«Нева-2021»: к новым берегам

В Санкт-Петербурге состоялась XVI Международная выставка по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «Нева-2021». Мероприятие давно зарекомендовало себя как крупнейшее в Восточной Европе и на всем постсоветском пространстве конгрессно-выставочное событие отрасли.

Выставка проходила в КВЦ «Экспофорум» с 21 по 24 сентября при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства иностранных дел РФ, Правительства Санкт-Петербурга, Морской коллегии при Правительстве РФ, Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, Российского союза промышленников и предпринимателей, Российской палаты судоходства, государственного судостроительного холдинга «ОСК», Госкорпорации «Росатом», а также институтов и общественных организаций, которые содействуют предпринимательству, развитию экспорта и укреплению международного сотрудничества. Партнерами мероприятия стали более 40 организаций.

На торжественной церемонии открытия выступили, в частности, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Батанов, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин, заместитель генерального директора — директор Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша.

Напомнив, что выставка проходит один раз в два года, Александр Пошивай подчеркнул, что поставленная Правительством России задача по ускорению развития водного транспорта может быть решена только при тесном взаимодействии предприятий судостроения и судоходства. При этом «необходимо придавать массовость российскому судостроению».

В целом экспозиция заняла три павильона и межпавильонное пространство, где были представлены маломерные суда — катера, яхты, быстроходные суда на воздушной подушке. Общая площадь выставки увеличилась по сравнению с 2019 годом и составила 31 тыс. м2. На ней разместились стенды 544 экспонентов, из них 436 российских и 108 иностранных.

С коллективными стендами участвовали экспортные центры регионов, которые оказали поддержку своим предприятиям: Астраханской, Нижегородской, Ростовской, Саратовской, Архангельской и Ленинградской областей, а также Республики Карелия.

Семь стран были представлены в формате национальных павильонов: Германия, Голландия, Испания, Норвегия, Турция, Финляндия и Южная Корея. Также среди экспонентов и делегатов присутствовали компании из Беларуси, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Дании, Исландии, Италии, Канады, Литвы, Нидерландов, Польши, Турции, Франции, Чехии и Эстонии.

В самом большом национальном павильоне площадью 240 м2 разместились немецкие компании при поддержке Министерства экономики и энергетики Германии (BMWi), Союза машиностроителей Германии (VDMA) и Ассоциации немецкой выставочной индустрии AUMA.

Большая делегация представляла автономный регион Азорские Острова (Португалия) во главе с министром транспорта, туризма и энергии Мариу Жорже Мота Боржесом.

Активное участие в выставке и конференции приняли испанские компании. Помимо организации национального павильона, выставку посетила большая делегация региона Галисия. Испанцы планируют развивать локализацию в разных направлениях. Так, судостроительный кластер Aсlunaga обновил и дополнил свое соглашение с АО «ЦНИИ «КУРС».

Подробнее об экспозиции

Выставка, в частности, еще раз подтвердила, что высокие технологии и цифровизация — уже не просто мода, а новая реальность. Участники презентовали несколько десятков инновационных проектов — от создания отдельных приборов до судостроительных технологий.

Онежский судостроительно-судоремонтный завод представил проект первой в России цифровой верфи. Атомэнергомаш совместно с партнерами — Атомэнерго и финской компанией Aker Arctic Technology Inc. — концептуальные проекты полупогружных судов ледовых классов Arc5 и Arc7 для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов в арктических условиях. Компания «Армалит» продемонстрировала новые электроприводы. Крыловский государственный научный центр — макеты уже готовых судов собственной разработки. НПЦ «Аквамарин» ознакомил посетителей с базовыми несущими конструкциями, специализированными блочными каркасами и защищенным ноутбуком «Аквамарин» на базе процессора «Эльбрус».

Кингисеппский машиностроительный завод впервые представил линейку аварийно-спасательного оборудования и спецодежды. Также привлекли внимание посетителей такие проекты, как электронно-картографическая система NavCom Voyager на базе отечественного программного обеспечения компании «НавМарин», линейка телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов и водолазные комплексы компании «Тетис Про», разъездной катер на дизельном двигателе «900» и лодка «500» машиностроительного предприятия «Винета» и т. д. Компания Vega Group, объединяющая Ахтубинский, Балаковский и Волжский судостроительно-судоремонтные заводы, представила танкеры, земснаряды, буксирно-моторные катера и другие суда. Компания «Фуруно Еврус» представила новую концепцию, которая объединяет в себе все навигационные данные (система позволяет на мостике судна выводить изображение от любого навигационного прибора на любой из мониторов). Компания Sitronics Group показала инновационные разработки автономного судовождения, российскую навигационную систему «Беринг» и морскую коммуникационную платформу. Также в ходе выставки состоялась онлайн-церемония начала строительства буксиров ASD 3010 Ice группы DAMEN Shipy ards.

В основе деловой программы

Деловая программа «Невы» включала в себя 33 сессии с участием около 3,5 тыс. делегатов и 300 спикеров.

Пленарная сессия была посвящена национальной стратегии развития судостроительной промышленности и международному сотрудничеству. Заместитель министра транспорта Александр Пошивай представил основные моменты стратегии развития внутренних водных путей России. Среди проблем он назвал дефицит судов. В частности, для полноценной работы не хватает технического флота, на сегодня более 40% судов данного назначения устарели. При этом внутренние водные пути, по словам замминистра, являются важной составляющей развития транспортного сообщения, поэтому важно уделить им отдельное внимание на самом высоком уровне.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев рассказал о планах по развитию судоходства на альтернативных видах топлива, проработке вопросов строительства и дальнейшей заправки инновационных судов водородом и сжиженным природным газом. Замминистра также отметил успехи разработок в сфере автономного судовождения и сообщил о том, что Минпромторг привлечет 108 млрд рублей на строительство 300 судов.

Генеральный директор ПАО «ГТЛК» Евгений Дитрих рассказал, что компания совместно с Минпромторгом и профильными ведомствами ведет работу по привлечению средств из Фонда национального благосостояния на развитие лизинговой программы в судостроении. Кроме того, он отметил, что в России будут применять метод операционного лизинга для водного транспорта.

Директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша высказался за необходимость строить грузовые суда ледового класса в России. По его словам, помимо атомных ледоколов, нужны ледоколы на сжиженном природном газе.

Наибольший интерес профессиональной аудитории вызвала тематика развития морской робототехники и цифровизации. Так, на сессии «Морская робототехника», организованной совместно с Научно-техническим обществом судостроителей РФ им. академика А. Н. Крылова и Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом, свои проекты представили конструкторы и ученые российских и зарубежных бюро, производственных фирм и профильных университетов.

Прошла также презентация уникального комплекса «Витязь-Д», созданного в ЦКБ МТ «Рубин» при поддержке Фонда перспективных исследований. Комплекс предназначен для выполнения обзорно-поисковых и исследовательских задач в придонном слое и на грунте Мирового океана во всем диапазоне глубин и отработки технологий создания и материалов для перспективных комплексов необитаемых подводных аппаратов (НПА), работающих на предельных глубинах.

В конференции «Судостроение 4.0. Цифровые верфи будущего» приняли участие специалисты из компаний «СиСофт», «Авева», «Си Проект», «Промтех» и др. Своим опытом поделились зарубежные компании RINA (Италия) и Sener Ingenieria y Sistemas S.A. (Испания). В итоге эксперты пришли к выводу, что цифровизация — это неизбежный процесс, причем не только в сфере судостроения, но и в других отраслях промышленности. Поэтому необходимо взращивать кадры с учетом новых требований, внедрять и изучать изнутри аддитивные технологии, разрабатывать и постоянно совершенствовать отечественное программное обеспечение.

Арктическая тематика

Одном из приоритетов экспозиционной и деловой программы стало арктическое судостроение и судоходство. Актуальность темы обусловлена возрастающим вниманием к ресурсам и возможностям Арктики, необходимостью дальнейшего укрепления позиций России как ведущей державы региона и председательством РФ в Арктическом совете в 2021-2023 гг.

На стратегической сессии «Международное, техническое и научное сотрудничество для обеспечения устойчивого судоходства и развития транзита в Арктике» эксперты обсудили новейшие мировые и российские тенденции судостроения и проектирования для Арктики, технологии безопасности судоходства в арктических условиях, вопросы обслуживания, модернизации и ремонта судов, развитие инфраструктуры Северного морского пути, влияние изменяющегося климата на развитие устойчивого судоходства, новые виды топлива для Арктики и многое другое.

Директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков напомнил о мерах государственной поддержки, направленных на укрепление СМП.

Заместитель директора Дирекции Северного морского пути Максим Кулинко сосредоточился в своем выступлении на крупных энергетических проектах. На его взгляд, потребность в плавучих атомных станциях высока. На это направление, в частности, обратили свое внимание зарубежные компании в Англии, Кореи, Китае. Общий объем потребности в подобных источниках энергии на мировом рынке оценивается в 10 ГВт.

Сегодня Атомфлот занимается большими контрактами для обеспечения арктических проектов. Уже заключены предварительные соглашения на поставку четырех плавучих атомных блоков. К 2027 году планируется пустить первый ток). Также кратко была затронута тема атомных ледоколов.

Генеральный директор Атомфлота Мустафа Кашка отметил, что роль ледокола «шаг за шагом смещается», так как появляются суда, способные самостоятельно проходить до нужных объектов (речь об удачном пробном рейсе газовоза «Кристоф де Маржери»). Однако необходимость в новейших атомных ледоколах высока, ведь приходит пора замены старых судов, а также никуда не ушла задача по выводу СМП на коммерческий уровень.

Вице-президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Василий Бойцов рассказал о том, что на одном из предприятий корпорации спроектировали ледостойкую самодвижущуюся платформу, которая может дрейфовать во льдах без ледокола. Уже в следующем году ее передадут Северному флоту. Кроме того, вдоль СМП прокладывают кабели для связи, а значит, можно установить центры для обработки данных вдоль всего пути. Это обойдется гораздо дешевле, чем аналогичные станции на земле.

Заместитель генерального директора ССК «Звезда» Константин Глобенко показал, какие суда уже выпускает еще не достроенное предприятие. Всего их 66, в том числе 40 — ледового класса. В их числе многофункциональные суда снабжения, арктические танкеры-челноки, танкеры-газовозы высшего ледового класса, атомный ледокол и др.

Переговоры и подписания

На площадке «Невы» состоялся ряд деловых переговоров и подписаний более 15 соглашений. В частности, были подписаны соглашения между Государственной транспортной лизинговой компанией и «Нева Тревел»; Корпорацией морского приборостроения и Дальневосточным центром судостроения и судоремонта; Объединенной судостроительной корпорацией и Банком «Россия»; СК «Ак Барс» и Российским экспортным центром.

Заместитель министра транспорта Пермского края Александр Полыгалов, генеральный директор Корпорации развития Пермского края Алексей Бураков и генеральный директор ООО «Пермская судоверфь» провели серию продуктивных встреч. По итогам Объединенная судостроительная корпорация подтвердила заинтересованность в организации процесса франшизной сборки «Соталии» и других судов на базе Пермской судоверфи. На встрече с СК «Ак Барс» обсуждалась возможность размещения заказов на строительство судов и изготовление комплектующих также на пермских предприятиях.

Председатель городской Думы Нижнего Новгорода, председатель Совета директоров АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П. И. Пландина» Олег Лавричев вместе с министром промышленности и торговли Нижегородской области Максимом Черкасовым провели рабочее совещание на стенде «Морсвязьавтоматика» по вопросам локализации производства судов на электрической тяге, которые потенциально востребованы для перевозок туристов и пассажиров на нижегородских речных маршрутах.

Награждения

По итогам выставки организаторы «Невы» вручили ряд наград. Почетную грамоту за лучший стенд получил Банк «Россия». Стенд банка был выполнен в стиле «Алых парусов» — символа Санкт-Петербурга, что привлекло много восхищенных взглядов экспонентов и гостей. За вклад в развитие конференции «Нева-2021» награжден заместитель генерального директора – начальник центра импортозамещения судового оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов. В номинации «Лучшее представление страны» награды удостоился глава департамента Ассоциация экспортеров турецких судов, яхт и морских услуг (Turkish Ship, Yacht & Marine Services Exporters Association) Аныл Джанер Топалоглу. В номинации «Инновационный продукт» победа досталась Судостроительной корпорации «Ак Барс».

Читайте также: