В приоритете Арктика и Дальний Восток

Дальний Восток и Арктика – территории с огромным потенциалом, их значение невозможно переоценить. Правительство РФ по поручению Президента России проводит здесь масштабную работу по формированию и реализации механизмов для обеспечения роста экономики и социальной сферы с целью повышения качества жизни дальневосточников и северян. С разворотом российской экономики на Восток стратегическая значимость ДФО и Арктики значительно возросла, внимание государства и граждан к макрорегионам также повысилось, а вместе с тем сложились благоприятные условия для реализации экономического и географического потенциала территорий. Минвостокразвития России, разрабатывая и применяя инструменты государственной поддержки бизнеса, социально значимые инициативы и стратегии, стремится использовать новые возможности для развития Дальнего Востока и Арктики опережающими темпами.

Лучшие условия для бизнеса

Министерство вместе с подведомственным институтом развития — Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) привлекает, сопровождает и оказывает всестороннюю поддержку инвесторам на Дальнем Востоке и в Арктике, управляет преференциальными режимами. Это 21 территория опережающего развития (ТОР); свободный порт Владивосток (СПВ), действующий в 5 регионах ДФО; самая большая в мире преференциальная территория — Арктическая зона РФ (АЗРФ), работающая в 9 регионах; особые условия ведения бизнеса на Курильских островах (КОРФ); специальный административный район на острове Русский (САР).

Для предпринимателей созданы беспрецедентные преференциальные условия: налоговые и административные льготы, возмещение затрат на строительство инфраструктуры, развитие промышленных парков для субъектов малого и среднего бизнеса, свободная таможенная зона, широкий набор сервисов и услуг КРДВ включает правовую защиту бизнеса, помощь в кад­ровом обеспечении, помощь в сбыте продукции и налаживании кооперационных связей, много другое.

По результатам 2022 года по большинству ключевых показателей Дальний Восток опередил среднероссийские темпы. В частности, по инвестициям в основной капитал и вводу жилья.

Всего на Дальнем Востоке и в Арктике реализуют свои инвестиционные проекты свыше 3350 резидентов ТОР, СПВ и АЗРФ, из них 710 резидентов уже ввели в строй новые предприятия, в том числе обеспечивающие импортозамещение различной продукции, необходимой сегодня стране. Общая сумма инвестиций составляет 7,3 трлн руб., при этом 2,7 трлн руб. фактически вложены. Создаются 252,7 тыс. рабочих мест, из которых 110,2 тыс. уже созданы. Новые предприятия предоставляют прекрасные возможности и молодым, и уже опытным специалистам для построения успешной карьеры и профессионального развития.

Среди крупнейших проектов, можно назвать строительство Амурского газоперерабатывающего завода проектной мощностью переработки 42 млрд куб. м природного газа в год на ТОР «Амурская», Освоение Баимской рудной зоны с годовой мощностью переработки руды 70 млн т и среднегодовым производством меди в течение первых десяти полных лет эксплуатации 300 тыс. т  на ТОР «Чукотка», строительство Находкинского завода минеральных удобрений мощностью 1,8 млн т метанола в год из природного газа на ТОР «Находка» и создание верфи крупнотоннажного судостроения «Звезда» по выпуску крупнотоннажных судов, судов ледового класса и других видов морской техники, часть из которой ранее на территории России не производилась, на ТОР «Большой Камень» в Приморском крае, а также строительство транспортно-перегрузочного комплекса в Хабаровском крае в режиме СПВ. В режиме АЗРФ создаются плавучие энергоблоки для электроснабжения Баимского ГОКа, осваивается Сырадасайское месторождение угля на Таймыре — проект включает создание угольного разреза мощностью 5 млн тонн в год на первом этапе и 10 млн тонн в год на втором, строительство обогатительной фабрики и создание необходимой инфраструктуры, Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений — первый в мире завод по серийному производству линий сжижения природного газа на основаниях гравитационного типа — формируется на арктической ТОР «Столица Арктики» в Мурманской области.

Преференциальные режимы, созданные на Дальнем Востоке и в Арктике, уже доказали свою эффективность. При этом Минвостокразвития России и КРДВ непрерывно работают над дальнейшим развитием особых экономических территорий, в том числе на законодательном уровне, внимательно прислушиваются к мнению бизнеса и учитывают его для повышения инвестиционной привлекательности регионов, создания комфортных условий для старта и развития частных деловых инициатив.

Не только работать, но и с комфортом жить!

2022 году в ДФО введено 3,52 млн кв. м жилья. На это повлияли уже разработанные государством меры поддержки как бизнеса — режимы СПВ и ТОР обеспечивают для застройщиков выгодные условия реализации инвестпроектов, так и жителей регионов — программа «Дальневосточная ипотека» обеспечивает самую низкую в стране процентную ставку — 2% и ниже на приобретение или строительство собственного жилья. На сегодняшний день более 62 тыс. семей смогли приобрести или построить собственное жилье с помощью меры поддержки. Льготные кредиты выданы на сумму свыше 263 млрд рублей. О популярности и эффективности программы говорит тот факт, что каждая вторая квартира в новостройках Дальнего Востока приобретается по дальневосточной ипотеке.

Для обеспечения дальневосточников качественным и доступным жильем стартовала программа «Дальневосточный квартал». До 2036 года по программе планируется дополнительно построить 1,76 млн кв. м жилья для более чем 100 тыс. жителей Дальнего Востока. Его доступность будет обеспечена в том числе за счет дальневосточной ипотеки. Важно, что для застройщиков создаются все условия для успешной реализации инвестпроектов, они получают статус резидента ТОР, а вместе с ним — землю, инженерную инфраструктуру, налоговые льготы и административные преференции. Конкурсный отбор уже состоялся в Амурской области и Камчатском крае, определены застройщики. В настоящее время обсуждается создание программы «Арктический гектар», пилотным регионом станет Архангельская область.

Кроме того, на Дальнем Востоке разрабатываются 25 мастер-планов 11 региональных центров и 9 городов, где проживают более 50 тыс. чел. Мастер-планы определят перспективные направления развития городов и конкретные проекты, главной целью которых является улучшение качества жизни людей, развитие ключевых отраслей экономики, создание новых рабочих мест, сокращение разницы в качестве городской среды между центральными регионами и Дальним Востоком. В настоящее время Минвостокразвития России проводит совещания с высшими должностными лицами субъектов ДФО по рассмотрению мастер-планов и агломераций соответствующих городов, на которых определяется перечень объектов к финансированию с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов. Идет реновация и арктических городов. Так, с 2022 года реализуется комплексный план социально-экономического развития города Норильска. Он нацелен на строительство нового и обновление существующего жилищного фонда, возведение социальных объектов, модернизацию коммунальной инфраструктуры и благоустройство городских территорий.

С 2018 года Минвостокразвития России совместно с субъектами ДФО модернизирует социальную инфраструктуру по программе «Президентская единая субсидия». 1591 объект социальной инфраструктуры в регионах Дальнего Востока уже построен или модернизирован. Объем дальневосточной программы составляет более 168 млрд рублей. Среди уже построенных объектов: 17 больниц, 51 ФАП, 24 школы и 51 спорткомплекс, 286 спортплощадок, 83 объекта ЖКХ, дороги, объекты культуры, транспортная инфраструктура. Модернизированы
50 больниц, 171 школа и детский сад, 22 спорткомплекса и 127 спортплощадок, 56 объектов ЖКХ, а также транспортная инфраструктура и дороги, объекты культуры и прочие соцобъекты. Кроме того, по программе обустраиваются детские площадки, благоустраиваются общественные пространства. В Амурской области и на Сахалине 154 тыс. кв. м жилья по программе предоставлено для переселения 2 845 граждан из непригодного для проживания жилищного фонда. В Приморье, Амурской области и на Сахалине 1 202 квартиры предоставлены в аренду работникам крупных предприятий и силовых структур.

Яркими примерами работы Президентской единой субсидии являются введенные в эксплуатацию Центр сложнокоординационных видов спорта в Комсомольске-на-Амуре с самым большим в России скалодромом и Центр ядерной медицины в городе Улан-Удэ, оснащенный современным оборудованием для проведения исследований позитронно-эмиссионной томографии, позволяющих диагностировать онкологические заболевания на ранних стадиях и проводить оценку эффективности лечения.

В дополнение к этому создавать наиболее востребованную людьми социальную инфраструктуру сегодня, расплачиваясь за уже функционирующие объекты с инвесторами в течение 7–15 лет, позволяет разработанная Минвостокразвития России программа «Дальневосточная концессия». Первые проекты уже реализуются в Магадане — в городе строятся школы, поликлиники, специальный центр реабилитации, объекты санаторно-курортного обслуживания, а также в Забайкальском крае — создается новая ТЭЦ. Всего в концессионном портфеле по 46 проектов объемом более 400 млрд рублей, которые будут построены до 2030 года, в том числе знаковые для Дальнего Востока — новый Художественный музей в Хабаровске, горнолыжный центр в Приморском крае, опорная инфраструктура Северного завоза в Якутии. Механизм будет задействован при реализации мастер-планов городов, а также программы строительства жилья «Дальневосточный квартал». Кроме того, его планируется применять в Арктической зоне РФ.

У Арктики и Дальнего Востока один путь к развитию

«Ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь. Наша задача — сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией», — заявил Президент России Владимир Путин. Действительно, план развития Северного морского пути является важнейшим инструментом экономического и социального роста этих двух макрорегионов. В 2022 году он утвержден Правительством РФ на период до 2035 года, в Плане объединены 152 ключевых мероприятия. Они направлены на обеспечение надежной и безопасной перевозки грузов по СМП. Общий объем финансирования Плана превышает 1,79 трлн рублей. Средства нужны для дополнительных инвестиций в расширение ледокольного флота, создания грузового флота ледового класса, модернизации портов и подъездных путей, аварийно-спасательной инфраструктуры, развития спутниковой группировки, каналов связи, гидрометеорологии. Кроме того, план синхронизирует с мерами государственной поддержки ключевые проекты крупнейших компаний, обеспечивающих грузовую базу.

Предусмотрена организация регулярных каботажных рейсов из европейской части России на Дальний Восток и в обратном направлении. В навигацию 2022 года уже организованы первые регулярные каботажные перевозки по СМП. Атомный лихтеровоз «Севморпуть» выполняет регулярные каботажные рейсы, субсидируемые Минвостокразвития России, из портов Северо-Запада России в порты Дальнего Востока и обратно. В 2030 году СМП должен провести более 200 млн тонн грузов, это сжиженный природный газ с Ямала, нефть с Таймыра, удобрения с Кольского полуострова.

В марте 2023 года Госдума приняла в первом чтении законопроект «О северном завозе», разработанный Минвостокразвития России с участием представителей обеих палат Федерального Собрания, регионов, экспертов от науки и бизнеса. Помимо защиты интересов людей, проживающих на северных территориях, новый закон также окажет положительное влияние на развитие инфраструктуры СМП. Отметим, что значительный вклад в развитие СМП вносят и резиденты преференциальных режимов. В частности, инвесторы АЗРФ реализуют около 30 проектов, влияющих на повышение грузооборота транспортного коридора и предусматривающих оказание услуг для его развития. Объем уже вложенных в эти проекты инвестиций составляет 18 млрд рублей, создано более 460 рабочих мест. Одним из таких предприятий является «Архангельский речной порт», который переваливает и хранит грузы, идущие морским транспортом на северный завоз.

Минвостокразвитие  России  специально для журнала «Оборонно-промышленный потенциал»

Читайте также: