90 лет Новосибирскому заводу им. В.П. Чкалова

История Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова — филиала ПАО «Компания «Сухой» (входит в ПАО «ОАК» госкорпорации Ростех) началась 4 июля 1931 года на городской окраине, где состоялся митинг, посвященный закладке завода горного оборудования. Один из его участников, Иван Денисенко, пишет: «От крыльца Западно-Сибирской юридической школы двинулась колонна из 350 человек – будущих правоведов и присоединившихся к ним студентов учительского института и школы кооперации – по направлению к месту, где заканчивалось Каменское шоссе. Впереди несли транспарант «Построим сибирский гигант черной металлургии – Новосибирский завод горного оборудования!». Предприятию пришлось сменить профиль спустя пять лет. В связи с нависшей над страной военной угрозой завод определили как самолетостроительный.

Свое имя предприятие получило в 1938 году после гибели летчика Валерия Чкалова. Сотрудники завода направили в Москву ходатайство о присвоении ему имени народного героя. Прошение рабочих удовлетворили. Первой машиной, которую собрали на заводе, стал истребитель-моноплан И-16. Его впервые подняли в воздух в 1937 году. Перед началом Великой Отечественной войны И-16 стал самым массовым истребителем. На самолетах именно этой модели войска Советского Союза встретили  врага.

Первый год войны дался работникам НАЗ особенно тяжело. На предприятие перебрасывали специалистов со всей страны, которых нужно было расселить и обеспечить, по возможности, всем необходимым. Конструктор, начальник цеха на НАЗ Наум Рабинович, прибывший на предприятие из Киева, вспоминает: «Утром я ушел на завод, а жена, до сих пор не знаю, как, раздобыла в жилищном отделе железную кровать с дощатым настилом, два кривых стула, они служили нам столом. <…> Территория завода распорота траншеями и коммуникациями. Изрыта котлованами, дороги раздавлены колесами автомашин, гусеницами тракторов. Мы, прибывшие с небольшого киевского авиазавода, поражены размахом строительства».

О быте тех, кому пришлось освободить общежития для приезжих, а самим перебраться в непригодные для существования бараки, можно судить по записям рабочего цеха 54 Ивана Терешонка: «По теперешним меркам их весьма приблизительно можно назвать жильем. Утром поднимались, а в ботинках – иней. Раз в день горячая пища в заводской столовой: скудная, некалорийная, но горячая. Установка была такой: кровь из носу, а задание выполнить надо. Чтобы приходилось ночевать возле верстака – такое помню, а вот чтобы не выполнил кто-то задание, такого не помню».

На НАЗ им. В.П. Чкалова трудились не только взрослые, но и подростки, многие из которых даже не успели получить среднего образования. Тех, кто выбрал техническую специальность и поступил в училище, регулярно уводили с занятий на завод. «Несмотря на то, что нам было всего лишь по 15-16 лет, мы работали, как и все рабочие, по 12 часов и в дневную, и в ночную смены. В середине смены часто выдавали по 200 г. коммерческого хлеба. Работать было очень тяжело, но, когда мы видели взлетающий в небо с испытательного аэродрома ястребок, на душе становилось радостно и легко», — вспоминает Лилия Попова.

За первый год войны мощность предприятия по станочному парку увеличилась почти в 4 раза, а наиболее трудоемкие технологические процессы крупносерийного выпуска самолетов были механизированы. Началось освоение истребителей конструкции А.С. Яковлева, заслуживших впоследствии самую высокую похвалу асов воздушных боев. В 1942 году на территории, непосредственно примыкающей к заводу, построили аэродром. В 1943-ем предприятию вручили переходящее Красное знамя ГКО (Государственного комитета обороны — прим.ред.), которое позже было оставлено на вечное хранение. За образцовое и своевременное производство истребителей завод был награжден в 1945 году орденом Ленина. Пятеро чкаловцев удостоены звания Героя Советского Союза.

После окончания Великой Отечественной войны НАЗ начал сотрудничать с ОКБ А.И. Микояна. В 1948 году стартавала подготовка к производству реактивных самолетов, первым из которых стал МиГ-15. Кроме того, на предприятии началась активная работа по совершенствованию технологии производства. Сотрудники завода освоили штамповку и перевели на скоростной режим металлорежущие станки. НАЗ им. В.П. Чкалова одним из первых среди самолетостроительных предприятий начал использовать электропечь и стальное литье.

С 1959 года завод начал плодотворное сотрудничество с ОКБ П.О. Сухого. Коллективом конструкторского бюро было создано более 100 типов самолетов и их модификаций, порядка 50 из которых выпускалось серийно. В 1971 году с заводского аэродрома взлетел первый Су-24, ставший массовым фронтовым бомбардировщиком российских ВВС. Он серийно выпускался до 1992 года.

Также в начале 90-х было освоено производство многофункционального самолета Су-34. В народе его прозвали «русское чудо». По своим боевым возможностям самолет относится к поколению 4++ и позволяет вести маневренный воздушный бой не в составе эскадрильи, а самостоятельно.

Сегодня НАЗ им. В.П. Чкалова по уровню оборудования отвечает всем современным требованиям. На заводе установлено и работает свыше 190 единиц высокоскоростных обрабатывающих центров. Благодаря усовершенствованным технологиям производства сотрудники тратят гораздо меньше времени и сил на создание тех или иных деталей. Кроме того, на предприятии стараются регулярно улучшать условия труда. Каждый год для студентов готовят порядка 800 мест, чтобы они смогли пройти производственную практику.

Читайте также: