Предложение по созданию системы автоматизации деятельности газодымозащитной службы на примере пожарно-спасательного гарнизона Санкт-Петербурга

Стремительный технический прогресс и развитие информационных технологий внесли в повседневную жизнь общества такой термин как автоматизация. Автоматизация как явление или процесс представляет собой одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций. Сам же термин «автоматизация» основан на более раннем слове «автоматический» (поступающий с автомата). В наши дни процессу автоматизации подвергаются производственные процессы, проектирование, организационно-планирующие мероприятия по управлению, научные исследования, обучение, бизнес-процессы и другие различные сферы человеческой деятельности. Если не вдаваться в технические подробности каждого вида деятельности в отдельности, то любая автоматизация направлена на упрощения организации, функционирования и результативности осуществления той или иной деятельности. Обеспечение всех уровней безопасности населения того или иного государства – это ключевой процесс функционирования общественной жизни, который тоже необходимо автоматизировать исходя из всех опасных факторов, которые могут влиять на жизнь людей в современном мире.

На территории Российской Федерации основные функции по обеспечению безопасности населения ложатся на Федеральные органы исполнительной власти, в число которых входит Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы МЧС России (далее по тексту ФПС ГПС МЧС России). ФПС ГПС МЧС России обеспечивает необходимые профилактические мероприятия по предупреждению пожаров и ликвидации ЧС и их последствий, а так имеют все необходимые силы и средства в случае возникновения пожаров или ЧС природного и техногенного характера. Для более эффективного функционирования пожарно-спасательных подразделений, на территории РФ были организованы пожарно-спасательные гарнизоны по территориальному принципу расположения. Пожарно-спасательный гарнизон – это объединение органов управления, органов государственного пожарного надзора, подразделений, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ, расположенных постоянно или временно на территории с установленными границами, либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах [1][2]. Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона. В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации. В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения. Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях [1]. Санкт-Петербургский пожарно-спасательный гарнизон является  территориальным и имеет границы субъекта федерального значения города Санкт-Петербурга. В состав гарнизона входят так же и газодымозащитная служба, созданная и успешно функционирующая на базе всех пожарно-спасательных подразделений на территории города Санкт-Петербурга. Руководство гарнизоном осуществляет начальник главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу.

В случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций, для взаимодействия пожарно-спасательных подразделений на территории  Санкт-Петербурга, составлен документ: «Расписание выезда подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований гарнизона пожарной охраны Санкт-Петербурга для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Санкт-Петербурга» (далее по тексту – «Расписание выезда»). Расписание выезда согласовывается с губернатором Санкт-Петербурга и утверждается внутренним приказом по ГУ МЧС по Санкт-Петербургу. Этот приказ является основным при осуществлении взаимодействия всех подразделений гарнизона, как при повседневной деятельности, так и в случае проведения работ, связанных с тушением пожаров или проведением аварийно-спасательных работ [8][9].

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ – одна из наиболее опасных задач для сотрудников пожарно-спасательных подразделений гарнизона как для и здоровья, так и для их жизни. Именно поэтому требования нормативных документов требуют неукоснительное соблюдение требований безопасности при работе в условиях непригодных для дыхания, то есть работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (далее по тексту СИЗОД) [10]. Именно поэтому организацию качественной и эффективной газодымозащитной службы уделяется огромное внимание, потому что в наше время ни одни пожар и ликвидация последствий ЧС не проводится без использования СИЗОД. В периоды между оперативными выездами постоянно проводятся работы по подготовки личного состава для работы в СИЗОД и комплекс организационно-технических и проверочных мероприятий, проводимых с целью недопущения остановки или задержки функционирования газодымозащитной службы гарнизона.

В соответствии с Приказом МЧС России от 09.01.2017 №1 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и учреждений МЧС России, исполнение обязанностей по которым непосредственно связано с применением аппаратов защиты органов дыхания с использованием емкостей под избыточным (высоким) давлением при тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и тренировок, при замещении которых выплачиваются ежемесячные надбавки за особые условия службы, и Перечня должностей рядового и младшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы дежурных караулов (смен) подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, исполнение обязанностей по которым предусматривает непосредственное участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, при замещении которых
выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы»  газодымозащитная служба создается во всех подразделениях, имеющих численность личного состава в одном карауле (дежурной смене) 3 человека и более, а в территориальных органах МЧС России (службах пожаротушения) и учреждениях МЧС России – во всех случаях [5][11].

В Санкт-Петербургском пожарно-спасательном гарнизоне самыми эффективными и боеспособными тактическими подразделениями являются пожарно-спасательные части, так численность их личного состава составляет 90 % всех пожарных и спасателей гарнизона, из которых 70-80% являются аттестованными газодымозащитниками. Газодымозащитниками являются сотрудники из числа лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работники территориальных органов МЧС России и подразделений, слушатели и курсанты учреждений МЧС России, допущенные к самостоятельному использованию СИЗОД. Все газодымозащитники обеспечиваются дыхательными аппаратами на сжатом воздухе  или дыхательными аппаратами на сжатом кислороде [5].

Стоить определить основные задачи газодымозащитной службы пожарно-спасательного гарнизона (см. схему):

Исходя из вышеизложенных задач, которые естественно имеют свои подзадачи, во всех гарнизонах разделяют направления ответственности за определенными сменами караульной службы и сменами пожаротушения ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ. В Санкт-Петербургском гарнизоне они разделены соответствующем образом (см. таблицу)

Руководитель смены (дежурного караула) отвечает за выполнение требований, согласно своего направления деятельности, закрепленного за подразделением, а руководитель подразделения (начальник пожарно-спасательной части, заместитель начальника части или руководящий состав пожарно-спасательного отряда) осуществляют контроль за работой смены (дежурного караула). В масштабах гарнизона дежурные смены пожаротушения так же осуществляют контроль за работой смен (дежурных караулов) в пожарно-спасательных подразделениях во время дежурных суток.

Дежурные смены использующие средства индивидуальной защиты органов дыхания, а они  является сложными и прихотливыми в эксплуатации и обслуживании устройствами, встает вопрос о сложности учета, своевременном ремонте, хранении, обслуживании и ремонте. Так как стоимость СИЗОД доходит до 100 тысяч рублей и процесс закупок согласно федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ может занимать для подразделений до 1 месяца, а использование СИЗОД не прекращается, необходимо упростить процесс, путем создания базы данных и разработки специализированного программного обеспечения, упрощающего процесс диалога, сотрудников подразделений с подразделениями обеспечивающими процесс закупок, списания и использования аппаратов. От оперативности взаимодействия подразделений,  зависит человеческая как сотрудников принимающих участие в ликвидации ЧС с использованием СИЗОД, так и людей пострадавших в ЧС[12].

В последние несколько лет в связи с совершенствованием организационно-штатной структуры системы МЧС России и проведением организационно штатных мероприятий направленных на улучшение работы МЧС России, происходит процесс преобразования информации(  накопленных данных) в новые форматы. В процессе этого ряд необходимой информации подвергается изменению или преображению. В следствии   отслеживание динамики, по ряду показателей при использовании СИЗОД не возможна. Создание базы данных решит проблему и ускорит процесс сбора и комплектования информации в отчеты и составления заявлений на закупки, ремонт и построения прогноза на будущий год.

Для решения задачи по автоматизации деятельности газодымозащитной службы на примере пожарно-спасательного гар-
низона Санкт-Петербурга, разработать предложение по созданию системы поддержки принятия решения предназначенной к применению в подразделениях пожарно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации последствий ЧС. Система должна формировать единое информационное пространство и осуществлять поддержку принятия решений процессов, связанных с технологическим обслуживанием, учетом, контролем, использованием, закупками СИЗОД в пожарно-спасательных подразделениях.

Задачи, которые должна решать информационно-аналитической система поддержки принятия решения по управлению пожарно-спасательными формированиями:

  1. Информационная поддержка руководителей и сотрудников ГПС, участвующих в процессах учета, диспетчеризации и обслуживания технологического оборудования;
  2. Сокращение простоев оборудования за счет проведения анализа и исследования поломок, технического обслуживания и ремонта СИЗОД, снижение издержек на технического обслуживания и ремонта СИЗОД;
  3. Формирование планов, графиков, сводных отчетов для принятия решений при эксплуатации СИЗОД;
  4. Ведение полной истории использования СИЗОД для последующего анализа;
  5. Поддержка принятия решений при планировании, подготовке и выполнении технического обслуживания и ремонта СИЗОД.

Цели внедрения информационно-аналитической системы поддержки принятия решения по управлению пожарно-спасательными формированиями в масштабе Санкт-Петербургского гарнизона:

  1. Создание базы данных для хранения информации в формализованном виде;
  2. Автоматизация расчетов (формирование план-графика закупок, учет технического обслуживания и ремонта, сведений о хранении СИЗОД, движении СИЗОД при эксплуатации, составление сводных отчетов о простоях оборудования);
  3. Автоматизация получения аналитических отчетов и распечаток по принятым формам;
  4. Распределение прав доступа по внесению изменений по использованию СИЗОД: ввод определенной части информации наиболее информированными пользователями и многократное использование ее другими пользователями, исключение дублирования ввода;

Для начала проектирования системы необходимо определиться со структурой Санкт-Петербургского пожарно-спасательного гарнизона. Для этого необходимо разработать модуль «Структура». Модуль предназначен для комплексного информационного обеспечения рабочих процессов Санкт-Петербургского гарнизона в части выполнения следующих задач:

  1. Предоставление сотрудникам подразделений доступа к информации о структурных подразделениях гарнизона: руководитель подразделения, личный состав, размещение подразделений по помещениям; и информации о сотрудниках;
  2. Предоставление сотрудникам возможности самостоятельно следить за актуальностью персональной информации, биографии, должностей, а так же централизованно поддерживать актуальность штата личного состава и персональной информации;
  3. Предоставление ответственным лицам возможности изменения структуры подразделений и списка сотрудников.

Ильницкий Сергей Владимирович, начальник группы по обучению иностранных граждан центра международной деятельности и информационной политики Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России

Читайте также:

Добавить комментарий