Модульный принцип применения полевых магистральных трубопроводов

Рассмотрены концептуальные подходы к модульному применению полевых магистральных трубопроводов в специальных операциях войск (сил).

В системе материально-технического обеспечения (МТО) войск (сил) важная роль в доставке горючего отводится трубопроводному транспорту, в том числе полевым магистральным трубопроводам (ПМТ), опыт применения которых показал, что в условиях боевых действий потребности войск (сил) в горючем с использованием трубопроводов могут быть удовлетворены более чем на 85% [1].

Роль и место ПМТ в системе МТО войск (сил) определяется их функциональным предназначением, высокой эффективностью использования, ограниченными в условиях военного времени возможностями других видов транспорта по доставке горючего группировкам войск (сил) (ГВ(с)). К совокупности качеств ПМТ, обусловливающих возможность их эффективного использования, относятся [2]:

  • высокие темпы развертывания при небольших объемах трудозатрат;
  • способность к прокладке и эксплуатации в любых природно-климатических условиях, а также на местности с рельефом различной сложности при минимальном объеме инженерных работ;
  • наличие высокоэффективной мало затратной технологии развертывания, простота подготовки обслуживающего персонала;
  • автономность эксплуатации вне зависимости от наличия внешних источников энергоснабжения;
  • модульность конструкции, обеспечивающая возможность сооружения линий ПМТ различной протяженности, трубопроводных сетей любого начертания;
  • низкая себестоимость транспортной работы;
  • возможность многократного монтажа и демонтажа линий ПМТ, перемещения всеми видами транспорта на новые направления использования и другие.

Многолетний опыт применения ПМТ позволяет сформировать систему взглядов на возможные области их использования для решения следующих задач:

  • бесперебойная подача горючего войскам (силам) на стратегических направлениях (далее – СН) и осуществление маневра ресурсами горючего между ними;
  • подача горючего ГВ(с), действующим на отдельных направлениях, не имеющих достаточного развития системы нефтепродуктообеспечения и объектов транспортной инфраструктуры, на аэродромы временного базирования и рассредоточения авиации, базы горючего флота, склады горючего брмто;
  • подача горючего на основные маршруты выдвижения войск;
  • дублирование подвоза горючего, осуществляемого другими видами транспорта путем перевалки запасов горючего через барьерные рубежи транспортных коммуникаций в составе временных перегрузочных районов (далее — ВПР);
  • эвакуация запасов горючего из приграничных районов;
  • наращивание линий стационарных магистральных нефтепродуктопроводов (СМНПП) в направлениях действий войск (сил);
  • соединение изолированных направлений СМНПП в единую систему;
  • техническое прикрытие СМНПП.

Сформулированные оперативно-тыловые задачи применения ПМТ являются основой для создания единой трубопроводной системы (ТрС) обеспечения войск (сил) горючим. Они позволяют на существующей технической базе СМНПП с подключением к ней резервуарных парков нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), комбинатов Росрезерва и аэродромов воздушно-космических сил (ВКС) построить глубоко эшелонированную ТрС, способную устойчиво функционировать в военное время. Такая единая гидравлически замкнутая ТрС с фронтальными и рокадными направлениями подачи горючего позволит осуществлять маневр запасами, обеспечит ее развитие в необходимых направлениях. При этом ПМТ может быть отведена роль основного высокоэффективного средства обеспечения устойчивого функционирования ТрС на СН и связующего звена по своевременной подаче больших объемов горючего ГВ(с), с использованием которых возможно снизить ущерб от простоя ТрС при поражении линий СМНПП.

К настоящему времени создано два поколения ПМТ (таблица) [3].

Показатель Тип и поколение трубопровода
ПМТ-100 ПМТ-150 ПМТП-100 ПМТП-150 ПМТБ-200
1-е поколение 2-е поколение
Длина комплекта, км 150
Внутренний диаметр труб, мм 97,6 145,5 97,6 145,6 212,0
Рабочее (испытательное)
давление, МПа
2,5 (3,8) 6,0 (7,5) 6,0 (7,0+0,28)
Производительность
перекачки, т/сут
700 2000 до 1200 до 2600 до 7000
Длина одной трубы, м 6,0
Масса одной трубы, кг 31,4 78,0 36,2 80,9 124,0
Толщина стенки трубы, мм 2,2 3,25 2,2 3,2 3,5
Марка стали трубы Ст.10 Ст.16ГС Ст.08Г2СФ
Тип соединения труб «МПТ» «Раструб»
Угловая подвижность
соединения, град
3,0–4,0 1,5–2,0 1,3–2,0
Способ монтажа трубопровода Ручной Машинный и ручной
Тип трубомонтажной машины МСТ-100 ТУМ-150В ТММ-200
Темп развертывания линии отпб, км/сут 35–40 25–30 70–80 50–60 20–25
Срок службы, лет 12
Год принятия на снабжение 1956 1958 1975 1972 1980

Основными показателями, характеризующими эффективность использования ПМТ, считаются темп развертывания и производительность перекачки.

Среднесуточный темп развертывания одной линии ПМТП-150 (ПМТП-100) силами отпб на среднепересеченной местности с использованием средств машинного монтажа составляет: 50 (80) км/сут (рисунок 1, а, б), ручным способом, с использованием средств малой механизации — до 25 (40) км/сут
(рисунок 2).

Величина производительности перекачки горючего по ПМТ зависит от физико-химических свойств транспортируемого горючего, климатических условий, рельефа местности и определяется гидравлическим расчетом. Практика использования ПМТ показывает, что средняя производительность подачи горючего по ним составляет: для ПМТП-150 – до 2600 т/сут, для ПМТП-100 – до 1200 т/сут.

Завершенное в рамках реформирования ВС РФ строительство системы МТО войск (сил) требует выработки новых взглядов на перспективы развития ПМТ, приоритетным направлением которого является достижение уровня их технического оснащения, обеспечивающего возможность переброски комплектов ПМТ в короткие сроки, развертывание и выполнение задач на любом СН.

Однако использование существующих ПМТ сопряжено с рядом трудностей, к числу которых относятся сравнительно невысокая мобильность и значительные затраты сил и средств на их перемещение. Это объясняется большой массой комплектов ПМТ, около 90% которой приходится на трубы, при этом темпы развертывания ПМТ не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к обеспечению эффективности их функционирования. Повышение мобильности ПМТ может быть осуществлено за счет использования для транспортировки труб воздушного транспорта. Масса труб является ограничением на применение воздушного транспорта для их перевозки и препятствует использованию для этих целей наиболее массового в ВС РФ вертолета МИ-8Т, способного перевозить грузы внутри кабины общей массой до 4,5 т и на внешней подвеске – до 3 т (масса одного пакета стальных труб ПМТП-150 составляет 3,9 т).

Условия использования существующих ПМТ в современных операциях, наряду с ограниченным временем на их перемещение к местам применения, будут характеризоваться значительными трудозатратами на выполнение погрузочно-выгрузочных работ, выполняемых вручную, а также при монтаже линий трубопровода на этапе его развертывания (осуществляется на местности с большим количеством естественных и искусственных преград преимущественно вручную).

Вместе с тем, анализ различных вариантов обеспечения войск (сил) горючим и их потребностей в специальных операциях выявил необходимость дополнительного создания на СН, не имеющих достаточного развития системы нефтепродуктообеспечения и объектов местной транспортной инфраструктуры, локальных ТрС для подачи горючего ГВ(с), действующим на нескольких разобщенных направлениях (прежде всего на аэродромы временного базирования и рассредоточения авиации, береговые базы горючего флота, склады горючего брмто, для организации пунктов выдачи горючего на маршрутах выдвижения войск, дублирования подвоза горючего, осуществляемого другими видами транспорта). Создание таких ТрС может быть обеспечено путем применения ПМТ по модульному принципу — на каждом направлении автономно силами мобильных групп, состоящих из тпв, оснащенных легкими трубопроводными модулями [4].

Сочетание различных вариантов использования ПМТ в системе МТО ВС РФ представляет собой сложную задачу ввиду ее многовариантности и зависимости от рассредоточенности и удаленности потребителей от источников нефтепродуктообеспечения. На основе проведенных исследований, имеющегося опыта использования и учета условий управления действиями трубопроводных частей (подразделений) следует полагать, что наиболее целесообразной протяженностью линий модульного трубопровода, при которой сохраняется автономность системы управления ПМТ необходимо считать значение, не превышающее 25 км [4].

Концептуальный подход модульного применения ПМТ заключается в том, что в новом составе трубопроводного батальона необходимо иметь две трубопроводные роты по три трубопроводных взвода. При этом, каждая рота 3-взводного состава сможет автономно развертывать модульный ПМТ и подавать горючее на расстояние 75 км, а трубопроводный батальон — на расстояние 150 км, либо выполнять задачи трубопроводными взводами на шести разобщенных направлениях в зависимости от складывающейся на СН оперативно-тыловой обстановки.

Для оперативного выполнения задач на направлениях со слабо развитой сетью транспортных коммуникаций целесообразно отпб оснастить комплектом ПМТ диаметром 100 мм. Такая оснащенность трубопроводной части обеспечит ей способность одновременно силами своих тпв подавать горючее различным ГВ(с) по шести разобщенным направлениям (в зависимости от обстановки: в составе тпр — на 75 км; в составе отпб — на 150 км) в одну или несколько линий. Производительность перекачки горючего по ТрС будет составлять не менее 1200 т/сут.
Повышение мобильности взводного трубопроводного модуля должно быть осуществлено за счет снижения его массы, сокращения времени и трудозатрат на погрузку-выгрузку труб, использования для перемещения воздушного транспорта. На базе взводного трубопроводного модуля целесообразно формирование легкого аэромобильного комплекта ПМТ для использования, например, в горных условиях местности, при высадке морских десантов, в антитеррористических операциях, при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (рисунок 3).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным комплектование трубопроводного батальона новой технической оснащенности осуществить по модульному принципу. При этом, предусмотреть комплектование трубопроводного модуля таким образом, чтобы оснащенный им тпв был способен автономно выполнять задачу по перекачке горючего на любом СН.

В.В. СЕРЕДА, д. т. н., профессор
А.В. Елькин, к.т. н., доцент
Ал.В. ЕЛЬКИН, к. т. н.
В.А. Маркин

Литература

1. Данильченко И.Г., Виноградов В.А., Карташов А.Г., Сиренко А.М., Ширшов Г.М. Служба горючего в афганской войне. — М.: Ветераны-пенсионеры Службы горючего ВС РФ, 2009. — 704 с.
2. Середа В.В., Шеин К.Г., Данильченко И.Г. Трубопроводным войскам 50 лет. Исторический очерк. Под общей редакцией
Г.Н. Очеретина. — М.: Воентехлит, 2002. – 640 с.
3. Елькин А.В., Середа В.В. Концептуальные подходы к созданию сборно-разборных трубопроводов нового поколения. — М.: ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», Ярославль, изд. «Факел», 2017. — 624 с.
4. Маркин В.А., Елькин А.В., Елькин Ал.В. Принципы создания и обеспечения устойчивого функционирования композитных сборно-разборных трубопроводов — М.: ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», 2021. — 424 с.

Читайте также: