Перспективное авиационное оборудование для самолетов гражданской авиации

АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (с 2012 года входит в АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии») вот уже 65 лет разрабатывает и производит бортовое оборудование, во многом определяющее облик самолетов гражданской авиации.

В научно-исследовательских отделах и производственных комплексах организации трудится более 3 тыс. сотрудников, выполняя работы в рамках государственных программ РФ и по контрактам с ведущими отечественными предприятиями в области разработки и производства авиационной техники. На сегодняшний день достигнуты значительные успехи в сфере бортового радиоэлектронного оборудования нового поколения.

Технический уровень разработок Ульяновского КБ приборостроения (УКБП) обеспечивается высокой квалификацией специалистов и современными исследовательской, проектно-конструкторской, испытательной и опытно-производственной базами.

Разработка, выпуск и внедрение бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) нового поколения — важнейший фактор повышения безопасности полетов, обеспечения конкурентоспособности российских самолетов гражданской авиации.

На основе накопленного опыта, в частности, по созданию бортового радиоэлектронного оборудования для Ту-204СМ, сертифицированного в 2013 году, АО «УКБП» разработало и выпускает для нового лайнера МС-21 компоненты БРЭО, предназначенные для создания единого информационно-управляющего поля кабины. В их числе система управления общесамолетным оборудованием, интегрированная система резервных приборов, многофункциональные индикаторы, пульты для кабины пилотов, а также целый ряд аэрометрического и светотехнического оборудования.

При работе над этим важнейшим для российской авиации проектом в АО «УКБП» была проведена модернизация производства, внедрен ряд передовых технологических процессов, осуществлена комплексная автоматизация деятельности предприятия, усилена работа научно-технических и конструкторских отделов, введена в строй уникальная испытательная база.

МС-21— первый отечественный самолет, оснащенный интегрированным комплексом бортового оборудования на основе модульной авионики (ИКБО ИМА), разработанной и выпускаемой предприятиями Концерна «Радиоэлектронные технологии». Комплекс реализует полную функциональность бортового оборудования в навигации, индикации и сигнализации, в обеспечении помощи в самолетовождении. Внедрение инновационных решений обеспечивает МС-21 наилучшие технические характеристики среди самолетов своего класса.

В рамках проекта МС-21 АО «УКБП» было разработаны и выпускаются:

  • система управления общесамолетным оборудованием СУОСО-МС-21;
  • блок управления и контроля системы кондиционирования воздуха БУК-17;
  • интегрированная система резервных приборов ИСРП-21;
  • система измерения высотно-скоростных параметров СИВСП-21;
  • многофункциональный индикатор ИМ-21-2;
  • пульт управления курсором (трекбол) ПТ-3;
  • многофункциональный пульт управления МФПУ-2;
  • пульт управления индикацией ПУИ-17.

В рамках программы импортозамещения завершается разработка комплексного потолочного пульта и комплекса пультов управления системами самолета.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Система СУОСО-МС-21 включает в себя блок «вычислитель-концентратор» БВК-12 (2 шт.), блок преобразования сигналов БПС-14 (7 шт.), блок защиты и коммутации БЗК-1 (7 шт.), блок управления обогревом стекол БУОС-1 (2 шт.).

СУОСО-МС-21 и входящие в ее состав комплектующие изделия соответствуют: АП-21 — категория «А», P4754A/ARP4754A — уровень «А», КТ-178С (проект)/DO-178С — уровень «А», KT-254/DO-254 — уровень «А».

Система СУОСО-МС-21 предназначена для управления и контроля (полетного и наземного) технического состояния общесамолетного оборудования, обеспечения сопрягаемого оборудования и экипажа необходимой информацией о состоянии гидравлической и кислородной систем, системы дверей и люков, системы нейтрального газа, систем обогрева стекол, управления уборкой и выпуском шасси, аварийно-спасательного оборудования, топливной системы и системы топливоизмерения, системы стояночного торможения, маршевой силовой установки, вспомогательной силовой установки, вычислительных блоков БРЭО, интегрированной системы сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации (ИССКОР-МС-21), комплексной системы кондиционирования воздуха, системы обнаружения обледенения, противообледенительной системы крыла, системы пожарной защиты, систем торможения колес, мониторинга температуры и давления в шинах колес шасси самолета, управления поворотом колес носовой опоры шасси, а также системы электроснабжения, комплексного потолочного пульта, пультов бортпроводников, комплексной системы управления и системы автоматического регулирования давления.

Для СУОСО-МС-21 была успешно решена задача разработки твердотельного блока защиты и коммутации БЗК-1 (рис. 1). Построенный с использованием твердотельных коммутационных элементов, он выполняет две независимые самолетные функции: защита сопрягаемых систем и фидера самолета от переходных процессов (функцию АЗС) и управление общесамолетным оборудованием. Это позволило значительно сократить номенклатуру и повысить надежность и контролепригодность авиаоборудования.

Внедрение системы СУОСО на самолете МС-21 впервые позволило реализовать функцию вторичного распределения электроэнергии твердотельными блоками защиты и коммутации, реализовать функцию защиты сопрягаемых систем и фидера от перегрузок по току, снизить массу и номенклатуру средств управления и контроля общесамолетного оборудования, повысив при этом глубину самого контроля, снизить вероятности отказов каналов управления общесамолетным оборудованием, а также время обслуживания и предполетной подготовки, реализовать отказоустойчивую разнородную архитектуру системы управления и возможность выполнения функций катастрофического уровня, реализовать в твердотельных блоках управления обогревом стекол кабины экипажа встроенную защиту от молнии.

Блок БУК-17 (рис. 2) предназначен для управления комплексной системой кондиционирования воздуха, противообледенительной системой крыла, подсистемой подготовки воздуха системы нейтрального газа для обеспечения наддува, обогрева/охлаждения и вентиляции кабины экипажа и пассажирского салона, а также охлаждения РЭА.

Блоки БЗК-1 и БУК-17 разработаны в соответствии с международными стандартами и циркулярами: ARP4754A, DO-178C, DO-254, D0-160G, EASA CM-SWCEH-001, EASA CM-SWCEH-002, ARP4761, ARINC 624 и др.

Уровни проектирования соответствуют: АП-21— категория «А»,

P4754A/ARP4754A — уровень «А», КТ-178С (проект)/DO-178С — уровень «А», КТ- 254/DO-254 — уровень «А».

Интегрированная система резервных приборов ИСРП-21 (рис. 3) предназначена для замены группы резервных электромеханических пилотажно-навигационных приборов, обеспечивающих экипаж информацией о пространственном положении, высотно-скоростных и навигационных параметрах. Разработана в соответствии с сертификационными документами Р-4754, КТ-178В, КТ-254 и КТ-160Б.

Система измерения высотно-скоростных параметров СИВСП-21 предназначена для обеспечения бортовых систем информацией о высотно-скоростных параметрах полета. Разработана в соответствии с сертификационными документами КТ-160G, ГОСТ РВ 15.307.

Многофункциональный индикатор ИМ-21-2 (рис. 4) предназначен для информирования экипажа о пилотажно-навигационной обстановке, о состоянии и параметрах силовой установки, самолетных систем и сигнальной информации. На экране индикатора отображается текстовая, сигнальная, графически синтезированная информация, включая информацию от метеонавигационной радиолокационной станции (MHPJIC), системы раннего предупреждения близости земли (СРПБЗ) и информацию от обзорных систем с возможностью наложения одного типа изображения на другое. Индикатор разработан в соответствии с сертификационными документами Р 4754, КТ- 178С, КТ-254 и КТ-160И.

Пульт управления курсором (трекбол) ПТ-3 (рис. 5) предназначен для интерактивного управления потоком информации, выводимой на экраны индикаторов. Обеспечивает формирование и выдачу в цифровом виде сигналов от функциональных кнопок, джойстика, данных кремальеры и с шара трекбола в соответствии с требованиями программы функционирования пульта.

Многофункциональный пульт управления МФПУ-2 (рис. 6) обеспечивает настройку радиосвязного оборудования, оборудования радионавигации и посадки, управление системой раннего предупреждения приближения земли, метеорадаром, системой предупреждения столкновений и ее ответчиков, системой госопознавания (опционально).

МФПУ-2 формирует и выдает в цифровом виде сигналы от функциональных кнопок, джойстика и от кнопок цифробуквенной клавиатуры в соответствии с программой функционирования пульта.

Новейший российский лайнер МС-21 с бортовым радиоэлектронным оборудованием разработки АО «УКБП» в ближайшее время сможет успешно конкурировать на мировом рынке гражданской авиации.

Берг А.Г. — Генеральный директор АО «УКБП»,

Деревянкин В.П. — первый заместитель генерального директора АО «УКБП»,

Юков А.В. — Заместитель директора НТЦР — главный конструктор 1-го направления

АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»
432071, г. Ульяновск, ул. Крымова, 10а
Тел. (8422) 43-43-76, факс (8422) 41-33-84
www.ukbp.ru, e-mail: inbox@ukbp.ru

Читайте также:

Добавить комментарий