Как бункер адмирала Трибуца обретает вторую жизнь

Спустя 78 лет после снятия блокады, в истории тех трагических и героических дней все еще остаются белые пятна. И к одному из них, как ни странно, можно сегодня в прямом смысле слова прикоснуться рукой. Речь идет о флагманском командном пункте адмирала Трибуца, откуда осуществлялось руководство Краснознаменным Балтийским флотом с 1942 по 1944 годы.

Этому безмолвному свидетелю блокадной поры еще только предстоит заговорить. Сложно поверить, но об этом уникальном фортификационном сооружении, расположенном прямо в историческом центре Северной столицы, до сих пор не так много информации. Даже большинство петербуржцев совершенно не представляет, где он находится, хотя словосочетание «бункер Трибуца» у всех на слуху, как минимум лет 30.

На боевом посту

Однако, рассказывая об этом объекте, прежде всего, нельзя обойти вниманием и личность его «хозяина». Тем более что о самом Владимире Филипповиче Трибуце с тех же 90-х годов (и это принципиальный момент) принято говорить как о фигуре неоднозначной. В частности, ему ставят в вину большие потери в Таллинском переходе в августе 1941 года и пассивность КБФ в годы блокады. Тем самым, намекая на то, что командующий флотом не слишком соответствовал своей должности.

«Рассуждать подобным образом можно лишь, вырывая события из исторического контекста, — отмечает специалист научно-просветительского отдела Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Виталий Бондарь, — Не Трибуц виноват в том, что флот отступал вслед за армией. Как нет вины адмирал и в том, что корабли и подлодки оказались запертыми в Финском заливе. Он не организовал их прорыв из Кронштадта на оперативный простор? Но конкретно в тех условиях это значило бы угробить флот. Зато когда для активных действий сложились объективные предпосылки, КБФ тут же продемонстрировал всю свою мощь».

По мнению Бондаря нельзя обвинять адмирала и в потерях при Таллинском переходе. Во-первых, выбор маршрута следования был ему навязан командованием Северо-Западного направления. Во-вторых, среди погибших на минах и от бомбежек кораблей большинство были транспорты с эвакуируемыми войсками и мирным населением. Конечно, гибель порядка 15000 людей страшная трагедия, и это никому в голову не придет оспаривать. Но если бы вместе с этими транспортами пошли бы на дно и боевые корабли (и в этом тоже нет сомнения, останься они их прикрывать), то флот точно был бы обескровлен.

«И сохранившийся костяк КБФ сыграл основную роль в артиллерийской поддержке при обороне города, — констатирует Виталий Бондарь, — Именно корабельные орудия на начальном этапе ставили огневой заслон, прикрывая обессиленные сухопутные части. А в дальнейшем они же были и своеобразным фундаментом контрабатарейной борьбы на Ленинградском фронте. А, скажем, Ораниенбаумский плацдарм, откуда в 1944 году началась операция по снятию блокады, вообще существовал благодаря артиллерии флота. Все-таки такие калибры как 130, 180, 305 и 406 мм — это страшное и эффективное оружие».

Кроме того, нельзя забывать, что сформированные из моряков КБФ «сухопутные» части (по разным данным в них было задействовано от 70 до 120 000 человек), которые командование бросало на самые тяжелые участки фронта, также оказали существенную помощь в обороне города. Огромную поддержку городу оказывала и достаточно мощная авиация флота. В конце концов, ладожская флотилия, которая входила в состав КБФ, весьма успешно осуществляла поддержку Дороги жизни. «Без сомнения, адмирал Трибуц сыграл огромную роль в спасении Ленинграда, — делает вывод Виталий Бондарь, — Он был на своем месте и его руководство флотом было в высшей степени адекватным. Об этом говорит хотя бы тот факт, что Владимир Филиппович не был смещен со своего поста, несмотря на всю сложную оперативную обстановку».

Конфуз немецкой разведки

И вот теперь самое время перейти к командному пункту, откуда и осуществлялось руководство флотом. Строительство этого объекта было начато 27 апреля 1942 года, а в первых числах июня там уже в полном составе разместился штаб КБФ. Тут может возникнуть закономерный вопрос: почему же сооружением такого важнейшего для защиты города объекта, военные моряки не занялись гораздо раньше?

Занялись. Но стремительно менявшаяся обстановка на фронте заставила не раз менять дислокацию штаба КБФ. Изначально он располагался там, где и должен был быть по определению — в Кронштадте, который являлся базой флота. Но потом, из-за сжимавшегося блокадного кольца, штаб переехал на Васильевский остров — в здание военно-морского училища им. Фрунзе, расположенного на набережной лейтенанта Шмидта. Как раз поблизости от установленных на Неве кораблей, которые орудиями поддерживали оборону города. Это решение оказалось неудачным, потому что штаб очутился в зоне, которую активно «обрабатывали» немцы. И после одной из бомбежек, когда погибло несколько офицеров, было решено построить для штаба уже отдельный объект.

Место для него было выбрано на Петроградской стороне, посреди корпусов одного из старейших в городе вузов — ЛЭТИ. Почему именно там? Все дело в том, что сотрудники института и студенты к весне 42-го уже были почти полностью эвакуированы, и эта территория практически опустела. Жилой массовой застройки близ этого места тоже не было. Поэтому появилась возможность без особых помех проводить секретные строительные работы. Ну и нельзя еще забывать о том, что вокруг не было никаких военных объектов или заводов. Поэтому крупных бомбежек или обстрелов этого района в сводках МПВО не было зафиксировано. В общем, расчет военных оказался верным. И лучшим свидетельством является растерянность немецкой разведки: она хоть и работала хорошо, добыв информацию, что штаб флота переехал на новое место, но куда именно, немцы так и не смогли определить.

Уникальный бункер адмирала Трибуца на Инструментальной улице станет филиалом Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда и займет достойное место в проекте «БЛОКАДНЫЙ Архипелаг памяти», над формированием которого мы сейчас работаем. Это комплексная программа музея, направленная на создание единой базы данных обо всех памятных местах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанных с историей осады города в годы Великой Отечественной войны. Проект возник по инициативе директора «Эрмитажа» М. Б. Пиотровского и мы его осуществляем при участии Санкт-Петербургского Государственного Университета. В БАЗУ Данных входят не только крупные мемориалы, но и небольшие «метки»-раны: следы от взрывов на постаментах скульптур Аничкова моста, выбоины
на колоннах Исаакия…

Е.В. Лезик, директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда

Уникальный опыт

Причем возведение бункера можно с полным основание расценивать еще как подвиг военных строителей. Ведь он был построен в тяжелейших условиях блокады всего за полтора месяца. И это при том, что его конструкция не имеет аналогов.

«Я вообще больше не знаю подобных фортификационных сооружений у нас в стране, — отмечает Виталий Бондарь, — Бункер собран из броневых плит весом от 12 до 16 тонн, высотой около трех метров и толщиной около 20 см, причем при строительстве практически не использовался бетон». Последнее решение может показаться спорным, но оно было принято под давлением серьезных обстоятельств. Во-первых, в блокированном городе бетона катастрофически не хватало, а во-вторых, его применение существенно бы затянуло сроки строительства. Ведь для того, чтобы бетонные конструкции обрели бы свою максимальную прочность, необходимо несколько месяцев. В данном же случае, каркас объекта (стены и потолок) как раз и был собран из плит. Причем те, что были расположены вертикально, имели массивные металлические контрофорсы, которые были установлены через каждые 600 мм.

При этом основной броневой корпус был прикрыт дополнительным защитным, собранным из тех же плит. А пространство между этими двумя элементами конструкции, которое составляет около полутора метров, заполнили мешками с песком и хлопком (последний был необходим для создания звукоизоляции). Кроме того, для предохранения всего сооружения от последствий взрывов упавших поблизости авиабомб, был сделан нижний тюфяк из броневых плит толщиной от 75 до 200 мм. После этого оставалось всего лишь сделать наружную защитную обваловку грунтом. Общий же вес использованных металлоконструкций составил 1232 тонн. Прочность конструкции бункера оказалось такова, что он мог выдержать прямое попадание 250-килограммовой бомбы.

Между прочим, сами броневые плиты тоже можно с полным правом считать раритетами. Они были доставлены с Ржевского полигона, где они служили мишенями для испытания корабельных снарядов. Поэтому на некоторых плитах остались хорошо заметные даже сегодня следы таких обстрелов. А в одной из них даже остался застрявший фрагмент разорвавшегося снаряда. При этом часть этих плит имеет еще дореволюционное происхождение.

Их транспортировку к месту строительства проводили сначала по железной дороге до станции Финляндский вокзал, а оттуда уже тракторами на специальных трейлерах. Однако вскоре выяснилось, что из-за крайне невысокой скорости тягачей на гусеничном ходу, доставку плит невозможно было осуществлять достаточно оперативно, что негативно сказывалось на скорости строительства. И тогда было решено использовать пятитонные грузовики. А чтобы машины смогли перевозить груз, вдвое превышавший их грузоподъемность, их снабдили специальными прицепами.

Три в одном

Однако необходимо понимать, что флагманский командный пункт флота и так называемый бункер Трибуца — это не совсем одно и то же. Потому что на самом деле штаб КБФ располагался еще в двух объектах. Один из них — Преображенская церковь, практически вплотную к которой и был построен бункер. Такое соседство было выбрано совсем не случайно (кстати, эта церковь — единственное уцелевшее здание, пусть на данный момент и перестроенное, которое возвел знаменитый архитектор Константин Тон).

Дело в том, что в храме был довольно обширный подвал с мощными сводами. Кроме того, после революции в «бывшем культовом сооружении» обустроили акустическую лабораторию, для чего здание разделили на три этажа мощными перекрытиями. В 1942-м году морякам осталось лишь усилить их железными балками, соорудить обваловку грунтом до уровня второго этажа, и провести из подвала в бункер бетонированный подземный ход. Таким образом, церковь стала одним из важных элементов структуры штаба: в подвале разместили основной узел связи флота, на первом этаже разместилась контрразведка, на втором и третьем — военный совет КБФ.

А в одном из близ расположенных корпусов ЛЭТИ находились политуправление и редакция газеты Балтийского флота. Здесь же квартировала группа писателей, прикомандированных к политуправлению КБФ. Например, именно в этих стенах были написаны такие известные произведения, как роман Н. Чуковского «Балтийское небо» и пьеса Всеволода Вишневского и Всеволода Азарова «Раскинулось море широко».

Что же касается непосредственно бункера, то там находились только личный рабочий кабинет адмирала Трибуца, небольшой зал для оперативных совещаний и «каморки» для дежурного офицера, шифровальщка и связиста. При этом на сохранившемся архивном плане в бункере нет какого-либо отдельного помещения, где командующий флотом мог бы оставаться ночевать. По мнению исследователей, если этого требовала боевая обстановка, то для адмирала, скорее всего, прямо в кабинете просто ставили раскладушку. Тем более что сам Трибуц жил вместе с семьей относительно недалеко — на Карповке, возле Иоановского монастыря.

Забытый герой

Сверхсекретность бункера, как оказалось, имела и негативные последствия. Например, когда летом 1944 года штаб покинул этот объект, его передали на баланс Управления городской Гражданской обороны. И для вернувшихся из эвакуации преподавателей и студентов ЛЭТИ этот бункер стал всего лишь простым бомбоубежищем, не имеющего никакой истории. А в 90-е годы, когда бункер вообще оказался бесхозным, его превратили в место хранения всяких отбросов с рядом возникшего авторынка.

По словам группы энтузиастов, которые в 2016 году озаботились судьбой этого уникального военного и исторического объекта, при расчистке внутренних помещений им пришлось вывезти пять полных мусорных контейнеров. И это при том, что площадь бункера не превышает 100 кв. м. Первое время после этого активисты, для привлечения внимания общественности к сохранению бункера, стали организовывать туда экскурсии, но поняли, что это проблему не решит. И тогда они обратились в Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, где нашли полную поддержку своих планов. Теперь в бункере планируют разместить филиал этого музея, а его экспозицию посвятить боевым подвигам моряков-балтийцев и, конечно, деятельности на боевом посту Владимира Трибуца.

Месяц назад закончились обследовательские изыскания, целью которых было определение состояния несущих конструкций бункера, 30 лет находившегося в заброшенном состоянии. Они показали, что все опасения были напрасными — работа военных строителей в условиях блокады оказалась выше всяких похвал. И теперь начался уже проектный этап работы, в ходе которой будет разработана концепция филиала музея. В рамках госконтракта она должны быть выполнена до конца года.

Правда, для музейщиков былая секретность этого объекта и здесь выходит боком. Потому что нет никаких документов, свидетельствующих о том, как выглядел в законченном виде бункер внутри и снаружи. В этом не могут помочь даже мемуары самого Трибуца. В них о бункере буквально пара-тройка абзацев. Вот характерная цитата. «Слыша глухие удары рвавшихся невдалеке снарядов, мы могли у себя на КП по достоинству оценить отличный труд нашего мастера фортификационных дел (начальника инженерной службы флота полковник Т. Т. Коновалова — прим. ред). Сюда к нам по телефонам, телеграфной связи Бодо, по уложенным водолазами на дне Финского залива и Ладожского озера кабелям поступали приказы, распоряжения, вызовы из Ставки Верховного Главнокомандования, Военного совета Ленинградского фронта, которому флот был оперативно подчинен. Отсюда осуществлялась связь с Кронштадтом, Малой землей южнее Ораниенбаума, КП штаба балтийских летчиков, с командованием Ладожской военной флотилии — передовыми позициями на островах, — словом, со всем разбросанным и сложным хозяйством Балтийского флота».

Терра инкогнита

Поэтому сейчас пока невозможно представить даже как выглядел кабинет адмирала. И теперь предстоит большая работа уже по архивным изысканиям. И здесь, по словам сотрудников музея, могут пригодиться любые документы. Даже косвенные. Например, заявки тыловым службам о необходимой мебели или на какой-нибудь ремонт. . А между тем внутренняя планировка бункера при его послевоенном переоборудовании в бомбоубежище подверглась кардинальным изменениям. К тому же практически ничего не сохранилось и из интерьеров, кроме броневых корабельных дверей и нескольких выключателей. В качестве интересного артефакта былых времен можно расценивать и уцелевший распределительный щиток с мраморной плитой, на которой установлены фарфоровые электрические пробки.

«Разумеется, нам необходимо восстанавливать тот внутренний облик бункера, который он имел в 1942 году, — отмечает Виталий Бондарь, — Это как раз тот случай, когда нужно привязывать не объект к музею, а наоборот. Чтобы нас никто не мог упрекнуть, что мы демонстрируем исторические «фантазии» или убежище ГО 50-х годов». При этом, по словам Бондаря, следовало бы заодно найти возможность оставить для осмотра отметины от снарядов на плитах — все-таки следы военной истории.

А ведь музейщикам еще важно понять, как выглядел бункер в годы войны снаружи: были ли возле него какие-нибудь оборонительные сооружения, где располагались маскировочные сети, какой был общий уровень грунта вокруг бункера. «Надо признать, что все это еще пока остается неизведанной территорией в самом центре города, — делится Виталий Бондарь, — Но тем интереснее работать. К тому же создание здесь музея — это наш долг перед теми, кто защищал наш город».

Примечательно, что в экспозиции нового филиала Государствен­ного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда будет и подробный масштабный макет бункера, для того чтобы во всех подробностях показать посетителям, как выглядит этот объект с точки зрения инженерного сооружения. Причем его можно будет осмотреть не только снаружи, но и внутри — планируется сделать съемную крышку. И в таком виде бункер предстанет перед всеми впервые за все время своего существования.

 

Читайте также: