Основные направления присутствия Военно-Морского флота России в Арктическом бассейне

В 1950-х и 1960-х годах и СССР, и США уже разворачивали в Арктике воинские формирования. Тогда преимущество было на стороне американцев. Сегодня — это уже не так. Россия создала в Арктике группировку войск общего назначения, способную обеспечить без-опасность, и продолжит увеличивать свои боевые возможности в регионе. Об этом говорится в «Основах государственной политики России в Арктике на период до 2035 года». Документ своим указом утвердил президент РФ Владимир Путин. Основными вызовами национальной безопасности названы наращивание иностранного военного присутствия в Арктике и дискредитация деятельности России.  В «Основах…», в частности, поставлена задача улучшать российскую систему комплексного контроля за воздушной, надводной и подводной обстановкой.

За последние годы военно-строительный комплекс Минобороны России возвел в Арктике 590 объектов общей площадью более 720 тысяч квадратных метров. Первоочередные объекты 3-й дивизии ПВО в Тикси, например, занимают 4600 квадратных метров. Аэродром Нагурское на архипелаге Земля Франца-Иосифа сможет принимать самолеты всех классов, даже стратегические бомбардировщики Ту-160. Возможно, на этой авиабазе появятся истребители пятого поколения Су-57 и бомбардировщики Су-34. В Арктике даже одна эскадрилья решает очень много.

Одна из главных задач российского военного строительства в Арктике — контроль воздушного пространства региона, возможность обнаружения противника на дальних подступах. Самое короткое расстояние от США до промышленных районов Центральной России, Урала и Сибири пролегает через Северный полюс. Система противовоздушной обороны защищает Северный флот, чьи надводные и подводные корабли должны обеспечить ответный удар по потенциальному противнику.

Сегодня в составе 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота две дивизии ПВО — 1-я и 3-я. Они ответственны за Мурманскую и Архангельскую области, Северодвинск, Ямало-Ненецкий автономный округ, прикрывают участок границы от Финляндии и Норвегии до острова Врангеля, Якутию, а также Северный морской путь. Данные дивизии ПВО требуют оснащения как средствами обнаружения воздушных целей, так и зенитными ракетными комплексами и системами. Всей этой номенклатурой вооружения Северный флот обеспечивает Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз — Антей».

Как отметил командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев, страны Североатлантического альянса занимаются активной боевой подготовкой своих сил флота и войск в Арктике. НАТО активно ведет против РФ все виды  разведки. За счет имеющегося потенциала по высокоточному оружию, включая КРМБ и КРВБ, наращиваются ударные возможности США и Североатлантического альянса по поражению целей и объектов, находящихся в Арктическом регионе России, а также кораблей и судов, использующих Северный морской путь.

Действительно, самое короткое расстояние от территории США до промышленных районов Центральной России, Урала и Сибири пролегает через Северный полюс. В случае войны именно через арктический воздушно-космический коридор Пентагон планирует  наносить удары по Российской Федерации. Кстати, после рассекречивания архивных документов Министерства обороны США стало известно, что планировавшаяся еще в годы «холодной войны» такая операция американского удара по СССР получила название «Гигантское копье». За прошедшее с тех пор время в планах Пентагона ничего не изменилось, причем Соединенные Штаты лишь нарастили свои возможности по нанесению дальних ракетных ударов по нашей территории.

Северный флот также начал получать еще один конструкторско-технологический шедевр в области зенитных ракетных комплексов малой дальности — ЗРК «Тор-М2ДТ» производства Ижевского электромеханического завода «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз — Антей»). Этот новейший ЗРК специально создан для защиты воздушных рубежей РФ в Арктике.

Дивизион «Тор-М2ДТ» получила, в частности, отдельная мотострелковая бригада Северного флота, дислоцированная в Мурманской области.

Опытное боевое дежурство новые комплексы начали нести с августа прошлого года. На протяжении трех месяцев военнослужащие отрабатывали действия по обеспечению контроля воздушного пространства. Личный состав оснащенного новыми «Тор-М2ДТ» дивизиона ПВО прошел полный курс обучения и выполнил первые боевые стрельбы на полигоне Капустин Яр. «С приходом новых ЗРК наши возможности возросли в два раза и по боекомплекту, и по дальности поражения и обнаружения», — отмечает командир дивизиона Александр Быченков. С декабря 2019-го это подразделение заступило на боевое дежурство в Печенгском районе, где дислоцированы части отдельной мотострелковой бригады СФ.

При необходимости ЗРК «Тор-М2ДТ» из пунктов постоянной дислокации могут быть переброшены на любой Арктический архипелаг, если это потребует складывающаяся ситуация.  Так, в июле прошлого года Северный флот отработал перебазирование данных ЗРК с Кольского полуострова на Новую Землю, при этом был задействован большой десантный корабль «Кондопога». Боевые расчеты ЗРК «Тор-М2ДТ» отработали высадку с борта БДК на необорудованное побережье и совершили марш в позиционный район с выполнением боевых стрельб, которые осуществлялись в сложных погодных условиях по воздушным целям, летящим на разных высотах. Затем ЗРК «Тор-М2ДТ» были возвращены обратно на Кольский полуостров.

Важность Арктики для будущего нашей страны, а также необходимость парирования угроз со стороны США и НАТО обуславливают меры по наращиванию системы противовоздушной обороны в Арктической зоне Российской Федерации. В настоящее время подразделения ПВО развернуты на Земле Франца Иосифа, на Новой Земле (поселок Рогачево), на Северной Земле (остров Средний), на Новосибирских островах (остров Котельный), на острове Врангеля и в Тикси. В числе основных задач — несение боевого дежурства по противовоздушной обороне, ведение разведки воздушного противника и оповещение прикрываемых войск, уничтожение средств воздушного нападения противника в полете, участие в организации противоракетной обороны.

В настоящее время именно Северный флот является одним из самых мощных в составе ВМФ. Ведь на него возлагаются задачи по защите всех арктических территориальных вод и побережья России. В составе флота — атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетные корабли и единственный в настоящее время тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», многие другие надводные корабли. Главные задачи, стоящие перед современным Северным флотом — морские операции в Арктике и Атлантике, противовоздушная оборона северных границ России. Но важнейшая задача — нанесение ядерного удара по противнику в случае начала ядерной войны.Недавно в Баренцево море заходила корабельная группа НАТО из 3 американских эсминцев и 1 британского фрегата. Понятно, что потенциальным противником Северного флота следует назвать страны НАТО, включая США, Великобританию и скандинавских членов альянса. Противостояние с серьезным противником требует особого внимания к вооружению и оснащению флота, береговых соединений, к качеству подготовки личного состава. Какими же силами для противостояния НАТО обладает Северный флот?

Главную роль в подводных силах играет 31-я дивизия подводных лодок, ставшая первой в истории отечественных ВМФ дивизией атомных подводных ракетоносцев. В ее составе 6 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ и 2 субмарины семейства 955 «Борей» — К-535 «Юрий Долгорукий» и К-549 «Князь Владимир». Подводный крейсер «Князь Владимир» вступил в строй буквально на днях — 28 мая 2020 года. Также в состав СФ ВМФ РФ входят 11-я дивизия подводных лодок (самая известная субмарина в составе — К-560 «Северодвинск») и 18-я дивизия подводных лодок. Основу надводных сил СФ составляют 43-я дивизия ракетных кораблей и 4-я бригада противолодочных кораблей. Именно в состав 43-й дивизии входят единственный в России авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», атомные крейсеры «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», ракетный крейсер «Маршал Устинов», фрегат «Адмирал Горшков», эсминец «Адмирал Ушаков». «Адмирал Кузнецов» сейчас находится на ремонте. Но он играет очень важную роль в плане сохранения палубной авиации. Ведь в состав СФ входят 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк, 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный Смоленский Краснознамённый полк имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова, 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолётный полк. Если основой подводных сил постепенно становятся лодки проекта 955, то над водой такая роль — фрегатам проекта 22350. «Адмирал Горшков» входит в состав флота с 2018 г., в 2020 г. должны быть завершены испытания фрегата «Адмирал Касатонов», а в 2022 году в состав флота должен войти фрегат «Адмирал Головко».

Но Северный флот — это не только подводные и надводные силы. Это и морская авиация, одна из самых многочисленных в составе ВМФ России. Это и силы противовоздушной обороны, входящие в состав 45-й армии ВВС и ПВО и включающие 1-ю и 3-ю дивизии противовоздушной обороны с зенитными ракетными полками, радиотехническими полками. Береговая ракетная бригада Северного флота включает 4 дивизиона комплекса «Бастион» и 1 комплекс «Бал». Береговые ракетные комплексы призваны контролировать не только морские цели, но и объекты НАТО в соседней Норвегии. Наконец, не стоит забывать о том, что в состав СФ входят и соединения для действий на Арктической суше — 200-я отдельная мотострелковая Печенгская ордена Кутузова бригада, 80-я отдельная мотострелковая бригада и 61-я отдельная Киркенесская Краснознаменная бригада морской пехоты. Кроме того, в составе флота — подразделения разведки и специального назначения, в том числе три отряда борьбы с подводными диверсионными силами и средствами.

Одна из приоритетных задач, стоящих перед моряками Северного флота, — это комплекс мероприятий по освоению Арктики.  Ещё одно направление  деятельности — это экологическая безопасность и очистка Арктических территорий от мусора, оставшегося там с советских времён. Северный флот планомерно вывозит из Арктики скопившийся металлолом и решает другие задачи по охране окружающей среды.

А.В. Митько, вице-президент Арктической общественной академии наук, член Совета по Арктике и Антарктике СФ ФС РФ, главный специалист ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, к. т. н.

Читайте также: