ЭНИКС: российские беспилотники для военной авиации
Беспилотные летательные аппараты российского производства успешно включаются в программу импортозамещения. Наша передовая техника начинает получать известность и на мировом уровне. Вместе с тем специалисты знают, что в разработке беспилотников первого поколения еще в 80-годы лидерские позиции занимал СССР. Сегодняшнее казанское АО «ЭНИКС», ведущее отсчет своей истории с тех времен, сочетает славные традиции с применением высокоэффективных инноваций — и, в частности, поставляет военной авиации несколько видов современных БПЛА.
В настоящее время основным направлением деятельности предприятия, основанного в 1988 году как научно-исследовательский центр в статусе кооператива, являются серийные поставки, разработка и производство беспилотных авиационных комплексов различного назначения. Продукция АО «ЭНИКС» лицензирована Федеральной службой по оборонному заказу РФ на разработку вооружения и военной техники и Министерством промышленности и торговли РФ на разработку авиационной техники, в том числе двойного назначения. В области системы качества предприятие сертифицировано СДС «Военный регистр» и Госстандартом России на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001 (2001), ГОСТ РВ 15.002-2000, СРП П ВТ.
Программное обеспечение и математические модели всех беспилотных и мишенных комплексов полностью разработаны специалистами АО «ЭНИКС». Все разработки, изготовление и испытания техники предприятие выполняет самостоятельно по договорам и ТТЗ
госзаказчика, под контролем ВП Минобороны РФ. ЭНИКС также осуществляет гарантийное и постгарантийное обслуживание комплексов БП/1А и обучение их операторов.
ЭНИКС создал многочисленные образцы различных беспилотных систем как разведывательного назначения, так и воздушных мишеней. Является одним из основных отечественных поставщиков БП/1А малого класса для российских силовых ведомств, включая Минобороны, а также для гражданской сферы. Наибольшую известность получили системы семейства «Элерон», поступающие в Вооруженные Силы РФ еще с начала прошлого десятилетия.
ЭЛЕРОН-7СВ
Сначала у российских военных интерес вызвал «Элерон-ЗСВ» — специальное средство воздушной разведки ближнего радиуса действия. Данный комплекс, созданный на основе предыдущей модели «Элерон-3», получил ряд усовершенствований и новых функций, ранее доступных только на зарубежной технике. На протяжении последних лет в целом российскими военными было приобретено несколько сотен различных модификаций беспилотников фирмы «ЭНИКС». При этом, в частности, во время боевых действий в Сирии применялись именно «Элероны-ЗСВ».
Вместе с тем в развитие предыдущей беспилотной системы на предприятии создана новая модель разведывательного БПЛА. Это инновационное техническое решение представляет собой глубокую модернизацию серийно выпускаемого комплекса «Элерон-ЗСВ». В частности, беспилотник получил новый планер. Были заменены силовая установка, аккумулятор и аппаратура полезной нагрузки.
В качестве силовой установки использован электродвигатель отечественной разработки и производства. Также усовершенствована винтомоторная группа. В результате всех изменений «Элерон-7СВ» сможет дольше находиться в воздухе — до 4 ч, при этом масса БПЛА увеличилась несущественно.
Беспилотник сможет выполнять разведывательные полеты в различных режимах. Для решения поставленных задач и выполнения дополнительных функций на борту БПЛА может быть размещена полезная нагрузка массой до 1,5 кг. Информация видовой разведки с бортовой аппаратуры передается на наземный терминал в радиусе до 35 км.
ЭЛЕРОН-ЮСВ
Комплекс «Элерон-1 ОСВ» с БПЛА Т-10 стал в линейке компании шагом по увеличению размерности беспилотников. Он появился одновременно с моделью «ЗСВ». Сам беспилотный аппарат реализован по аналогичной схеме, однако имеет увеличенные массогабаритные характеристики. Так, его взлетная масса достигает 15,5 кг. Оснащенный электродвигателем беспилотный летательный аппарат может выполнять полеты максимальной продолжительностью не менее 2 ч. Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу достигает 50 км.
Комплекс с этим беспилотником предназначен для круглосуточного ведения воздушной оптико-электронной разведки, обеспечивает поиск и идентификацию целей, а также определение их точного местоположения. В отличие от ранее разработанных БПЛА, «Элерон- 10СВ» получил новую навигационнопилотажную систему с обновленным же программным обеспечением.
Т-16
Одной из свежих разработок в семействе беспилотников компании «ЭНИКС» стал БПЛА Т-16. Беспилотник взлетной массой порядка 20 кг выполнен по схеме «утка». Крыло переменной стреловидности по передней кромке и направленными вниз законцовками. Работающий от аккумуляторных батарей электродвигатель приводит в движение толкающий винт.
Аппарат способен нести до 6 кг полезной нагрузки. Это не только аппаратура разведки и наблюдения, но также специальные сбрасываемые контейнеры, размещаемые на внешних подвесках под консолями крыла.
КОМПЛЕКСНОСТЬ И ЕДИНСТВО ПОДХОДА
Следует отметить, что все беспилотные летательные аппараты, предлагаемые компанией «ЭНИКС», имеют высокую степень общности не только в основных инженерных решениях, но и в используемых подсистемах. Это касается систем и управления, и полезной нагрузки, и системы запуска и посадки. Единый подход упрощает эксплуатацию всей линейки беспилотников, облегчает обучение операторов, а также техническое обслуживание и ремонт.
В части систем управления на борту используются отработанные решения, обеспечивающие автономный, автоматический и полуавтоматический режимы полета. Система управления летательными аппаратами позволяет реализовать различные тактические приемы в применении беспилотников, включая облет местности или многократный проход над заданной точкой. При этом обеспечивается автоматический возврат аппарата к месту старта. Навигация всех БПЛА обеспечивается за счет инерциальных систем с корректировкой по данным спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
На борту беспилотников могут штатно устанавливаться унифицированные оптико-электронные системы наблюдения. Для контроля беспилотного аппарата и получения с него в режиме реального времени телеметрической
и разведывательной информации используются закрытые цифровые каналы связи и управления.
Взлет все БПЛА ЭНИКСа выполняют при помощи штатных катапульт, посадку — с помощью парашютной системы спасения. Все беспилотные комплексы изначально рассчитывались на жесткие условия эксплуатации — пыль, влажность, экстремальные температуры. Помимо Сирии, казанские беспилотники использовались на Крайнем Севере — на Шпицбергене, на арктических дрейфующих станциях«Северный полюс».
Важно отметить и то, что уже сравнительно долгая и интенсивная эксплуатация «Элеронов» как в Вооруженных Силах, так и в других силовых и гражданских структурах России позволила разработчику БПЛА собрать колоссальный объем данных. Это, в свою очередь, дало возможность более точно оценить достоинства и недостатки разработанной техники, а в результате сформулировать ряд требований по ее совершенствованию и развитию.
В частности, опыт помог усовершенствовать состав целевого оборудования в целях повышения возможностей бортовых оптико-электронных систем наблюдения. Также дорабатывались компоненты системы связи и приема-передачи информации. Кроме того, велась работа по поиску новых технических решений, позволяющих увеличить максимальную продолжительность полета, включая такие инновации, как применение водородных топливных элементов. Развитие и совершенствование продолжается.
АО «ЭНИКС»
Республика Татарстан, г. Казань, улица Короленко 120 к 6. Тел./факс +7 (843) 212-07-08, E-mail: uav@enics.ru www.enics.aero