Морская авиация под защитой средств РЭБ

Принято считать, что ВМФ сегодня включает в себя четыре рода сил: подводные силы; надводные силы; морскую авиацию; береговые войска ВМФ. Морская авиация является родом сил в военное время обязанной решать задачи, связанные с боевыми действиями на море и в прибрежной полосе.

В её состав входит широкая номенклатура авиационных комплексов корабельного и берегового базирования: ракетоносцы, самолёты и вертолёты противолодочной, разведывательной авиации, истребители, штурмовики и т.д. (Ту-22 М3М, Ту-142 М3, Су-33, Су-24, Ил-38, Ка-27). Вместе с тем, в связи со сложностью решаемых задач, ограниченным парком авиационных комплексов ВМФ, проблемами с финансированием разработок, прослеживается тенденция перехода к многоцелевым летательным аппаратам, к которым следует отнести многоцелевые патрульные авиационные комплексы, бомбардировщики-ракетоносцы, штурмовики, многоцелевые вертолёты.

Одной из основных задач морской авиации в боевых условиях является атака одиночных кораблей и военно-морских соединений. И одиночные корабли, и соединения являются зонами максимального сосредоточения средств ПВО, поэтому работа авиации по морским целям требует развёрнутого применения средств РЭБ, которые способны в значительной степени затруднить и нарушить работу корабельных средств ПВО различного назначения.

Согласно вновь появившимся планам, 30 ракетоносцев Ту-22М3 должны пройти модернизацию до уровня Ту- 22 М3М для использования противокорабельной ракеты Х-32, представляющей из себя глубокую модернизацию Х-22.

Новая ракета получила обновленную ГСН, способную работать в условиях работы самых современных средств РЭБ противника. Насколько эффективна будет новая ГСН и насколько эффективно смогут ее использовать самолеты, не находящиеся в составе флота – большой вопрос, но все же наша страна, по завершению этой программы, должна получить полноценный ракетоносный авиаполк (хотя бы – по численности). Правда, на сегодняшний день, кроме первого модернизированного самолета, на котором была «обкатана» модернизация, есть только один самолет этого типа, выкатка которого состоялась 16 августа 2018 г. Планируется, что все 30 самолетов этого типа должны пройти модернизацию до 2020 г.

Чем вооружена морская авиация России и какими средствами РЭБ она оснащена?

Единственным авианосцем ВМФ РФ является тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». На нем базируются: палубные истребители Су-33, МиГ-29К/КУБ; учебно-тренировочные самолеты
Су-25УТГ; многоцелевые корабельные вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31, Ка-52К «Катран».

На вооружении авиации ВМФ стоят дальние противолодочные самолеты
Ту-142МР и Ту-142М3; бомбардировщи-ки-ракетоносцы Ту-22М3М, бомбардировщики и разведчики Су-24 М и Су-24 МР; противолодочные самолеты Бе-12, Ил-20 и Ил-38 Н; истребители МиГ-29 К, МиГ-29 КУБ, Су-27, Су-33, истребители-перехватчики МиГ-31; транспортные самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ту-134; вертолеты Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ка-27, Ка-31, Ка-52К и другие машины.

Ещё в середине 60-х гг. XX века в ЦНИИ-108 (ныне АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга») совместно с Новосибирским НИИ АП и некоторыми другими институтами была выполнена НИР «Исток», предопределившая создание бортовых комплексов обороны (БКО).

Комплекс БКО включает в себя: автоматическую самолётную станцию помех (чаще станцию активных помех сантиметрового диапазона типа «Герань», разработанную в АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга) затрудняющую обнаружение и автоматическое сопровождение самолёта радиоэлектронными средствами; станцию предупреждения об облучении; теплопеленгатор, фиксирующий пуск тепловой ракеты; автомат отстрела ИК-патронов, отстреливаемых против направления полёта и представляющих собой первоочередную цель для атакующих ракет с тепловыми головками самонаведения, систему отстрела дипольных отражателей; информационный вычислитель – прибор управления комплексом.

Комплекс БКО «Карпаты-М» устанавливался на фронтовые бомбардировщики С-24М, Су-24МР; комплекс БКО «Саяны-М» устанавливается на дальние противолодочные самолёты
Ту-142МР и Ту-142М3, комплекс БКО «Урал-М» размещён на модернизируемых бомбардировщиках-ракетоносцах Ту-22М3М. Станции ответных помех стоят на ряде самолётов транспортной авиации.

В настоящее время в АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» заканчиваются испытания малогабаритной, одноконтейнерной станции активных помех МСП-418К, предназначенной для истребителей МиГ-29. Названная станция предназначена для индивидуальной и индивидуально-взаимной защиты истребителей путём создания преднамеренных активных помех радиоэлектронным средствам управления оружием противника.

Базовые элементы МСП-418К позволяют существенно улучшить характеристики средств радиоэлектронной защиты большинства вышеперечисленных самолётов.

Средства РЭБ, применяемые на боевых самолётах, призваны существенно повысить их живучесть в условиях боевых действий, а в отдельных случаях полностью подавить средства ПВО вероятного противника, что в условиях боевых действий над морем приобретает особое значение.

д.т.н., профессор Г.И. Андреев, к.т.н. Н.Г. Бодрихин, М.Е. Замарин

107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 20, стр. 9
Тел.:(499) 267-43-93, (499) 263-94-01 ; Факс: (499) 267-21-43
Дежурная служба тел.: (499) 263-94-52; Факс: (499) 267-29-11
Е-mail: marketing_ivc@cnirti.ru, post@cnirti.ru
Copyright © 2005-2018 www.цнирти.рф

Читайте также:

Добавить комментарий