Готовимся к реализации крупных проектов
Об особенностях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, основных вызовах и новых угрозах безопасности в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), о развитии арктических аварийно-спасательных центров МЧС России, взаимодействии с международными организациями в области поиска и спасения в Арктике рассказывает начальник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-лейтенант внутренней службы Эдуард Николаевич Чижиков.
– Стратегические интересы все большего числа государств сталкиваются в Арктике, приводя к росту конфликтного потенциала региона. Для многих государств Арктика стала стратегическим приоритетом и «локомотивом» долгосрочного общегосударственного развития, вследствие чего активизируется и их военно-политическая деятельность в регионе. Среди них есть и государства, географически отдаленные от Крайнего Севера, такие как Китай, Япония, Великобритания, Польша и другие. В этой связи, возникает необходимость переосмысления военно-политической стратегии России в этом регионе, учитывая намерения и устремления других геополитических игроков.
Арктика сегодня не просто территория со сложными погодными условиями, полярными ночами и запасом полезных ископаемых. Северные территории – это стратегически важная часть России, освоение и обеспечение безопасности которой сможет дать колоссальный импульс развитию науки, транспортно-логистической системы и экономики страны в целом.
Развитие Арктики входит в число приоритетных задач государства: развивается Северный морской путь, активно ведётся добыча углеводородов, которыми так богата «арктическая кладовая». Обеспечивает безопасность арктических территорий Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Развитие арктических аварийно – спасательных центров МЧС России будет способствовать обеспечению необходимого уровня безопасности в зоне ответственности Российской Федерации Арктического региона.
Первому заместителю Министра МЧС России Александру Чуприяну принадлежат слова: «Географическая суровость этих широт порождает великое тепло творческой альтернативы, поиска, большого самоотверженного труда, любви к людям, которые там исторически проживают, и к людям, которые туда придут. И пусть наша любовь тоже будет вкладом в безопасность Арктики». А каков вклад вашего коллектива в укрепление безопасности Арктики?
– Нашему университету была поручена ответственная работа – на основе совокупности проведённых исследований принять участие в разработке Программы развития Арктических комплексных аварийно-спасательных центров (АКАСЦ) МЧС России – реализация которой должна позволить повысить уровень защищённости населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации путём повышения оперативности и качества проведения аварийно-спасательных работ. Это, несомненно, большая честь для нас. Эту работу проводили в тесном контакте с ведущими вузами, занимающимися проблемами обеспечения безопасности Арктической зоны, Арктическим и Антарктическим НИИ, Северным (Арктическим) федеральным университетом, Российским институтом мощного радиостроения и другими. Рабочая группа посетила все введенные в эксплуатацию на данный момент АКАСЦ, побывала в различных регионах Арктической зоны РФ и проанализировала возможные риски возникновения ЧС. Также изучался отечественный и зарубежный опыт.
Уровень погружения в тему у научных сотрудников НИИ Перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности университета, учёных профильных кафедр очень высокий. Каждый у нас ощущает себя на своём месте, все востребованы и служат на благо России. Наш университет нужен для того, чтобы иметь объективную информацию, оценивать наиболее вероятные последствия принимаемых решений, угрозы и риски.
Лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров говорил, что для учёных даже не так страшно недофинансирование, как то, что полученные ими результаты не нужны, что они идут не в дело, что сами научно-исследовательские институты оказываются не у дел. У нас же есть твёрдая уверенность в том, что наша научно-исследовательская работа даст практические результаты в деле развития комплексных Арктических аварийно-спасательных центров.
В Программе развития АКАСЦ МЧС России необходимо было учесть:
– особенности территориального расположения, инфраструктуры и заселенности зон ответственности АКАСЦ;
– работы и задачи, выполняемые АКАСЦ на закреплённых зонах ответственности;
– прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с учётом территориальных особенностей;
– развитие информационно-аналитического комплекса АКАСЦ;
– совершенствование системы экстренного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации;
– совершенствование системы оснащения АКАСЦ современными образцами технических средств и техникой с учётом территориальных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
– совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов АКАСЦ, определение критериев компетентности и совершенствование методов обучения.
Мы всё это самым тщательным образом проанализировали и в отчёте о выполнении научно-исследовательской работы обосновали развитие арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России в Арктической зоне до 2020 года.
– Можно несколько слов об этой научной работе?
– Если говорить про научную работу, то мы в полной мере оценили состояние аварийно-спасательных формирований федеральных органов и органов исполнительной власти в Арктическом регионе. Проанализировали возможности действующей транспортной системы для того, чтобы обеспечить оперативное реагирование для защиты территории и населения Арктической зоны от ЧС.
Провели анализ законодательства РФ по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в Арктическом регионе.
Во второй части отчёта мы предоставили предложения по развитию АКАСЦ МЧС России и обозначили задачи аварийным центрам с учётом изменений нормативно-правовой базы. Разработали проект табеля оснащения АКАСЦ МЧС России и финансово-экономическое обоснование потребности в обучении и оснащении подразделений АКАСЦ.
В ходе выполнения работы было рассмотрено и проанализировано около 100 нормативных правовых актов различного уровня – федерального, межведомственного, международного, а также особое внимание уделено нормативным правовым актам МЧС России. По результатам анализа сформулированы предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу различного уровня, в части акцентирования арктического направления в существующей системе обеспечения безопасности территории.
Также в полной мере был проведен анализ транспортного обеспечения в Арктической зоне РФ (наземного, воздушного, водного).
Определена необходимость создания единой информационно– аналитической системы по мониторингу безопасности жизнедеятельности в Арктической зоне Российской Федерации.
По результатам обобщённых анализов в научно-исследовательской работе мы разработали предложения, которые были доведены до руководства МЧС России.
– В декабре 2018 года в Санкт-Петербурге состоялся Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», в котором прияли участие сотни российских и зарубежных специалистов, сотрудников государственных учреждений, ученых, бизнесменов, занимающихся арктической проблематикой. Эдуард Николаевич, форум – одно из крупных мероприятий на арктическую тему, проведенных в прошлом году. Чем объясняется такой интерес к Крайнему Северу и к Арктической зоне России?
– Причин здесь несколько. Помимо природных богатств Арктической зоны, здесь проходят перспективные авиационные и морские трассы. Они сокращают, а значит, и удешевляют доставку торговых грузов и пассажиров между различными странами. Интерес к исследованию и освоению Арктики возрастает также из-за наметившегося потепления климата и связанного с ним частичного таяния арктических льдов, что облегчает условия экономического освоения арктических территорий. Учащаются и попытки Запада – прежде всего по линии НАТО – «застолбить » свое военное присутствие в Арктике, что конечно же, вызывает ответные меры по обеспечению безопасности нашей страны.
– Руководители НАТО и многие западные СМИ утверждают, что Россия первой стала на пути милитаризации Арктики и что наращивание военной активности этого блока в данном регионе вызвано возросшей угрозой безопасности Северу Европы….
– Никакой «милитаризации» арктического региона Россия не предпринимает. Речь шла и идет об обеспечении безопасности арктических рубежей страны, которая была серьезно подорвана в 90-е годы. Мы восстанавливаем то, что было разрушено, не более того. По инициативе Президента России начата генеральная уборка Арктики, очистка от мусора и отходов. Идет и создание инфраструктуры, необходимой для хозяйственной деятельности. И нет никаких оснований обвинить Россию в создании каких – то угроз арктическим странам.
– А каким проблемам было посвящено выше выступление?
– Я выступал по проблемам «Опыт применения сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне Российской Федерации».
С целью реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, МЧС России формирует и развивает под эгидой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) систему комплексной безопасности защиты территорий и населения, а также критически важных объектов в Арктической зоне Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – комплексная система безопасности в Арктике).
– А конкретно для чего она предназначена, объясните читателям нашего журнала?
– Комплексная система безопасности в Арктике предназначена для:
– предотвращения или смягчения последствий кризисных ситуаций в Арктической зоне путем проведения мониторинга текущей обстановки и представления информации для действий всех должностных лиц органов исполнительной власти, обеспечивающих своевременность принятия управленческих решений;
– повышения безопасности судоходства в районах интенсивного движения судов за счет реализации комплекса мер по гидрометеорологическому и навигационному обеспечению в Арктической зоне;
– совершенствования системы оперативного реагирования на ЧС и управления действиями сил РСЧС за счет принятия совместных управленческих решений и координации мероприятий применения сил и средств федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– оказания всесторонней помощи судам и людям, терпящим бедствие в Арктической зоне;
– своевременного обеспечения аналитической, методической и управленческой информацией в рамках решения задач по противодействию угрозам природного, техногенного и иного характера.
– А какие основные задачи она ставит перед собой?
– Основными задачами формирования системы комплексной безопасности являются:
– создание эффективной системы мониторинга чрезвычайных ситуаций на основе широкого использования современных информационных технологий;
– наращивание мобильных и многопрофильных возможностей группировки сил РСЧС;
– техническое перевооружение сил пожарно-спасательной техникой, аэромобильными средствами спасения, современными приборами и оборудованием, пригодным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тяжелых климатических и природных условиях Арктики;
– оборудование учебной и полигонной базы для подготовки личного состава к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в тяжелых климатических и природных условиях Арктики;
– создание благоприятных экономических и социальных условий для размещения группировок сил РСЧС на территории Арктической зоны России;
– организация широкого использования международной кооперации для наращивания сил и средств в зоне ЧС.
Формирование группировки МЧС России в системе комплексной безопасности в Арктике, в целях эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации в этом регионе, министерство осуществляет за счет создания десяти Арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС России, расположенных на материковой части от Мурманска до поселка Провидения Чукотского автономного округа. Арктической зоны. (Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Воркута, Надым, Дудинка, Тикси, Певек, Анадырь, б. Проведения).
На сегодняшний день создано 5 арктических комплексных аварийно-спасательных центров (Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Воркута, Дудинка). Также создан Арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра», основными задачами которого в настоящее время являются сбор, анализ и передача опыта и знаний по АСДНР в Арктической зоне, с последующим перспективным включением его в схему реагирования и дежурства в Арктической зоне РФ.
Только за 2017 год АКАСЦ провели более 1822 поисково-спасательных работы, в результате которых было спасено свыше 744 человек, из них 72 ребенка.
Для решения задач по совершенствованию системы государственного экологического мониторинга в Арктической зоне Российской Федерации МЧС России осуществляется тесное сотрудничество с крупнейшими компаниями, реализующими в Арктике ряд крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением углеводородов на шельфе арктических морей, занимающихся созданием новых промышленных объектов и новых транспортных коридоров.
Действует соглашение между МЧС России и Роснефтью о сотрудничестве в области защиты населения и территорий при реализации крупных инвестиционных проектов, к которым относится деятельность, связанная с освоением углеводородных ресурсов в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе России в Арктике.
В настоящее время МЧС наращивается группировка сил и совершенствуются механизмы их взаимодействия при проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ в Арктической зоне. Рассматривается вопрос создания поисково-спасательных подразделений в п. Амдерма, Диксон и Сабетта.
Работа спасательных подразделений в Арктике требует соответствующих подготовки, экипировки и оснащения.
Разрабатываются и внедряются современные образцы спасательных средств, спасательного оборудования, информационно-телекоммуникационных систем, транспортных средств, узлов и агрегатов, а также снаряжения арктического исполнения для оснащения ими центров МЧС России, а также перспективы применения их элементов в интересах других отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Специалисты для работы в арктических условиях обучаются по специальным программам с учетом действий по предназначению в условиях Крайнего Севера. Подготовка спасателей осуществляется на базе Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра» МЧС России в Вологодской области.
Для повышения мобильности подразделений МЧС России планируется создание авиационной группировки с учетом создаваемых министерством арктических центров, а также аэродромов гражданской и государственной авиации.
— Какие, на ваш взгляд, причины чрезвычайных ситуаций в Арктике?
— Говоря о пожарной безопасности зданий и сооружений следует учитывать, что температура окружающей среды порой значительно отклоняется от обычных средних температур для данной местности и достигает -40, — 50 и порой даже — 60 C. Такая аномально холодная погода с экстремально низкими температурами окружающей среды относится к опасным природным явлениям. В результате могут возникнуть чрезвычайные ситуации различного характера. Это, прежде всего, выход из строя объектов, генерирующих электрическую энергию и тепло, что в условиях низких температур может привести к ЧС, связанной с прямой угрозой жизнедеятельности людей. Но наиболее сложные обстоятельства могут возникнуть, когда два события, такие как пожар и экстремально низкие температуры окружающей среды, происходят одновременно. Сочетание двух этих факторов на критически важных объектах экономики может сопровождаться тяжелыми последствиями.
Защищенность объекта экономики от угрозы развития пожара или ЧС до крупных размеров будет зависеть от эффективности действий оперативных служб МЧС, которая определяется уровнем подготовки личного состава, оснащенностью техники, а также от степени влияния климатических факторов на мобильные средства тушения пожаров и ликвидации ЧС.
— Охарактеризуйте в нескольких словах международное сотрудничество в Арктике и особенности оборонной политики зарубежных стран в этом регионе?
— Рассматривая особенности оборонной политики зарубежных стран в арктическом регионе необходимо помнить, что большинство специалистов в этой области считают, что специфика Арктики состоит в том, что здесь национальная политика тесно сопрягается с международной. В этой связи оборонная политика России должна носить комплексный, упреждающий характер, учитывающий намерения и долгосрочные интересы иных государств, вовлеченных в международно-политические процессы на Крайнем Севере.
Продолжающееся расширение влияния НАТО на процессы обеспечения безопасности в арктическом регионе приводит к усилению напряженности и формированию конфронтационной модели взаимодействия между ключевыми игроками — Россией и Соединенными Штатами. В частности, продолжающаяся интеграция структур обеспечения безопасности Финляндии и Швеции в систему Североатлантического альянса вызывает необходимость проработки адекватных мер со стороны России, так как НАТО-центрическая модель развития международной безопасности губительна для Арктики.
Тем не менее, важно сохранить конструктивный диалог с арктическими странами по вопросам обеспечения безопасности невоенного характера – проведение совместных поисково-спасательных операций в акватории Северного Ледовитого океана, сотрудничество в рамках ликвидации последствий разлива топлива в Арктике, обеспечение безопасной транспортировки нефти и газа, и другие.
По моему мнению, важным направлением международного сотрудничества в рамках подержания мира и стабильности в регионе может стать обеспечение безопасного судоходства в Арктике и налаживание механизмов совместного реагирования на чрезвычайные ситуации.