Ворота теплохода «Челюскинец», а также подводных лодок Щ-103, Щ-421 в Уссурийском заливе и у острова Кильдин (1940 г.). К исключительным по сложности и оригинальности инженерных решений должно быть отнесено спасение в 1939 г. севшего на камни в средней части Финского залива и разломившегося надвое теплохода «Челюскинец». В этой операции впервые проявил свой огромный талант судоподъемщика её руководитель Н.П. Чикер [12]. В 1933 г. в Баренцевом море у берегов Шпицбергена в тяжелейших зимних арктических условиях был снят с камней и отбуксирован в порт ледокол «Малыгин», а летом 1938 г. выполнена сложнейшая операция по спасению наскочившего на рифы в Карских Воротах у Новой Земли ледокольного парохода «Сибиряков». После ремонта спасенное судно находилось в строю до 1942 г. Спасение ледокола «Малыгин», проведённое за Полярным кругом на 78-й параллели в условиях полярной ночи, при 30-ти градусных морозах, вьюгах и снегопадах, по праву относится к подвигу советских эпроновцев. Спасение советских ледоколов «Малыгин», «Сибиряков» и подъём «Садко» яркими страницами вошло в славную историю ЭПРОН. Всеми тремя указанными операциями на Севере непосредственно руководил начальник ЭПРОН Ф.И. Крылов. Итогами деятельности ЭПРОН по спасению судов за пятнадцать лет его существования к 1938 году было оказание помощи 188 кораблям и судам общим водоизмещением 420 тыс. т. Среди них было 33 иностранных судна, причем 8 иностранных судов общим водоизмещением 41 тыс. т остались в СССР, а за спасение остальных судов получено валюты более 80 тыс. английских фунтов стерлингов[1],[2].

Научно-техническое развитие

В процессе увеличения количества и масштаба решаемых задач ЭПРОН пополнялся судами, подъемными средствами и техникой для АСР. Успешному внедрению новых технических средств, разработке новых методов спасательных, судоподъемных и водолазных работ, способов самостоятельного спасения подводников из затонувших ПЛ способствовало образование в 1931г. при ГУ ЭПРОН Научно-технического совета и привлечение в его состав ведущих ученых в области кораблестроения и физиологии подводных погружений- академика А.Н. Крылова, член-корреспондентов АН СССР Ю.А. Шиманского и
П.Ф. Папковича, профессора В.Г. Власова, академика Л.А. Орбели, член-корреспондента АН СССР Е.М. Крепса, а также ряда известных конструкторов судостроительной промышленности. Научно-технический совет рассматривал и утверждал проекты крупных судоподъемных и АСР, конструкции новых СС и других технических средств. В 1931 году было начато издание весьма солидных научно- технических сборников ЭПРОН (до 1940 г. вышли 28 номеров), в которых печатались также работы ученых и специалистов в области теории судоподъема, широко освещались проблемы практической деятельности ЭПРОН. Большую роль в мобилизации творческих сил ЭПРОН на решение наиболее актуальных технических проблем сыграл созданный в 1934 году Научно-исследовательский отдел ГУ ЭПРОН. Его усилиями, в частности, в 1936 году была внедрена в практику судоподъемная электрическая сварка и резка металлов под водой [2].

ЭПРОН, даже став всесоюзной организацией, испытывал острую потребность в спасательных и специализированных судах.

Развитие судового состава ЭПРОН до 1941г. определялось:

  • подъемом затонувших боевых кораблей и транспортных судов;
  • восстановлением и дооборудованием поднятых кораблей и судов;
  • строительством в 30-х годах новых СС.

К 1926 г. в состав ЭПРОН входили — СС «Кубанец», переоборудованное из поднятой в 1921г. одноимённой канонерской лодки, CC «Кабардинец», 3 буксирных катера, 4 моторных катера, 2 моторных водолазных баркаса, 10 гребных водолазных баркасов, 6 барж [1]. К 1932 г. судовой состав ЭПРОН увеличился до 30 паровых и моторных единиц, 14 барж, 35 самоходных и несамоходных водолазных ботов и баркасов. Однако для выполнения всех возложенных на ЭПРОН функций, в первую очередь связанных с АСР, этого было недостаточно. Поэтому в постановлении СТО СССР от 26.09.1932 г. было предусмотрено укрепление материально-технической базы и судового состава ЭПРОН. В июле 1934 г. было принято постановление Совнаркома СССР о приобретении в 1934-1935гг для ЭПРОН за границей двух СС. В соответствии с этим постановлением в 1935 г. для Черноморской экспедиции был приобретен построенный в 1921 г. в Бельгии спасательный буксир «Меркурий». На основе опыта АСР и судоподъемных работ на различных морских бассейнах ГУ ЭПРОН выработало основные требования к проектированию универсального СС для плавания во всех районах Мирового океана. Такой проект был разработан, и в 1940 году ЭПРОН получил два головных СС— «Нептун» и «Сатурн», построенные Ленинградским судостроительным заводом. В 1938 г. ЭПРОН получил три новых буксира, построенных в Ленинграде на Петрозаводе. Для Балтийской экспедиции в 1939 г. было получено построенное в Голландии по заказу ЭПРОН современное спасательное судно «Сигнал». К началу 1941г. в состав ЭПРОН входили 30 СС и спасательных буксиров и 38 водолазных катеров, в том числе 7 современных, специальной постройки. Опыт эксплуатации первого гидростата Е.Г. Даниленко Е.Г. показал, что он является незаменимым средством осмотра затонувших на больших глубинах объектов, однако размеры и 10 тонный вес осложняют его эксплуатацию. Построенный в 1926 г. более легкий и компактный гидростат инженера ЭПРОН А.З. Каплановского с рабочей глубиной около 100 м имел настолько удачную конструкцию (рис. 9), что в течение десятков лет он был прототипом всех последующих наблюдательных камер в СССР [14 ].

От промышленности стало больше поступать новой судоподъемной техники. Кроме 200-тонных цилиндрических понтонов системы Т.И. Бобрицкого по проекту В.Ф. Кюнстлера были построены два типа (морской и речной) 80-тонных понтонов. После гибели парохода «Челюскин», специалисты ЭПРОН для его предполагаемого подъема спроектировали 225-тонные стальные разборные понтоны, которые можно было перевозить по железной дороге и на судах. В 1931г. главным инженером ЭПРОН Т.И. Бобрицким был спроектирован кольцевой понтон подъемной силой 1100 тс, использованный для подъема артиллерийских башен главного калибра затонувших черноморских линкоров. В середине 30-х гг. были созданы и освоены современные средства размыва и удаления грунта — гидромониторы и грунтососы. В судоподъеме стали применять подводную электросварку и резку металлов. По заказу ЭПРОН Ленинградский завод «Пневматика» изготовил для производства подводных работ водолазные инструменты. Промышленность страны поставляла в необходимых количествах водолазное снаряжение [15].Планами ЭПРОН на третью пятилетку предусматривались разработка и внедрение поточно-декомпрессионных камер, подводного телевидения, фотографирования, сварки, механизации водолазного труда, режимов спуска в мягких скафандрах на глубины до 180 м с применением кислорода и гелия, а также спусков в жестких скафандрах на глубины до 200 м [2]. Учитывая, что спасание личного состава ПЛ не всегда может быть эффективным, специалисты ВМедА и ВМВТ разработали индивидуальные спасательные аппараты подводников: Э-1, Э-2, Э-3, Э-4 и Э-5. В 1934 г. был создан изолирующий гидрокомбинезон и новые дыхательные аппараты ВИА, ИПА, ИСА-М (рис.10).

Решение народнохозяйственных задач

ЭПРОН принимала активное участие в строительстве целого ряда народнохозяйственных гидротехнических объектов. Так, большой объем подводно-технических работ(ПТР) был выполнен при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Для технического и организационного руководства этими и подобными работами 1.09.1930 г. в ЭПРОН было создано специальное управление дноуглубительных работ. Ленинградский отряд ПТР в период 1938–1941 гг. участвовал в строительстве гидротехнических сооружений в Полярном, Палдиски, на о. Даго и в других портах Эстонской ССР. В очень сложных условиях в период освоения Северного морского пути работали водолазы ЭПРОН в 1934–1935 годах на острове Диксон. В течение двух лет объём выполненных ими работ и сегодня вызывает уважение: было взорвано 35 000 кубометров камня, аммоналом выровнена площадка, уложена каменная «постель» на дне, на которой возвели деревянные кряжи [16]. На Дальнем Востоке проложены трубопроводы и электрокабели в бухте Золотой Рог. Эпроновцы участвовали в ремонте мола и стенки Кронштадтского военного порта. В 1936 г. при выявлении и изучении нефтеносных районов в Каспийском море под руководством Н.П. Чикера и по его проекту на глубине 12 м была установлена первая нефтяная вышка, построен пирс в Баку, отремонтирован эллинг судоремонтного завода. Водолазы провели сложные работы по прокладке кабелей высокого напряжения через реку Москву и по углублению порогов на Волге, углублению акватории на судоремонтном заводе имени Марти в Одессе, в ремонте мола судоремонтного завода № 201 в Севастополе, обслуживали гидроэлектростанцию в Запорожье. Это далеко не полный перечень деятельности ЭПРОН. К 1941г в состав ЭПРОН входили девять отрядов и групп, выполнявших гидротехнические работы: Ленинградский и Московский отряды ПТР, группы ПТР в Новороссийске, Одессе, Астрахани, Владивостоке, Мурманске и на о. Сахалин [2].

Аварийно-спасательное обеспечение ВМФ

До 1941г в составе ВМФ не было специальной службы для аварийно-спасательного обеспечения сил ВМФ. В составе Технических управлений флотов были аварийно-спасательные отделения, отвечающие за обеспечение кораблей аварийно-спасательным имуществом [17]. Организация аварийно-спасательного обеспечения (АСО) ВМФ выполнялась ЭПРОН и определялась Положением об аварийно-спасательной службе (АСС) на морских силах морей и военных флотилий, разработанным на основании постановления 1932 г. СНК № 65 от 1932 г. С учетом накопленного опыта в 1937 г. было разработано новое Положение об аварийно-спасательной службе на морях и реках СССР, утвержденное наркомами обороны и водного транспорта. Следует отметить, что под термином «аварийно-спасательная служба» в те годы подразумевались современные термины-синонимы: аварийно-спасательное и поисково-спасательное обеспечение (АСО и ПСО). На флотах разрабатывались планы поиска аварийных ПЛ и спасения их личного состава. В ходе боевой подготовки в подразделениях ЭПРОН проводились учения по подъему затонувшей ПЛ с помощью СС «Коммуна» и плавкранов. В 1938 г. врачами ВМедА Б.Д. Кравчинским и С.П. Шистовским было разработано Временное наставление по выходу людей из затонувшей ПЛ. В 1938 г. на ЧФ подводники впервые вышли по буйрепу из подводной лодки с глубины 40 м через торпедный аппарат и через боевую рубку с глубины 70 м.

Особое место в довоенной летописи ЭПРОН занимает сложная проводка кораблей ВМФ по мелководным рекам в 1933-1940 гг [18]. Во время советско-финляндской войны 19391940 гг. Балтийская экспедиция ЭПРОН осуществляла обеспечение боевых действий соединений Балтийского флота и частей Красной Армии. Обеспечение производилось путем выделения в районы боевых действий СС или аварийно-спасательных групп (АСГ).

В феврале 1940 г. было сформировано пять АСГ, которые действовали в различных районах Финского и Выборгского заливов, на реках и болотистых местах Карельского перешейка. Личным составом АСГ в сложных условиях суровой зимы были подняты со дна рек и озер и переданы частям Красной Армии 34 танка и 6 грузовых автомашин. За 1939–1940 гг. в Финском заливе было поднято 14 малых кораблей и судов, получивших повреждения и затопленных в ходе войны.

В деятельности ЭПРОН имели место и недостатки, многие из которых были следствием двойного подчинения ЭПРОН — в материально-финансовом отношении наркому Морского флота и в оперативном отношении наркому ВМФ. О сложности работы в таких условиях начальник ЭПРОН Ф.И. Крылов 01.02.1941 г. обратился с докладом к наркому Морского флота О.С. Дукельскому и наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, в котором сказано: «Мой долг доложить Вам, что, если в самое же ближайшее время вопрос об ЭПРОН коренным образом не будет решен, если ЭПРОН не будут определены твердые и ясные правовые основания и если руководство деятельностью ЭПРОН останется прежним, то обеспечение аварийно-спасательной службой ВМФ на 1941 г. будет стоять под угрозой срыва» [2]. Затянувшийся вопрос о подчиненности ЭПРОН очень скоро был решен. В первый же день начавшейся войны с Германией Приказом наркома ВМФ СССР и наркома Морского флота СССР от 22 июня 1941 г. № 0525/22с ЭПРОН была полностью передана в состав ВМФ. Организационная структура ЭПРОН, сложившаяся в предвоенные годы, в целом отвечала задачам АСО боевых действий ВМФ и поэтому в первый год войны изменений не претерпела, изменилась лишь система подчиненности. В начале Великой Отечественной войны ЭПРОН был достаточно мощной организацией. Он имел 28 СС и спасательных буксиров, в том числе 7 СС специальной постройки, 50 водолазных ботов, несколько плавбаз для судоподъемных работ, барж, килекторов и других специализированных судов, располагал техническими средствами для выполнения судоподъемных и АСР. Все это позволило успешно выполнять задачи, с которыми пришлось столкнуться в первый год войны. В большой мере этому способствовало также и то, что ЭПРОН с момента его создания формировался на основе военной структуры.

Приказом наркома ВМФ от 2.06.1942 г. № 0469 ЭПРОН был переименован в Аварийно-спасательную и судоподъемную службу ВМФ, которая Приказом наркома ВМФ от 3.01.1944 г. № 05 переименована в АСС ВМФ [2]. Именно с этого момента и должна начинать свой отсчёт история АСС ВМФ. В годы войны АСС ВМФ был выполнен большой объем судоподъемных, АСР и ПТР. Были оказаны различные виды помощи (снятие с мели, поддержание на плаву, тушение пожаров и др.) более чем 1500 аварийным судам кораблям, что стало весомым вкладом в поддержание боеспособности кораблей флота и в обеспечение работы морского транспорта [19].

Попытка воссоздания ЭПРОН

В первое послевоенное десятилетие АСС ВМФ выполнялось большое число судоподъемных и ПТР, связанных с восстановлением разрушенных портовых сооружений и других народнохозяйственных объектов.

В связи с колоссальным увеличением восстановительных работ бывший начальник ЭПРОН контр-адмирал
Ф.И. Крылов в январе 1946 г. обратился с докладной запиской к секретарю ЦК ВКБ(б) Маленкову В.М., в которой ходатайствовал о необходимости срочной централизации судоподъемного дела на морях и реках путем восстановления технически мощной и обеспеченной кадрами судоподъемной организации. В записке говорилось: «Существовавшая до войны судоподъёмная организация ЭПРОН была в начале войны расформирована, техническое и водолазное оборудование, плавсредства и кадры ЭПРОН были переданы в Наркоматы Военно-Морского и Речного флотов. При существующем распылении между разными ведомствами водолазного снаряжения и кадров проблема судоподъёмных и ПТР на морях и реках СССР не может быть решена достаточно эффективно. В настоящее время такой организации нет…». По мнению Ф.И. Крылова, необходима срочная централизация судоподъёмного дела на морях и реках путём восстановления ЭПРОН в форме Главного управления при Совнаркоме СССР и возложении на неё задач по судоподъёму и гидротехническим работам для различных наркоматов [17]. Докладная записка Ф.И. Крылова 29.01.1946г. была направлена Маленковым В.М. для рассмотрения. членам Правительства СССР. В ответе Наркома ВМФ СССР адмирала флота Кузнецова Н.Г. заместителю председателя Совнаркома СССР Молотову В.М. говорилось о нецелесообразности восстановления прежнего ЭПРОН, считая совершенно правильным нахождение АСС в составе ВМФ. Основной довод Наркома ВМФ состоял в том, что АСС ВМФ вполне успешно справляется с возложенными на нее задачами, в том числе и в части выполнения судоподъемных и ПТР. Кроме того, подчеркивалось, что эти работы тесно связаны с работой подразделений АСС и отрядов траления флотов по очистке акваторий от мин и различного боезапаса, затопленного во время войны. Работы по очистке акваторий продлятся около пяти лет, поэтому нецелесообразно и небезопасно разделять взаимосвязанные направления работ по различным ведомствам. Доводы наркома ВМФ были признаны обоснованными, а судоподъемные и гидротехнические работы остались в ведении АСС ВМФ. Кроме того, в отношении оказания помощи иностранным судам и особенно в спасении человеческих жизней АСС ВМФ до 1956г выступала как единая государственная организация.

В середине пятидесятых годов началось создание мощного океанского ракетно-ядерного флота, основой которого стали атомные ПЛ. Соответственно возросли и требования к АСО боевых сил флота, что обусловило значительное переориентирование в основных направлениях деятельности АСС ВМФ. Следствием этого стало Постановление СМ СССР от 17 марта 1956 г. № 362–233, согласно которого с АСС ВМФ была снята задача по проведению судоподъемных и ПТР для гражданских ведомств с передачей части СС и технических средств в создаваемую спасательную службу министерства Морского флота [19]. Это Постановление стало ключевым в децентрализации мощной и стройной системы аварийно-спасательного дела (АСД) на морях и реках, составными частями которого были водолазное, судоподъёмное и спасательное дело. Это означало распыление сил, средств и кадров по ведомствам, отсутствие единой технической политики.

Значение деятельности ЭПРОН

До 1956 г спасательное, судоподъемное и водолазное дело, развивалось и совершенствовалось комплексно в рамках единой государственной военизированной аварийно-спасательной службы страны с единой технической политикой развития сил и средств, а также с единой системой подготовки специалистов. Именно этим и объясняются успехи ЭПРОН в развитии АСД страны. По многим направлениям технический уровень поисково-спасательных средств не уступал зарубежным аналогам. Ведущее положение удерживалось в таких областях, как создание технологий подъёма затонувших судов, оказания помощи аварийным кораблям, развития судового состава, освоения глубин водолазами и подводными рабочими камерами. ЭПРОН стал пионером развития отечественной гидронавтики. Обоснованному проведению единой технической политики в развитии сил и средств выполнения АСР в значительной мере способствовало создание ЭПРОН Научно-технического совета ЭПРОН, Постоянной комиссии по аварийно-спасательному делу с ведущими учёными и специалистами страны, научно-исследовательского отдела ГУ ЭПРОН, а также научно-технического сборника ЭПРОН, многие статьи которого актуальны до сих пор. ЭПРОН сумел создать единую систему подготовки специалистов для выполнения всех видов АСР, ПТР и судоподъёмных работ в ВМВТ, который кроме подготовки специалистов активно занимался научными исследования и разработками. Значение деятельности ЭПРОН заключается и в том, что результаты её деятельности послужили основой для становления и дальнейшего развития ведомственных аварийно-спасательных служб и формирований. К сожалению, остался невыученным главный урок деятельности ЭПРОН — только в рамках централизованной единой АСС возможно успешное решения задач судоподъёма и АСО всех ведомств страны.

С упразднением единой морской государственной аварийно-спасательной службы в 1956 г. и созданием ведомственных АСС, произошло не только ведомственное разделения развития АСД и его составных частей-водолазного, судоподъёмного и спасательного дела, но и административное разделение институтов его развития: создание только одной межведомственной комиссии по развитию водолазного дела, отсутствие головной научно-исследовательской организации по АСД, отсутствие межведомственного координационного научно-технического совета. Последующие события подтвердили правильность доводов Ф.И.Крылова о воссоздании ЭПРОН в 1946г.. Отсутствие организации, предлагаемой Ф.И. Крыловым, не позволило выполнить в своё время распоряжение Совета Министров СССР от 29 декабря 1988г. №2614р, которым предписывалось всем министерствам и ведомствам очистить в 1989-1990гг морское побережье от списанных и брошенных судов. Об этом свидетельствует и опыт АСР при катастрофе АПЛ «Комсомолец» и «Курск». Предложения правительственных комиссий о создании единой государственной морской службы поиска и спасания не реализованы. Анализ выполнения решений Морской коллеги при Правительстве РФ по вопросам ПСО показывает, что ряд важных для развития АСД решений также не был реализован. В частности, по судоподъёму не выполнено решение от 6 апреля 2005 по оценке общего количества затонувших кораблей и судов в независимости от их принадлежности, создающих угрозу безопасности судоходства и наносящих ущерб окружающей среде, а также по подготовке концепции федеральной целевой программы подъема и утилизации затонувших кораблей, судов и иных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации. Ни одно ведомство самостоятельно решать проблему подъема ЗО в полном объеме не в состоянии: нет достаточно мощных технических средств, сокращается число опытных специалистов. Что касается развития водолазного дела, не выполнено решение от 17.04.2009 в части разработки проекта программы по реализации Концепции развития водолазного дела. Результатом стало отсутствие реализации Концепции развития водолазного дела в РФ на период до 2020 года (далее-Концепция), одобренной решением МК при Правительстве РФ от 18.04.2008 г. Не выполнено решение Морской коллегии от 27.9.2013 г.
по разработке концепции ПСО морской деятельности РФ. Сохраняется главный недостаток существующей федеральной системы поиска и спасания на море — недостаточный уровень комплексного подхода к развитию ФСПС на море. Это подтверждает и «Стратегия развития морской деятельности РФ на период до 2030 г.» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 августа 2019 года N 1930-р), в которой сказано, что основной проблемой в развитии поисково-спасательного обеспечения морской деятельности является « недостаточный уровень взаимодействия и комплексного подхода к развитию и обеспечению функционирования сил и средств аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти. Попытки решить проблемные вопросы развития только водолазного дела в отрыве от судоподъёма и спасания, как показывает опыт, малопродуктивны.

Заключение

Наиболее значимым этапом развития АСД в России стало создание в 1923 г. ЭПРОН, руководство которой сумело в 20-е годы не только собрать распылённые по всей стране водолазные кадры и специальное оборудование, но и сконцентрировать в своих руках все водолазные, судоподъёмные и АСР. Несмотря на относительно краткий период своего существования, охвативший неполных два предвоенных десятилетия, ЭПРОН оставила яркие страницы в истории России, которые необходимо вспомнить накануне предстоящего 100-летнего юбилея ЭПРОН с целью учёта достойных примеров профессионализма, мужества и беззаветного служения Отчизне и ответов на актуальные вопросы современности. ЭПРОН неоднократно меняла свою подчиненность, но неизменным за все эти годы было, но содержанием всей её деятельности было спасательное, судоподъемное и водолазное дело. Деятельность ЭПРОН показывает, что на протяжении всего исторического периода водолазное, спасательное и судоподъёмное дело были неразрывно связаны, развивались параллельно, дополняли друг друга и являются составными частями АСД.Именно поэтому решение проблемных вопросов развития составных частей АСД сегодня должно осуществляться комплексно. Некоторые из сегодняшних проблем федеральной системы поиска и спасания на море были решены ранее, но в силу различных причин положительный опыт прошлых лет в определенной степени утрачен. На необходимость учёта бесценного опыта ЭПРОН указывает и ст. 71 Морской доктрины Российской Федерации, утверждённая Указом Президента РФ от 31.07.2022 года №512, которая определяет «ПСО морской деятельности как комплекс организационно-технических мероприятий, поисковых, спасательных, подводно-технических и водолазных работ, направленных на оказание помощи поврежденным и терпящим бедствие кораблям, судам и другим морским объектам, спасание их экипажей, а также на выполнение работ по подъему затонувших кораблей и судов».

В.Н. Илюхин, д-р техн. наук, проф.,  НТО судостроителей имени академика А.Н. Крылова

Литература

  1. Чикер Н.П. Служба особого назначения. — М.: изд. ДОСААФ, 1975.
  2. Спасатели Военно-Морского Флота. М.: Воениздат,1996.
  3. ЭПРОН Документы по истории Экспедиции Подводных Работ Особого Назначения при ОГПУ СССР (1923–1931). М., 2015.
  4. ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу № XXIII–XX. С. 418. / под ред. Ф.И. Крылова. — Л.: тип. ЭПРОН,1938.
  5. Шпакович Ф.А. Воспоминания старого водолаза.с.384-397 //В кн. Жбанов А.В., Помозов А.А, Жбанова Д.А. Севастопольские гидронавты, Севастополь, 2014.с.45
  6. Илюхин В.Н..Капустин Б.В. Водолазы России. Основные вехи истории. Русский подводный технический журнал «Октопус». — 2008. — № 4. — С. 26-3
  7. Боровиков П.А. Водолазное дело России. С конца 1930-х и до наших дней. М. изд. Нептун.-2017.- с.598.
  8. Жбанов А.В. 100лет…Что дальше? Севастополь.ЭПРОН-Клуб.Харьков.2015.с.160
  9. ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу № № III–V. С.456 . / под ред. Ф.И. Крылова. — Л.: тип. ЭПРОН,1936
  10. Фирсанов С.В. Исторические вехи создания аварийно-спасательной службы Красного Флота.// Материалы научно-практической конференции «Рождённый революцией. К 100-летию Красного Флота. СПб.: ЦВММ, 2018. —.с.173-183.
  11. Как это делалось в ЭПРОН.//В кн.А.В. Жбанов, А.А. Помозов, Д.А. Жбанова. Севастопольские гидронавты, Севастополь, 2014.с.362-364.
  12. Муру Н.П., Маняк С.Н. Чикер Николай Петрович. Биографический очерк. СПб.:1995.
  13. Илюхин В.Н..О развитии судов АСС ВМФ//В журнале .«Судостроение».-2020.- №6.-С.59-64, № 1. — С.59-68.
  14. В их иллюминаторы заглядывала бездна… Каталог коллекции водолазной техники из фондов ЦВММ. К 100-летию АСС ВМФ. — СПб.: ЦВММ, 2021. — 108 с.: ил
  15. Илюхин В.Н.. О развитии АСС ВМФ. К 100-летию со дня создания // В журнале «Морской вестник». СПб, № 1( 77 ), 2021.- С. 112-119
  16. Кишкун И.М. ЭПРОН на Диксоне // ЭПРОН. Сборник статей. № XIII–XV. С. 42
  17. Черкасов Г.С.Реорганизация Аварийно-спасательной службы ВМФ в период 1941-1946гг//Иформационный сборник УПАСР ВМФ.Выпуск 7(43),1995.с.-217-225
  18. РГАВМФ. Ф. Р–961. Оп. 1. Д. 286. Л. 3.
  19. Илюхин В.Н. Этапы развития Аварийно-спасательной службы ВМФ. К 100-летию со дня создания// В журнале «Оборонно-промышленный потенциал», СПб,№.-1.-2021.С.14-19.ч.1, №2.2021.С. 8-15 .

Читайте также: