ЭНИКС: российские беспилотники для военной авиации

В настоящее время основным на­правлением деятельности пред­приятия, основанного в 1988 году как научно-исследовательский центр в ста­тусе кооператива, являются серийные поставки, разработка и производство беспилотных авиационных комплек­сов различного назначения. Продукция АО «ЭНИКС» лицензирована Федераль­ной службой по оборонному заказу РФ на разработку вооружения и военной техники и Министерством промыш­ленности и торговли РФ на разработ­ку авиационной техники, в том числе двойного назначения. В области си­стемы качества предприятие серти­фицировано СДС «Военный регистр» и Госстандартом России на соответ­ствие ГОСТ Р ИСО 9001 (2001), ГОСТ РВ 15.002-2000, СРП П ВТ.

Программное обеспечение и матема­тические модели всех беспилотных и мишенных комплексов полностью раз­работаны специалистами АО «ЭНИКС». Все разработки, изготовление и испы­тания техники предприятие выполня­ет самостоятельно по договорам и ТТЗ госзаказчика, под контролем ВП Ми­нобороны РФ. ЭНИКС также осущест­вляет гарантийное и постгарантийное обслуживание комплексов БПЛА и об­учение их операторов.

ЭНИКС создал многочисленные об­разцы различных беспилотных систем как разведывательного назначения, так и воздушных мишеней. Является одним из основных отечественных поставщи­ков БПЛА малого класса для россий­ских силовых ведомств, включая Ми­нобороны, а также для гражданской сферы. Наибольшую известность полу­чили системы семейства «Элерон», по­ступающие в Вооруженные Силы РФ еще с начала прошлого десятилетия.

ЭЛЕРОН-7СВ

Сначала у российских военных ин­терес вызвал «Элерон-ЗСВ» — специ­альное средство воздушной разведки ближнего радиуса действия. Данный комплекс, созданный на основе пре­дыдущей модели «Элерон-3», полу­чил ряд усовершенствований и новых

Беспилотные летательные аппараты российского производства успешно включаются в программу импортозамещения. Наша передовая техника начинает получать известность и на мировом уровне. Вместе с тем специалисты знают, что в разработке беспилотников первого поколения еще в 80-годы лидерские позиции занимал СССР. Сегодняшнее казанское АО «ЭНИКС», ведущее отсчет своей истории с тех времен, сочетает славные традиции с применением высокоэффективных инноваций — и, в частности, поставляет военной авиации несколько видов современных БПЛА.

функций, ранее доступных только на зарубежной технике. На протяжении последних лет в целом российски­ми военными было приобретено не­сколько сотен различных модифика­ций беспилотников фирмы «ЭНИКС». При этом, в частности, во время боевых действий в Сирии применялись именно «Элероны-ЗСВ».

Вместе с тем в развитие предыдущей беспилотной системы на предприятии создана новая модель разведыватель­ного БПЛА. Это инновационное техни­ческое решение представляет собой глубокую модернизацию серийно вы­пускаемого комплекса «Элерон-ЗСВ». В частности, беспилотник получил новый планер. Были заменены силовая установка, аккумулятор и аппаратура полезной нагрузки.

В качестве силовой установки ис­пользован электродвигатель отече­ственной разработки и производства. Также усовершенствована винтомо­торная группа. В результате всех из­менений «Элерон-7СВ» сможет доль­ше находиться в воздухе — до 4 ч, при этом масса БПЛА увеличилась несуще­ственно.

Беспилотник сможет выполнять разве­дывательные полеты в различных режи­мах. Для решения поставленных задач и выполнения дополнительных функций на борту БПЛА может быть размещена полезная нагрузка массой до 1,5 кг. Ин­формация видовой разведки с бортовой аппаратуры передается на наземный терминал в радиусе до 35 км.

ЭЛЕРОН-ЮСВ

Комплекс «Элерон-ЮСВ» с БПЛА Т-10 стал в линейке компании шагом по уве­личению размерности беспилотников. Он появился одновременно с моделью «ЗСВ». Сам беспилотный аппарат реа­лизован по аналогичной схеме, одна­ко имеет увеличенные массогабарит­ные характеристики. Так, его взлетная масса достигает 15,5 кг. Оснащенный электродвигателем беспилотный ле­тательный аппарат может выполнять полеты максимальной продолжитель­ностью не менее 2 ч. Максимальная дальность передачи данных по цифро­вому видеоканалу достигает 50 км.

Комплекс с этим беспилотником пред­назначен для круглосуточного ведения воздушной оптико-электронной раз­ведки, обеспечивает поиск и идентифи­кацию целей, а также определение их точного местоположения. В отличие от ранее разработанных БПЛА, «Элерон- ЮСВ» получил новую навигационно­пилотажную систему с обновленным же программным обеспечением.

Т-16

Одной из свежих разработок в се­мействе беспилотников компании «ЭНИКС» стал БПЛА Т-16. Беспилот­ник взлетной массой порядка 20 кг вы­полнен по схеме «утка». Крыло пере­менной стреловидности по передней кромке и направленными вниз закон- цовками. Работающий от аккумулятор­ных батарей электродвигатель приво­дит в движение толкающий винт.

Аппарат способен нести до 6 кг по­лезной нагрузки. Это не только аппара­тура разведки и наблюдения, но также специальные сбрасываемые контейне­

ры, размещаемые на внешних подве­сках под консолями крыла.

КОМПЛЕКСНОСТЬ И ЕДИНСТВО ПОДХОДА

Следует отметить, что все беспилот­ные летательные аппараты, предлага­емые компанией «ЭНИКС», имеют вы­сокую степень общности не только в основных инженерных решениях, но и в используемых подсистемах. Это каса­ется систем и управления, и полезной нагрузки, и системы запуска и посад­ки. Единый подход упрощает эксплуа­тацию всей линейки беспилотников, об­легчает обучение операторов, а также техническое обслуживание и ремонт.

В части систем управления на борту используются отработанные решения, обеспечивающие автономный, авто­матический и полуавтоматический ре­жимы полета. Система управления ле­тательными аппаратами позволяет реализовать различные тактические приемы в применении беспилотников, включая облет местности или много­кратный проход над заданной точкой. При этом обеспечивается автоматиче­ский возврат аппарата к месту старта. Навигация всех БПЛА обеспечивается за счет инерциальных систем с коррек­тировкой по данным спутниковых си­стем ГЛОНАСС и GPS.

На борту беспилотников могут штат- но устанавливаться унифицирован­ные оптико-электронные системы на­блюдения. Для контроля беспилотного аппарата и получения с него в режиме реального времени телеметрической и разведывательной информации ис­пользуются закрытые цифровые кана­лы связи и управления.

Взлет все БПЛА ЭНИКСа выполняют при помощи штатных катапульт, посад­ку — с помощью парашютной системы спасения. Все беспилотные комплексы изначально рассчитывались на жесткие условия эксплуатации — пыль, влаж­ность, экстремальные температуры. По­мимо Сирии, казанские беспилотники использовались на Крайнем Севере — на Шпицбергене, на арктических дрей­фующих станциях «Северный полюс».

Важно отметить и то, что уже сравни­тельно долгая и интенсивная эксплуа­тация «Элеронов» как в Вооруженных Силах, так и в других силовых и граж­данских структурах России позволи­ла разработчику БПЛА собрать колос­сальный объем данных. Это, в свою очередь, дало возможность более точно оценить достоинства и недостат­ки разработанной техники, а в резуль­тате сформулировать ряд требований по ее совершенствованию и развитию.

В частности, опыт помог усовершен­ствовать состав целевого оборудо­вания в целях повышения возможно­стей бортовых оптико-электронных систем наблюдения. Также дорабаты­вались компоненты системы связи и приема-передачи информации. Кроме того, велась работа по поиску новых технических решений, позволяющих увеличить максимальную продолжи­тельность полета, включая такие ин­новации, как применение водородных топливных элементов. Развитие и со­вершенствование продолжается.

АО«ЭНИКС», Республика Татарстан, г. Казань, улица Короленко 120 к 6. Тел ./факс +7 (843) 212-07-08, Email: uav@enics.ru www.nics.aero

Читайте также: