Александр Козлов: ОПК нужно интегрировать в экономику Дальнего Востока

В рамках Восточного экономического форума, проходившего 4-6 сентября во Владивостоке, состоялось заседание президиума Государственного совета по вопросу о национальной программе развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Президент России в своем выступлении затронул, в частности, тему укрепления экономической базы макрорегиона, которому сейчас уделяется особо пристальное внимание и перед которым ставятся особые стратегические задачи. Недавнее мероприятие и послужило информационным поводом, чтобы еще раз обратиться к министру Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Александру Козлову с вопросами, касающимися специфики журнала «ОПП».

— Александр Александрович, как вам, в свете реализации масштабной программы укрепления экономической базы Дальнего Востока и недавнего заседания президиума Госсовета, видятся перспективы развития оборонно-промышленного потенциала?

— Прежде несколько слов о том, что происходит сегодня на Дальнем Востоке. Хочу подчеркнуть, — такого внимания государства регион не видел десятки лет. Точно можно сказать, что формируется новая реальность: благодаря созданным уникальным преференциальным режимам стали приходить действительно серьезные инвестиции. На сегодняшний день у нас реализуется свыше 1,8 тыс. новых проектов на сумму 3,9 трлн рублей. Более 240 их них уже запущено, а мы помним очень хорошо то время, когда заводы только закрывались, поля зарастали травой.

В результате последние пять лет дали нам темпы роста промышленного производства почти в три раза выше среднероссийских. Треть иностранных инвестиций, пришедших за это время в нашу страну, приходится на Дальний Восток. Более 700 социальных объектов строится и модернизируется в регионе до 2022 года. Это школы, больницы, детские сады, коммунальные сети, дороги, спорткомплексы и культурные центры.

Это только начало — мощное, по всем фронтам, но сделать-то надо очень много. Чтобы стать высококонкурентным регионом с достойным качеством жизни, нам надо развиваться опережающими темпами, быстрее, чем другие регионы страны. Это значит, что экономика должна расти не менее чем на 6% в год, значит, что люди должны видеть конкретные изменение в своем городе, поселке, селе. Тогда и не будут они уезжать.

Наша национальная программа Дальнего Востока содержит комплекс мер, которые позволяют добиться этой цели. И оборонно-промышленный комплекс региона, представленный 52 предприятиями, я уверен, может и должен стать активным участником процесса. Нужна интеграция в экономику региона. Для этого необходимо диверсифицировать производство, увеличивать долю продукции гражданского назначения. Тем более есть задача, поставленная Президентом России, — к 2030 году до 50% всего, что выпускает оборонная промышленность, должно идти «на гражданку», причем это должна быть высококонкурентная продукция.

У нас очень хорошая база для этого: в Комсомольске-на-Амуре выпускаются хорошо зарекомендовавший себя на международном рынке истребитель «Су-30», а также высокотехнологичный истребитель «Су-35». Также развернуто серийное производство многоцелевого истребителя пятого поколения «ПАК ФА» и идет сборка ближнемагистрального самолета «Сухой Суперджет 100». В Арсеньеве работает одно из крупнейших предприятий оборонного комплекса, выпускающее современные типы вертолетов и обладающее уникальными авиационными и ракетостроительными технологиями. До конца года там обещали запустить серийное производство гражданского вертолета «К-62».

50% — это нелегко, все мы знаем, что есть вопросы износа оборудования, кадровые проблемы, недозагрузка мощностей и многое другое. Мы готовы поддерживать наши оборонные предприятия, вместе с ними разрабатывать отдельные меры поддержки. Но здесь есть ключевой момент — востребованность на рынке. Заводы должны предлагать конкурентную линейку продукции, понять, что даст результат. Мы за них этого сделать не сможем.

Кроме того, большие перспективы для оборонной промышленности открывают национальные проекты. На их реализацию из федерального бюджета выделяются огромные средства. На развитие цифровой экономики, инфраструктуры, на внедрение новейших информационных технологий, модернизацию здравоохранения, образования, ЖКХ, решение экологических проблем. К этому могут подключиться оборонно-промышленный комплекс Дальнего Востока. У военных уже есть свои наработки, научно-техническая база. Вот здесь они и могут занять достойное место.

— В число предприятий, подписавших в рамках форума крупные соглашения о сотрудничестве, входят АО «Вертолеты России» и ПАО «Находкинский судостроительный завод». Могут ли в реализации данных проектов быть задействованы достижения технологий двойного назначения и в целом российского ОПК?

— Будут ли задействованы те или иные технологии, решать самим производствам. Главное — результат, конкурентная, востребованная на рынке продукция, произведенная с учетом всех требований экологического законодательства России.

Что касается соглашений — АО «Вертолеты России», то есть завод «Прогресс» в приморском городе Арсеньеве, будет строить вертолеты санитарной авиации для своего региона. На мой взгляд, уже давно необходимо было это сделать. Авиационный завод — вот он, рядом, выпускает прекрасные вертолеты, а мы заказываем их где-то на стороне. Помимо всего прочего — это загруженность именно нашего предприятия, дополнительные рабочие места для наших людей, дальневосточников. «Вертолеты России» также подписали соглашение с Дальневосточным федеральным университетом о сотрудничестве в сфере информационных технологий. На базе ДВФУ формируется технопарк «Русский», партнер вуза в этом проекте — фонд «Сколково». Задача — создать условия для продвижения технологических проектов России в страны АТР, а также среду, где бы эти проекты создавались и развивались. На острове Русский будут размещены инжиниринговые центры ведущих российских компаний. Безусловно, это место, где технологии двойного назначения могут быть использованы.

Находкинский судоремонтный завод же построит 10 современных судов-краболовов для рыбодобывающего флота. Это очень важно, сегодня износ подобных судов очень большой. Кроме того, данный заказ позволит полностью загрузить мощности завода, создать более 300 рабочих мест.

— Можно подробнее о планах по развитию судостроения? Связаны ли они с инновационными технологиями двойного назначения и диверсификацией производства?

— Специфика Дальнего Востока такова, что из 52 оборонных предприятий 21 как раз приходится на судостроение. А эта отрасль является одной из приоритетных для Дальнего Востока. Нам не хватает современных судов: рыболовецких, краболовных, паромов, танкеров, ледокольного класса. Флот старый, надо обновлять.

Подвижки есть: по инициативе Минвостокразвития введены инвестиционные квоты на вылов рыбы. Хочешь добывать рыбу на Дальнем Востоке — строй перерабатывающие заводы или суда на российских верфях, до 20% общедопустимого улова отводится на эти цели. Кроме того, у нас создается крупнейшая в России судоверфь «Звезда», которая будет выпускать суда ледового класса, танкеры, газовозы и морскую технику любой сложности. Ее строительство находится под личным контролем Владимира Путина. Наша судоверфь реализует комплексную программу реконструкции ДВЗ «Звезда», который ремонтирует атомные подводные лодки. В соответствии с бизнес-планом завод получает по кооперации от других предприятий различную продукцию для ремонта подлодок.

Портфель заказов судоверфи постоянно растет и на сегодня составляет 39 судов, а с учетом опционов — 59. Компания «Роснефть», в частности, разместила здесь заказы на 28 судов. Строятся — 9, в том числе суда снабжения и танкеры класса «Афрамакс», отвечающие самым последним экологическим стандартам. Идет подготовка к строительству судов-газовозов ледового класса вместимостью 172 тыс. кубометров газа для работы в российской арктической зоне. Именно здесь будет строиться головной атомный ледокол «Лидер» мощностью 120 МВт, самый крупный в мире, способный ломать льды толщиной до 4 м. Он будет работать на Северном морском пути.

Амурский судостроительный завод, который входит в Объединенную судостроительную корпорацию, при участии Фонда по развитию Дальнего Востока строит два парома для переправы на Сахалин на линию Ванино-Холмск. Один из них, «Александр Авдеев», уже спущен на воду и достраивается на специальном причале. Этот паром ледового класса, что очень важно, он может вместить 30 железнодорожных вагонов, 48 грузовых автопоездов и 28 легковых автомобилей. Согласно графику работ в августе 2020 года его отправят во Владивосток. Там судно пройдет финальные испытания и будет сдано в эксплуатацию.

Это два примера, но у нас таких предприятий 21, а современных судов не хватает. Нужен анализ всех дальневосточных верфей. У каждой — свой потенциал, свои наработки. Вот, например, в начале мая внесены изменения в федеральный закон «О рыболовстве». Теперь 50% объема квот добычи крабов, ранее распределявшихся по «историческому принципу, будут распределяться через аукционы в электронной форме. В августе Правительство РФ утвердило типовые требования для строительства судов-краболовов. Надо думать, как сюда встроить наши верфи. Некоторые из них уже строили краболовы, но другие — нет. Здесь нужно помогать.

Недавно, в начале октября, полпред Президента в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев провел совещание в Хабаровске по развитию судостроения. По его итогам он дал поручение Минпромторгу и нашему министерству сделать анализ состояния судостроительной промышленности на Дальнем Востоке, в том числе на предмет выполнения заказов на строительство рыбопромысловых судов и краболовов. Сейчас мы думаем о механизме субсидирования заказчиков на строительство таких судов в нашем регионе. Существуют объективные причины, по которым строить на Дальнем Востоке дороже, чем на западе: тарифы электроэнергии, логистика. Субсидия даст возможность это выровнять, и, кроме того, будет дан импульс развитию отрасли.

— Заявлено также о планах реализовать по схеме ГЧП инвестиционный проект по развитию сети из семи дальневосточных индустриальных парков. Как вам видятся перспективы деятельности в их рамках предприятий, связанных с оборонно-промышленным комплексом?

— Здесь речь идет о соглашении между ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» и нашим Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта о создании индустриальных парков во Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске, Советской Гавани, Благовещенске, Чите и Улан-Удэ. Все семь — центры экономического роста Дальнего Востока. Благодаря нашим преференциальным режимам здесь реализуются довольно крупные инвестиционные проекты, формируется серьезная экономическая плотность. И, безусловно, появление индустриальных парков в этих центрах, с одной стороны, логично, с другой — ярко демонстрирует то, инвесторы заинтересованы в них, видят отдачу. Просто так ведь никто не вкладывается, а здесь объем инвестиций оценивается в 442,5 млрд рублей. В некоторых из этих городов есть действующие предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Хотел бы отметить, что сейчас в нашей стране, можно смело сказать, бум индустриальных парков. Наконец-то появился продукт, который необходим инвесторам для локализации, — это профессионально управляемые площадки, инженерно и юридически подготовленные к началу производства. За три года в два раза выросли их площади. То есть заполняется ниша, которая прежде пустовала.

Резиденты индустриальных парков — это новые производства, и тут нужно понимать, как можно интегрировать сюда оборонные предприятия. В Комсомольске-на-Амуре, например, находится филиал компании «Сухой» — авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, который выпускает военные и гражданские самолеты. На площадке строящегося индустриального парка разместятся производства, технологически связанные с авиазаводом. Уверен, это позволит предприятию увеличить и долю гражданской продукции.

— Известно, что транспортную доступность многих территорий Дальнего Востока можно обеспечить только посредством авиасообщения. Что делается для его улучшения на сегодняшний день и как в этом сегменте может быть задействован потенциал ОПК?

— Это касается в первую очередь северных территорий — там зачастую просто нет дорог. В советское время построили неплохую аэродромную сеть, но в 90-е годы финансирование было приостановлено, многие аэродромы пришли в упадок, перестали использоваться. По скромным подсчетам, требуется реконструкция 67 объектов в аэропортовых комплексах, включая взлетно-посадочные полосы. 40 дальневосточных объектов нам удалось включить в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Этому предшествовала большая совместная работа с регионами, с Министерством транспорта РФ и непосредственно с его главой Евгением Дитрихом. 10 аэропортов начали реконструироваться уже в этом году, для 8 идут проектно-изыскательные работы.

27 объектов предполагается реконструировать в рамках Национальной программы развития Дальнего Востока. Предполагаемый объем финансирования — 65,9 млрд рублей. Вот здесь бы могли пригодиться технологии военных — как в строительстве, так и в обслуживании аэропортов, в том числе и диспетчерских службах.

Другая сторона дела — наличие современных авиамашин. Я уже упоминал о вертолете «Ка-62», который может выполнять полеты в сложных погодных условиях, в минус 50 градусов по Цельсию, с базовых аэропортов, нефтяных платформ и грунтовых площадок. Нужны и самолеты. У нас работают Улан-Удэнский авиационный завод, предприятие в Комсомольске-на-Амуре. Вот на них мы рассчитываем в развитии региональной авиации. Нам нужны надежные машины, которые могут работать на севере. Нужен целый блок самолетов небольшой вместимостью: 9-14 человек. Со своей стороны, мы готовы подключиться и помогать преференциями. Важно, чтобы эти авиамашины были действительно достойными.

— В целом, какое значение для экономики Дальнего Востока имеет на сегодняшний день сегмент ОПК и какие направления его развития представляются наиболее перспективными?

— Приведу несколько цифр. На 52 предприятиях оборонной промышленности на Дальнем Востоке работают 47,7 тыс. человек. У каждого есть семья, дети. От успешности этих производств зависит благосостояние более сотни тысяч людей! Тем не менее, вклад ОПК в общий объем выпуска гражданской продукции по стране составляет чуть более 5%. Надо увеличивать эту долю, об этом говорит Президент России. И есть куда увеличивать.

Сейчас стоит задача развития Северного морского пути, кратчайшего из Европы в Азию. И здесь нужны не только ледоколы, но и средства обеспечения безопасности мореплавания, прежде всего, надежная связь, навигационно-гидрографическое оборудование. Вот здесь опять могут помочь военные.

Мы уже с вами обсудили возможности участия оборонных предприятий в рыбохозяйственном комплексе, авиаперевозках. У нас сегодня активно развивается нефтегазовая промышленность: в Амурской области строится крупнейший в стране газоперерабатывающий завод, на Камчатке появится завод по переработке сжиженного природного газа. Рядом появятся сопутствующие производства. Это тоже огромное поле для деятельности. Пока эти ниши свободны, но уверен, так будет не всегда. Мы готовы помочь нашему оборонно-промышленному комплексу нарастить объемы производства и открыты для предложений. Надо встречаться и вместе решать, куда двигаться дальше.

Читайте также: