Актуальные аспекты стандартизации и унификации морской поисково-спасательной техники

Под морской поисково-спасательной техникой (ПСТ), как правило, понимают технические средства, предназначенные для поиска, обозначения местонахождения аварийного (затонувшего) объекта, людей, терпящих бедствие на море, а также средства для выполнения работ по спасанию людей, оказания помощи аварийным объектам (тушение пожаров, поддержание на плаву, буксировка и др.), проведения обследовательских, водолазных, подводно-технических, судоподъёмных и других работ, обеспечивающих безопасность морской деятельности.

Следует отметить, что в соответствии с Указом президента РФ № 899 от 07.07.2011 г. [1] создание перспективных образцов специальной техники, к которой принадлежит и ПСТ, относится к приоритетным направлениям развития науки и технологий, а создание технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера относится к критическим технологиям РФ.

В соответствии с «Морской доктриной Российской Федерации на период до 2030 года» [2] для обеспечения поиска и спасания на море необходимо:

  • «совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении силы и средства спасания, под единым руководством федерального органа исполнительной власти, ответственного за поисково-спасательное обеспечение морской деятельности в зонах ответственности Российской Федерации;
  • обеспечить своевременное восстановление и обновление судового состава аварийно-спасательного и вспомогательного флота;
  • создавать и развивать эффективные судовые, авиационные, глубоководные и роботизированные средства поиска и спасания, оснащать ими аварийно-спасательные службы;
  • унифицировать ведомственные системы подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб и сертификации поисково-спасательной техники и лицензирования различных видов поисково-спасательной деятельности, включая развитие водолазного дела и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики».

Кроме того, унификация судов поисково-спасательного назначения и поисково-спасательной техники (ПСТ) является основным приоритетом развития системы поиска и спасания людей на море согласно «Стратегии развития морской деятельности РФ на период до 2030 г» [3].

В то же время опыт проведения поисковых, аварийно-спасательных, подводно-технических, водолазных и глубоководных работ в обеспечение повседневной морской деятельности в том числе и в Арктической зоне Российской Федерации выявил ряд проблемных вопросов, в том числе:

  • несовершенство некоторых существующих средств выполнения поисковых, аварийно-спасательных, подводно-технических, водолазных и глубоководных работ;
  • недостаточную обеспеченность современными средствами поиска и спасания на море ведомственных аварийно-спасательных служб;
  • отсутствие системного подхода при создании ПСТ для аварийно-спасательных формирований (АСФ) различных ведомств, о чем свидетельствует чрезмерное многообразие типов индивидуальных и коллективных средств спасения и другой ПСТ (рис.1);
  • необходимость проведения единой государственной политики в области сертификации используемой ПСТ, лицензирования организаций, занимающихся выполнением подводных работ и др.

В то же время по данным Главного морского спасательно-координационного центра ФГБУ Морской спасательной службы количество аварийных случаев на море за последние 10 лет имеет устойчивую тенденции к увеличению (таблица 1) [4].

Очевидно, что эффективность проведения поисковых и аварийно-спасательных работ с участием сил и средств различных организаций и ведомств находится в прямой зависимости от уровня стандартизации и унификации используемой ПСТ и технологий, который определяется прежде всего техническими требованиями соответствующих заказчиков, а также наличием единой государственной технической политики в области создания ПСТ. Одной из особенностей ПСТ является то, что она относится к технической продукции двойного назначения, которая может использоваться как для военных судов, так и для гражданских. Количество типов ПСТ характерных только для военных судов крайне незначительно и относится прежде всего к некоторым средствам спасания подводных лодок.

Вместе с тем, тенденции современного развития как ПСТ, так и спасательных судов заключаются c одной стороны в их многофункциональности, использованию сменяемых модулей контейнерного типа различного назначения (рис.2), а с другой стороны в достаточно большой номенклатуре, обусловленной созданием судов по техническим требованиям аварийно-спасательной служб (АСС) различных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Каждое ведомство определяет технические требования к спасательным судам и к ПСТ с учётом поставленных перед ними задач. Такие требования существуют как в ВМФ Минобороны, так и в МЧС России, Министерстве транспорта и других ведомствах. Более того в «Правилах осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море» [5], утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2020 года № 1928 взамен «Положения о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России» (утверждены 18 апреля
1995 г) [6] исключён раздел «Организация технического сотрудничества участников взаимодействия и подготовки их сил и средств, привлекаемых к выполнению работ».

Следствием этого является необоснованное увеличение номенклатуры представляемой ПСТ, что можно наблюдать на большинстве проводимых выставок. Чрезмерное многообразие типов ПСТ свидетельствует о необходимости выполнения работ по её унификации и стандартизации и необходимости более тщательного проведения испытаний перед её заказом для нужд различных министерств и ведомств. В качестве примера в таблице 2 показаны некоторые типы разработанных мобильных барокомплексов с близкими техническими характеристиками. В то же время, о необходимости организовать заинтересованным ФОИВ обновление устаревших и разработку новых стандартов на водолазную технику указано в решении Научно-экспертного совета Морской коллегии (МК) при Правительстве РФ ( протокол № № 1 (51) от 07.4.2021г).

Кроме того, за последние годы существенно возрос типаж необитаемых подводных аппаратов различного назначения (рис.3, 4) . Результаты анализа совместимости средств, используемых на спасательных судах, спасательных буксирных судах, водолазных и поисково-обследовательских судах для оказания помощи аварийным кораблям и судам, свидетельствует об отсутствии типового размера штуцеров трубопроводов (шлангов) передачи воздуха высокого давления на аварийный объект, размеров переходников на водоотливные и пожарные средства и т.д.

В тоже время «Стратегия развития морской деятельности РФ на период до 2030 г.» [2] отмечает недостаточный уровень комплексного подхода к развитию и обеспечению функционирования сил и средств аварийно-спасательных формирований ФОИВ. Поэтому необходимо комплексно решать проблемы развития ПСТ начиная с разработки концепции ПСО МД РФ, определённой решением решение МК при Правительстве РФ от 27.9.2013г. №3(29), а также создания Координационного межведомственного совета по ПСО МД РФ согласно решений МК от 21.12.2009 г, 24.12.2010 г и 21.12. 2016 г.

Таким образом, решение вопросов технического регулирования, унификации и стандартизации ПСТ является одним из ключевых направлений её развития в современных условиях. Проводить работы по стандартизации и унификации ПСТ необходимо на базе широкого межведомственного сотрудничества в рамках единой системы технического регулирования, которая будет охватывать и комплексно увязывать все направления унифицированной системы спасания: организацию спасания, спасательную подготовку и создание технических средств спасания на основе единой терминологии, а также в реализации унифицированной системы спасания на основе:

  • каталогизации;
  • универсализации;
  • стандартизации;
  • сертификации.

Именно на это направлены требования ФЗ-162 «О стандартизации в РФ» [7], согласно которого основными целями стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг);
  • содействие соблюдению требований технических регламентов;
  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Основными направлениями технического регулирования в области ПСТ являются:

  • разработка технического регламента (ТР) и свода правил в обосновании доказательной базы ТР;
  • гармонизация фонда нормативно-технической документации с международными правилами и нормами;
  • разработка единых норм и правил создания ПСТ (как для военных, так и для гражданских ведомств);
  • координация деятельности технических комитетов по стандартизации (ТК) по разработке и выполнению плана национальной стандартизации в части ПСТ.

В настоящее время принято около 30 технических регламентов(ТР). Однако среди них нет ни одного прямо или косвенно касающегося поисково-спасательной, глубоководной и водолазной техники. Именно поэтому при совершенствовании системы технического регулирования в соответствии с [8] с целью недопущения поставок, закупок и использования технических средств низкого качества и недостаточного уровня безопасности в переходный период, возникает настоятельная необходимость разработки проекта ТР «О требованиях к поисково-спасательной, глубоководной и водолазной технике» для проведения обязательной сертификации ПСТ.

В процессе инновационной деятельности следует учитывать, что стандартизация позволит:

  • снизить затраты на проектирование, серийное производство, обслуживание и ремонт техники;
  • уменьшить время и затраты на подготовку персонала, обеспечивающих их эксплуатацию;
  • повысить эффективность выполнения аварийно-спасательных работ и др.

Одним из действенных инструментов осуществления унификации и стандартизации ПСТ является Технический комитет по стандартизации «Гипербарическая техника» ТК416, который образован приказом Госстандарта России № 191 от 27 апреля 1999 года. За ТК416 объекты стандартизации:

  • водолазные барокамеры (стационарные и транспортировочные);
  • исследовательские барокамеры;
  • водолазные колокола;
  • водолазное снаряжение и инструмент;
  • комплектующее оборудование барокамер (иллюминаторы, средства связи, средства освещения, измерения и контроля газовой среды, арматура, средства и системы пожаротушения, средства очистки газовой среды и др.);
  • наблюдательные камеры;
  • спасательные подводные аппараты;
  • спасательные барокамеры;
  • индивидуальные и коллективные спасательные средства;
  • гипербарические боты;
  • спасательные колокола;
  • спасательное снаряжение подводников;
  • средства эвакуации с поверхности воды и с аварийных объектов;
  • медицинские барокамеры;
  • оборудование для оксигенобаротерапии;
  • аппаратура медицинская для работы в барокамерах под давлением и др.

В составе ТК416 действуют три подкомитета (ПК):

  • ПК 1 — Гипербарическая техника водолазная;
  • ПК 2 — Гипербарическая техника спасательная;
  • ПК 3 — Гипербарическая техника медицинская.

За период 1999-2021 годы в ТК 416 проведены научно-технические экспертизы более 40 национальных стандартов, составляющие основу гипербарической (водолазной и спасательной) техники, которые затем были утверждены Росстандартом.

Среди них такие ГОСТ Р как:

  • 51936-2002 «Техника водолазная. Термины и определения»;
  • 52206-2004 «Техника спасательная на акватории. Термины и определения»;
  • 52264-2004 «Барокамеры водолазные. Общие технические условия»;
  • 52638-2006 «Средства спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях. Общие технические требования»;
  • 56628-2015 «Средства спасания экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, коллективные Общие технические условия»;
  • 56960-2016 «Аппараты необитаемые подводные. Классификация»;
  • 57530-2017 «Аппаратура медицинская для работы в барокамерах под давлением. Общие технические требования;
  • 52265-2020 «Спасательные средства экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях. Классификация» и другие.

Приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.2.2021 г. №131 научно-техническое общество (НТО) судостроителей имени академика А. Н. Крылова определена базовой организацией Технического комитета по стандартизации ТК 416, что полностью соответствует уставным задачам Общества и содействует решению приоритетной задачи по унификации морской техники, определённой Постановлением Правительства РФ от 30.08.2019 №1930-р в «Стратегии развития морской деятельности РФ на период до 2030 г.» [2].
В решении ключевых направлений развития сил и средств ПСТ и технологий Российское НТО судостроителей имени академика А.Н. Крылова, в сложившихся условиях занимает одно из ведущих мест. На протяжении всей своей богатой 155-летней истории НТО всегда активно и плодотворно занимается вопросами, связанными с созданием и развитием поисково-спасательной техники и технологий, развитием аварийно-спасательного и судоподъёмного дела c учётом уроков и выводов крупных аварий на море.

Многолетняя работа специалистов Российского НТО судостроителей имени академика А.Н.Крылова постоянно направлена на координацию единой технической политики в области создания поисково-спасательной техники и технологий и обеспечения её неразрывной связи с созданием корабельного и судового состава. Ведущая роль НТО судостроителей имени академика А.Н. Крылова в развитии ПСТ и технологий в современных условиях обусловлена также и тем, что с 2010 г. в стране отсутствует головная научная организация в области формирования и развития системы поисково-спасательного обеспечения, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России.

Только за 2011-2020гг специалисты НТО судостроителей имени академика А.Н. Крылова провели и приняли участие в ряде международных и всероссийских конференций, круглых столов, семинаров и заседаний, с участием представителей заинтересованных научных , производственных и общественных организаций, на которых рассмотрены , обсуждены и выработаны конкретные рекомендации по актуальным проблемам и вопросам развития ПСТ и технологий, совершенствования системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности РФ. Большое внимание уделяется вопр осам унификации и стандартизации ПСТ, созданию инновационных технологий поиска и спасания в Арктической зоне РФ, бесценному опыту проведения поисково-спасательных операций и многим другим вопросам. Так например, 29 марта 2019 года в рамках VI-ой Международной конференции «Российское судостроение» проведен круглый стол «Перспективные судовые спасательные средства», а 13 ноября 2020 года в рамках VII-ой Международной конференции «Российское судостроение» проведен круглый стол «Перспективное морское аварийно-спасательное оборудование для применения в Арктике».

Общими рекомендациями, прозвучавшими во большинстве докладов и в выступлениях указанных круглых столов, по развитию ПСТ и судового аварийно-спасательного оборудования (АСО) являются:

  1. Разработка единой технической политики, включающей:
  • планируемые и выполняемые ведомственные мероприятия по созданию АСО;
  • оптимальный типоряд ПСТ и АСО на основе оценки уровня решения задач с учётом ведомственной специфики и оценки эффективности применяемых средств;
  • разработку требований по унификации ПСТ и АСО ;
  • разработку межведомственной методики оценки эффективности ПСТ и АСО.

В соответствии с Положением о ТК416, утверждённым приказом Росстандарта от 02.04.2020г. № 696 комитет по стандартизации решает следующие задачи:

  • формирование программы национальной стандартизации по закрепленной за ТК 416 областью деятельности и контроль за реализацией этой программы;
  • рассмотрение предложений по применению международных и региональных стандартов на национальном и межгосударственном уровнях в закрепленной за ТК 416 области деятельности;
  • проведение экспертизы проектов национальных и межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим стандартам, а также представление их на утверждение (принятие) в Росстандарт;
  • регулярная проверка действующих в РФ и закрепленных за ТК 416 национальных и межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены;
  • оценка целесообразности утверждения закрепленных за ТК 416 предварительных национальных стандартов в качестве национальных стандартов РФ по результатам мониторинга их применения;
  • рассмотрение проектов международных стандартов в закрепленной за данным ТК области деятельности и подготовка позиции РФ при голосовании по данным проектам;
  • рассмотрение предложений по разработке международных стандартов, в том числе на основе национальных и межгосударственных стандартов, закрепленных за ТК 416;
  • проведение экспертизы официальных переводов на русский язык международных и региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств в закрепленной за ТК 416 области деятельности и др.

Членами ТК416 являются ведущие организации и предприятия по созданию и эксплуатации ПСТ: ФАУ РМРС, ФБУ «Морсспаслужба» Росморречфлота, СПАСР ВМФ, НИИ С и ПТ ВУНЦ ВМФ «ВМА», АО «Флаг Альфа», АО «Тетис Про», АО «Кампо», НИИ «ЛОТ» ФГУП КГНЦ, АО «Респиратор», ООО «НПП «Морские Спасательные Средства», ГКУ «Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга», НИИ перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и др. Методическое руководство работой ТК 416 и контроль за его деятельностью осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Установилось конструктивное взаимодействие секретариата технического комитета ТК416 с органами управления, научными и эксплуатирующими организациями заказчиков ПСТ и со смежными техническими комитетами Росстандарта (ТК 5 «Судостроение», ТК 011 «Медицинские приборы аппараты и оборудование», ТК023 «Нефтяная и газовая промышленность», ТК 187 ««Проведение исследований в полярных районах» и др.).

В соответствии с Программой национальной стандартизации на 2021 год секретариат ТК416 в настоящее время проводит экспертизу следующих национальных стандартов:

1) 1.2.416-1.002.20 ГОСТ Р «Водолазные комплексы мобильные. Общие технические условия»;

2) 2.416-1.004.21 ГОСТ Р «Средства спасения экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях. Жилеты спасательные и рабоче-страховочные. Общие технические условия»;

3) 1.2.416-1.002.19 ГОСТ Р « Авиационные спасательные лодки. Общие технические требования».

Техническим комитетом ТК 416 сформирована и утверждена перспективная программа работы комитета до 2030 г. Целью перспективной программы работы ТК416 на период до 2030 года является дальнейшее формирование системы национальных стандартов по гипербарической водолазной, спасательной и медицинской технике, обеспечивающих выработку государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аварийно-спасательного дела.

Основные задачи программы:

  • внедрение апробированных на практике передовых технологий;
  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей;
  • оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;
  • обновление действующих национальных стандартов.

Программа содержит разработку 18 национальных стандартов, в том числе:

  • 6 (33%)по обновлению существующих стандартов;
  • 12 (67 %) разрабатываемых впервые;
  • 12 (67%) по водолазной технике;
  • 4 (22%) по спасательной технике;
  • 2 (11%) по гипербарической медицинской технике.

Перспективными направлениями создания национальных стандартов в области гипербарической и поисково-спасательной техники являются:

  • разработка стандартов для мобильных комплексов различного назначения;
  • разработка требований в соответствующих стандартах для арктических условий;
  • актуализация ранее принятых стандартов;
  • разработка проекта Технического регламента «О требованиях к поисково-спасательной, глубоководной и водолазной технике».

В заключении следует отметить, что главная особенность современного развития ПСТ и технологий поисково-спасательного обеспечения морской деятельности заключается в отсутствии единой технической политики к развитию и функционированию АСС ФОИВ на море, что ведёт в ряде случаев к снижению эффективности спасательных операций, а также к недостаточному уровню унификации и стандартизации разрабатываемой ПСТ. Формирование системы национальных стандартов по гипербарической водолазной, спасательной и медицинской технике, обеспечивающих выработку государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аварийно-спасательного дела, содействует решению основной приоритетной задачи развития поисково-спасательного обеспечения морской деятельности РФ на долгосрочный период — унификации поисково-спасательной техники, предусмотренной «Морской доктриной Российской Федерации до 2030 года» и «Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года». Создание в ближайшей перспективе системы обязательной сертификации ПСТ АСС ФОИВ позволит существенно повысить эффективность выполняемых аварийно-спасательных работ.

В.С. Никитин, д-р техн. наук, проф.,президент Российского НТО судостроителей им. академика А.Н.Крылова,
В.Н. Илюхин, д-р техн. наук, проф., руководитель секции «Поисково-спасательная техника и технологии» Российского НТО судостроителей им.академика А.Н.Крылова

Читайте также: