Разработки и проекты учебных заведений для Арктики

В условиях отсутствия чётко провозглашённой Арктической доктрины России обеспечение эффективного ведения всех видов деятельности носит несколько фрагментарный характер. Попытки объединить эти фрагментарные усилия до настоящего времени не достигают достойного России геополитического лидерства в Арктике по ряду объективных и субъективных причин, которые исследовались рядом организации и привели два десятилетия назад к предложению Арктической общественной академией наук (АОАН) провозгласить Арктическую доктрину России, которая явилась бы основой формулировки концепции, законов, стратегии их реализации, а различных регламентирующих документов арктической деятельности накопилось несколько сотен, в то время как всеми ожидаемого закона о развитии Арктической зоны Российской Федерации до сих пор нет и, по-видимому, не имеет по этой причине научной основы принятия. В сформулированном Арктической общественной академией наук комплексе геополитических факторов одним из наиболее значимых в современных условиях эволюции  является интеллектуальный, прогрессирующий с развитием науки и образования.

Очевидная целесообразность прогрессивного влияния фактора на объединения фрагментарных усилий обеспечения национальной безопасности в Арктике и устойчивого развития АЗРФ привела к принятию ряда решений по структурному укреплению эффективного влияния этого фактора на решение арктических проблем. В качестве такого структурного феномена предложено и подтверждено формирование 15 Научно-образовательных центров, 5 из которых провозглашены в 2019 году.

В  речах официальных представителей субъектов России, помимо терминов «динамично развивающаяся территория» и «синергетический эффект», в обязательном порядке стали присутствовать еще и «научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня» в соответствии с   Указом президента страны от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации  на период до 2024 года». Указ возвестил о создании «не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики». Тем самым регионам предлагалось включиться в своеобразную гонку по созданию принципиально новых моделей совместного развития науки, образования и реального сектора экономики.

В свою очередь профильное Минобразования включило пункт «не менее 15-ти НОЦ до 2024 года» в новый нацпроект «Наука» с дополнением о том, что до конца 2019 года будет создано 5 НОЦ. В итоге в числе пяти регионов-счастливчиков (без проведения конкурсного отбора) оказались Пермский край, Белгородская, Кемеровская, Нижегородская и Тюменская области. В ноябре стало известно, что все они получат грантовую поддержку из федерального бюджета (около 60 миллионов рублей каждый).

Цель создания НОЦ в Архангельске на базе САФУ имени М.В. Ломоносова: Разработка новых материалов, технологий и методов исследования, обеспечивающих конкурентоспособность и мировой уровень исследований и разработок, подготовку кадров для решения крупных научно-технологических задач в интересах развития промышленности и экономики, обеспечения связанности территорий за счет создания интеллектуальных цифровых, транспортно-логистических и телекоммуникационных систем для освоения и использования Арктики

Научно-образовательный центр «Север» (НОЦ «Север») в Якутии займется комплексными исследованиями в области: геологии, мерзлотоведения и изучения климата; экологии и бережливого природопользования в Арктике и Субарктике; здоровья, культуры и социальных отношений в экстремальных природно-климатических условиях; строительства и техники Севера, материаловедения в условиях низких температур. Научно-образовательный центр развития Арктики и Субарктики «Север» создан в форме объединения без образования юридического лица на основе интеграции образовательных организаций высшего образования, научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики на основании Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2019 года № 740.

Инициаторами научно-образовательного центра развития Арктики и Субарктики «Север» (НОЦ «Север») выступают 4 региона Дальнего Востока: Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданская область, Камчатский край совместно с вузами, с академическими и отраслевыми научными организациями при тесном заинтересованном взаимодействии с промышленными и другими предприятиями, сообщили в Постоянном Представительстве Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.

Перспективным регионом развития Арктического научно-образовательного направления является республика Коми и Сыктывкарский государственный университет во главе с и.о. ректора профессором Сотниковой О.А. Уже сейчас по некоторым позициям СГУ занимает лидирующие позиции в России. Так, по рейтингу инновационности университет относится к категории высокого уровня, а по мониторингу разработок по импортозамещению университет вошел в первую десятку вузов страны. Руководство университета планирует активно развивать научные и образовательные проекты в сотрудничестве с организациями Северо-Запада России.

Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики в 2019 году издал справочное пособие «Арктический потенциал Санкт-Петербурга», в котором перечислены краткие характеристики  образовательных учреждении города , относящиеся к разработкам и проектам арктического направления, из которых следует предложение о ненужности конкурентных обосновании лидерства в этой области. Об этом говорилось с трибуны конференции «Арктика: настоящее и будущее -2019». Такого же мнения придерживается подавляющее большинство зарубежных стран и организации.

Это образовательные организации:

  • ФГАОУ ВО СПб Государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина).
  • ФГБОУ ВО. Государственный университет  морского и речного флота имени Адмирала С.О. Макарова.
  • Северо-Западный институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  • ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогически университет им.А.И. Герцена.
  • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет».
  • ФГБОУ ВО«Санкт-Петербургский государственный университет».
  • ФГБОУ ВО«Санкт-Петербургский государственный морской технический университет».
  • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича.
  • ФГБОУ ВО«Санкт-Петербургский государственный экономически университет».
  • ФГАОУ ВО«Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет» информационных технологии механики и оптики (Университет ИТМО).
  • СПб ГАПОУ «Морской технически колледж имени адмирала Д.Н.Сенявина.
  • ФГАОУ ВО«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого».
  • ФГБОУ ВО«Северо-Западный государственный медицинский университет имени. И.И.Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Можно утверждать, что инновационное измерение общественных организаций имеет существенно меньшие ограничения, чем государственные или бизнес- организации. Это подчёркивает инициативы общественных организаций в этой области, например, АОАН в части организации интеллектуально значимых мероприятии, включая Саммиты, конференции, конкурсы,. способствующие решению арктических проблем России..

В 2020 году по решению Правительства будет создано 15 научно-образовательных центров (НОЦ) в арктической зоне РФ. В Санкт-Петербурге создан Научно-образовательный центр «Арктика-инновационное измерение» Арктической общественной академией наук на базе и совместно со Смольным университетом Российской академии образовании, в состав которого вошёл ранее созданный Центр Арктических инфокоммуникационных технологий и установлены корпоративные связи с центрами в Архангельске, Салехарде, Якутске с перспективой развития международного сотрудничества в рамках Арктического совета Ассамблеи народов Евразии. Эти мероприятия повышают степень доверия и перспективы сотрудничества.

Актуальным международным (Франция-Украина-Финляндия) многолетним проектом АОАН в Европе является «Адмирал де Траверсе — морской министр России в Азии проекты научно-образовательного сотрудничества с университетами и организациями Китая в области морской деятельности.

Россия и Китай до последнего времени неспешно сближались, исходя из собственных национальных интересов — не во всем и не всегда совпадающих. Они определили в равной степени устраивающий Москву и Пекин формат «всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства», подчеркивали неготовность перехода на следующий, качественно иной уровень — военно-политический союз. Однако США провозгласили Москву и Пекин своими стратегическими соперниками. К гибридной войне против России добавили такую же войну против Китая. С учётом вышесказанного можно привести один из примеров сотрудничества в этой области учреждений России и Китая, на уровне негосударственных организаций — между Академией военных наук России и Центром изучения Китайско-Российского регионального сотрудничества Цзилиньского Университета, одним из мероприятий которого стал симпозиум в Чанчунь 5-6 декабря 2017 г. На этом мероприятии обсуждались вопросы безопасности морской деятельности в Арктике.

Объективная оценка геополитической ситуации и реальных процессов, позволяют заключить, что российско-китайское сотрудничество в Арктике является важнейшим фактором Устойчивого развития региона и обеспечения национальной, региональной и глобальной безопасности.

Руководствуясь решениями глав государств и правительств Китайской Народной Республики и Российской Федерации о перспективных проектах в рамках сопряжения концепции «Один пояс — один путь» и Евразийского экономического союза, а также учитывая необходимость сотрудничества в области совместного освоения и использования Северного морского пути и разработки концепции «Ледовой трассы Шелкового пути», других направлений российско-китайского сотрудничества, в том числе в сфере взаимодействия по вопросам развития Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая, Морской форум, проведённый в Цзилиньском университете, отмечает высокую значимость такого сотрудничества в развитии и использовании Северного морского пути, проведении исследований по арктическому судоходству, применению современных инновационных технологий управления перевозками, спутниковой навигации для реализации масштабных задач по сопряжению интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и проекта Китая по созданию «Экономического пояса Шелкового пути».

Следует отметить актуальность и необходимость скорейшей разработки концепции «Ледовой трассы Шелкового пути», учитывающей нормативные правовые аспекты функционирования Северного морского пути и его совместного использования. Обсуждение этих вопросов и разработка предложении развивается в различных организациях Санкт-Петербурга, в том числе с представительствами китайских организаций.

Морской форум посчитал необходимым сформировать совместный Российско-Китайский научный центр при Цзилиньском университете и Академии военных наук РФ (далее Научный центр) по вопросам разработки и реализации концепции «Ледовой трассы Шелкового пути» и вопросам трансграничных перевозок, определить в его составе рабочие группы, установить регламент их работы и механизм взаимодействия. Видимо нужно проанализировать ход выполнения решении форума и определить дальнейшие перспективы.

Необходимо проанализировать ход реализации предложении форума, в том числе по подготовленным документам, для заключения соглашений между Санкт-Петербургской Арктической общественной академией наук, Академией военных наук (г. Москва) и Центром изучения Китайско-Российского регионального сотрудничества Цзилиньского Университета, (г. Чанчунь), о сотрудничестве по совместному выполнению проектов и программ, включая арктические.

Валерий Митько, Президент Арктической общественной академии наук, академик- секретарь СПб отделения секции Геополитики и безопасности РАЕН д.т.н., проф.
Марина Минина, Вице-президент Арктической общественной академии наук, Сопредседатель Арктического совета Ассамблеи народов Евразии, к.т.н., доц.

Читайте также: