Актуальные аспекты создания средств для выполнения подводно-технических и водолазных работ

Средства для выполнения подводно-технических и водолазных работ (СПТВР) применяются в подразделениях федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), нефтегазовом комплексе, организациях и учреждениях с различными формами собственности, в том числе в сфере любительского подводного плавания. Спектр таких работ достаточно широк и включает в себя поисково-обследовательские и аварийно-спасательные работы, подъём затонувших объектов, строительство и обслуживание гидротехнических сооружений, прокладку подводных переходов, линий связи, электроэнергии, разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований и многие другие виды работ.

Особое место среди этих работ занимает выполнение специальных задач в области обороны, охраны государственной границы в подводной среде, охраны важных прибрежных государственных объектов, антитеррористической деятельности, поиску, участию в уничтожении или обезвреживанию мин и взрывных устройств, находящихся на дне акватории охраняемого объекта, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) на указанных охраняемых объектах и сооружениях и др. (рис.1). Эти и ряд других задач возложены на специальные подразделения национальной гвардии Российской Федерации, ВМФ, МЧС России, и ряда других организаций и ведомств.

Особенностью СПТВР является возможность их использования в качестве средств двойного назначения как для военных, так и для гражданских целей.

Следует отметить, что в соответствии с Указом президента РФ № 899 от 07.07.2011 г [1] создание перспективных образцов специальной техники, к которой принадлежат СПТВР, относится к приоритетным направлениям развития науки и технологий, а создание технологий предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера относится к критическим технологиям РФ.

Тенденции развития СПТВР заключаются в их многофункциональности, модульном построении, включая использование сменяемых узлов и модулей, а также в достаточно большой номенклатуре, обусловленной требованиями различных ФОИВ и ведомств. Каждое ведомство определяет технические требования к СПТВР с учётом особенностей стоящих перед ними задач. Такие требования существуют как в ВМФ Минобороны, так и в МЧС России, Министерстве транспорта и других ведомствах. Так например, за последние годы создано более десяти мобильных водолазных комплексов для погружений до 60м (рис.2), большой типоряд снаряжений для малых и средних глубин, множество необитаемых подводных аппаратов с близкими техническими характеристиками и др. Создание СПТВР теснейшим образом связано с состоянием водолазного дела, проблемные вопросы развития которого были рассмотрены Морской коллегией при Правительстве РФ 06.04.2005 г. Для их решения в 2006г. создана Межведомственная комиссия по водолазному делу (МКВД), одной из основных задач которой являлось обеспечение проведения согласованной межведомственной научно-технической политики в водолазном деле, развитие водолазной техники в соответствии с утвержденной в 2008 г. Концепцией развития водолазного дела в РФ на период до 2020 года (далее-Концепция).

Рассмотрение состояния развития водолазного дела в России и дальнейших путей его развития с учётом результатов выполнения Концепции на заседании Научно-экспертного совета Морской коллегии (НЭС МК) при Правительстве РФ 07.4.2021г показало, что декларированные в Концепции задачи не выполнены, а цели не достигнуты. Проблемными вопросами, отмеченными НЭС МК при Правительстве РФ в части создания СПТВР, являются:

  • отсутствие комплексного подхода к развитию водолазного дела в РФ.В каждом из ведомств водолазное дело развивается самостоятельно, исходя из ведомственных задач и видения вопроса;
  • сокращение производства отечественной водолазной техники предприятиями промышленности. Ряд предприятий резко сократили производство СПТВР, прекратили своё существование или изменили характер деятельности в силу нерентабельности малосерийного производства СПТВР и отсутствия отечественных комплектующих изделий для водолазных снаряжений [2] ( стальные баллоны, газоанализаторы, компрессоры, материалы и др.) В ряде случаев заказчики СПТВР вынуждены приобретать технику зарубежного производства (рис. 3);
  • отсутствие должной кооперации ФОИВ по научным исследованиям в области создания СПТВР для решения задач по исследованию и использованию Мирового океана. Большинство наработок, выполненных в рамках программы «Мировой океан», в вопросах научных исследований по водолазной и гипербарической тематике в силу разных причин утрачено, многие фундаментальные научные исследования в данном направлении свернуты или носят несистемный характер;
  • отсутствие программы фундаментальных научных исследований в направлениях развития водолазного дела в РФ;
  • отсутствие органа, осуществляющего руководство и координацию деятельности водолазных служб министерств, ведомств и коммерческих организаций и др.

Закупки импортных образцов водолазного снаряжения и оборудования, не всегда являющихся более надежными и отвечающими современным требованиям безопасности по сравнению с российскими аналогами. Примером является импортный глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 спасательного судна проекта 21300 (рис .4), на котором после установления рекорда погружения в 2018году на 416 метров более 3-х лет нет информации о проведении глубоководных водолазных спусков. Использование СПТВР на территории России усложняет недостаточное количество специализированных плавсредств для выполнения подводно-технических работ и средств для оперативной доставки водолазной станции (или оборудования для подводно-технических работ) к месту выполнения работ (мелководье, необорудованное и/или труднодоступное побережье, плотины, дамбы, гидроэлектростанции, ледяной покров.

К сожалению, после 15 лет работы МКВД мы до сих пор не имеем единой научно-технической политики в водолазном деле на основе согласованной межведомственной программы развития водолазной техники и технологий. По окончании действия Концепции в 2020 г.
можно констатировать, что декларированные в ней задачи не выполнены, а поставленная цель не достигнута.

Для решения назревших проблем развития водолазной техники решением Морской коллегии при Правительстве РФ от 18.05.2021 принято решение:

  • МЧС России, Минтрансу России совместно с заинтересованными ФОИВ и МКВД Морской коллегии при Правительстве РФ организовать разработку проекта Концепции развития водолазного дела в Российской Федерации на период до 2035 года до 01 декабря 2021 г;
  • Минпромторгу России совместно с МЧС России, Минобороны России и другими заинтересованными ФОИВ подготовить предложения по развитию в РФ производства водолазного снаряжения и оборудования, а также подготовить и реализовать в 2022–2025 гг. комплекс НИОКР по созданию технических средств для проведения водолазных работ.

Важно подчеркнуть, что этим же решением Морской коллегии при Правительстве РФ повышен статус МКВД, которая стала МКВД Морской коллегии при Правительстве РФ. Вместе с тем нельзя не отметить, что проект Концепции развития водолазного дела в РФ на период до 2035 года, подготовленный МКВД и рассмотренный НЭС МК при Правительстве РФ 30.11.2021г., требует существенной доработки и актуализации, так как на 80-85% повторяет предыдущую невыполненную и в значительной степени устаревшую Концепцию.

Выполнение второго поручения Морской коллегии при Правительстве РФ от 18.05.2021г. вызывает определённые опасения в силу того, что в сформулирована разработка не межведомственной программы развития СПТВР, а комплекс НИОКР, не объединённый соответствующими целями, задачи, целевыми показателями на федеральном уровне. Без системного решения накопившихся проблем результаты развития производства водолазного снаряжения и оборудования, отвечающего современным требованиям и реалиям, подготовка и реализация комплекса НИОКР по созданию технических средств для проведения водолазных работ, будут малоэффективными. Интересно, что остаётся невыполненным решение Морской коллегии при Правительстве РФ от 17.04.2009 г. о разработке проекта концепции ФЦП по развитию водолазного дела и его глубоководной компоненты в РФ. Отсутствие такой программы во многом обусловлено отсутствием обоснованной соответствующей научно-технической политики, а также и отсутствием головной научно-исследовательской организации в области водолазного дела.

В сложившихся условиях ключевыми направлениями создания средств для выполнения подводно-технических и водолазных работ должны быть:

  1. Обоснование и реализация научно-технической политики в водолазном деле.

Очевидно, что без формирования и проведения единой научно-технической политики в области водолазного дела, основанной на принятой и реализуемой заинтересованными ФОИВ и организациями единой системе экономических, организационных, научно-технических и иных мер, развитие и совершенствование СПТВР крайне затруднительно. Нельзя рассчитывать на выполнение поставленных задач и достижение планируемых целей, опираясь только на концептуальные положения. Это одна из причин нынешнего состояния водолазного дела и невыполнения Концепции до 2020 года. Поэтому одной из первоочередных мер по реализации единой научно-технической политики в области водолазного дела, на которую должны быть направлены усилия МКВД, должна стать разработка, согласование и утверждение межведомственной программы поэтапного развития водолазного дела до 2035 года в нормативной правовой, организационно-технической, научно-исследовательской, квалификационной и других областях. В этой программе должны быть определены и созданы условия для развития производства водолазного снаряжения и оборудования, отвечающего современным требованиям безопасности. Представляется целесообразным МКВД обосновать и подготовить проект Постановления Правительства РФ об утверждении Федеральных норм и правил в области водолазного дела РФ, а также Положения о единой системе экономических, организационных, научно-технических и иных мер, направленных на развитие и совершенствование водолазной деятельности, включая создание СПТВР, систему подготовки водолазов, систему медико-санитарного обеспечения водолазов и др.

  1. Определение головной научно-исследовательской организации в области водолазного дела.

Обоснование единой научно-технической политики в области водолазного дела, разработка и научно-техническое сопровождение межведомственной программы развития водолазного дела невозможно без головной научно-исследовательской организации. С 1993 г.
такой научной организацией был 40 Государственный НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны России (далее — Институт), который Постановлением Совета Министров России
№ 174 от 01.03.1993 года «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России» [3] определён головной научно-исследовательской организацией в области формирования и развития системы поисково-спасательного обеспечения, предотвращения и ликвидации ЧС на море и водных бассейнах России. О роли Института в проведении единой технической политики в области аварийно-спасательного дела свидетельствуют подготовка документов федерального уровня, разработанных во исполнение Постановления Совета Министров России [3], разработка ряда национальных стандартов, создание органа и испытательной лаборатории по сертификации водолазной и спасательной техники. Утвержденная Морской коллегией в 2008 г. Концепция развития водолазного дела в РФ на период до 2020 года также была разработана Институтом. Однако распоряжением Правительства от 11 ноября 2009 г. № 1695-р Институт был включен в состав Военного учебного научного центра (ВУНЦ) ВМФ «Военно-морская академия», а затем приказом Министра обороны РФ № 545 от 15 марта 2012 г. переименован в НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». С этого времени Институт перестал быть юридическим лицом и научной организацией, прекратил выполнять задачи головной в стране научно-исследовательской организацией в области формирования и развития поисково-спасательного обеспечения, включая вопросы развития водолазного дела. Поэтому МКВД должна подготовить предложения в Правительство РФ по восстановлению статуса 40 Государственного НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны России. Интересно отметить, что Постановление Совета Министров России [3], которое определило статус 40 Государственного НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны России в 1993 г., не отменено установленным порядком.

  1. Создание системы обязательной сертификации средств для выполнения подводно-технических и водолазных работ.

Восстановление органа и испытательной лаборатории по сертификации технических средств для выполнения поисковых, аварийно-спасательных, водолазных и глубоководных работ должна стать приоритетной задачей МКВД Морской коллегии. Необходимость сертификации также определена ст. 84 Морской доктрины РФ, утверждённой Президентом РФ 17.06.2015г.: «…унифицировать ведомственные системы подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб и сертификации поисково-спасательной техники и лицензирования различных видов поисково-спасательной деятельности, включая развитие водолазного дела и водолазной медицины •на всех региональных направлениях национальной морской политики» [4]. Важно подчеркнуть, что созданные на уникальной экспериментальной научно-исследовательской базе Института орган и испытательная лаборатория по сертификации в системе МЧС России технических средств для выполнения поисковых, аварийно-спасательных, водолазных и глубоководных работ выполняли свои задачи до 2011года. На базе Института прошли испытания и сертифицированы ряд образцов водолазной и спасательной техники: водолазный аппарат шланговый ШАП-Р, аппараты воздушно-дыхательные АВМ-15, АВМ-17, воздушные редукторы и другая техника. К сожалению, в результате реформирования Институт потерял возможность самостоятельно проводить научно-техническую, кадровую, финансовую политику и сегодня является структурным подразделением ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Из задач Института исключены вопросы, связанные с разработкой руководящих документов по всем элементам поисково-спасательного обеспечения федерального уровня кроме ВМФ, прекращена деятельность органа и испытательной лаборатории по сертификации технических средств для выполнения поисковых, аварийно-спасательных, водолазных и глубоководных работ, прекращена деятельность координационного научно-технического совета, что по глубоко ошибочному мнению командования ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» не вписывались в задачи ВМФ. Однако практика оказания помощи на море аварийным военным кораблям и гражданским всегда показывала, показывает и будет показывать в дальнейшем, что в ликвидации крупных аварий, как правило, применяются все имеющиеся СПТВР, независимо от ведомственной принадлежности.

Отсутствие органа и испытательной лаборатории по сертификации технических средств для выполнения поисковых, аварийно-спасательных, водолазных и глубоководных работ и как следствие этого отсутствие проведения соответствующих испытаний создаваемых и закупаемых СПТВР, создают условия для заказа и последующей эксплуатации недостаточно качественных образцов в условиях действия соответствующих национальных стандартов как основы для сертификации. Известно, что обязательной сертификации подлежит часть СПТВР, определённая Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (ТР ТС 032/2013)» [5]. В соответствии с федеральным законом от 27.12. 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» [6] обязательной сертификации подлежит определенная номенклатура продукции и услуг, перечень которой ежегодно корректируется. Перечень содержит наименования товаров и услуг и нормативные документы (стандарты РФ, другие документы), требованиям которых они должны соответствовать. Водолазная техника в этом перечне отсутствует. Это связано не с отсутствием национальных стандартов на такую технику, а с отсутствием заинтересованного в этом ФОИВ. Чтобы выполнение действующих и разрабатываемых национальных стандартов было не добровольным, а обязательным для разработчиков водолазной техники необходима разработка соответствующего технического регламента. К сожалению, предложений ни от заинтересованного в этом ФОИВ, ни от МКВД по разработке соответствующего технического регламента нет.

Поэтому МКВД должна:

  • подготовить и добиться включения СПТВР в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, установленный Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021г. №2425 “Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия [7];
  • определить исполнителя по разработке проекта технического регламента «Требования безопасности к средствам при выполнении подводно-технических и водолазных работ» и представить его на утверждение в Правительства РФ в соответствии с требованиями ФЗ №184 от 27.12.2002г. «О техническом регулировании» [6];
  • организовать восстановление органа и испытательных лабораторий по сертификации технических средств для выполнения поисковых, аварийно-спасательных, водолазных и глубоководных работ.

Реализация принципа обязательной сертификации СПТВР позволит повысить ответственность разработчиков национальных стандартов , сотрудников сертификационных органов и испытательных лабораторий, а также производителей СПТВР за качество создаваемой техники.

  1. Повышение уровня стандартизации средств для выполнения подводно-технических и водолазных работ.

Известно, что эффективность выполнения подводно-технических и водолазных работ находится в прямой зависимости от уровня стандартизации используемой техники и технологий, который определяется прежде всего выполнением технических требований документов национальной системы стандартизации, определённых ФЗ-162 «О стандартизации в РФ» [8]. Согласно [8] основными целями стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг);
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • создание систем классификации и кодирования информации, систем каталогизации продукции, содействие проведению работ по унификации.

Следует также учитывать, что стандартизация СПТВР позволяет:

  • снизить затраты на проектирование, серийное производство, обслуживание и ремонт средств;
  • уменьшить время и затраты на подготовку водолазного состава, обеспечивающих их эксплуатацию;
  • повысить эффективность выполнения водолазных и других работ.

В подготовке предложений о формировании государственной политики РФ в сфере стандартизации участвуют технические комитеты по стандартизации, основными задачами которых являются:

  • проведение экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • участие в формировании программ стандартизации и проведение контроля за реализацией этих программ.

За техническим комитетом по стандартизации «Гипербарическая техника» ТК416, который образован приказом Госстандарта России № 191 от 27 апреля 1999 года, качестве объектов стандартизации закреплена водолазная, спасательная и медицинская техника, в том числе:

  • водолазные барокамеры (стационарные и транспортировочные);
  • исследовательские барокамеры;
  • водолазные колокола;
  • водолазное снаряжение и инструмент;
  • комплектующее оборудование барокамер (иллюминаторы, средства связи, средства освещения, измерения и контроля газовой среды, арматура, средства и системы пожаротушения, средства очистки газовой среды и др.);
  • наблюдательные камеры;
  • спасательные подводные аппараты;
  • спасательные барокамеры;
  • гипербарические боты;
  • спасательные колокола;
  • медицинские барокамеры;
  • оборудование для оксигенобаротерапии;
  • аппаратура медицинская для работы в барокамерах под давлением и др.

За период 1999-2021 годы в ТК 416 проведены научно-технические экспертизы более 40 национальных стандартов, составляющие основу гипербарической (спасательной и водолазной) техники, которые затем были утверждены Росстандартом. В таблице 1 приведены действующие национальные стандарты водолазной техники.

С 01.07.2022 г. вступает в действие национальный стандарт ГОСТ Р 59723-2021 «Водолазные комплексы мобильные. Общие технические условия», разработанный НИИ спасания и подводных технологий Военно-учебного научного центра ВМФ «Военно-морская академия» и АО «Флаг Альфа».

Техническим комитетом ТК 416 сформирована и утверждена перспективная программа работы комитета до 2030 г. Целью перспективной программы работы ТК416 на период до 2030 года является дальнейшее формирование системы национальных стандартов по гипербарической водолазной, спасательной и медицинской технике, обеспечивающих выработку государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аварийно-спасательного дела.

Программа содержит разработку 18 национальных стандартов, в том числе 12 по водолазной технике и 2 по гипербарической медицинской технике. Планируется разработка ГОСТ Р «Снаряжение водолазное. Баллоны водолазных дыхательных аппаратов. Общие технические условия», ГОСТ Р «Техника водолазная. Беседки для водолазных спусков. Общие технические требования», ГОСТ Р «Снаряжение водолазное. Средства комбинированные спасательные для водолазов. Технические требования», ГОСТ Р «Водолазная техника. Средства измерения и контроля. Декомпрессиметр водолазный. Общие технические условия» и другие.

В настоящее время ТК416 проводит экспертизу следующих национальных стандартов по водолазной технике:

  • Снаряжение водолазное. Аппараты водолазные дыхательные с замкнутой схемой дыхания. Общие технические условия (разработчик Автономной некоммерческой организации «Центр подводных исследований Русского географического общества»);
  • Защитная одежда водолазов. Гидрокостюмы, гидрокомбинезоны и рубахи. Общие технические условия (разработчик АО «ПТС»).

Перспективными направлениями создания национальных стандартов в области гипербарической и поисково-спасательной техники являются:

  • разработка стандартов для мобильных комплексов различного назначения;
  • разработка требований в соответствующих стандартах для арктических условий;
  • актуализация ранее принятых стандартов;
  • разработка проекта Технического регламента «О требованиях к поисково-спасательной, глубоководной и водолазной технике».

Как уже сказано выше, СПТВР является техникой двойного назначения и используются как в военных, так и в гражданских организациях и ведомствах. Поэтому Постановлением Правительства РФ №1567 от 30.12.2016г.»О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу» [9] к документам по стандартизации оборонной продукции относятся в том числе и национальные стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции.

На различных форумах и в некоторых СМИ можно встретить противоречивые и необоснованные суждения по стандартизации СПТВР:

  • о необходимости издание военных дополнений к действующим национальным стандартам ;
  • о нецелесообразности увязывания требований разрабатываемых национальных стандартов, с требованиями ранее утверждённых национальных стандартов;
  • об отсутствии, устаревании и недостаточном качестве действующих национальных стандартов, не позволяющих реализовывать передовые инновационные решения;
  • о скорейшем и наиболее широком внедрении международных стандартов;
  • о второстепенной роли (из-за низкого качества) для военно-промышленного комплекса национальных стандартов, разрабатываемых коммерческими предприятиями за свой счёт;
  • провозглашение национальных стандартов барьерами для проникновения иностранной техники на отечественные рынки и т.п.

Такие высказывания обусловлены прежде всего появлением в последние годы организаций и предприятий не имеющих, как правило, достаточного уровня подготовки персонала и опыта при создании СПТВР. Это произошло из-за потери ведущей роли ранее признанных на рынке СПТВР производителей в силу изменения структуры таких предприятий, их переориентации на новые более прибыльные направления деятельности.

Таблица 1. Действующие национальные стандарты водолазной техники.

№№

п.п.

№ №

ГОСТ Р

Наименования стандартов
1 51936- 2002 Барокамеры. Классификация
2 52119- 2003 Техника водолазная. Термины и определения
3 52123- 2003 Иллюминаторы для водолазных барокамер с рабочим давлением до 4,9 МПа (50 кгс/см^). Общие технические условия
4 52264- 2004 Барокамеры водолазные. Общие технические условия
5 52639-2006 Водолазные дыхательные аппараты с открытой схемой дыхания. Общие технические условия
6 52935-2008 Средства освещения отсеков водолазных барокамер и жестких водолазных устройств. Общие технические условия
7 52936-2008 Снаряжение вентилируемое водолазное. Общие технические требования
8 52937-2008 Средства связи проводные водолазные. Общие технические условия
9 54584-2011 Средства подводного освещения. Общие технические условия
10 55554-2013 Электродержатели для подводной сварки и резки. Общие технические условия
11 56627-2015 Водолазное снаряжение. Аппараты водолазные дыхательные. Классификация
12 56629-2015 Соединители электрические для водолазных работ. Общие технические условия
13 57217-2016 Барокамеры медицинские многоместные с рабочим давлением газовой среды 1,0 МПа. Общие технические условия
14 56960-2016 Аппараты необитаемые подводные. Классификация
15 57530 -2017 Аппаратура медицинская для работы в барокамерах под давлением. Общие технические требования
16 57528-2017 Снаряжение водолазное. Аппарат водолазный дыхательный с полузамкнутой схемой дыхания. Общие технические требования
17 59723-2021 Водолазные комплексы мобильные. Общие технические условия

Подобные суждения вызваны, возможно, последствиями внедрения под флагом инноваций непроверенных технических решений. Например, увеличения давления воздуха в баллонах воздушных дыхательных аппаратов более 300 атм (рис.5), что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52639-2006 «Водолазные дыхательные аппараты с открытой схемой дыхания. Общие технические условия». Практика показывает, что должным образом не проверенные «инновации» не соответствуют требованиям ФЗ-162 [8], а в области водолазной техники означают снижение безопасности водолаза. В ст. 17 ФЗ-162 [8] сказано, что национальные стандарты разрабатываются на основе результатов научных исследований (испытаний) и измерений и приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, процессов и технологий. При невыполнении этого требования у заказчиков совершенно обоснованно возникают претензии к дефектам водолазной техники в процессе её эксплуатации. Подобные суждения имеют целью попытаться оправдаться за выявленные недоработки. Более того, возникают вопросы с степени обоснованности использования баллонов с давлением воздуха до 450 кгс/см2, требующих выпуска соответствующих компрессоров и другого оборудования. Одной из закономерностей многолетнего развития водолазных дыхательных аппаратов, требующих повышенной автономности, является применение аппаратов с полузамкнутой или замкнутой схемами дыхания, которые более экономичны по расходу газов. Возникает вопрос и к заказчикам СПТВР, которые согласно ст.33 ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [10] должны при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться следующим положением: «…использование при составлении описания объекта закупки документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации…». Говоря иными словами, в ТЗ на закупаемое изделие должен быть указан действующий национальный стандарт, которому должен соответствовать закупаемый образец. Ни стандарт предприятия, ни технические условия на образец согласно ФЗ-162 [8] не являются документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Нельзя не отметить, что одним из инструментов, препятствующих появлению некачественных стандартов, является приказ Росстандарта от 22.05.2015 №601 «О взаимодействии технических комитетов при разработке документов в области национальной стандартизации» [11]. ТК416 неоднократно отклонялись представленные ТК023 «Нефтяная и газовая промышленность», предварительные национальные стандарты «Оборудование для подводных погружений», «Водолазные системы» и др., разработанные ООО «Газпром 335», представляющие собой фривольный перевод международных стандартов без изложения технических требований безопасности с учётом требований ст.17 ФЗ-162 [8]. Шаблонные подходы к оценке и копированию мирового опыта наносят большой вред стране, а недостаточно подготовленные в водолазной технике инженеры, также опасны для общества, как и малоквалифицированные врачи.

Следует также сказать, что требования ФЗ-162 [8]. к экспертизе национальных стандартов не зависят от формы финансирования при разработке стандарта (за свой счёт или госбюджет) и от юридической формы собственности предприятия-разработчика (государственное, коммерческое, общественная организация). Одной из целей стандартизации является унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию. Унификация СПТВР прежде всего предполагает унификацию составных их базовых элементов, узлов и деталей, обеспечивающих их взаимозаменяемость в процессе эксплуатации. Повышение уровня унификация СПТВР в конечном итоге ведёт к росту экономической эффективности создания и эксплуатации изделий за счет снижения затрат в процессе проектирования изделий, изготовления их в условиях специализации производства и технического обслуживания.

Нельзя не отметить, что несмотря на наличие в составе МКВД представителей всех ФОИВ, многочисленных ведомств, организаций и предприятий, заинтересованных и занимающихся созданием СПТВР, ни одного инициативного предложения от МКВД по разработке, отмене, пересмотру того или иного национального стандарта за всё время её работы в ТК416 не поступало. Такое отношение МКВД к стандартизации, являющегося одним из инструментов проведения единой технической политик в области водолазного дела, необходимо пересмотреть.

В заключении следует отметить, что создание в 2006г МКВД и принятие в 2008г Концепции развития водолазного дела РФ до 2020г являются необходимыми, но явно недостаточными условиям для развития водолазного дела в стране. Ключевые направления развития средств для выполнения подводно-технических и водолазных работ заключаются в:

  • обосновании соответствующей единой технической политики;
  • разработке и принятии межведомственной программы, включающей нормативно-правовые и организационно-технические мероприятия по созданию системы обязательной сертификации, совершенствованию уровня стандартизации;
  • определении головной научно-исследовательской организации в этой области;
  • сбалансированном развитии производства и создании средств для выполнения подводно-технических и водолазных работ в интересах всех ведомств и организаций страны.

В реализации этих направлений решающая роль должна принадлежать МКВД Морской коллегии при Правительстве РФ.

 

В.Н. Илюхин, член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ, председатель технического комитета  по стандартизации ТК416 «Гипербарическая техника», д.т.н., профессор

Читайте также: