Время огнестрельных художников

Пылают города, охваченные дымом,
Гремит в седых лесах суровый бог войны.
Марш артиллеристов (1943 г)

«Осторожный и искусный огнестрельный художник» —  гласило свидетельство, выданное Петру. Артиллерийское образование способствовало тому, что Петр Великий одним из первых понял какое именно значение играет «в седых лесах суровый бог войны». Однако, применение принципиально новой «летучей», «двухлинейной» тактики взаимодействия конной артиллерии с кавалерией и посаженной на коней пехотой «корваланта» в лесисто-болотистой местности, да идея усиления линейного строя перекрестным огнем орудий из земляных укреплений, ретрашментов, появилась на свет божий далеко не сразу.

Потеряв под Нарвой большую часть своей морально устаревшей артиллерии, он отливает новые орудия — пушки, гаубицы и мортиры. «Потешный» соратник будущего императора Яков Брюс закладывает основы научного конструирования и чертежи закрепляют единообразие артиллерийских систем. Вводятся зарядные ящики для пороха и ядер.

Пётр же, обратив внимание «на малую подвижность артиллерии, обычно опаздывавшей к решительному моменту боя, вводит специальные 26—  и 36-пудовые длинные гаубицы, поступившие на вооружение конной артиллерии. Идея создания конной артиллерии и специального для неё орудия, приписываемая обычно прусскому королю Фридриху II, была, таким образом, осуществлена впервые в русской армии ещё во времена Петра, за 50 лет до того, как конная артиллерия появилась в прусском войске»[1]. Создавший столь проникновенный образ императора-артиллериста, ленинградский историк Владимир Васильевич Мавродин не по наслышке знал, что такое артобстрелы, контрбатарейная борьба и какое значение на поле чести имеет маневр: «Впервые в истории военного искусства коннице была придана лёгкая полевая артиллерия. Посадив расчёт на коней и сделав артиллерию почти такой же подвижной, как и кавалерия, Пётр создал конную артиллерию. Конная артиллерия была новинкой, и петровская армия в этом отношении значительно обогнала европейские армии. Боеспособность русской конницы значительно повысилась» [1].

Видимо не случайно вошел в историю рассказ о том, как на празднестве один иноземный артиллерист буквально засыпал Петра своими познаниями, не давая сказать тому ни слова. Пётр слушал —  слушал хвастуна, наконец не выдержал, плюнул ему в лицо и отошел в сторону [2]…

Созданный «красным графом» Алексеем Толстым литературный образ царя-артиллериста лишь подчеркивает остроту восприятия этого эпизода: «Петр Алексеевич не уходил с батареи, от пороха был черен, не умывался, ел на ходу — что придется, сам раздавал водку пушкарям. Спать ложился на часок под пушечный грохот, поблизости, под артиллерийской телегой» [3].

По справедливому утверждению выдающегося историка В.В. Мавродина «Пётр написал “Руководство для употребления артиллерии”. Изложенные им в руководстве принципы тактики артиллерии были новшеством, о котором в Западной Европе в то время и не помышляли. Большого совершенства достигает русское военно-инженерное искусство. <…> Сам Пётр был инициатором блестящего плана создания на поле Полтавского боя серии полевых, взаимно перпендикулярно расположенных, отдельных укреплений, находившихся во взаимной огневой связи. Идея Петра, показавшего себя недюжинным военным инженером, оправдала себя в Полтавской “баталии”. “Редуты” Петра на поле Полтавской “баталии” — это предтечи современных дзотов с перекрёстным огнём. Такие полевые укрепления в Западной Европе были неизвестны»  [1].

После смерти Петра Великого многое было забыто. Но при Елизавете Петровне Россия приняла участие в военных действиях.

В основе обучения артиллеристов лежала передовая идея «сосредоточенного использования полковой артиллерии», а в случае необходимости сведения ее в единый корпус «для действия пушками и мортирами» . И это не было «голой» теорией.  Русская армия видоизменила тактический рисунок боя. Линейное построение и железная прусская дисциплина (в Пруссии было принято безоговорочно подчиняться командам и инициатива низших чинов не приветствовалась) меняется на разумную инициативу офицеров и русское построение «колоннами» насквозь пробивающими линейный строй. Не последнюю роль в этом играли рассыпавшиеся впереди «в кустах» стрелки (прообраз егерей), и пушки-единороги, проделывающие бреши в линейном построении и уничтожающие целые подразделения вышколенного противника.

Фридрих так выразил свое отношение к русской артиллерии: «Эти пушки — порождение дьявола. Я ничего так не боюсь, как русских пушек»  [4]. Взятие Берлина произошло в 1760 году. Много лет спустя, 26 июня 1941 года, в «Daily Worker» появляется перепечатанная из «Красной звезды» статья «Ключи от Берлина все еще хранятся в одном из наших музеев», где Всеволод Вишневский рассматривал это историческое событие как «зловещее предупреждение Гитлеру» [5].

Армия же тогда применяла новую тактику: артиллерия располагалась и перед войсками и за ними —  на вершинах холмов, вторая линия орудий вела обстрел врагов через головы своих войск. А это уже почти стрельба с закрытых огневых позиций. Если противники атаковали одну из батарей, другие ее поддерживали.

Во время боевых действий 1768 —  1774 года, когда пожар русско-турецкой войны охватил Дунай, Крым, Закавказье и Средиземное море, идея «летучего отряда» Петра Великого на основе тесного взаимодействия конницы, пехоты и артиллерии, перевоплощается в новый боевой порядок —  каре. На поле боя артиллерия постоянно перемещается вместе с пехотой и способна открывать огонь из любого положения. П.А. Румянцев предпочитает выстраивать войска в несколько каре. «Он не ожидал турков, он искал их в поле боя и тем самым родил нравственную силу войска, заменившую численность. Он разделил свою армию на малые каре по 2 и по 3.000 каждое, дал им быстроту и подвижность; он помещал кавалерию колоннами за кареями и артиллерию впереди кареев, во флангах и в резерве, так что три оружия, поддерживая друг друга при нападении и обороне, представляли силу неприоборимую» [6]. А.В. Суворов додумался применять кроме полкового и батальонного каре даже ротное и требовал усиления его артиллерией.

В то время русская артиллерия по праву считалась лучшей в Европе. Сочетающие в себе качества гаубиц и пушек «единороги», стреляли кучнее и почти в два раза дальше стандартных полковых орудий из-за усовершенствованной зарядной каморы конусообразной формы, позволяющей выстрелить быстрее и точнее уже «отцентрованным» в стволе ядром.

Николай Иванович Кутузов (1796 — 1845) объяснял: «Каре мешали с колоннами… перестраивали их на походе в каре при нападении кавалерии и даже отражали эту последнюю, имея в боевом порядке одни колонны, прикрытые густою цепью стрелков и огнем артиллерии, которая во всех сражениях устроенных Румянцевым и подчиненными ему генералами шла впереди…» [6]

Вспомним знаменитую египетскую фразу Наполеона: «Ученых и ослов в середину». В середину чего? Конечно, каре. Дело в том, что каре помогало пехоте отражать мощный натиск превосходящих сил кавалерии противника. Во время войн с Турцией Румянцев в середину каре прятал не только обоз, но в случае необходимости —  даже конницу.

Инициатива офицеров и любезно предоставленная им возможность самостоятельно принимать решения в ключевых точках баталии была неразрывно связана не только с действием Табели о рангах, но и с такими выдающимися государственными и военными деятелями как Румянцев-Задунайский и его ученик — генералиссимус Суворов, граф Рымникский, князь Италийский. Впоследствии, правда, в несколько больших масштабах, эта тактика будет задействована революционной французской армией. Общеизвестно, что Наполеон был артиллеристом, да и его противник, ученик Александра Васильевича Суворова, Михаил Илларионович Кутузов отнюдь не чужд был инженерному и математическому искусству постижения огненного орудийного боя.

А в России Павел I наведет порядок в артиллерийских расчетах: у каждого номера появится своя узкая специализация, унифицируются команды «Бань пушку!», «Заряжай!», «Пали!», (пли), упростит калибры орудий, и заставит-таки армейские подразделения «пушкарей» довести скорострельность до скорости стрельбы своих «потешных», гатчинских артиллеристов. Подразделения станут считаться не по количеству людей, а по количеству стволов. Красные артиллерийские мундиры заменят менее приметные — зеленые и перевод орудия из походного положения в боевое продлится не более 10 секунд (См.: документальный фильм «Из всех орудий»)  [7]. Эти меры позволят русским орудиям достойно встретить «экспорт французской революции», осуществленный императором Наполеоном, который тоже сделает ставку на развитие артиллерийских систем.

Перед началом Бородинского сражения начальник артиллерии генерал Кутайсов отдал подчиненным приказ: «…чтобы они с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки <…> но последний картечный выстрел выпустить в упор…» Что после этого пехота сделает с артиллеристами, в тексте не говорилось, но «боги войны» догадывались и сами. Сам двадцативосьмилетний генерал Александр Иванович Кутайсов был убит на батарее Раевского.

Партизан и поэт Денис Давыдов, описывая невозмутимую старую гвардию Наполеона и «жужжавших» вокруг неё казаков, сетовал: «Будь с нами несколько рот конной артиллерии», их «колонны вряд ли отошли бы со столь малым уроном» [8]. Гвардия не сдается, но вскоре неустрашимое каре французских гвардейцев все-таки сметут ураганные орудийные залпы английской картечи в битве при Ватерлоу.

Франция хорошо усвоит урок и уже во время Крымской войны наша гладкоствольная артиллерия противостояла нарезной французской и английской, у которой дальность полета и точность попадания снаряда была лучше, оттого и придумали русские пушкари орудийный щит. Но дабы восполнить досадное технологическое отставание отечественных орудий государству придется провести военную реформу и отменить крепостное право: приписанные к предприятиям крепостные не склонны к рационализаторским предложениям…

В годы Первой мировой войны отставание в развитии дальнобойной нарезной артиллерии вынудило компенсировать недоработки мирного времени огромными человеческими жертвами. «Можно сказать, что если на Западноевропейском фронте противники состязались друг с другом в мужестве и технике, то на Восточном мы, особенно в первые два года противопоставляли убийственной технике немцев —  мужество и… кровь» [9] —  писал в своих воспоминаниях А.И. Деникин —  «Каков народ, такова и армия. И как бы то ни было, старая русская армия, страдая пороками русского народа, вместе с тем в своей преобладающей части обладала его достоинствами и прежде всего необычайным долготерпением в перенесении ужасов войны; дрались безропотно почти три года; часто шли почти с голыми руками против убийственно высокой техники врагов, проявляя высокое мужество и самоотвержение» [9]. А.А. Брусилов также говорил о том, что нашу техническую отсталость в орудиях борьбы приходилось возмещать излишней кровью. Такое положение дел вызывало возмущение начальством, якобы не жалевшим солдата  [10]. И это обстоятельство в совокупности с успехами полевой хирургии было отнюдь не последним «буревестником» грядущей революции.

Опыт петровских артиллеристов пригодился и в новом мире. Не случайно, обобщая опыт военных действий против Финляндии, И. В. Сталин поставил авиацию на второе место по значению [11]. Почему же действиям артиллерии выделялось почетное первое место? Не потому ли, что артиллерийский огонь прокладывал дорогу пехоте, штурмующей доты там, где авиация была бессильна?

Этот взгляд в какой-то мере подтвердил опыт Великой Отечественной войны. Дальнобойные морские батареи Кронштадта и балтийская эскадра сотворили огневой барьер перед немецкими войсками, которые попытались войти в Ленинград и в зоне действия фортов южного берега «немцы, впервые в истории тотальной войны были остановлены моряками»  [12] —  отметил Всеволод Вишневский. Немцы подвергали город ежедневному артиллерийскому обстрелу, «пытаясь сломить у защитников Ленинграда волю к сопротивлению»  [13].

Куда же делись прославленные «огневые штормы» ленинградских артиллеристов? Дело в том, что зимой 1941 —  1942 гг. ежесуточная норма расхода боеприпасов составляла три–четыре снаряда на одно ленинградское орудие. Помимо этого надо было иметь на случай нового штурма неприкосновенный запас [14], для сооружения вышеупомянутого «барьера». Поэтому до поры до времени враг обстреливал город на Неве почти что безнаказанно. Помимо маскировки «точек наводки», сияющих золотом куполов, мостов, изгибов Невы в Ленинграде началось эффективное снайперское движение и порожденная безнаказанными обстрелами мирных граждан его дальнейшая артиллерийская «модификация». Сразу же оговоримся, что без поддержки всей страны, профессиональных рекомендаций из центра и помощи в подвозе крупнокалиберных снарядов контрбатарейная борьба скорее всего закончилась бы неудачей и преобразование остановившего фрицев «барьера» в «огневой вал» было бы невозможно.

В Ленинграде началась борьба и за точную стрельбу среди артиллеристов. Для поражения цели необходимо было произвести тщательную многодневную разведку огневых точек противника, скрытно оборудовать основную и запасные огневые позиции, под покровом ночи незаметно подтащить орудие к передовой, замаскировать, выкатить его на прямую наводку и сделать единственный выстрел за очень короткий промежуток времени: в считанные 30 — 40 секунд. Выстрел следовало сделать за тот промежуток времени пока не среагировал вражеский пулеметчик. Для производства единственного точного выстрела орудийный расчет должен был быть полностью взаимозаменяем. Впоследствии появились не только снайперские орудийные или минометные расчеты, но и целые батареи и даже полки.

Установилось тесное взаимодействие: когда артиллеристы накрывали вражеские позиции, меткие выстрелы из снайперских винтовок уничтожали убегающего врага. Именно таким способом при тесном взаимодействии командира дивизиона 14-й артиллерийской бригады капитана Рубецкого с группой снайперов во главе со старшим лейтенантом Журавлевым было уничтожено более 20 фашистов. Бывало, что снайперы действовали в тесном взаимодействии с пулеметчиками  [15].

Борьба за снайперские орудия и батареи неразрывно связана с широким применением на Ленинградском фронте стрельбы прямой наводкой. В декабре 1941 года из выпущенных по врагу артиллерией 42 армии около 47 тысяч снарядов на прямую наводку приходилось более 32 тысяч выстрелов, или почти 70% боеприпасов израсходованных артиллеристами  [15].

Точная стрельба артиллерии прямой наводкой стала основой «огневого вала», сползающего артиллерийского огня, катившегося впереди наступающей пехоты и не позволявшего противнику отойти на время артподготовки, отсидеться в траншеях второй линии, и вернуться обратно к началу атаки.

Не случайно в 1943 г. журнал «Огонек» отметил: «слава петровских пушкарей зазвучала в грохоте орудий сталинских артиллеристов» [16]. Напомним, что под Полтавой Карл XII был разбит Петром I, среди прочих причин из-за перекрестного артиллерийского огня, ведущегося из земляных укреплений —  ретрашментов. А много лет спустя «южнее Ладожского озера наши войска, перейдя в наступление против немецко-фашистских войск, после семидневных напряженных боев прорвали блокаду Ленинграда» .

На полях сражений Второй мировой войны активно применялся сползающий «огневой вал», последовательно накрывавший линии траншей противника. Бесценный боевой опыт прорыва вражеской обороны получили ленинградцы. Этому способствовало и то, что возглавлял Ленинградский фронт маршал Леонид Александрович Говоров, который в юности мечтал строить корабли, но был вынужден стать не только артиллеристом, но и общевойсковым командиром. На парадном портрете в Музее обороны Ленинграда он стоит в полный рост. Вспомним, что конная артиллерия появилась во времена Петра Великого… Отсюда и своеобразие маршальской формы: на сапогах его — шпоры, которые полагалось носить и кавалеристам и артиллеристам (после финской войны артиллерию вновь стали переводить на конскую тягу). Именно он подписал решение о создании первого в истории Великой Отечественной войны военного музея в Соляном городке. В артиллерийском зале второго по величине после Эрмитажа музея стояли захваченные немецкие орудия.

27 января 1944 года Би-Би-Си сообщало об освобождении Ленинграда: «Задача исторической важности решена», —  сказал генерал Говоров. «Город Ленинград полностью освобожден от вражеской блокады и варварских артиллерийских обстрелов» [17]. Для того, чтобы это произошло артиллеристы города на Неве научились перемещать батареи «с ходу», не отставая от наступающих войск, поддерживая сползающий артиллерийский вал перед наступающей пехотой.

Не был забыт и летучий отряд, «корвалант». Идея вылилась в создание самоходных артиллерийских установок, двигающихся за тяжелыми «танками прорыва», «Иосиф Сталин».

Петр же заимствовал и регулярную армию, и регулярный флот, важнейшие оборонительные и наступательные технологии на основе строгой дисциплины, но чтобы этот механизм заработал, император «пересаживает» на русскую почву еще и систему воспроизводства европейской науки и техники. Впоследствии появится знаменитый единорог: пушка-гаубица с зарядной каморой конусной формы, которая позволяла «отцентровать» ядро в канале ствола и послать его в противника не только  точнее, но и дальше. Единорог —  «продукт» прикладной науки, позволивший изменить картину боя. Система создания артиллерийских систем Василия Грабина, когда параллельно создается чертеж изделия и технологическая цепочка его производства, позволяющая запустить конвейер массовой сборки «изделия» за 45 суток — тоже наука прикладная. Мы не копировали, а придумывали. Именно Василий Грабин высказал крамольную для своего времени мысль «танк — повозка для пушки». Сегодня это аксиома танкостроения. И во все времена, с помощью модификации изделий военпрома, «осторожные и искусные огнестрельные художники» не позволяли превратить Россию в колонию. И сегодня не позволят… Поэтому и XVIII-ый, и ХIX-ый, и XX-ый, и XXI-ый век мы и можем смело назвать временем артиллеристов.

А. В. Кутузов, д-р ист. наук, проф. кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, русского
и иностранных языков факультета подготовки следователей Санкт-Петербургской академии Следственного комитета, ученый секретарь Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда

Литература

  1. Мавродин В. В. Петр Первый. Л.: Госполитиздат, 1945.
  2. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда, 1990.
  3. URL.: https://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tolstoj/ (Дата обращения 11.10.2021)
  4. Широкорад А. Страшный и непобедимый: русские единороги https://www.popmech.ru/weapon/6884-strashnyy-i-nepobedimyy-russkie-edinorogi/#part1 (26.12.1019)
  5. Vyshnevsky V. ‘The Keys to Berlin Still In One of Our Museus’ // Daily Worker. 1941. June 26.
  6. Кутузов Н. И. Воспоминание о генерал-фельдмаршале графе Петре Александровиче Румянцеве-Задунайском СПб., 1845. 46 с. С.3-4. URL: https://www.prlib.ru/item/327637 (25.12.2019)
  7. URL.:https://www.youtube.com/watch?v=9RdwrhkFaJ8 (27.12.2019)
  8. Давыдов Д. В. Дневник партизанских действий 1812 года. М.: Гос. изд. худ. лит., 1941.
  9. Деникин А. И. Путь русского офицера. М., 1991.
  10. Брусилов А. А. Мои воспоминания. М.: Воениздат, 1963.
  11. Принимай нас, Суоми-красавица! «Освободительный» поход в Финляндию 1939 — 1940 гг. (Сборник документов и фотоматериалов). Изд. второе, испр. и доп. СПб., 2004.
  12. Вишневский Всеволод. Беспощадно бить немцев // Ленинград. 1942. № 1.
  13. Савин М. В. Сидоров В. И. Разгром немцев под Ленинградом (Январь — февраль 1944 г.) М.: ОГИЗ Государственное издательство политической литературы, 1945.
  14. Фролов М.И. Салют и реквием. Героизм и трагедия ленинградцев 1941–1944. Монография. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003.
  15. Фролов М.И. Артиллеристы в боях за город Ленина 1941–1944. Исторический очерк. Л.: Лениздат, 1978.
  16. Сизов А. Русский орешек // Огонек. 1943. № 9.
  17. URL: http://news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/january/27/newsid_3498000/3498330.stm (Дата обращения 26.02.2013)

Читайте также: