Круглый стол «Перспективы развития и проблемы ВПК в России»

Оборонно-промышленный комплекс представляет собой особый сегмент экономики России, который оказывает ярко выраженное влияние на развитие промышленности страны в целом. При этом особенностью военно-промышленного комплекса, как известно, является тесное взаимодействие органов государственной власти, промышленных предприятий и научных организаций, занимающихся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники. В современных условиях специалисты ВПК отмечают ряд актуальных проблем, связанных с перспективами развития. Мы решили обсудить их в формате круглого стола.

Одна из проблем, с которой, по словам ряда специалистов, приходится сталкиваться, — это неясность будущего финансирования предприятий ВПК. Военно-промышленный комплекс России может получить средства от государства только для тех предприятий, которые вписываются в какую-либо федеральную программу или относятся к числу казенных производственных мощностей. Какие шаги, на ваш взгляд, теоретически могут быть предприняты для более эффективного и устойчивого развития всего ВПК?

Вячеслав Арутюнов, директор ООО «МИТО+»:

— Развитие ВПК — это не только создание новых средств вооружений, но и развитие параллельных отраслей, необходимых для обеспечения ВПК. Небольшим компаниям практически невозможно получить средства для разработки и освоения производства новых изделий. Наше предприятие столкнулось с этой проблемой. Мы с середины 90-х годов производили системы управления вибрационными испытаниями, нормирующий усилитель, прибор контроля уровня вибрации при сдаточных испытаниях после ремонта авиационного двигателя. Техника выпускалась частично по старой документации, разработанной в 80-е годы, частично новая или модернизированная. В настоящее время это направление в нашем производстве закрыто. Нужно выпускать продукцию на основе цифровых технологий, в разработках применять дорогостоящее программное обеспечение. Испытание нового типа средства измерения — долгий и дорогостоящий процесс. За счет ресурсов нашего предприятия сделать это практически невозможно. Как следствие, приходится закрывать данные направления. На мой взгляд, проблему финансирования можно было бы решить, применив систему грантов или какую-либо другую, в которой при открытом соревновательном процессе можно защитить проект и получить финансирование.

Арсений Митько, канд. техн. наук, доцент, вице-президент — председатель Совета молодых ученых Севера Арктической общественной академии наук:

— Проблеме экономической эффективности предприятий оборонно-промышленного комплекса сегодня уделяется существенно меньше внимания, чем, например, качеству выпускаемой продукции или срокам ее изготовления. По моему убеждению, задача снижения удельных затрат предприятий ОПК должна решаться на таком же высоком уровне. Иначе полное выполнение гособоронзаказа в плановые сроки будет с каждым годом обходиться государству все большей ценой. В условиях дефицита федерального бюджета и сокращения объема гособоронзаказа в среднесрочной перспективе растущие издержки предприятий (вследствие неэффективности их работы) могут привести к снижению натуральных объемов закупок техники и вооружений, их модернизации.

Как влияют на работу ВПК изменения в законодательстве, регулирующем закупочную деятельность оборонных предприятий?

Вячеслав Арутюнов:

— Конечно, проблема финансирования ВПК существует. На мой взгляд, она связана не с отсутствием средств, а с организацией системы самого финансирования. Я представляю небольшое предприятие численностью персонала порядка 20 человек и буду говорить о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться нам. Мы производим зарядные устройства для аккумуляторов, применяемых в приборах ночного видения. Если еще пять лет назад мы в начале года получали поквартальный график поставок своих изделий и, согласно ему, 100%-е авансирование, то в последние годы даже не можем предположить, какой будет объем производства. Нам присылают заявки обычно с комментарием, что столько-то продукции было нужно вчера. Но, по существующим правилам, надо под новый заказ открыть спецсчет в банке, указанном в контракте, при этом следует пройти все необходимые закупочные процедуры, на которые также требуется время. Сложившаяся система не позволяет в силу указанных причин иметь производственный задел. В результате срок исполнения заказа может увеличиваться, по сравнению с предыдущей практикой, в два и более раза. Вторым негативным  фактором является авансирование в объеме 50%. Обычно этих средств не хватает для исполнения контракта. Некоторые позиции невозможно оплатить со спецсчета — например, комплектующие из Республики Беларусь. Приходиться изыскивать финансы из других источников.

Арсений Митько:

— Доля гражданской продукции на предприятиях ОПК должна к 2025 году достигнуть 30%, а еще через пять лет — 50%. Сейчас гособоронзаказ формируется централизованно — предприятия получают заказ от госзаказчика в рамках 44-ФЗ. У головного исполнителя, в свою очередь, есть «субподрядчики». Это предприятия ОПК с госучастием, то есть субъекты 223-ФЗ. Далее накладываются еще дополнительные ограничения 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Кроме этого, предприятиям надо соблюдать баланс между открытостью и безопасностью. С одной стороны, правила 223-ФЗ требуют максимальной открытости закупок — не публиковать можно только те закупки, которые содержат гостайну. При этом если у отдельной закупки нет подобных сведений, но в цепочке коопераций этого заказчика по совокупности можно понять, что и в каком объеме будут производить предприятия, возникает риск раскрытия гостайны.

Какими способами государство способно оказывать поддержку в направлении импортозамещения?

Вячеслав Арутюнов:

— Думаю, что еще лет десять назад мы слишком увлеклись импортом, и он почти поглотил нашу экономику. Сейчас иногда ставится задача, чтобы изделие было полностью из отечественных элементов. Но что происходит на практике? Вот пример. Изготавливается дроссель из российского провода, но с импортным сердечником. Это довольно распространенная ситуация. Из экономических соображений отечественные предприятия, традиционно выпускавшие подобную продукцию, ушли с рынка, и их место занял импорт. Для кардинального решения проблемы необходима государственная программа, создающая реальные условия для импортозамещения. В нашей сфере стоимость производства российских товаров, как применяемых в ВПК, так и общего назначения, обычно выше, чем у наиболее дешевых импортных аналогов. При такой ситуации предприятиям нерентабельно вкладывать средства в освоение новых продуктов. Программа импортозамещения — это прежде всего экономическая задача.

Необходим пересмотр всей экономической политики с целью создания благоприятной среды для производства отечественных товаров, тогда некоторые вопросы решатся автоматически. Можно вспомнить опыт Советского Союза. Когда перед промышленностью ставились задача создания нового изделия, одновременно предприятиям-смежникам ставилась задача создания необходимых материалов и комплектующих. Проблема решалась комплексно с участием государства. Промышленность была самодостаточной и не зависела от импорта.

Арсений Митько:

— Стабильное экономическое развитие государства посредством импортозамещения товаров и/или услуг будет возможно только в случае существенного повышения уровня промышленного самообеспечения. При этом нужно учесть тот фактор, что выпущенные товары и/или услуги на импортозамещающих производствах должны быть ориентированы как на внутренний рынок, так и на внешний, поскольку только в этом случае уровень конкурентоспособности национальной продукции будет достаточно высок. Таким образом, следует развивать промышленность не только определенных отраслей, но и увеличивать уровень развития экономики, инфраструктуры, социальной сферы, делая само государство более конкурентоспособным, способным взаимодействовать во внешнеэкономических операциях с развитыми промышленными странами на равных.

Может ли, на ваш взгляд, современная стандартизация стать основой формирования новой модели предприятий в ОПК?

 Арсений Митько:

— Стандартизация оборонной продукции базируется на общих с гражданской организационных и методических принципах, представляя собой составную часть единой государственной системы. В связи с необходимостью сохранения и развития кооперации предприятий оборонного комплекса государств — участников СНГ и решения вопросов обеспечения коллективной безопасности расширяются работы по межгосударственной стандартизации. Правовой основой в данном случае является принятое на уровне Глав Правительств «Соглашение о проведении работ по межгосударственной стандартизации». Эти работы базируются на исследованиях перспектив развития оборонной продукции в направлениях повышения ее качества и эффективности, разработок новых видов вооружения, расширения масштабов использования информационных технологий в управлении войсками.

Ощутимо ли на сегодняшний день формирование цифровой платформы научно-производственной кооперации как драйвера диверсификации ОПК?

Арсений Митько:

— Диверсификация укрепит не только экономическую устойчивость ОПК, но и устойчивость критической инфраструктуры в условиях киберугроз, валютных колебаний и других рисков. Позволит минимизировать воздействие факторов, которые могут негативно повлиять на реализацию большинства инвестиционных программ российских инфраструктурных монополий и госкорпораций.

Успешная цифровизация ОПК требует повсеместного участия предприятий, входящих в его состав. В настоящее время большинство из них либо не применяет цифровые технологии, либо применяет в локальных масштабах. Переход к цифровой экономике влечет пересмотр времени создания продукции «завтрашнего дня», выпуска ее новых типов и применения цифровых технологий на всех стадиях цепочки создания стоимости.

В целом, как на сегодняшний день видятся перспективы инновационного развития в сфере ВПК?

Сергей Владимиров, генеральный директор — главный конструктор АО «Арсенал-207», заслуженный работник ракетно-космической промышленности РФ:

— На сегодняшний день перспективой инновационного развития нашего предприятия и в целом ракетно-космической промышленности является применение в новых проектах ракетно-космической техники (РКТ) новых прогрессивных технологий, в том числе аддитивных (безотходных) с использованием 3D-моделирования, а также новых порошковых конструкционных материалов, благодаря которым в короткие сроки и с невысокой себестоимостью можно создавать весьма сложные пространственные элементы, детали и узлы конструкции. Это может быть применено также в авиационной и медицинской технике, в судостроении и других отраслях.

Вячеслав Арутюнов:

— Если говорить о перспективах развития в области зарядных устройств, то пока трудно представить, как это может происходить. Каждый пользователь аккумуляторных батарей решает проблему их заряда самостоятельно. Специализированных предприятий, производящих зарядные устройства, нет. Также нет и элементной базы. В Российской федерации не производится ни одной специализированной микросхемы для управления процессом заряда. Здесь мы непроизвольно возвращаемся к вопросу импортозамещения. Нет единой государственной политики в области создания отечественной элементной базы, нет финансирования, нет развития. Для решения конкретно своей задачи при разработке зарядного устройства нам пришлось заказать разработку и изготовление специализированной микросхемы, которую мы сейчас и начали применять в нашем изделии.

Арсений Митько:

— Военно-промышленный комплекс Российской Федерации встал на правильный путь развития. Необходимо продолжить уже ведущиеся разработки в сфере НИОКР и не сбавлять темпы роста оборонной промышленности. Для достижения поставленных целей следует более ответственно обучать новые кадры, следить за соотношениями количества и качества выпускаемой продукции, отладить систему производства таким образом, чтобы не нарушать процесс поэтапного сбора (от первого элемента и вплоть до готового продукта). Все это со временем выведет ВПК Российской Федерации на совершенно новый уровень обороноспособности и решит такие проблемы, как старение кадров, производственные коллапсы и, конечно, проблему устаревания вооружения и техники.

Как вы оценили бы состояние и проблемы кадрового обеспечения предприятий ОПК в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

Сергей Владимиров:

— В настоящее время для ракетно-космической отрасли в Санкт-Петербурге молодых специалистов готовят в БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, СПб ГПУ им. Петра Великого, ГУАП, ИТМО. Они имеют неплохую подготовку для начала работ по проектам разработки ракетно-космической техники. Однако желательно, чтобы в вузах больше внимания уделяли изучению новых прогрессивных технологий, сопутствующих им физических процессов и возможности использования новых конструкционных материалов.

Необходимо также восстановить и развивать систему обучения средне-технического образования с целью подготовки высококвалифицированных рабочих специалистов, программистов, наладчиков современного станочного оборудования и эксплуатантов оборудования для производства изделий по новым технологиям.

Вячеслав Арутюнов:

— Проблемы кадрового обеспечения предприятий ОПК те же, что и в любой другой отрасли. Необходимо, чтобы профессии не только инженера, но и квалифицированного рабочего стали престижными. Уровень подготовки должен быть достаточно высоким, а главное — обеспечение работой после окончания учебного заведения. И, опять же, только динамичное развитие экономики создаст потребность в специалистах. ОПК не может развиваться сам по себе, он связан производственными цепочками с многими другими отраслями. Только комплексный системный подход может дать ощутимые результаты качественного повышения уровня специалистов. Молодое поколение пойдет в производство, если оно будет гарантировать достойную заработную плату и стабильность.

Арсений Митько:

— Современный оборонно-промышленный комплекс в настоящее время испытывает ряд серьезных проблем, в числе которых особенно остро стоит проблема обеспечения квалифицированными научно-производственными кадрами. Предприятия ОПК предъявляют высокие требования к данной категории персонала. Это должны быть высококвалифицированные, стабильные и дисциплинированные специалисты, способные поддержать высокотехнологичные процессы на военно-промышленном производстве. Постоянный рост темпов развития ОПК, необходимость применения современных инновационных технологий в военной промышленности формирует четкое понимание постоянного возрастания ценности человеческого капитала.

Система кадрового обеспечения предприятий ОПК в обязательном порядке должна включать в себя систематический контроль, мониторинг и корректировку численности профессионально-квалификационной структуры. Требуется давать научно обоснованные предложения по решению довольно широкого спектра кадровых проблем, связанных с эффективным использованием кадрового потенциала предприятия, начиная от оценки персонала и заканчивая его перспективной подготовкой и развитием.

Прогнозирование оптимальной численности и удельного веса современных профессий руководителей и высококвалифицированных специалистов в профессионально-квалификационной структуре является основополагающим звеном в системе кадрового обеспечения ОПК и свидетельствует о необходимости разработки и внедрения единой системы мониторинга обеспеченности и прогнозирования кадрового потенциала таких предприятий.

Читайте также:

Добавить комментарий