Проблемы развития аварийно-спасательного дела на море и пути их решения

(К 20-летию Морской коллегии при Правительстве РФ)

Решение о создании Морской коллегии при Правительстве РФ ( далее-Морской коллегии) принято в 1999 году на совещании Совета Безопасности РФ «Об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию морского флота и кораблестроения РФ», где была определена необходимость разработки и реализации долговременной комплексной системной государственной политики РФ в области освоения и использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах обеспечения устойчивого экономического развития и национальной безопасности России, обоснованы предложения о необходимости разработки на базе материалов ФЦП «Мировой океан» Морской доктрины РФ и ее утверждении на государственном уровне. Содержание принятых по результатам этого совещания документов, которые действуют до сих пор, представляет собой, по существу, широкомасштабную программу совместных действий субъектов морской деятельности, ориентированных на достижение поставленной перед ними единой цели — комплексного решения проблем освоения и эффективного использования Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения безопасности страны на основе последовательного претворения в жизнь единой государственной морской политики.

Кроме того, в «Основах политики РФ в области военно-морской деятельности утвержденных Указом Президента РФ от 4 марта 2000 г., в качестве меры по повышению эффективности координации федеральных органов исполнительной власти (далее-ФОИВ) при изучении, освоении и использовании Мирового океана, было определено создание для этих целей координирующего органа при Правительстве РФ — Морской коллегии.

27 июля 2001 г. вышло поручение Президента РФ № Пр-1384 о переходе к реализации национальной морской политики и созданию при Правительстве РФ Морской коллегии, а за № Пр-1387 утверждается Морская доктрина РФ на период до 2020 года, в которую включено положение о том, что Правительство РФ через ФОИВ и Морскую коллегию осуществляет руководство реализацией задач национальной морской политики.

1 сентября 2001 г. постановлением Правительства РФ № 662 была создана Морская коллегия при Правительстве РФ, утверждены Положение о ней и ее состав. В состав Морской коллегии были включены 11 министров Российской Федерации (далее-РФ) — практически все руководители основных ведомств Правительства России. Здесь же были представлены и руководители всех ведущих служб, которые связаны с морской деятельностью. Ни одна другая межведомственная комиссия РФ, которую лично возглавлял Председатель Правительства, не имела такого представительного состава. В средствах массовой информации Морскую коллегию образно называли «Морское Правительство России». На нее легли задачи реализации морской политики, требований Морской доктрины, которые определял Президент РФ.

В соответствии с первым положением о Морской коллегии она стала постоянно действующим координационным органом, обеспечивающим согласованные действия ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, научных, общественных, промышленных и других организаций, в том числе различных форм собственности, связанных с морехозяйственной деятельностью, а также по решению государственной задачи особой важности -обеспечения национальных интересов и безопасности РФ в Мировом океане.

21 декабря 2001 года в г. Санкт-Петербурге в историческом здании Адмиралтейства было проведено первое заседание Морской коллегии. С этого времени началась работа Морской коллегии по реализации Морской доктрины РФ. Действующее Положение о Морской коллегии утверждено Постановлением Правительства РФ от 09 февраля 2019года № 104 [1] , в соответствии с которым Морская коллегия является постоянно действующим координационным органом, обеспечивающим согласованные действия ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций в области морской деятельности, судостроения и создания морской техники, а также в области изучения и освоения Мирового океана, Арктики и исследования Антарктики.

Сегодня целью деятельности Морской коллегии является обеспечение решения задач по реализации Морской доктрины РФ [2 ], оперативное рассмотрение вопросов реализации национальной морской политики и подготовка рекомендаций по их решению. Одной из основных задач Морской коллегии является координация деятельности ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, связанной с поисково-спасательным обеспечением (ПСО) морской деятельности (МД) [ 1 ].

ПСО МД включает в себя комплекс мероприятий по обеспечению экипажей и персонала морских объектов спасательными средствами и подготовку к их применению, подготовку в специальном отношении экипажей, привлекаемых к поиску и спасанию, оснащение судов специальным спасательным оборудованием, организацию дежурства выделенных сил и средств, сбор и обобщение данных о местоположении морских объектов, терпящих бедствие, организацию и осуществление их поиска и оказание им помощи, устранение повреждений морских объектов, тушение на них пожаров и организацию их возвращения в пункты базирования, а также выполнение судоподъёмных, подводно-технических, водолазных и глубоководных работ. Применяемый также термин система ПСО подразумевает совокупность функционально связанных между собой сил и средств, органов управления, организаций и подразделений, нормативно-правовых документов, организационно-технических мероприятий и действий, направленных на недопущение гибели терпящих бедствие людей, оказания помощи аварийным морским объектам, ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций (ЧС), выполнение судоподъёмных, подводно-технических, водолазных и глубоководных работ.

Следует отметить, что синонимом термина ПСО до недавнего времени был термин аварийно-спасательное дело (АСД), содержанием которого было спасательное, судоподъемное и водолазное дело — взаимообусловленные, а нередко и просто неразделимые направления деятельности человека, связанные с возникновением и развитием мореплавания. Критический анализ опыта развития и использования средств при выполнении спасательных, водолазных и судоподъемных работ в ВМФ особенно важен на крутых поворотах истории. Некоторые из сегодняшних проблем были решены ранее, но в силу различных причин положительный опыт прошлых лет в определенной степени утрачен. Многолетний период развития спасательного, судоподъемного и водолазного дела характеризуется динамичными и сложными процессами. Как свидетельствуют архивные данные, практически с первых лет зарождения флота стали образовываться в инициативном порядке и по указаниям руководителей флота отдельные группы или небольшие подразделения для разового, а иногда и многократного выполнения спасательных, судоподъемных и водолазных работ. По мере развития флота совершенствовались методы выполнения судоподъемных работ и, что важно отметить, получило развитие спасательное дело, которое стало неотъемлемой составной частью его повседневной и боевой деятельности. В конце XIX — начале XX вв. стали создаваться штатные спасательные подразделения, успешная деятельность показала целесообразность введения на флотах подразделений подобного рода. Успехам, достигнутым в спасательном и судоподъемном деле, способствовало также все более широкое применение труда водолазов. Главную роль в подготовке отечественных водолазных кадров и создании водолазной техники сыграло открытие в мае 1882 г. Кронштадтской водолазной школы. По своей значимости для поддержания боеспособности флота аварийно-спасательные работы (далее-АСР) приобрели первостепенное значение, а штатные подразделения флотских спасателей стали организационной основой в развитии и совершенствовании не только АСР, но и тесно связанных с ними судоподъемных и всех видов водолазных работ. Возложение Постановлением Совета Труда и Обороны от 1 января 1931 г обязанностей по выполнению АСР и связанных с ними судоподъемных и всех видов водолазных работ на экспедицию подводных работ особого назначения (далее-ЭПРОН) позволило успешно решать задачи ПСО на море и внутренних водных бассейнах страны в интересах всех ведомств страны. До 1956 г спасательное, судоподъемное и водолазное дело, развивалось и совершенствовалось в рамках единой государственной военизированной аварийно-спасательной структуры (службы) страны с единой технической политикой развития сил и средств, а также с единой системой подготовки специалистов. Именно этим и объясняются его успехи в развитии АСД страны. Так например, с мая 1945 г. по декабрь 1955 г. аварийно-спасательной службой страны оказана помощь 1200 аварийным кораблям и судам, было поднято 2700 кораблей и судов, суммарный тоннаж которых составил 1953880 т, успешно выполнены все правительственные задания по гидротехническим работам, которые проводились для всех других министерств и ведомств страны.

По многим направлениям технический уровень поисково-спасательных средств не уступал зарубежным аналогам. Ведущее положение удерживалось в таких областях, как: создание спасательных подводных лодок, всплывающих спасательных камер, обитаемых спасательных подводных аппаратов и ряда другой техники [3], [4].

Многократно менялись структуры, названия и подчиненность аварийно-спасательных служб. Однако их основой, содержанием проводимой ими работы всегда было, есть и останется спасательное, судоподъемное и водолазное дело. Поворотным пунктом развития АСД страны стало Постановление Совмина СССР от 17 марта 1956 г. № 362–233, которое сняло с аварийно-спасательной службы (далее-АСС) ВМФ, ставшей правопреемницей ЭПРОНа в 1941 году, задачи по выполнению судоподъемных и подводно-технических работ для гражданских министерств и ведомств с передачей создаваемым аварийно-спасательным службам в Министерстве морского флота и других ведомствах части судов и средств выполнения АСР .С этого момента развитие АСД стало осуществляться параллельно с учётом ведомственной специфики. В каждом из ведомств стали появляться свои нормативные документы по проведению АСР, подготовке специалистов, созданию средств выполнения спасательных, судоподъёмных, подводно-технических и водолазных работ, терминологии и т.д. Расхождение в развитии АСД в целом становилось всё более ощутимым. Имелись также и примеры дублирования при создании судов и технических средства, что экономически было нецелесообразно. Особенно ярко это проявлялось при выполнении фактических АСР, так как при ликвидации аварий нормативно был закреплён принцип взаимодействия всех сил и средств ведомственных АСС. Например, так было в 1986 г. при аварии теплохода «Адмирал Нахимов», в 1989г. гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» и многих других. Кроме того, В 1971 г. в системе Минморфлота было создано Всесоюзное объединение «Совсудоподъем», что ещё более разделило когда-то единую службу. Помимо задач спасания на море, включая выполнение обязательств СССР по международным договорам, а также традиционных судоподъемных и водолазных работ, на Совсудоподъем были возложены задачи обеспечения дноуглубительных работ на бассейнах, организации морских и океанских экспедиционных буксировочных работ. Кроме этого в каждом из ведомств непрерывно шло реформирование каждой из АСС, что не способствовало развитию АСД. Говоря иными словами, практика функционирования ведомственных АСС показала целесообразность усиления координации их деятельности как при возникновении ЧС на море, так и при повседневной деятельности (подготовка специалистов, создание спасательных судов и поисково-спасательной техник и т.д).

Следует отметить, что с середины 80-х годов прошлого века и настоящее время имеют место проблемные вопросы функционирования федеральной системы поиска и спасания людей на море. Опыт проведения поисковых, аварийно-спасательных, подводно-технических, водолазных и глубоководных работ при авариях кораблей, морских и воздушных судов на море выявил:

  • несовершенную структуру и организацию федеральной системы поиска и спасания на море в РФ;
  • несоответствие современным требованиям действующей нормативно-правовой базы по вопросам поиска и спасания на море;
  • несовершенство существующих систем сбора и обработки информации об авариях и принятия решений по их ликвидации;
  • необходимость создания единой системы подготовки экипажей кораблей и судов по использованию индивидуальных и коллективных средств спасания и др.

Указанные обстоятельства, а также отсутствие ФОИВ, осуществляющего руководство деятельностью ведомственных морских АСС в повседневных условиях по вопросам федерального уровня ( нормативное и правовое обеспечение, единая техническая политика ,разработка единых стандартов подготовки специалистов, сертификация поисково-спасательной техники и т.д.) послужили основанием для издания Постановлением Правительства России № 174 от 1 марта 1993 года «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб»[5], согласно которого НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны России переименован в Государственный институт аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ и объявлен головной в стране научно-исследовательской организацией в области формирования и развития ПСО, предотвращения и ликвидации ЧС на море и водных бассейнах России. Статус Государственного был присвоен Институту как единственной в РФ научно-исследовательской организации, комплексно изучающей проблемы ПСО морской деятельности .

На Институт были возложены дополнительные задачи, касающиеся не только обеспечения деятельности ВМФ, но и других министерств и ведомств страны.

Для решения этих задач Институтом были разработаны:

  • Концепция функционирования и развития подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России;
  • Федеральный план поиска и спасения ;
  • Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России;
  • Государственная программа строительства спасательных судов и катеров и ряд других документов федерального уровня.

Созданию этих документов способствовал Координационный научно-технический совет, созданный в 1995 году. В состав совета вошли представители заинтересованных в этой работе различных министерств, ведомств и организаций страны. Таким образом, с выходом Постановления Правительства России № 174 от 1 марта 1993 года «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб» [5] Институт фактически стал единственным реальным инструментом проведения единой технической политики в области ПСО на море России.

В соответствии с распоряжением Правительства от 11 ноября 2009 г. № 1695-р Институт в качестве филиала включен в состав Военного учебного научного центра ВМФ «Военно-морская академия», а затем переименован приказом Министра обороны РФ № 545 от 15 марта 2012г.в НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». С вхождением в ВУНЦ ВМФ Институт перестал соответствовать требованиям научно-исследовательской организации, так как в соответствии со ст. 5 ФЗ-127 «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.6.1996 г. «научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности…».

Институт потерял возможность самостоятельно проводить научно-техническую, кадровую, финансовую политику. Исключены из планов научной работы вопросы , связанные с разработкой руководящих документов ПСО федерального уровня, прекращена деятельность координационного научно-технического совета и т.д. Важно отметить, что в далёком 1931 г. были созданы Научно-технический совет ЭПРОНа, Постоянная комиссия по аварийно-спасательному делу в которые наряду со специалистами его Главного управления ЭПРОНа вошли ведущие ученые в области кораблестроения — академик А.Н. Крылов, члены-корреспонденты АН СССР Ю.А. Шиманский и П.Ф. Папкович, профессор В.Г. Власов и в области физиологии водолазного труда — академик Л.А. Орбели, член-корреспондент АН СССР Е.М. Крепс, а также ряд известных конструкторов судостроительной промышленности

Исходя сложившегося положения дел с ПСО, для принятия соответствующих решений Морская коллегия неоднократно рассматривала вопросы развития ПСО и спасательного, судоподъёмного, водолазного дела как в прямой постановке, так и при рассмотрении проектов нормативно-правовых актов. Так например, 6 апреля 2005 г. «О состоянии спасательной службы на море и водах и направлениях по её совершенствованию», от 18 апреля 2008 г. «О состоянии, перспективах и основных направлениях развития водолазного дела в Российской Федерации», от 17 апреля 2009 г. «О проекте Концепции развития водолазного дела в Российской Федерации на период до 2020 года», от 24 декабря 2010 г. «О навигационно-гидрографическом и поисково-спасательном обеспечении морской деятельности Российской Федерации, от 4 декабря 2012 г. «О реализации мероприятий по восстановлению системы навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного обеспечения плавания по трассам Северного морского пути, от 27 сентября 2013 г. «О проекте Концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота на период до 2025 года», от 28 сентября 2016 года «О предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации и об организации системы поиска и спасения», 21 декабря 2016 г. «О совершенствовании системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации» и др. Анализ выполнения решений Морской коллеги по вопросам ПСО показывает, что ряд важных для развития АСД решений не был реализован [6].

В частности, по судоподъёму не выполнено решение от 6 апреля 2005 по оценке общего количества затонувших кораблей и судов в независимости от их принадлежности, создающих угрозу безопасности судоходства и наносящих ущерб окружающей среде, а также по подготовке концепции федеральной целевой программы подъема и утилизации затонувших кораблей, судов и иных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации. Сегодня особенно остро ощущается противоречие между возрастающей потребностью выполнения работ по подъёму затонувших судов и современным состоянием технических средств судоподъема в России, которое можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Большинство технических средств, применяемых на судоподъемных работах, было создано более 20 лет назад, часть из них морально и физически устарела.

Задачи по подъёму затонувших судов поставлены перед аварийно-спасательными формированиями ВМФ (СПАСР ВМФ), Министерства транспорта (Морская спасательная служба Росморречфлота) и МЧС России. Ни одно ведомство самостоятельно решать проблему подъема ЗО в полном объеме не в состоянии: нет достаточно мощных технических средств, сокращается число опытных специалистов. Поэтому целесообразно подготовить Распоряжение Правительства Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы» в части разработки Комплексной программы по подъёму затонувших объектов, морских и речных судов и их утилизации и создания Координационного Центра утилизации судов гражданского и военного флотов.

Что касается развития водолазного дела, не выполнено решение от 17 апреля 2009 в части разработки проекта программы по реализации Концепции развития водолазного дела. Результатом стало отсутствие реализации Концепции развития водолазного дела в РФ на период до 2020 года (далее-Концепция), одобренной решением МК при Правительстве РФ от 18 апреля 2008 г. [7].

Не выполнено решение Морской коллегии от 27.9.2013г. по разработке концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности РФ.

Вместе с тем, в «Морской доктрине РФ до 2030 года» [2] определены основные направления развития системы ПСО МД РФ на море:

  • совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии ФОИВ, имеющих в ведении силы и средства спасания, под единым руководством ФОИВ, ответственного за поисково-спасательное обеспечение морской деятельности в зонах ответственности РФ;
  • унифицировать ведомственные системы подготовки специалистов морских АСС и сертификации поисково-спасательной техники и лицензирования различных видов поисково-спасательной деятельности, включая развитие водолазного дела и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики;
  • создать государственную глобальную автоматизированную систему мониторинга и контроля местоположения российских судов и наблюдения за обстановкой в Мировом океане, обеспечивающую международный обмен данными о местоположении зарубежных судов, находящихся в территориальных водах РФ;
  • обеспечить своевременное восстановление и обновление судового состава аварийно-спасательного и вспомогательного флота;
  • создавать и развивать эффективные судовые, авиационные, глубоководные и роботизированные средства поиска и спасания, оснащать ими аварийно-спасательные службы.

Однако в РФ до сих пор отсутствует ФОИВ, наделенный соответствующими полномочиями для руководства совершенствованием существующей системы ПСО МД РФ на море и решением комплексных проблем функционирования ведомственных АСС:

  • формированием основ единой государственной политики в области поиска и спасания на море;
  • нормативно-правовым регулированием в области поиска и спасания на море;
  • сбалансированным развитием сил и средств ПСО МД включая авиацию;
  • унификацией ведомственных систем подготовки специалистов.

Ведомственные системы подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб не унифицированы. Восстановление и обновление судового состава аварийно-спасательного и вспомогательного флота осуществляется в ведомственных аварийно-спасательных службах осуществляется крайне неравномерно. Отсутствует и единая техническая политика в области развития сил и средств поиска и спасания на море, системы подготовки специалистов АСФ.

Сохраняется главный недостаток существующей федеральной системы поиска и спасания на море (далее-ФСПС) — недостаточный уровень комплексного подхода к развитию ФСПС на море. Это подтверждает и «Стратегия развития морской деятельности РФ на период до 2030 г.» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 августа 2019 года N 1930-р) [8], в которой сказано, что основной проблемой в развитии поисково-спасательного обеспечения морской деятельности является «недостаточный уровень взаимодействия и комплексного подхода к развитию и обеспечению функционирования сил и средств аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти.

С упразднением единой морской государственной аварийно-спасательной службы в 1956 г. и созданием ведомственных АСС, произошло не только ведомственное разделения развития АСД и его составных частей-водолазного, судоподъёмного и спасательного дела, но и административное разделение институтов его развития: создание только одной межведомственной комиссии по развитию водолазного дела, отсутствие головной научно-исследовательской организации по АСД, отсутствие межведомственного координационного научно-технического совета.

Более того, в «Правилах осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2020 года № 1928 [9] взамен «Положения о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России» (утверждены ФОИВ от 18 апреля 1995 г) исключён раздел «Организация технического сотрудничества участников взаимодействия и подготовки их сил и средств, привлекаемых к выполнению работ». Недостаточный уровень комплексного подхода характерен и для организации развития АСД, так как создана только одна межведомственная комиссия по развитию водолазного дела при МЧС России [10]. Комиссий по развитию спасательного дела и по судоподъёму, к сожалению, нет.

Задачи Межведомственной морской координационной комиссии по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России, образованной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №174 от 01.03.1993 г. «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России» [5], по обеспечению единой государственной политики в области поиска и спасания на море и водных бассейнах, не перешли к действующей с 2003 г. Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Поэтому решение вопросов развития АСД и его составных частей — спасательного, судоподъёмного и водолазного дела должно осуществляться комплексно в рамках развития федеральной системы ПСО морской деятельности страны. Согласно ст. 35 проекта ФЗ «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации» организация и порядок деятельности федеральной системы поиска и спасания на море определяются Правительством Российской Федерации. Именно в этом Постановление должны быть комплексно отражены все основные вопросы развития водолазного, судоподъёмного и спасательного дела:

  1. Возложить на один из ФОИВ РФ функции координации вопросов федерального уровня при повседневной деятельности ведомственных морских АСС при поиске и спасании на море, а также вопросы их развития.
  2. Разработать «Концепцию поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации» на основе системного анализа состояния сил и средств аварийно-спасательных формирований ФОИВ и опыта их использования при ликвидации аварий на море и представить ее на рассмотрение Морской коллегии при Правительстве РФ, в которой предусмотреть:
  • формирование (корректуру) нормативной правовой базы ;
  • уточнение задач ведомственных аварийно-спасательных служб;

3.Выполнить технико-экономическое обоснование структуры и состава федеральной системы поиска и спасания на море исходя из требований «Морской доктрины РФ до 2030 года» и учётом положений нормативно-правовых документов поиска и спасания на море.

4 Обосновать программу развития сил и средств поиска и спасания на море на период до 2030г с учётом задач заинтересованных ФОИВ с учётом действующих государственных программ и с предложениями по их корректировке, техники.

  1. Создать Координационный совет по поисково-спасательному обеспечению морской деятельности Российской Федерации для уточнения действующих и подготовки новых нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам поиска и спасания на море.

О необходимости подготовки проекта Постановления Правительства по совершенствования системы ПСО морской деятельности свидетельствует и решения, принятые на заседаниях Морской коллегии при Правительстве РФ по вопросам поиска и спасания на море (от 6 апреля 2005 г. № МФ-П4-16пр, от 24 декабря 2010 г. № 2 (19), от 4 декабря 2012 г. № 1 (22), от 27.9.2013г. №3(29)).

Следует подчеркнуть, что именно такой подход был использован при подготовке Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 г. № 174 «О совершенствовании деятельности ведомственных АСС по предотвращению и ликвидации ЧС на море и водных бассейнах России » [5], когда в период с 1993 года по 1997 год был выполнен комплекс мероприятий по совершенствованию системы поиска и спасания на море.

С принятием данных предложений деятельность Морской коллегии в части управления системой ПСО МД России позволит проводить более постоянную, целенаправленную, скоординированную, преемственную государственную морскую политику по развитию АСД и его составных частей в рамках развития федеральной системы поиска и спасания на море.

В.Н. Илюхин, д-р техн. наук, проф., руководитель секции «Поисково-спасательная техника и технологии» Российского НТО судостроителей им.академика  А.Н.Крылова

Читайте также: