Особенности регулирования производства и поставки продукции по ГОЗ в современных условиях

ФЗ-275 является специальным федеральным законом, который, в соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом РФ, имеет приоритет перед общими федеральными законами, в том числе перед ФЗ-44, так как обеспечивает безопасность и обороноспособность государства.

Учитывая усложнение условий деятельности предприятий ОПК в последние годы (санкции, изменения курса рубля, последствия пандемии, закредитованность), Президент России рекомендовал внести в законодательство по сфере ГОЗ изменения, направленные на мотивацию инвестиционного развития высокотехнологичных мощностей, на экономическое стимулирование диверсификации, импортозамещения и роста объема поставок предприятиями ОПК продукции на экспорт.

Специалисты, ученые и руководители ведущих оборонных предприятий полагают, что в ряд статей ФЗ-275 необходимо внести изменения для преобразования их в нормы прямого действия, что позволит устранить противоречия в многочисленных подзаконных актах, значительно ускорить развитие ОПК и экономики страны. Первоочередным является внесение изменений в содержание пяти статей ФЗ-275.

П. 5 ст. 6 (предусматривает принятие Правительством РФ решения об изменении цены контракта, если срок его выполнения составляет не менее чем три года) предлагается дополнить: «на основе представления заказчиком и головным исполнителем в Правительство РФ документов, обосновывающих изменение цены государственного контракта, Соглашение сторон и проект Решения Правительства РФ по этому вопросу. Правительство принимает решение в месячный срок после представления указанных материалов»

П. 2 пп. 2 ст. 9 предусматривает «стимулирование снижения затрат на поставки продукции по государственному оборонному заказу ». Этот подпункт предлагается дополнить «…для целевого использования не менее двух третей прибыли, полученной за счет снижения затрат, для обслуживания капитала, привлеченного на развитие производственных мощностей, диверсификацию, импортозамещение и рост объема выпуска продукции на экспорт».

Предлагается также внести изменения в п. 1 пп. 6 ст. 10, конкретизировав значения минимальной и максимальной прибыли по государственному контракту:

  • «…6) определения минимального уровня плановой рентабельности (прибыли) в размере не менее 10% от полной себестоимости продукции по государственному контракту;
  • определения максимального уровня фактической рентабельности (прибыли) в размере 15-20% от полной себестоимости продукции, для целевого использования не менее двух третей прибыли, полученной за счет снижения затрат, для обслуживания капитала, привлеченного на развитие производственных мощностей, диверсификацию, импортозамещение и рост объема продукции на экспорт».

Внести изменения в пп. 1 и 2 ст. 11: «При заключении контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) применяются следующие виды цен на продукцию по государственному оборонному заказу:

1) ориентировочная (уточняемая) цена — при выполнении государственных контрактов на проведение НИР, ОКР, поставку опытных и головных образцов оборонной продукции;

2) фиксированная цена — применяется при изготовлении всей серийной продукции по ГОЗ;

3) цена, возмещающая издержки».

Далее: уточнить редакцию пп. 7 и 8 ст. 12 в части предоставления головным исполнителям ГОЗ субсидий при сокращении объема финансирования  федеральным бюджетом государственных контрактов на текущий год.

Заказчик может переносить срок окончания государственного контракта и финансирование работ на будущий период. Но у головного исполнителя возникают серьезные финансовые проблемы и судебные иски за несвоевременную оплату работ, уже выполненных по кооперации к этому времени — по контрактам (договорам) с предприятиями-соисполнителями.

В результате у ряда предприятий ОПК возникает острый недостаток оборотных средств, что угрожает невыплатой зарплаты и остановкой деятельности, с последующим срывом поставки продукции по ГОЗ, что недопустимо.

Внесение предлагаемых выше изменений в пять статей ФЗ-275 позволит преобразовать их в нормы прямого действия, реализация которых повысит устойчивость работы предприятий ОПК и ускорит их развитие в современный очень непростой период деятельности оборонной промышленности России.

Россия, 187330, Ленинградская область, Кировский район, г. Отрадное, ул. Центральная, 4
тел.: +7 812 336-40-67, факс: +7 81362 401-82, e-mail: pellaship@gmail.com, сайт: pellaship.ru

Читайте также: