Арктика – территория диалога

Итоги арктической программы ПМЭФ-2022 можно определить несколькими положениями – в общем и целом сделаны ставки на развитие Северного морского пути, на инфраструктурные проекты и туризм.

Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики подвел итоги участия в Петербургском международном экономическом форуме 2022. За четыре дня на полях ПМЭФ и в рамках открытия программы «Арктика – территория диалога» состоялось почти два десятка тематических сессий и межрегиональных встреч, многие из которых завершились подписанием контрактов и соглашениями о сотрудничестве.

Одной из главных тем обсуждения на форуме, которая так или иначе затрагивалась почти на всех тематических сессиях, стало развитие Северного морского пути. План этого развития до 2035 года важнейшего для страны маршрута по поручению Президента России должен быть утвержден к 1 августа 2022 года.

«Северный морской путь – это национальная транспортная магистраль, а все, что вокруг него – это Россия. Мы открыты для сотрудничества, но в чьей-то помощи не нуждаемся. Сегодня мы готовы самостоятельно доставить любой груз в любое время года в любую точку Арктики», —  подчеркнул на открытии программы «Арктика – территория диалога» легендарный полярник Артур Чилингаров.

Рассказывая об инвестиционных проектах, губернаторы всех арктических регионов подчеркнули, что развитие транспортной и портовой инфраструктуры, а также судоремонтной отрасли является первоочередной задачей. «Учитывая богатство российского Севера —  запасы полезных ископаемых, лесные и рыбные ресурсы Арктики —  превращение портов арктических регионов в многофункциональные и развитые транспортные хабы способно заметно ускорить экономический рост всей страны», —  сошлись во мнении эксперты.

По словам представителей Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики, Северная столица в развитии Северного морского пути безусловно будет играть ключевую роль. Во-первых, потому что Петербург – это центр построения ледокольного флота России. Во-вторых, это огромный и развитый транзитный хаб, способный обеспечить загрузку Северного морского пути. Правительством Российской Федерации уже разработан ряд мер, включающих в том числе поддержку регулярных грузовых каботажных перевозок по СМП из порта Санкт-Петербурга.

Помимо прямой государственной поддержки важнейшим пунктом развития Арктики остается и привлечение инвестиций. За последние полтора года в экономику региона удалось привлечь более 1,3 млрд рублей, с учетом господдержки сегодня работает более 500 проектов. Темпы инвестиционного развития в Арктике превысили показатели Дальнего Востока на 20%. Как рассказал в своем выступлении Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики РФ, государство будет помогать привлекать финансирование предпринимателям, развивающим проекты в арктических регионах, в том числе получателям так называемого арктического гектара: «Это люди, в которых можно инвестировать. Мы будем работать совместно с нашими партнерами из группы ВЭБ, и со всей поддержкой системы малого и среднего предпринимательства для того, чтобы к арктическим проектам привязывать льготы», —  заявил Алексей Чекунков.

Одной из самых перспективных отраслей развития для частных инвесторов в Арктике стал туризм, которому на ПМЭФ-2022 было уделено отдельное внимание. Всплеск интереса к внутрироссийскому отдыху и пресыщенность россиян к традиционным направлениям с каждым годом увеличивают поток отдыхающих, желающих открыть для себя Арктику. По словам представителей туриндустрии арктических регионов, Север, учитывая красоту его природы, сегодня может предложить уникальные туристские маршруты, которые пользуются все большим спросом. «Туристская инфраструктура по инвестиционной привлекательности в Арктике сегодня является третьей после добывающей и транспортной отрасли. Будь я инвестором, определенно бы туда вкладывался. Это очень перспективно», —  рассказал в своем выступлении губернатор Архангельской области Александр Цибульский.

Санкт-Петербург в этом направлении также не остается в стороне. В начале июля 2022 года был представлен первый межрегиональный туристский маршрут «Дорога из Арктики. По следам Петра Великого», разработанный при участии Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики, соединяющий Северную столицу, Карелию и Архангельскую область. «Санкт-Петербург сегодня имеет все возможности, чтобы стать главной отправной точкой для межрегиональных арктических туристских маршрутов», —  подчеркнул председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Широков.

Поднимались на ПМЭФ-2022 и вопросы обеспечения безопасности в Арктике в самом широком понимании этой темы. Научно-производственные организации Петербурга, напомним, обладают обширными компетенциями и в этой отрасли. В частности, в Северной столице производится специальная техника и беспилотные летальные аппараты, задействованные в спасательных работах в Арктике, например, в Ямало-Ненецком автономном округе.

Культурная программа ПМЭФ-2022 также не обошлась без российского Севера. Председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики вместе с послом по особым поручениям МИД РФ Николаем Корчуновым и специальным представителем Российского председательства в Арктическом Совете по вопросам коренных народов и сотрудничества по линии регионов Рустамом Романенковым открыли в Российском этнографическом музее фотовыставку «Сердце Югры», которая до 15 августа 2022 года будет знакомить посетителей с жизнью коренных малочисленных народов Севера и природными красотами региона.

Читайте также: