Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТПП РФ в Санкт-Петербурге

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), созданная в 1930 году, является сегодня одним из старейших морских арбитражей в нашей стране и в мире.

МАК первоначально создавалась для рассмотрения лишь тех споров, которые возникали в связи со спасением судов и грузов на море. Сегодня наряду с традиционными спорами из договоров перевозки грузов, фрахтования судов, морского страхования, спасания, столкновения между судами, рыболовецких операций, предметом разбирательства Комиссии могут быть споры, вытекающие из брокерских и агентских соглашений, ремонта судов, судового менеджмента, осуществления промыслов и многообразных иных отношений, которые возникают в сфере торгового мореплавания.

Правовой статус и компетенция

МАК является самостоятельным специализированным постоянно действующим арбитражным учреждением, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • администрирование международного коммерческого арбитража в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже»;
  • администрирование арбитража иных споров в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами;
  • выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.

МАК также может администрировать третейское разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» в установленном им порядке.

МАК админинстрирует споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права. В частности, МАК разрешает споры, вытекающие из отношений:

  • по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река-море);
  • по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;
  • по морскому страхованию и перестрахованию;
  • связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;
  • по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;
  • связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;
  • по спасению морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасению в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;
  • связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;
  • связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;
  • связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла.

В МАК разрешаются также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в вышеуказанных случаях, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок.

МАК принимает к рассмотрению также споры, которые стороны обязаны передать на ее разрешение в силу международных договоров РФ.

Преимущества МАК

Привлекательность процедуры в МАК обусловлена рядом преимуществ:

  • возможностью для сторон выбрать арбитров, разрешающих их спор, в том числе специалистов, знающих правовую специфику торгового мореплавания и имеющих опыт разрешения морских споров;
  • конфиденциальностью разбирательства и всех материалов дела;
  • более низкими расходами по сравнению с затратами на рассмотрение спора в зарубежных морских арбитражах;
  • возможность проведения слушания на иностранном языке.
  • окончательностью решений МАК и возможностью их исполнения за рубежом в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией 1958 года, ратифицированной 142-мя странами мира, включая также те страны, с которыми у России нет договоров о правовой помощи.

Для того, чтобы возможные споры из контракта разрешались в МАК, целесообразно включить соответствующую оговорку в текст контракта.

В.И. Катенев, президент Союза Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата

Отделение МАК при ТПП РФ в Санкт-Петербурге 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 46–48.Тел.: +7 (812) 579-04-56, 719-66-44
E-mail: jurist@spbcci.ru, mac.tpprf.ru

Читайте также: