Порты и верфи: новые точки роста

В декабре 2018 года в Новороссийске прошла выездная бизнес-сессия Международного морского бизнес-форума СИ МБФ «Порты и верфи России: новые точки роста экономики». Участие в нем приняли руководители портов Азово-Черноморского бассейна, инфраструктурных и трейдинговых компаний, судоремонтных предприятий, представители компаний-судовладельцев, научного сообщества и других заинтересованных сторон. Мероприятие было проведено в формате дискуссионной площадки, обозначившей возможные точки роста экономики РФ, а также угрозы экономической безопасности нашего государства.

В качестве основных спикеров в сессии приняли участие: исполнительный директор по транспортной логистике и инвестициям АО «Объединенная зерновая компания» Николай Архипов, генеральный директор ГУП РК «Крымские морские порты» Алексей Волков, заместитель руководителя ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» Олег Зуйков, первый заместитель начальника Новороссийской таможни Сергей Петриди, д. э. н., профессор кафедры экономической теории, экономики и менеджмента Государственного морского университета им. Адм. Ф.Ф. Ушакова Ольга Бабурина и руководитель Международного морского бизнес-форума СИ МБФ Алексей Малько.

Крымская концепция

Генеральный директор ГУП РК «Крымские морские порты» (КМП) Алексей Волков представил участникам бизнес-сессии Концепцию развития портовой инфраструктуры Крымского полуострова до 2030 года. По его мнению, в регионе «назрела необходимость глубокого реформирования портовой отрасли».

В качестве основных целей реформы обозначены: повышение эффективности использования государственного имущества, закрепленного за портами; достижение баланса интересов портов и территорий; формирование сети портовых операторов, основанных на ГЧП; интеграция портов Крыма в правовое поле РФ и внедрение соответствующей системы управления; повышение налоговых поступлений.

Руководство КМП считает, что самыми актуальными точками роста портов Крыма являются три направления:

  1. Создание базовой сети яхтенных марин: это сформирует новый сегмент туристической отрасли Крыма, существенно повысив привлекательность полуострова, увеличит пассажиропотоки, позволит создать новые рабочие места.
  2. Развитие пассажирских и экскурсионно-туристических перевозок: с целью повышения транспортной доступности Крымского полуострова и мобильности населения).
  3. Создание специализированных или универсальных перегрузочных комплексов (при наличии грузовой базы) и организация торгового мореплавания: в портах Керчь и Феодосия, где сосредоточатся основные объемы перевалки грузов, предполагается наделить такие комплексы функциями самостоятельных юридических лиц; на их основе будут формироваться инвестиционные проекты с последующей приватизацией.

Реализация большинства планов развития ГУП РК «КМП», как и других операторов портовой деятельности, не представляется возможной без привлечения внешних инвестиций. На полуострове, безусловно, наибольший инвестиционный потенциал — туристический. По нему Республика находится в первой пятерке регионов России. Именно в силу этого в качестве основного направления развития крымских портов их руководство рассматривает специализацию на пассажирских перевозках и яхтинге.

По мере внедрения Концепция будет корректироваться, исходя из рыночной обстановки, наличия перегрузочной базы (зерна, нефтепродуктов и т. п.), развития внутренних российских перевозок «река — море» и взаимодействия Республики Крым с Сирией, Ираном, Абхазией и другими странами.

По мнению экспертов, реализация предусмотренных Концепцией мероприятий также дополнительно позволит снять часть нагрузки с дорожной сети юга России, снизить аварийность, способствовать развитию экологически чистых видов транспорта.

Индустрия 4.0, экспорт и законы

В ходе новороссийского совещания подчеркивалось, что конкурентное развитие портов и верфей XXI века невозможно без учета интернациональных достижений четвертой промышленной революции («Индустрия 4.0»).

Динамика российского экспорта важнейших товаров показывает, что за период с 2000 по 2017 г. экспорт, например, зерновых вырос в нашей стране в 56 раз, сырой нефти — в 1,7 и нефтепродуктов — в 2,4 раза. Несмотря на это, наблюдается такое негативное для отечественной экономики явление, как снижение доли в экспорте товарной группы «Машины, оборудование и транспортные средства» (с 8,8 до 7,9%) с увеличением ее в импорте (с 31,4 до 48,6%). Такая ситуация свидетельствует о низкой результативности реализации стратегии импортозамещения в РФ и сохраняющейся зависимости от производственного и технологического оборудования развитых стран.

В итоге возникает вопрос об экономической безопасности России. В частности, в случае ужесточения санкционной политики западные производители могут остановить поставки запасных частей и комплектующих для ремонта, а также заблокировать работу цифрового оборудования верфей, кораблей, судов и портов, что может привести к логистическому и промышленному коллапсу в стране. В связи с вышеуказанным эксперты рекомендовали Правительству РФ провести повторный аудит оборудования, требуемого портам, терминалам, судовладельцам и верфям, для своевременной организации конкурентного импортозамещающего производства.

В связи с тем, что строительство и ремонт судов российских судовладельцев в Азово-Черноморском бассейне осуществляется преимущественно на турецких и болгарских предприятиях, эксперты также попросили правительство провести повторный аудит причин низкой международной конкурентоспособности отечественных верфей. Поставлен вопрос и о сопутствующей законодательной базе, негативно влияющей на стоимость и сроки ремонта и строительства судов в России. По результатам аудита рекомендовано обеспечить российским предприятиям равные международные рыночные условия работы.

В целях увеличения экспорта, а также развития малого и среднего бизнеса Правительству РФ рекомендовано разработать законопроект по упрощению процедур валютного контроля и внесению изменений в Уголовный кодекс РФ по аналогии с перспективным внесением изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Инициированный форумом законопроект особенного актуален для поставок на экспорт предприятиями Севастополя и Республики Крым, которые находятся под двойными прямыми ограничениями, запрещающими импорт в западные страны. При этом, если учесть, что некоторые иностранные государства пытаются распространить свое суверенное право на все мировое сообщество, то можно с уверенностью утверждать, что крымские экспортеры подвержены рискам ареста их продукции почти везде. В данном случае недобросовестный заказчик всегда может сослаться на западные санкции, дабы не оплачивать поставленные ему с территории полуострова товары или услуги.

В связи с тем, что на территории РФ в работе находится большое количество импортной техники, покупка дорогостоящих иностранных запчастей также связана с высокими рисками. При этом одна из проблем заключается в том, что поставки запасных частей и комплектующих (ЗИП) к кораблям и судам, эксплуатируемым российскими судовладельцами, осуществляются по внешнеэкономическим контрактам, заключенным на суммы, зачастую превышающие крупный и особо крупный размер валютных операций, определенный по статье 193 УК РФ в действующей редакции.

В итоговый протокол заседания вошли базисные группы системных вопросов, требующих повышенного внимания со стороны органов законодательной и исполнительной власти РФ, в том числе:

– исключение простоев и обеспечение ежедневной бесперебойной работы портовых мощностей Новороссийска;

– увеличение пропускной способности портов Краснодарского края;

– ускорение процесса международного признания и обеспечения развития Республики Крым и Севастополя;

– развитие международного яхтинга в черноморских водах России;

– увеличение экспорта российской продукции, а также развитие малого и среднего бизнеса в РФ;

– импортозамещение товаров группы «Машины, оборудование и транспортные средства»;

– законодательное закрепление для российских судоремонтно-судостроительных предприятий конкурентных международных рыночных условий ведения хозяйственной деятельности.

Кроме того, в протокол включен еще ряд вопросов, в том числе, касающихся:

– продления деятельности автопассажирской паромной линии «Порт Крым — порт Кавказ» в качестве резервного варианта транспортно-логистического сообщения с полуостровом в случае диверсии против Крымского моста;

– частичной переориентации ближневосточных и иранских экспортно-импортных грузопотоков из портов Геленджик и Новороссийск в порты Республики Крым и Севастополя (без ущерба для загрузки портов Краснодарского края) с учетом санкционных ограничений;

– применения особенностей документального оформления импорта/экспорта грузов и паспортного контроля для экипажей и пассажиров судов, осуществляющих заходы в порты Республики Крым и Севастополя;

– внесения изменений в ФЗ-16 касательно упрощения требований транспортной безопасности для туристических набережных портовых городов Республики Крым и Севастополя;

– упрощения процедуры лицензирования заправки катеров/яхт топливом с плавучих заправочных станций или других объектов;

– работы грузопассажирского паромного сообщения и круизов между черноморскими портами Турции и Крыма;

– содействия ГУП РК «Крымские морские порты» в осуществлении лоцманских проводок судов по Керченскому проливу;

– создания инвестиционных проектов — комплексов глубокой переработки зерна в муку на территории Республики Крым и Севастополя с последующим вывозом готовой продукции с добавленной стоимостью в другие регионы России, Сирию и Иран через порты Крыма (в том числе с использованием судов типа «река — море», построенных на отечественных верфях и имеющих техническую возможность перехода как в Средиземное, так и в Каспийское море по Волго-Донскому каналу).

Предложения участников заседания опубликованы на официальном сайте форума и направлены в федеральные и региональные органы власти.

Читайте также:

Добавить комментарий