Основные направления развития навигационно-гидрографического обеспечения в Арктическом бассейне

Современный этап развития экономики России характеризуется началом крупномасштабного освоения природных ресурсов Мирового океана
и создания адекватной этой задаче системы навигационно-гидрографического обеспечения. В первую очередь это относится к изысканиям и разработкам нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе Арктических морей России.

Предполагается, что освоение ресурсов и других месторождений позволит решить ряд важнейших проблем национальной экономики, к которым можно отнести:

  • Упрочение положения России на мировом рынке нефтепродуктов;
  • Оптимизацию энергетических и сырьевых потоков Северо-западного территориально-промышленного комплекса, обеспечивающую повышение его экономического потенциала и усиление геополитических позиций страны в целом;
  • Интенсификацию развития и конверсии военно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга и всего
    Северо-Западного региона Российской Федерации.

В течение многих лет деятельность Военно-Морского Флота к Арктике была связана с обеспечением военно-стратегических интересов в этом районе Мирового океана на основе создания эффективной инфрастуктуры морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения на всей протяженности арктических морских границ России.

Уникальность природных условий Арктики и специфика их влияния на использование сил и средств ВМФ стимулировали активное участие флота в решении фундаментальных проблем физики океана и атмосферы и привели к накоплению многолетнего опыта организации деятельности сложных организационно-технических систем в экстремальных Арктических условиях. Одним из важнейших научно-практических результатов этой деятельности явилось формирование информационно-технологической инфраструктуры навигационно-гидрографического обеспечения, уникальной по своим возможностям и ресурсам.

В то же время следует отметить, что функционирование системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения нефтегазовых месторождений имеет ряд принципиальных особенностей, обусловленных:

  • недостаточной изученностью особенностей функционирования сложной технической системы нефтегазовых промыслов в экстремальных природных условиях Арктики;
  • недостаточной изученностью в навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом отношении районов Арктического шельфа, применительно к специфическим задачам обеспечения безопасности мореплавания нового класса судов, морских инженерных изысканий, а также применительно к задачам навигационно-гидрографического обеспечения строительства и эксплуатации добычных комплексов и других гидротехнических сооружений;
  • исключительно высоким уровнем требований к экологической безопасности эксплуатации нефтегазовых комплексов, находящихся в районах интенсивного судоходства, рыболовства и оперативной деятельности ВМФ.

Изменение военно-политической ситуации в мире и тенденции международной экономической интеграции обуславливают существенное изменение приоритетов задач, решаемых Военно-Морским Флотом в Арктике. Иерархия приоритетов этих задач связана, в первую очередь, с обеспечением благоприятных условий для освоения природных ресурсов на шельфе Севера России, как в рамках национальных программ, так и в программах с международным участием. К важнейшим направлениям деятельности ВМФ в Арктике в новых условиях следует отнести:

  • поддержание мира и безопасности в Арктическом бассейне;
  • обеспечение установленного режима морской государственной границы Российской Федерации;
  • обеспечение обязательств Российской Федерации в своих внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в районах за пределами национальной юрисдикции с учетом международных обязательств, включая обязательства по обеспечению навигационной безопасности и свободы мореплавания;
  • защиту и сохранение морской среды с учетом действующих международных соглашений.

Возрастающее значение экологических вопросов в экономическом освоении арктического шельфа предполагает необходимость осуществления более тесной международной кооперации военно-морских и гражданских флотов приарктических государств, а также необходимость интеграции их технических возможностей и информационных ресурсов для предупреждения и устранения последствий экологических катастроф.

Следует также рассмотреть на политическом уровне возможности конверсионного использования и интеграции компонентов систем обеспечения военных флотов приарктических государств с учетом перспектив создания и развития Арктической транспортной системы.

К таким компонентам могут быть отнесены:

  • системы освещения надводной, воздушной и подводной обстановки военного назначения;
  • системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической и ледовой информации;

системы управления морским и воздушным движением военного назначения;

  • средства навигационного оборудования, в том числе военного назначения, а также специализированные системы высокоточной высокоширотной навигации.

В течение нескольких десятилетий освоения арктического бассейна Военно-Морским Флотом России с привлечением передовых научных и промышленных организаций выполнен колоссальный объем исследований в самых различных областях знаний. Район Северного Ледовитого океана и его окраинных морей на 80% покрыт океанографическими, гравиметрическими и магнитными съемками, а также съемкой рельефа и грунта морского дна, за исключением отдельных районов Канадского сектора. Объем этих данных превосходит объем информационных ресурсов всех остальных приарктических государств вместе взятых и не может не представлять интереса для решения разнообразных фундаментальных научных проблем. Значительная часть этих ресурсов, ранее недоступная для гражданских и иностранных потребителей, уже в настоящее время рассекречена и поступает в научное и коммерческое обращение.

Столь высокая степень изученности позволяет обеспечить потребителей высококачественными картографическими материалами, в том числе подготовленными в соответствии с международными стандартами морскими электронными навигационными картами, охватывающими большую часть акватории Арктики. А перспективы создания автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации открывают возможности неограниченного доступа к ней любых заинтересованных организаций и мореплавателей в соответствии с действующим порядком абонентского обслуживания.

Как известно, в настоящее время в странах Северного Форума проходит обсуждение различных проектов по созданию Арктической транспортной системы и отдельных ее компонентов. Нет сомнений в том, что этот грандиозный по своему замыслу проект потребует привлечения большей части имеющихся информационных и конверсионных ресурсов ВМФ и военно-промышленного комплекса. А осуществление полномасштабных исследований по выбору трассы и ее навигационно-гидрографическому обеспечению в зоне общих интересов большинства приарктических государств станет достойным открытием нового этапа деятельности Гидрографической службы ВМФ России в интересах национальной экономики и мирового экономического сотрудничества в ХХI веке.

Для приведения уровня навигационной безопасности при реализации перспективных проектов к должному уровню, необходимо:

  • обследовать имеющиеся «белые пятна» в акватории Северного морского пути (СМП);
  • продолжить развитие сети прибрежных и высокоширотных трасс;
  • продолжить изучение акваторий, примыкающих к трассам;
  • выполнить изыскательские работы для определения перспективных районов организации системы управления движением судов в акватории СМП.

Мероприятия по превращению СМП в современную транспортную магистраль нашли отражение в Комплексном проекте плана развития СМП до 2030 года.

В проекте предусматриваются меры по навигационно — гидрографическому обеспечению судоходства в акватории СМП, что требует выполнения гидрографических работ в огромном объёме, причём подробная, а в некоторых случаях и детальная съёмка должна быть выполнена на значительном удалении от берега.  Это позволит обеспечить безопасное плавание в акватории СМП крупнотоннажных судов с осадкой до 15 м в условиях круглогодичной навигации, не только на рекомендованных маршрутах и прилегающих к ним участках, но, в перспективе, на всей акватории СМП в целом.

В последние годы ведётся системная работа по улучшению навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и поисково-спасательного обеспечения акватории СМП.

В целях совершенствования управления плаванием по трассам СМП в 2012 году была создана Администрация Северного морского пути.

В настоящее время обеспечен ежедневный контроль над местоположением судов в акватории СМП, налажено их снабжение необходимой информацией о ледовой, навигационной и гидрометеорологической обстановке на пути следования.

Одной из важнейших задач, связанных с созданием условий для безопасного и эффективного судоходства и хозяйственной деятельности является выполнение гидрографических исследований и работ на трассах СМП. Для этого созданы арктические гидрографические базы — Архангельская, Диксонская, Игарская, Хатангская, Тиксинская, Колымская, Провиденская и Певекский лоцмейстерско-гидрографический отряд. В их функции входят проведение гидрографических исследований, сбор и доведение до мореплавателей информации по безопасности на море, поддержание в исправном состоянии и модернизация установленных на арктическом побережье средств навигационного оборудования.

В акватории СМП сегодня работают 6 контрольно-корректирующих станций морской дифференциальной подсистемы глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS на островах Андрея, Столбовой, Каменка, Олений, мысе Стерлигова, реке Индигирке. В рамках строительства морского порта в районе п. Сабетта создаётся ещё одна станция.

На навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства на трассах СМП в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» 10 из средств Федерального бюджета предусматривается по 466,3 млн. рублей на 2015 и 2016 годы и по 490,8 млн. рублей на 2017–2020 годы.

Гидрографический флот состоит из 9 судов ледового класса с неограниченным районом плавания. За 2010–2015 годы ими выполнена площадная съёмка рельефа дна в объёме 184207 приведенных километров.

На объектах средств навигационного оборудования установлены и введены в действие 238 комплектов автономных источников питания на основе светодиодных технологий, солнечных панелей и ветрогенераторов.

А.В. Митько, вице-президент Арктической общественной академии наук, член Совета по Арктике и Антарктике СФ ФС РФ,
главный специалист ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, к. т. н.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.