Севморпуть: продолжение движения сквозь льды

В этом году отмечается 90-летие Северного морского пути. К этому событию приурочена тематическая сессия «Северный морской путь: продолжение движения сквозь льды», которая состоится в рамках Первого Всероссийского Морского конгресса, организуемого под брендом международной выставки «НЕВА» 3-4 октября 2022 года.

СЕВЕРНЫЙ ВЕКТОР

Арктическое судостроение и судоходство — один из главных приоритетов конгрессно-выставочных мероприятий компании «НЕВА-Интернэшнл». Главной площадкой для экспертной дискуссии выступает международная выставка-конференция «НЕВА».

В выставке «НЕВА 2021» приняли участие более 80 судостроительных, судоремонтных и судоходных компаний, научных и экологических организаций, обладающих арктическими компетенциями. В экспозиции были представлены национальные павильоны государств, входящих в Арктический совет: Норвегии и Финляндии, а также неарктических стран-наблюдателей: Германии, Испании, Нидерландов и Республики Корея.

Состоялась презентация ледоколов и судов ледового класса нового поколения. К примеру, на стенде Объединенной судостроительной корпорации был представлен проект нового класса транспортного судна — атомного подводного газовоза разработки АО «СПМБМ «Малахит» (входит в состав ОСК). Подводный газовоз способен стать основой не имеющей аналогов в мире подводной транспортной системы, обеспечивающей круглогодичные перевозки независимо от гидрометеорологических условий и состояния ледового покрова. Экономическая эффективность подводной перевозки достигается благодаря существенному сокращению продолжительности рейса при движении по более короткому высокоширотному маршруту с более высокой скоростью. Дополнительно сокращение стоимости доставки СПГ будет происходить за счет минимизации потребности в ледокольном обеспечении, которое составляет заметную часть расходов на рейс для надводных судов.

В дни «НЕВЫ», 23 сентября 2021 года, состоялась торжественная церемония закладки серии из пяти буксиров ASD 3010 Ice группы DAMEN Shipyards для ФГУП «Атомфлот». Закладка буксиров ледового класса Arc4 транслировалась прямо с судостроительной площадки DAMEN в Китае.

В рамках деловой программы при участии ведущих российских и международных экспертов состоялась стратегическая сессия «Международное, техническое и научное сотрудничество для обеспечения устойчивого судоходства и развития транзита в Арктике».

Все мероприятия прошли под брендом «НЕВА Арктика». Под этим же брендом 3 октября 2022 года организуется сессия «Северный морской путь: продолжение движения сквозь льды» на Всероссийском Морском конгрессе, новом проекте компании «НЕВА-Интернэшнл». Сам конгресс является своего рода продолжением «НЕВЫ» и начиная с 2022 года будет чередоваться с выставкой. Такое решение принято в ответ на потребность участников рынка гражданского судостроения и судоходства ежегодно собираться на авторитетной площадке для обсуждения наиболее актуальных вопросов отрасли, координации и синхронизации планов развития, поиска наиболее эффективных путей взаимодействия. В полной мере это относится и к арктической повестке, которая актуализировалась в связи с новыми макроэкономическими и геополитическими трендами.

УСПЕШНЫЙ ТАНДЕМ

Постоянным партнером мероприятий под брендом «НЕВА Арктика» выступает Госкорпорация «Росатом». АО «Атомэнергомаш», машиностроительный дивизион ГК «Росатом», представил на «НЕВЕ 2021» свои новые разработки.

На этот раз компания сделала акцент на концептуальных проектах полупогружных тяжелых транспортных судов (ППТТС) — абсолютно новом для российского судостроения направлении.По дедвейту проектируемые суда попадают в пятерку крупнейших ППТТС в мире. Совместно с партнерами — АО «Атомэнерго» и финской компанией Aker Arctic Technology Inc. — были разработаны концептуальные проекты полупогружных судов ледовых классов Arc5 и Arc7 для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов в арктических условиях. В качестве отдельного проекта было также создано высокоспециализированное судно для перевозки плавучих атомных энергоблоков.

Кроме того, на стенде «Атомэнергомаша» были представлены плавучие энергоблоки: референтная ПАТЭС и новые проекты, в частности модернизированные плавучие энергоблоки (МПЭБ) на базе РИТМ-200С и оптимизированные плавучие энергоблоки (ОПЭБ), работа над которыми только начата. Также посетители выставки смогли ознакомиться с решениями АО «ОКБМ Африкантов» — главного конструктора всех судовых реакторных установок для атомного ледокольного флота, и АО «ЦКБМ» — поставщика насосного оборудования и аварийных дизель-генераторов.

На полях 25-го Петербургского международного экономического форума в июне 2022 года прошла серия деловых встреч между руководителями компании «НЕВА-Интернэшнл» и ГК «Росатом». Стороны договорились о совместном продвижении темы развития Северного морского пути на Всероссийском Морском конгрессе.

В условиях санкций СМП остается независимым транспортным коридором, связывающим Северо-Запад и Дальний Восток России. Целевые показатели остаются без изменений: к 2024 году планируется обеспечить перевозки на уровне 80 млн тонн, а к 2030 году — открыть круглогодичную навигацию по СМП и перевозить до 150 млн тонн грузов. Для достижения этих целей требуется форсирование развития ледокольного флота, портовой инфраструктуры, систем навигации и связи.

По оценке заместителя генерального директора — директора дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Вячеслава Рукши, потребность в строительстве грузового флота арктического ледового класса до 2030 года составит минимум 44 судна: 21 газовоз, 12 танкеров, 9 контейнеровозов (способных перемещать, в том числе, рефрижераторные контейнеры), 10 балкеров и 3 универсальных судна. Все они должны иметь ледовый класс не ниже Arc5.

Российский атомный ледокольный флот в настоящее время состоит из шести ледоколов: «50 лет Победы» и «Ямал» проекта 10521, «Вайгач» и «Таймыр» проекта 10580, «Артика» и «Сибирь» проекта 22220. Дополнительно будет построено шесть ледоколов, общие инвестиции составят около 700 млрд руб. «Председатель правительства Михаил Мишустин поставил задачу о выделении 143 млрд руб. на строительство двух новых атомных ледоколов и судна по перезарядке новых ледоколов. Четыре ледокола Госкорпорация будет строить за счет собственных ресурсов», — заявил специальный представитель по вопросам развития Арктики ГК «Росатом» — заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов. Сейчас три атомных ледокола строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге («Урал», «Якутия» и «Чукотка»), а один, ледокол «Россия» проекта 10510 (Лидер), — в Приморском крае.

Кроме того, есть необходимость в ледоколах на органическом топливе. Совместно с ПАО «НОВАТЭК», ПАО «ГМК «Норильский никель» и ПАО «Газпром нефть» Госкорпорацией «Росатом» прорабатывается вопрос строительства четырех ледоколов с двухтопливной энергетической установкой, работающей на сжиженном газе и дизтопливе, за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе заемных и собственных средств ГК «Росатом».

На основе многолетнего опыта в Арктике «Росатом» создает единый центр судоходства по Севморпути. Основными элементами цифровой экосистемы СМП, как рассказал заместитель директора дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Максим Кулинко, является единая платформа цифровых сервисов, бортовые измерительные комплексы, установленные на суда и обеспечивающие автоматический сбор информации о локальной ледовой обстановке, а также комплексы авиационной разведки. «Беспилотники с радиолокационным оборудованием должны базироваться на корабле и в радиусе до 200 км проводить ледовую разведку, — уточнил Максим Кулинко. — Бортовые измерительные комплексы до 2024 года будут установлены на 30 кораблей. Все это будет работать, как своего рода навигатор. Внедрение цифрового сервиса позволит повысить прогнозируемость и снизить стоимость перевозок за счет минимизации рисков судоходства и объективной оценки возможностей судна пройти по определенному маршруту самостоятельно». В комплексе это будет качественно новый инструмент управления, который обеспечит технологический суверенитет России в Арктике. Как сообщил генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачев, главное управление Северного морского пути будет создано уже летом 2022 года.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

По итогам июльского совещания об использовании научно-технологического задела и кадрового потенциала университетов и научных организаций для развития технологий в Арктической зоне Российской Федерации, прошедшего под руководством вице-премьера — полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева, было принято решение о создании в рамках Госкомиссии по вопросам развития Арктики научно-технического совета. Его ключевая задача — сформулировать комплексную научно-исследовательскую повестку, которая обеспечит современную отечественную технологическую базу для освоения Арктической зоны. Участниками совета станут вузы, научные организации, федеральные и региональные органы исполнительной власти и компании, заинтересованные в реализации проектов в Арктике.

«Научные исследования в области развития Арктической зоны для нашей страны приобретают особое значение. Для этого есть как минимум две причины. Первая — это поставленная президентом задача ускоренного развития Северного морского пути. Разворот экспортного потенциала с Запада на Восток привел к существенному дефициту провозных мощностей Восточного полигона. Северный морской путь поможет разгрузить Восточный полигон, снять с него часть перевозимых грузов, а значит, довезти грузы вовремя и иногда более эффективно. Вторая причина: введенные недружественными странами санкции привели к выпадению важных звеньев многих технологических цепочек, связанных со строительством судов, самолетов, поставкой горно-шахтного оборудования. От того, насколько быстро и эффективно мы возместим эти звенья, соберем снова технологические цепочки, во многом зависит экономическая устойчивость России», — отметил Юрий Трутнев.

Правительство России проводит большую работу по развитию Арктики. В 2020–2021 годах утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Утвержден план их реализации.

Принята государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны. В сентябре 2021 года на Восточном экономическом форуме подписано соглашение о создании частного инвестиционного фонда «Восход», ориентированного на поддержку высокотехнологичных стартапов. Создаются два научно-образовательных центра — в Архангельской области и Республике Саха (Якутия). Завершается строительство ледостойкой самодвижущейся платформы. Выделяются средства на профильные исследования.

Все поставленные задачи, по мнению Юрия Трутнева, можно решить только при условии комплексной кооперации между организациями, выполняющими научно-исследовательские разработки, производственными организациями и конечными потребителями. Планируется, что через несколько месяцев на рассмотрение Госкомиссии по вопросам развития Арктики будет представлена комплексная программа научных исследований и разработок в интересах освоения Арктики.

Кроме того, в настоящее время большая команда специалистов из разных ведомств и компаний совместными усилиями готовит долгосрочную программу увеличения перевозок по СМП до 2030 года. Немаловажную роль в росте грузопотока на СМП сыграет транзит. По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, вклад уже проинвестированных проектов, осуществляемых на Севморпути, в ВВП России составит 35 трлн рублей до 2035 года, в этот период благодаря СМП доходная часть федерального бюджета вырастет на 13,5 трлн рублей.

Один из важных аспектов освоения Арктической зоны затрагивает обеспечение безопасной навигации в акватории Северного Ледовитого океана. В этих целях к 2030 году планируется строительство 30 дополнительных аварийно-спасательных судов для работы МЧС в Арктике. В макрорегионе также появятся три арктических центра МЧС.

Еще одно важное направление развития касается судоремонтных мощностей в Арктике. Так, Государственная транспортная лизинговая компания и правительство Мурманской области заключили соглашение о сотрудничестве при создании арктического судоремонтного кластера в регионе. При этом в корпорации «Новатэк», являющейся оператором крупного арктического газотранспортного флота,  полагают, что в России необходима организация судоремонта для обслуживания крупнотоннажных судов, которые работают на трассах СМП. Новые мощности должны быть созданы не только в районе Мурманска, но и на Дальнем Востоке.

Новые экономические реалии не мешают реализации ранее намеченных планов. Так, в День кораблестроителя, 29 июня 2022 года, на стапелях судоремонтного завода «Красная Кузница» состоялась церемония закладки головного пассажирского судна с ледовым усилением. Проект, разработанный совместными усилиями судостроительного кластера Архангельской области и региональных предприятий и поддержанный Министерством промышленности и торговли РФ, был презентован в прошлом году на выставке «НЕВА2021» и теперь получил дальнейшее развитие.

В Архангельске реализуются и другие проекты. Так, на «НЕВЕ 2021» была представлена модель буксира современного проекта «Генерал Стрелков». А в настоящее время Беломорская сплавная компания, которая получила статус резидента Арктической зоны РФ, заканчивает строительство первого буксира, разработанного специалистами конструкторской группы Северного филиала Российского речного регистра.

По итогам переговоров, прошедших на площадке архангельского форума «Судостроение в Арктике» в конце июня 2022 года, достигнуты договоренности о включении в Программный комитет Морского конгресса директора консультационной компании ООО «Гекон», академика Российской академии естественных наук Михаила Григорьева и председателя совета директоров — генерального директора АО «Нордик Инжиниринг» Николая Шабликова. Также намерения об участии в конгрессе подтвердили: сенатор РФ, член комитета Совета Федерации по  федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Валерий Семенов, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков, депутат Государственной Думы РФ, член комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Дмитрий Погорелый, руководитель направления департамента отраслевой экспертизы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Валерий Смирнов, генеральный директор ООО «СССР» Максим Сунозов, заместитель генерального директора Центра пропульсивных систем АО «Центр Судоремонта «Звездочка» Александр Сивков, региональный представитель РСТ-Энерго Павел Бода, генеральный директор НТИ Игорь Смирнов и заместитель генерального директора Service Soft Сергей Макаров. И это лишь малая часть экспертов, которые примут участие в арктической дискуссии на Морском конгрессе.

Тем для обсуждения накопилось более чем достаточно. К тому же до 2023 года Россия председательствует в Арктическом совете. Реализуемый в этот период план включает более 110 мероприятий, направленных на сохранение Арктики в качестве территории диалога, мирного и взаимовыгодного сотрудничества. Россия приветствует формирование в Арктике международного партнерства с участием нерегиональных государств — об этом на ПМЭФ-2022 заявил посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов. Во внешнеполитическом ведомстве убеждены, что Арктика становится глобальным фактором геополитики, а ее экономическое значение неуклонно возрастает, при этом ее ресурсы носят критический характер с точки зрения обеспечения глобального энергоперехода. Освоение Арктики вызывает неподдельный интерес во всем мире. Но именно у России в этом плане большие преимущества. Как по количеству, так и по качеству ледокольный флот России не имеет равных в мире. Ближайшая задача — сделать перевозки по СМП круглогодичными. Подробно эта тема будет раскрыта в ходе Всероссийского Морского конгресса.

Читайте также: