Состоялась 16-я Международная выставка «НЕВА 2021»

В Санкт-Петербурге состоялась 16-я Международная выставка по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «НЕВА 2021»

Выставка проходила в КВЦ «Экспофорум» с 21 по 24 сентября 2021 года при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства иностранных дел РФ, Правительства Санкт-Петербурга, Морской коллегии при Правительстве РФ, Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, Российского союза промышленников и предпринимателей, Российской палаты судоходства, крупнейшего российского государственного судостроительного холдинга ОСК, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», а также государственных институтов и общественных организаций, которые содействуют предпринимательству, развитию экспорта и укреплению международного сотрудничества.

Стратегическим партнером выставки «НЕВА 2021» выступил Банк «РОССИЯ». Партнером деловой программы – Государственная транспортная лизинговая компания. Инновационным партнером – СК «Ак Барс». Официальным партнером – Ассоциация экспортеров турецких судов, яхт и морских услуг. Официальным лингвистическим партнером – компания «ЭГО-транслейтинг». Партнером питьевой воды – «Воды здоровья». Всего партнерами выставки «НЕВА 2021» стали более 40 организаций.

На торжественной церемонии открытия крупнейшей в Восточной Европе и на всем постсоветском пространстве отраслевой выставки выступили заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Батанов и генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов. Также в церемонии приняли участие президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин, заместитель генерального директора – директор Дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша, генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих, генеральный директор ФАУ «Российский морской регистр судоходства» Константин Пальников и генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков.

Напомнив, что выставка проходит один раз в два года, Александр Пошивай подчеркнул, что поставленная Правительством России задача по ускорению развития водного транспорта может быть решена только при тесном взаимодействии предприятий судостроения и судоходства. «Необходимо не только увеличивать количество и улучшать качество судов, – сказал он, – но и придавать массовость российскому судостроению».

Выставка заняла 3 павильона – F, G, H и межпавильонное пространство, где были представлены маломерные суда – катера, яхты, быстроходные суда на воздушной подушке. Общая площадь выставочных площадей увеличилась по сравнению с 2019 годом на 1000 кв. м и составила 31 000 кв. м. На ней разместились стенды 544 экспонентов, из них 436 российских и 108 иностранных.

С коллективными стендами участвовали экспортные центры регионов, которые оказали поддержку своим предприятиям: Астраханской, Нижегородской, Ростовской, Саратовской, Архангельской и Ленинградской областей, а также Республики Карелия.

Семь стран были представлены в формате национальных павильонов: Германия, Голландия, Испания, Норвегия, Турция, Финляндия и Южная Корея. Также среди экспонентов и делегатов присутствовали компании из Беларуси, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Дании, Исландии, Италии, Канады, Литвы, Нидерландов, Польши, Турции, Франции, Чехии и Эстонии.

В самом большом национальном павильоне площадью 240 кв. м разместились немецкие компании при поддержке Министерства экономики и энергетики Германии (BMWi), Союза машиностроителей Германии (VDMA) и Ассоциации немецкой выставочной индустрии AUMA. Делегацию Германии возглавили представители государственной канцелярии федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания ФРГ.

Большая делегация представляла автономный регион Азорские Острова (Португалия): региональный министр транспорта, туризма и энергии Мариу Жорже Мота Боржес, заместитель министра финансов Василий Плесов, региональный директор по рыбной ловле при региональном министерстве морских дел и рыбной ловли Алешандра ды Карвалью душ Сантуш Гарсиа Геррейру и директора государственных корпораций. Основная цель их участия в выставке – поиск новых партнеров и организация закупок.

Активное участие в выставке и конференции приняли испанские компании. Помимо организации национального павильона, выставку посетила большая делегация региона Галисия. Испанцы планируют развивать локализацию в разных направлениях. Судостроительный кластер AСLUNAGA обновил и дополнил свое соглашение с АО «ЦНИИ «КУРС». На встрече руководителей кластера с начальником центра импортозамещения судового оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрием Стояновым стороны обсудили потенциал российского рынка судостроения, механизмы взаимодействия и перспективы локализации.

Экспозиция «НЕВЫ»

 Выставка еще раз подтвердила, что высокие технологии и цифровизация уже не просто мода, а новая реальность. Участники презентовали несколько десятков инновационных проектов – от создания отдельных приборов до судостроительных технологий.

Онежский судостроительно-судоремонтный завод представил проект первой в России цифровой верфи, «Атомэнергомаш» совместно с партнерами – «Атомэнерго» и финской компанией Aker Arctic Technology Inc. Г – концептуальные проекты полупогружных судов ледовых классов Arc5 и Arc7 для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов в арктических условиях. Компания «Армалит» продемонстрировала новые электроприводы, Крыловский государственный научный центр – макеты уже готовых судов собственной разработки. Компания «Судовые системы» показала насосный агрегат КММ-Е, компрессоры для пускового и дыхательного воздуха и оборудование для систем сжатых газов, компания «Лопастные Гидравлические Машины» – новое поколение центробежных вертикальных насосов и судовых электронасосов. НПЦ «АКВАМАРИН» познакомил посетителей с базовыми несущими конструкциями, специализированными блочными каркасами и защищенным ноутбуком «Аквамарин» на базе процессора «ЭЛЬБРУС». Производственно-коммерческая фирма «ЛЕНТРАНС»показала автоматическую буксирную лебедку с тяговым усилием 40 кН (тип TWA-E).

Кингисеппский машиностроительный заводвпервые представил линейку аварийно-спасательного оборудования и спецодежды. Также привлекли внимание посетителей следующие проекты: электронно-картографическая система NavCom Voyager на базе отечественного программного обеспечения компании «НавМарин», линейка телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов и водолазные комплексы компании«ТЕТИС ПРО», разъездной катер на дизельном двигателе «900» и лодка «500» машиностроительного предприятия «Винета», винторулевые колонки, подруливающие устройства и палубные пропульсивные комплексы разработки компании«Судовые Движительные Комплексы». Компания Vega Group, объединяющая Ахтубинский, Балаковский и Волжский судостроительно-судоремонтные заводы, представила танкеры, земснаряды, буксирно-моторные катера и другие суда. «Окская судоверфь»презентовала проекты своих строящихся и готовых судов, представила макет грузопассажирского судна проекта NE020.2, спущенного на воду 30 августа 2021 года (судно предназначено для перевозки пассажиров и двадцатифутовых контейнеров международного образца, в том числе рефрижераторных, между Курильскими островами и Камчаткой). «Беломорская Сплавная Компания» представила модель буксира проекта «Ярослав», «Фуруно Еврус» – новую концепцию, которая объединяет в себе все навигационные данные (система позволяет на мостике судна выводить изображение от любого навигационного прибора на любой из мониторов). Компания Sitronics Groupпредставила инновационные разработки автономного судовождения, российскую навигационную систему «Беринг» и морскую коммуникационную платформу. Также в ходе выставки состоялась онлайн-церемония начала строительства буксиров ASD 3010 Ice группы DAMEN Shipyards.

Деловая программа «НЕВЫ»включала 33 сессии с участием около 3500 делегатов и 300 спикеров.

Пленарная сессия была посвящена национальной стратегии развития судостроительной промышленности и международному сотрудничеству. Заместитель министра транспорта Александр Пошивай представил основные моменты стратегии развития внутренних водных путей России. Среди проблем он назвал дефицит судов. В частности, для полноценной работы не хватает судов технического флота, на сегодня более 40% судов этого назначения устарели. При этом внутренние водные пути, по словам замминистра, являются важной составляющей развития транспортного сообщения, поэтому важно уделить им отдельное внимание на самом высоком уровне.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев рассказал о планах по развитию судоходства на альтернативных видах топлива, проработке вопросов строительства и дальнейшей заправки инновационных судов водородом и сжиженным природным газом. Замминистра отметил успехи в области разработок в сфере автономного судовождения и сообщил о том, что Минпромторг привлечет 108 млрд руб. на строительство 300 судов.

Генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов обозначил необходимость государственной поддержки инновационных технологий в судостроении. По его мнению, у России есть все возможности – и научные, и технологические – чтобы применить новые решения, вызванные новыми экологическими требованиями, на практике. Он призвал готовиться к новому технологическому скачку, потому что «эра поршневых машин через 20-25 лет сойдет на нет».

Генеральный директор ПАО «ГТЛК» Евгений Дитрих рассказал, что компания совместно с Минпромторгом и профильными ведомствами ведет работу по привлечению средств из Фонда национального благосостояния на развитие лизинговой программы в судостроении.

Кроме того, он отметил, что в России будут применять метод операционного лизинга для водного транспорта.

Заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» – директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша высказался за необходимость строить грузовые суда ледового класса в России. По его словам, помимо атомных ледоколов нужны ледоколы на сжиженном природном газе.

Наибольший интерес профессиональной аудитории вызвали сессии, посвященные развитию морской робототехники и цифровизации.

Сессия «Морская робототехника», организованная совместно с Научно-техническим обществом судостроителей РФ им. академика А.Н. Крылова и Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом, состоялась в рамках международной конференции PAAMES AMEC 2021 на выставке «НЕВА». Свои проекты представили конструкторы и ученые российских и зарубежных бюро, производственных фирм и профильных университетов: ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», НПО «Аврора», Центр по продвижению технологий автономного судовождения МАРИНЕТ РУТ, Южный федеральный университет, СПбГМТУ, Evologics GmbH (Германия), Гонконгский и Харбинский инженерный университет (Китай) и др. Прошла презентация уникального комплекса «Витязь-Д», созданного в ЦКБ МТ «Рубин» при поддержке Фонда перспективных исследований. Комплекс предназначен для выполнения обзорно-поисковых и исследовательских задач в придонном слое и на грунте Мирового океана во всем диапазоне глубин и отработки технологий создания и материалов для перспективных комплексов необитаемых подводных аппаратов (НПА), работающих на предельных глубинах.

В конференции «Судостроение 4.0. Цифровые верфи будущего» приняли участие специалисты из компаний «СиСофт», «Авева», «Си Проект», «Промтех» и другие. Своим опытом поделились зарубежные компании RINA (Италия) и Sener Ingenieria y Sistemas S.A. (Испания). О воспитании будущих кадров рассказали представители СПб ГМТУ. В итоге эксперты пришли к выводу, что цифровизация – это неизбежный процесс, причем не только в сфере судостроения, но и в других различных отраслях промышленности. Поэтому на базе предприятий необходимо взращивать кадры с учетом новых требований, продвигать идею цифровых двойников не только для проектирования и строительства объектов, но и для прогнозирования эксплуатации. Но для этого важно внедрять и изучать изнутри аддитивные технологии, разрабатывать и постоянно совершенствовать отечественное программное обеспечение.

Арктическая тематика на «НЕВЕ 2021»

В качестве одного из приоритетов экспозиционной и деловой программы «НЕВЫ 2021» стало арктическое судостроение и судоходство. Актуальность темы обусловлена возрастающим вниманием к ресурсам и возможностям Арктики, необходимостью дальнейшего укрепления позиций России как ведущей державы региона и председательством России в Арктическом совете в 2021-2023 годах.

На стратегической сессии «Международное, техническое и научное сотрудничество для обеспечения устойчивого судоходства и развития транзита в Арктике» эксперты обсудили новейшие мировые и российские тенденции судостроения и проектирования для Арктики, технологии безопасности судоходства в арктических условиях, вопросы обслуживания, модернизации и ремонта судов, развитие инфраструктуры Северного морского пути, влияние изменяющегося климата на развитие устойчивого судоходства, новые виды топлива для Арктики и многое другое.

Директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков напомнил о мерах государственной поддержки, направленных на укрепление СМП, а также призвал коллег смело обращаться в профильный департамент с конструктивными предложениями.

Заместитель директора Дирекции Северного морского пути Максим Кулинко сосредоточился в своем выступлении на крупных энергетических проектах. На его взгляд, потребность в плавучих атомных станциях высока, ведь на это направление обратили свое внимание зарубежные компании в Англии, Кореи, Китае. Общий объем потребности в подобных источниках энергии на мировом рынке оценивается в 10 ГВт.

Сегодня «Атомфлот» занимается большими контрактами для обеспечения арктических проектов с «Северной Звездой», «Восток Ойл», «Баимский ГОК» (уже заключены предварительные соглашения на поставку 4-х плавучих атомных блоков. К 2027 году планируется пустить первый ток). Также кратко была затронута тема атомных ледоколов. Генеральный директор «Атомфлота» Мустафа Кашка отметил, что роль ледокола шаг за шагом смещается, так как появляются суда, способные самостоятельно проходить до нужных объектов (речь об удачном пробном рейсе газовоза «Кристоф де Маржери»). Однако необходимость в новейших атомных ледоколах высока, ведь приходит пора замены старых судов, а также никуда не ушла задача по выводу СМП на коммерческий уровень.

Вице-президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Василий Бойцов рассказал о том, что на одном из предприятий корпорации спроектировали ледостойкую самодвижущуюся платформу, которая может дрейфовать во льдах без ледокола. Уже в следующем году ее передадут Северному флоту. Кроме того, по его словам, вдоль СМП прокладывают кабели для связи, а значит, можно установить центры для обработки данных вдоль всего пути. Это обойдется гораздо дешевле, чем аналогичные станции на земле.

Заместитель генерального директора ССК «Звезда» Константин Глобенко показал, какие суда уже выпускает еще не достроенное предприятие. Всего их 66, в том числе 40 – ледового класса. В их числе, многофункциональные суда снабжения, арктические танкеры-челноки, танкеры-газовозы высшего ледового класса, атомный ледокол и другие.

Также в рамках арктической сессии состоялось подписание договора о сотрудничестве между экспертным центром «Проектный офис развития Арктики» (ПОРА) и компанией «НЕВА-Интернэшнл».

В контексте арктического направления деловой программы для участников выставки «НЕВА» была организована экскурсия в Крыловский государственныйнаучный центр. Гости осмотрели ландшафтную аэродинамическую трубу – специализированную экспериментальную установку для определения ветровых нагрузок на высотные здания, стадионы, большепролетные мосты, речные и морские порты, буровые платформы и другие уникальные сооружения. Также участникам экскурсии продемонстрировали маневренно-мореходный бассейн, предназначенный для определения гидродинамических характеристик моделей судов длиной до 3 м, а также для физического моделирования движения и динамического позиционирования судов на тихой воде и в условиях волнения с помощью автономных самоходных радиоуправляемых моделей.

Переговоры и подписания

На площадке «НЕВЫ» состоялся ряд деловых переговоров и подписаний более 15 соглашений. В частности, были подписаны соглашения между Государственной транспортной лизинговой компанией и «Нева Тревел»; Корпорацией морского приборостроения и Дальневосточным центром судостроения и судоремонта; Объединенной судостроительной корпорацией и Банком «РОССИЯ»; СК «Ак Барс» и Российским экспортным центром и другие.

Заместитель министра транспорта Пермского края Александр Полыгалов, генеральный директор Корпорации развития Пермского края Алексей Бураков и генеральный директор ООО «Пермская судоверфь» провели серию продуктивных встреч. По итогам Объединенная судостроительная корпорация подтвердила заинтересованность в организации процесса франшизной сборки «Соталии» и других судов на базе «Пермской судоверфи». На встрече с СК «Ак Барс» обсуждалась возможность размещения заказов на строительство судов и изготовление комплектующих на пермских предприятиях, в том числе на «Пермской судоверфи». Также прошла встреча с членами Правления Банка «РОССИЯ».

Председатель городской Думы города Нижнего Новгорода, председатель Совета директоров АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина» Олег Лавричев вместе с министром промышленности и торговли Нижегородской области Максимом Черкасовым провели рабочее совещание на стенде «Морсвязьавтоматика» по вопросам локализации производства судов на электрической тяге, которые потенциально востребованы для перевозок туристов и пассажиров на нижегородских речных маршрутах.

Молодежный день на «НЕВЕ»

 Совместно с Молодежным морским советом Санкт-Петербурга 24 сентября впервые был организован Молодежный день.В церемонии открытия приняли участие генеральный директор ООО «Нева Интернэшнл» Александр Ульянов, председатель правления региональной молодежной общественной организации «Молодежный морской совет Санкт-Петербурга» Татьяна Пустынникова, советник председателя комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга Олег Полищук и президент научно-технического общества им. академика А.Н. Крылова, советник президента АО «Объединенная судостроительная корпорация» Владимир Никитин.

НТО судостроителей им. академика А.Н. Крылова совместно с Санкт-Петербургским Государственным морским техническим университетом провели межотраслевое мероприятие «Инновации молодых кораблестроителей». Свои проекты презентовали лауреаты и победители Всероссийского отраслевого научно-технического конкурса «Молодой кораблестроитель – инженер года» и победители молодежной премии РосНИО «Надежда России» в области науки и техники.

В этот же день состоялось награждение победителей 10-го, юбилейного творческого конкурса «Морской юрист 21 века» для студентов, аспирантов и молодых ученых. Также прошло награждение победителей викторины «Морские профессии» для учащихся старших классов петербургских школ. Проект уникален тем, что каждый смог окунуться в кораблестроительную тематику и узнать для себя что-то новое и интересное. Кроме того, для знакомства участников Молодежного дня с экспозицией «НЕВЫ» было организовано курсирование экскурсионных маршрутов по павильонам выставки.

 

Дополнительные опции для комфортной работы и бизнес-коммуникаций.

Для эффективного участия в выставке были предложены специальные форматы деловой коммуникации, которые позволили повысить результативность участия и комфортность работы. Функционировала официальная зона для подписания соглашений, для проведения деловых встреч были доступны переговорные комнаты, Lounge-зоны и VIP-зоны в бизнес-зале «Арктический». Для отдельных категорий участников были предусмотрены форматы для неформального общения.

Для дипломатов был организован деловой обед, в которомприняли участие консулы Германии, Норвегии, Турции, Финляндии, Испании, Португалии, Польши, а также представитель торгового отдела посольства Великобритании. Организаторы «НЕВЫ» рассказали иностранным коллегам о реализуемых проектах по содействию развитию международной торговли. Для VIP-делегатов состоялся гала-ужин «На одной волне с лучшими» с оригинальной программой солистов Мариинского театра и шоу иллюзионистов, а также фуршет-круиз по Неве.

Ряд значимых мероприятий прошел на стендах участников и партнеров.

На стенде компании DAMEN состоялась торжественная церемония закладки серии из пяти буксиров ASD 3010 Ice группы DAMEN Shipyards для ФГУП «Атомфлот». Церемония прошла в онлайн формате: трансляция закладки буксиров ледового класса Arc4 велась с судостроительной площадки DAMEN прямо на стенд DAMEN на выставку.

22 сентября на стенде Корабел.ру состоялось награждение победителей конкурса «Мой завод!» для самых умелых и креативных сварщиков судостроительных и судоремонтных предприятий со всей России. Победитель – ССЗ «Вымлел» – получил новейший сварочный аппарат.

Награждения

По итогам выставки организаторы «НЕВЫ» вручили ряд наград. Почетную грамоту за лучший стенд получил Банк «РОССИЯ». Стенд банка был выполнен в стиле Алых Парусов – символа Санкт-Петербурга, что привлекло много восхищенных взглядов экспонентов и гостей. За вклад в развитие конференции «НЕВА 2021» награжден заместитель генерального директора – начальник центра импортозамещения судового оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов. В номинации «Лучшее представление страны» награды удостоился глава департамента Ассоциация экспортеров турецких судов, яхт и морских услуг (Turkish Ship, Yacht & Marine Services Exporters Association) Аныл Джанер Топалоглу. В номинации «Инновационный продукт «НЕВЫ 2021» победа досталась СК «Ак Барс», награду получил заместитель генерального директора АО Судостроительная Корпорация «Ак Барс» Александр Емелюшин.

Мероприятия выставки освещали 200 журналистов, представляющие 58 СМИ, в том числе 7 телекомпаний, 6 информационных агентств, 11 печатных и 32 отраслевых изданий, 30 из которых являлись официальными медиапартнерами. Генеральным медиапартнером выступил Корабел.ру, генеральным отраслевым медиапартнером – ИА «ПортНьюс».

Читайте также: