Основные направления кадрового обеспечения Арктического региона

Основы государственной политики в Арктике, определяющие главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы их реализации, продиктованы национальными интересами Российской Федерации в этом регионе, связанными с использованием Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) как стратегической ресурсной базы, сохранением мира и сотрудничества, сбережением уникальных арктических экологических систем, развитием Северного морского пути как национальной единой транспортной коммуникации. Направленность национальных интересов определяет стратегические приоритеты государственной политики в Арктике, среди которых:

  • улучшение качества жизни населения и социальных условий хозяйственной деятельности; расширение фундаментальных и прикладных научных исследований, использование перспективных технологий для развития ресурсной базы АЗРФ;
  • модернизация инфраструктуры Арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса.

Арктическая зона Российской Федерации в силу своей специфики, места и роли в социально-экономическом развитии и обеспечении национальной безопасности страны должна быть выделена как самостоятельный объект государственной политики. Этот вывод обоснован в стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.

В силу труднодоступности и слабой изученности морской среды морская деятельность обладает большим инновационным потенциалом. В реализации национальной морской политики Арктическому региональному направлению отведена особая роль, обусловленная возможностью свободного выхода Российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, решающей ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений, возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития страны. Необходимо отметить, что в Арктике морская деятельность охватывает практически все основные функциональные направления, включая морские перевозки, морское промышленное рыболовство, освоение минеральных и энергетических ресурсов, морскую науку, военно-морскую деятельность. Морской доктриной РФ на период до 2020 года определен комплекс задач по их развитию, реализация которых имеет решающее значение для перехода экономики АЗРФ на инновационный путь развития:

  • разработка и внедрение новых видов техники и технологий для освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов в Арктических условиях;
  • модернизация флота и строительство новых судов, соответствующих международным стандартам;
  • развитие прибрежно-портовой инфраструктуры;
  • создание условий для базирования составляющих морского потенциала;
  • развитие глобальных информационных систем, обеспечивающих морскую деятельность.

Сохранение и совершенствование системы подготовки кадров является одним из основополагающих принципов национальной политики в Арктике. Кадровые проблемы в этой сфере, наиболее отчетливо проявившиеся с середины 90-х годов прошлого столетия, характеризуются сокращением численности квалифицированных кадров, снижением привлекательности профессий среди молодёжи и т.д.. Основными причинами стали сокращение производства в отраслях хозяйства и переход значительной части специалистов в другие секторы экономики, что привело к утрате необходимых для работы  профессиональных навыков. К этому можно добавить материальный и моральный износ технической базы , ухудшение условий труда, демографические и миграционные проблемы. На сегодняшний день серьёзным вызовом для  рынка труда в Арктике является необходимость количественного и качественного улучшения человеческих ресурсов в сфере профессиональной деятельности. Ответом на этот вызов должна стать кадровая политика, ориентированная на реализацию комплекса стратегических задач на Арктическом региональном направлении национальной морской политики и нацеленная на развитие структуры образования со специализацией на все виды деятельности.

Курс на переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития предполагает расширение её конкурентного потенциала за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании, высоких технологиях. Человеческий потенциал становится ведущим фактором экономического роста и национальной конкурентоспособности. Повышение качества образования является непременным условием реализации инновационного сценария развития АЗРФ. В основе формирования стратегии развития образования лежат принципы непрерывности, преемственности, перспективности, комплексности. Принцип «образование через всю жизнь» весьма актуален для профессий в силу их уникальности, сложности подготовки специалистов. Проблемы, которые на сегодняшний день существуют в подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочего состава и руководителей, диктуют необходимость совершенствования системы непрерывного образования на региональном уровне, обновления содержания программ и форм проведения аттестации. Среди эффективных мер, способствующих привлечению молодёжи к занятиям различными видами деятельности, следует особо выделить развитие сети детских центров, клубов юных моряков, кадетских школ и других детских профильных объединений, ориентированных на профессии, которые следует рассматривать как начальную ступень подготовки к работе в Российской Арктике.

Одной из важнейших характеристик качества  образования является его ориентация на будущие потребности государства, общества, личности в области профессиональной деятельности. В процессе реализации мегапроектов в Арктике возрастёт спрос на новые специальности, такие, как морская геология и геофизика, нефтегазовое дело, морские биотехнологии и др. Конкурентное преимущество системы морского образования будет состоять в её способности адекватно реагировать на новые требования регионального морехозяйственного комплекса к качеству подготовки кадров.

Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ тесным образом связано с развитием морской деятельности на Арктическом региональном направлении национальной политики.

Подготовка квалифицированных кадров имеет первостепенное значение для развития деятельности в регионе. Курс на построение инновационной социально ориентированной экономики в АЗРФ предъявляет новые требования к качеству человеческого потенциала, системе образования.

Стратегия развития региональной системы  образования нацелена на реализацию перспективных задач по освоению Арктики, повышение качества образования, включая следующие направления:

создание условий, способствующих привлечению квалифицированных кадров к работе в сфере профессиональной деятельности;

совершенствование форм и методов профессиональной ориентации молодёжи на профессии;

формирование системы непрерывного образования, обеспечивающей подготовку кадров для всех видов деятельности;

развитие инновационных процессов в сфере морской деятельности на основе интеграции образование – наука – производство;

модернизация материально-технической базы образовательных учреждений соответствующего профиля;

внедрение программно-целевого метода управления развитием системы образования.

Следует отметить, что в системе прогнозирования потребностей и процесса подготовки трудовых ресурсов сохраняются проблемы. Среди них следующее:

  1. Отсутствие в органах исполнительной власти субъектов системы мониторинга долгосрочной потребности в специалистах для ведущих отраслей экономики Арктической зоны.
  2. Отрицательное сальдо миграции трудоспособного населения, несмотря на высокую долю трудоустройства выпускников ВУЗов, расположенных в Арктическом макрорегионе. Анализируя данные официальной статистики, можно сделать вывод, что для всех субъектов Российской Арктики характерна миграционная убыль населения, за исключением Ненецкого автономного округа.
  3. Недоступность прогнозных данных отраслевых и корпоративных кадровых служб. Это на текущий момент труднорешаемая задача. Потребность субъектов Арктической зоны РФ в трудовых ресурсах слабо сформированной внутренней потребностью в прогнозах текущей и особенно долгосрочной потребности в трудовых ресурсах, что, в свою очередь, может быть обусловлено снижением интенсивности (в некоторых районах – прекращением) геолого-разведочных работ на суше и шельфе Северного Ледовитого океана, значительным временным лагом от разведки до начала освоения месторождений минерального сырья (свыше 20 лет), отсюда – значительным периодом окупаемости инвестиций и, как следствие, слабой заинтересованностью ресурсных корпораций.
  4. Рынок труда в субъектах Арктической зоны РФ характеризуется дисбалансом между спросом (10 536 специалистов в рамках среднесрочной потребности) и предложением (61 424 обучающихся в ВУЗах региона) трудовых ресурсов. Для снижения дисбаланса при дефиците инженерных кадров и переизбытке специалистов в сфере управления и услуг Министерство образования и науки РФ (с мая 2018 г. – Министерство науки и высшего образования) снижает контрольные цифры приема в ВУЗах региона по направлениям подготовки «Управление», «Менеджмент» и увеличивает набор на технические (инженерные) и естественнонаучные направления подготовки.
  5. Слабо организовано взаимодействие образовательных организаций высшего образования с предприятиями и организациями при реализации практико-ориентированных образовательных программ в части организации целевого обучения (только 3,4% от общего количества обучающихся по программам Арктической направленности учатся по договорам целевого приема). Необходимость развития трудовых ресурсов, улучшения человеческого капитала – вызов для нестандартного и большого по охвату территории Арктического рынка труда. Ответом на него должна стать государственная региональная политика и кадровая политика предприятий, ориентированные на реализацию комплекса стратегических задач по освоению Арктического региона, способствующие закреплению в этом регионе с экстремальными природно-климатическими условиями трудоспособного населения, обеспечению его комфортной и безопасной жизнедеятельности, развитию предпринимательства.

Митько Арсений Валерьевич, Вице-президент, Председатель совета молодых учёных Севера Арктической общественной академии наук, доцент кафедры ПБЗ и АСП СПб УГПС МЧС России

 

Читайте также: