О состоянии станкостроения для нужд оборонно-промышленного комплекса

К началу 2000х гг. состояние станкостроения было достаточно удручающим, что было не только следствием 1990х, но и результатом невнятной политики начала 2000х гг., а затем, в связи с навязанными нашей стране санкциями, ограничившими доступ наших предприятий, особенно предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), к западным технологиям и оборудованию. Кроме того, этот процесс сопровождался падением и последующей волатильностью национальной валюты относительно мировых валют, поэтому состояние станкостроения должно было только усугубляться. Многие специалисты высказывались относительно стратегии возрождения отечественной станкостроительной отрасли. Однако, станкостроительные предприятия были фактически разрушены. С того времени было сделано достаточно, чтобы станкостроение заработало. Однако, несмотря на то, что сегодня состояние станкостроения улучшилось, проблемы остались. Хотя они и не столь явные, как в начале 2000х гг., но не менее опасные.

Станкостроение производит основные средства производства, составляющие основу машиностроительного предприятия, формируют технологическую структуру отраслей и подотраслей, которые специализируются на производстве машин и оборудования, в том числе и продукции оборонного назначения. А, следовательно, станкостроение является как основным фактором повышения конкурентоспособности экономики РФ, так и основой производственной базы предприятий, включая предприятия ОПК.

Сегодня, станкостроение составляет до 5% всей машиностроительной продукции, которая, в идеале, и должна обеспечивать производство остальных 95%, поэтому анализ состояния станкостроительной отрасли и перспектив ее развития дает возможность оценить перспективы развития машиностроения в целом и предприятий ОПК в частности.

Цель данной статьи состоит в оценке состояния производственной базы предприятий ОПК, и возможности отечественного станкостроения обеспечить их своевременную модернизацию и перевооружение.

Анализ имеющейся производственной базы высвечивает сложившиеся в машиностроительном секторе ОПК проблемы и факторы, препятствующие его развитию. Эти проблемы широко известны, закреплены в 2008 г. в Концепции формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России. Однако до сих пор актуальны. К числу основных из них можно отнести:

  1. Часто критический моральный, а иногда и значительный физический износ имеющегося на предприятии оборудования и технологий, обусловливающий большую долю ручного труда. То есть высокое качество изделий достигается во многом ручным трудом;
  2. Дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, снижения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, социальных проблем и отсутствия системы подготовки кадров для производства;
  3. Низкая эффективность производства и низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий для реализации программ стратегических преобразований, в том числе: модернизации производственной базы и инфраструктуры, подготовки и привлечения квалифицированных кадров, разработки и освоения новых конкурентоспособных видов продукции и услуг;
  4. Избыток производственных мощностей, не всегда только с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодность и т. п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание. В настоящее время многие предприятия имеют загрузку оборудования 0,2-0,4 по разным технологическим переделам, что делает невостребованными до 50% рабочих. То есть, в ряде случаев оборудование есть, и часто неплохое, но отсутствует его загрузка.
  5. Морально устаревшая производственная система (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская системы, внутренняя логистика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т. п.;
  6. Морально устаревшая система управления предприятиями;
  7. Недостаточно развитые системы производственной кооперации (промышленный субконтрактинг, доказавший свою эффективность способ организации производства с использованием кооперационного взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса);
  8. Отсутствие опыта, специалистов и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;
  9. Недостаточно развитая (вплоть до полного отсутствия) система сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия.

Не все перечисленные проблемы прямо обусловлены состоянием материальной базы, однако с ней косвенно связаны все перечисленные факторы. Например, слабость маркетинговой или сбытовой политики касается в том числе и ценообразования. Очень сложно продвигать товар с неконкурентной ценой, а цена во многом завышена из-за большой доли ручного труда и использования универсального оборудования.

Хотя болевые точки у предприятий ОПК одни и те же, в их устранении невозможно использовать одни и те же подходы. Предприятия разные. Если мы попытаемся их классифицировать, то их можно разделить следующим образом.

  1. По организационно-правовой форме. На сегодня чаще всего среди предприятий ОПК встречаются ГУП, ФГУП на праве оперативного управления, когда предприятие ограничено в принятии решений, и ПАО – публичные акционерные общества с разными долями государственного участия, которые могут самостоятельно принимать решения о необходимости перевооружения, его методах и ресурсах.
  2. С точки зрения возможностей реализации собственной продукции, предприятия ОПК можно разделить на предприятия, реализация которых возможна:

Только в стране (например, производители баллистических ракет земного и морского базирования и др). Чаще всего имеют форму ФГУП;

С возможностью экспорта, когда решения принимаются на государственном уровне (например, контракт с Турцией по С — 400). Встречаются как ФГУП, так и ПАО;

С возможностью реализации на потребительских рынках в России и за рубежом (чаще относится к производителям стрелкового оружия, например ПАО «Концерн Калашников»). Как правило ПАО, или другие формы.

Вышеперечисленные типы предприятий также имеют свои возможности по перевооружению и модернизации. Чем меньше доля государства, тем больше свободы, но к сожалению, опыт показывает, что это не значит, что больше эффективности.

  1. Наконец, предприятия можно разделить по типу производства:

Индивидуальное и мелкосерийное. На предприятиях с индивидуальным и мелкосерийным производством высокая себестоимость, высокая квалификация рабочих, как правило, низкая степень автоматизации: универсальное оборудование, специальный инструмент и оснастка, длительный производственный цикл.

Серийное, когда необходимо использование агрегатных многоцелевых станков с числовым программным управлением (ЧПУ), создание роботизированных технологических комплексов (РТК), гибких производственных модулей (ГПМ) и систем (ГПС).

Крупносерийное, требующее внедрения нового современного высококачественного оборудования: многопозиционных пресс-автоматов, агрегатных многоцелевых станков с ЧПУ, сложного контрольно-измерительного оборудования и др. Для крупносерийного производства характерна необходимость комплексного подхода к построению производства. Взаимоувязывание различного оборудования по производительности и рабочим циклам, внедрение уникальных средств автоматизации, межоперационной транспортировки, контроля и т.д.

Таким образом, предприятия, производящие уникальную наукоемкую продукцию чаще всего, работают в формате индивидуального и мелкосерийного производства. Любая диверсификация в сторону увеличения серийности в таких условиях не сможет быть эффективной, если предприятие не меняет производственную систему. В то же время, стабильного притока денежных средств можно добиться, только выпуская продукцию серийно или крупносерийно.

Подавляющее число ФГУПов, выпускающих наукоемкую и уникальную продукцию, работают в условиях индивидуального и мелкосерийного производства. Увеличение автоматизации и гибкости неизменно влечет за собой сокращение рабочих. Для городов, где находятся основные предприятия ОПК, эти предприятия являются системо- (градо-) образующими, поэтому высвобождение рабочих рук будет способствовать усилению социальной напряженности. Как правило, в таких городах негде работать, кроме как на этих заводах. Кроме того, вместе с закредитованностю людей (еще недавно времена были лучше, заводы работали с полной загрузкой и люди набрали кредитов) такие сокращения чреваты большими потрясениями.

Многие предприятия ОПК рассматривают для себя станкоинструментальную отрасль как направление для диверсификации См. Рис.1. и одновременно решения собственных проблем по перевооружению. Однако, это не всегда имеет положительный результат, так как основные компетенции таких предприятий находятся в других плоскостях, а учитывая высокую себестоимость, такие изделия неконкурентоспособны. На рис. 1, мы видим, что Концерн Калашников входив в пятерку ведущих инструментальных производств.

Теперь, два слова о «цифровой экономике». Гендиректор «Цифры» Игорь Богачев, в своем интервью РБК 2018 года заявил, что цифровые технологии в промышленности способны принести эффект для развития экономики страны. «Если подключить весь парк станков с ЧПУ в России к промышленному интернету вещей, то суммарный эффект может превысить 657 млрд руб. в год», — утверждает он. Однако, в сегодняшних условиях, как для станкостроения, так и для предприятий ОПК – это вызов. Это требует денег, кадров, а с другой стороны, имеющаяся на сегодня недогруженность производства дает шанс для такого рода изменений.

Подходить с единой меркой к вопросам обеспеченности оборудованием – невозможно. Даже использование станков с ЧПУ в индивидуальном и серийном производстве разное. Многие цеха предприятий ОПК загружены на 0,2-0,4, следовательно, есть избыток оборудования. Кроме того, необходима автоматизация управления. Мы до сих пор можем увидеть в цехах рядом со станками детали, ожидающие своей обработки, или уже обработанные, которые ждут, чтобы их перенесли на другое место. А процесс автоматизации медленный. Его необходимо проводить поэтапно, и для него требуются специалисты другой квалификации, чем сейчас есть на заводах. А высокая доля универсального оборудования этот процесс еще более тормозит.

Теперь рассмотрим, способна ли наша станкостроительная отрасль ответить на те вызовы, которые ставят перед ней предприятия ОПК.

На сегодня, мировое производство и потребление МОО стабилизировалось на уровне 76-77 млрд. долл., см. Рис.2.

Что касается отечественного станкопрома, то по итогам 2018 года, по данным Ассоциации Станкоинструмент, объем производства станков составляет 14,7 млрд.руб., а вместе с инструментом это 31,8 млрд.руб, то есть треть от внутренних потребностей страны, еще в 2015 – это было 20%, а с учетом импортных комплектующих менее 10%. (рис. 3.). Однако, доля отечественного рынка в мировых масштабах очень незначительна, хотя и за 2017-18гг уверенно растет.

Если мы рассмотрим количественные показатели, то они еще более обнадеживающие, Рис. 4.

Таким образом, производство и потребление станков и инструмента растет. Безусловно, существуют проблемы, но они решаемы (таблица.1).

Данные проблемы станкостроения можно без труда транслировать на весь машиностроительный комплекс. Редко какие предприятия не могут сказать о себе то же.

В сфере решений обозначенных проблем много делает Ассоциация Станкоинструмент. Но для их решения необходимы комплексные программы, затрагивающие сферу образования, законодательную базу, инновационную систему страны и др.

Тем не менее, делается немало:

  1. Фонд развития промышленности в 2018 году запустил программу «Комплектующие изделия», в рамках которой предоставляются льготные займы по ставкам % с 5 до 3. на развитие рынка комплектующих. Важный вопрос, возникающий в этой связи, откуда сейчас берутся эти комплектующие? Сегодня нет централизованной закупки комплектующих. Небольшие компании ищут поставщиков сами, и очень часто, такими поставщиками становятся китайские предприятия, производящие комплектующие низкого качества, но дешевые. Очень большой разброс цен на комплектующие. Цена вырастает в 2,5 раза у первого же посредника и далее по порядку. Закупают все: рельсовые направляющие с каретками, ШВП с опорами и зубчатые рейки и конечно электронику для ЧПУ. Поэтому импортозамещение в этой сфере – важнейшая задача.
  2. В феврале 2018 года в г. Перми состоялось открытие производственной площадки АО «СТП «Пермский завод металлообрабатывающих центров» по изготовлению высокоточных металлообрабатывающих центров.
  3. В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1312 осуществляется субсидирование российских организаций пут ем возмещения части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (Объ ем финансирования 140 млн. рублей).
  4. В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2018 года № 532 осуществляется субсидирование российских организаций путем возмещения части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям (Объ ем финансирования 160 млн. рублей).
  5. В 2018 году Фондом развития промышленности профинансированы проекты на сумму 700 млн. рублей.
  6. В рамках Фонда развития промышленности создана новая программа, направленная на удовлетворение потребностей промышленности при переходе на новый технологический уклад «Цифровизация промышленности».

Ряд мероприятий осуществлен и в области инструментальных производств. Однако несмотря на то, что проблемы медленно, но решаются, востребованность импортной техники по-прежнему высока. Каждое предприятие ОПК имеет потребности в оборудовании. Как правило, востребованы следующие типы оборудования: заготовительное, металлообрабатывающее, сварочное, для термообработки, для нанесения покрытий и контрольно-измерительное. Если мы проанализируем заявки на оборудование по Постановлению Правительства №9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг)…» по технологическим направлениям за 2018 г. (Рис.5.), то можно сделать следующие выводы, что контрольно-измерительная техника, КПО и обрабатывающие центры являются наиболее востребованными типами оборудования как для машиностроения в целом, так и для ОПК в частности.

Таким образом, можно отметить, что станкостроительная отрасль стабилизируется, хотя медленнее, чем хотелось бы, и чем инструментальная, но это абсолютно закономерно (Рис. 6). Станки и оборудование относятся к основным фондам, а инструмент, чаще всего, к оборотным. И хотя в финансовом плане, по 2018 году мы видим падение, в количественном выражении присутствует рост производства станков с ЧПУ на 7%.

Вывод: предприятия ОПК нуждаются в модернизации, даже если 5-7 лет назад заводы перевооружили или модернизировали, все равно техника уже устарела. Поэтому данный процесс должен происходить перманентно и обязательно с привлечением отраслевой науки.

Рыжикова Т.Н., д.э.н., профессор Мгту им. Н.Э.Баумана

Читайте также:

Добавить комментарий