Актуальные аспекты развития федеральной системы поиска и спасания на море

(К 15-летию Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации)

Актуальность формирования Федеральной системы поисково-спасательного обеспечения (ФСПСО) морской деятельности (МД) обусловлена тем, что поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море,  наряду с безопасностью мореплавания, безопасностью объектов морской инфраструктуры, защитой и сохранением морской среды,  является составным элементом  системы обеспечения безопасности МД Российской Федерации (РФ).

ФСПСО МД РФ представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных нормативно-правовых, организационно-технических мероприятий, а также сил, средств и органов управления, направленных на недопущение гибели людей в море и оказание помощи аварийным кораблям и судам, а также выполнения аварийно-спасательных, водолазных, глубоководных, судоподъёмных и подводно-технических работ.

К концу 90-х годов прошлого века возможности ФОИВ по поиску и спасанию на море существенно снизились. Гибель АПК «Курск» в августе 2000г., получившая большой международный резонанс, ускорило обращение внимания Правительство РФ на вопросы поиска и спасания на море. Была проведена реальная оценка имеющихся в РФ сил и средств ПСО и их возможностей. К этому времени в сфере гражданского мореплавания, в связи с повышением интенсивности судоходства, активизацией разведки и добычи нефти на континентальном шельфе, существенно возросли риски морских аварий и разливов нефти и нефтепродуктов. Вопросы повышения безопасности на море приобрели для РФ особую актуальность. Следствием этого стали подготовленные Постановления Правительства РФ и обоснование Морской доктрины РФ.

Краткая характеристика нормативно-правовой базы функционирования ФСПСО МД РФ к 18.11.2004 ( утверждение Председателем Правительства РФ Положения о Научно -экспертном совете (НЭС) Морской коллегии (МК) при Правительстве РФ)

Национальная нормативно-правовая и организационная основа функционирования ФСПСО МД РФ, основанной на взаимодействии АСС и формирований (АСФ) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) определена комплексом мероприятий и документов , разработанных во исполнение :

– Постановления Совета Министров СССР от 15.01.1991г. №48 «О мерах по повышению безопасности на море, совершенствованию аварийно-спасательного дела и организации производства работ по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных химических веществ в море»;

– Постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. N 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»;

– Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г. № 174 «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России »;

– федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ( № 68-ФЗ от 21.12.1994г. );

-федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (№151-ФЗ от 22.08.1995 г.);

– Постановления Правительства РФ от 05.11.1995 N 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

– Морской доктрины РФ на период до 2020 г ,утвержденной Президентом РФ 27.07.2001г.

Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 г ,утвержденной Президентом РФ 27.07.2001г., в комплексе мер, обеспечивающих развитие ФСПСО МД предусмотрено:

– совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти( ФОИВ), имеющих в ведении и в сфере деятельности силы и средства спасания;

– обеспечить государственную поддержку развития и функционирования системы;

– развивать международное сотрудничество по поиску и спасанию людей на море;

– обеспечить создание и функционирование единой государственной глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских судов и наблюдения за обстановкой в Мировом океане.

Основные проблемы федеральной системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности к 2005 г.

Опыт развития и функционирования системы ФСПСО МД РФ в соответствии с принятыми в 1991-2004гг решениями и проведения поисковых, аварийно-спасательных, подводно-технических, водолазных и глубоководных работ при авариях кораблей, морских и воздушных судов на море выявил:

– несоответствие современным требованиям и необходимость совершенствования нормативно-правовой базы системы ФСПСО МД;

– недостаточный уровень координации и взаимодействия органов управления АСФ ФОИВ как в повседневной деятельности, так и при проведении операции по поиску и спасанию на море;

– необходимость повышения уровня координации государственной технической политики по поддержанию в готовности, модернизации и развитию существующих сил и средств, созданию поисково-спасательной технологий;

– необходимость создания системы обязательной сертификации поисково-спасательной техники;

– недостаточный уровень унификации ,стандартизации и сертификации поисково-спасательной техники;

– необходимость повышения уровня межведомственной автоматизации процессов управления и информационной поддержки морских поисково-спасательных операций на основе современных технологий;

-– отсутствие достаточного взаимодействия оперативных органов управления поисково-спасательным обеспечением различных ведомств реализуемого на основе современных информационных технологий.

Деятельность НЭС МК при Правительстве Российской Федерации по решению проблем федеральной системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности в 2005-2019гг.

Рассмотрение вопросов формирования федеральной системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности.

Вопросы совершенствования ФСПСО МД РФ находятся в зоне постоянного внимания руководителей НЭС МК и регулярно рассматриваются на заседаниях НЭС МК при Правительстве РФ с принятием соответствующих решений и рекомендаций МК. Члены НЭС МК участвовали в подготовке материалов и предложений к заседанию Морской коллегии 05 апреля 2005 года «О состоянии спасательной службы на море и водах и направлениях по её совершенствованию».

Предложения членов НЭС об укреплении взаимодействия силовых и гражданских ведомств по вопросам поиска и спасания на море заключались в следующем:

– функции по определению политики построения, использования и развития государственной системы оказания помощи и спасания на море и водах, а также по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию на море и водах возложить на МЧС России;

– организация спасания на море кораблей, судов, летательных аппаратов Минобороны России, ФСБ России, МВД России возложить на Минобороны России;

– организация и координация спасания на море гражданских транспортных, рыбопромысловых и других специализированных судов, а также гражданских летательных аппаратов возложить на Минтранс России;

– организация и координация спасания маломерных судов в территориальном море, а также спасание во внутренних водах РФ возложить на МЧС России;

– подготовить проект нормативно-правового акта о плане взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию на море и во внутренних водах РФ;

– разработать Положение о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и организаций в области проведения поиска и спасания на море и во внутренних водах РФ;

-провести комплексную оценку состояния существующих сил и средств поиска и спасания на море и водах и на итоговом заседании Морской коллегии за 2005 год представить предложения по их эффективному использованию, развитию и улучшению финансового обеспечения

– определить порядок привлечения воздушных судов гражданской и государственной авиации при поиске и спасании людей на море и во внутренних водах РФ.

– улучшить финансовое обеспечения морской АСС, в том числе по строительству спасательных и специализированных судов в рамках ФЦП;

– разработать концепцию ФЦП подъема и утилизации затонувших кораблей, судов и иных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.

16 декабря 2010 г. НЭС рассмотрел вопрос «О поисково-спасательном обеспечении морской деятельности Российской Федерации».

Анализ аварий на море за 2005 – 2010 годы показал, что число аварийных случаев на море продолжает оставаться стабильно высоким. В то же время структура ФСПСО МД остается несовершенной, поскольку в одних и тех же регионах располагаются пункты базирования различных ведомственных АСС, занимающихся решением задач поиска и спасания на море, не объединенных единым управлением и не имеющих четкой системы координации их усилий.

НЭС отметил отсутствие единой государственной политики по созданию и модернизации сил и средств ПСО на море, технических средств для выполнения других видов аварийно-спасательных работ(АСР), а также сертификации и стандартизации используемой поисково-спасательной техники, лицензирования организаций, занимающихся выполнением подводных технических работ и их медицинским обеспечением. Совершенствование технической нормативной базы (ГОСТы, ОТТ, техрегламенты и т.п.) осуществляется низкими темпами. Для решения этих проблем целесообразно проработать вопрос о создании Межведомственной комиссии по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море.

НЭС рекомендовал Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации поручить:

  1. Минтрансу России совместно с заинтересованными ФОИВ подготовить проект постановления Правительства РФ, предусматривающий возложение на Министерство транспорта РФ функций по координации деятельности ведомственных морских АСС при поиске и спасании на море.
  2. Минтрансу России, МЧС России, Минобороны России совместно с заинтересованными ФОИВ:

– уточнить Положение о взаимодействии АСС министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России и План взаимодействия ФОИВ при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах РФ;

– разработать проект Концепции развития ПСО МД РФ, конкретизирующей и уточняющей задачи ведомственных АСС, и представить ее на рассмотрение МК при Правительстве РФ;

– подготовить изменения в Воздушный кодекс РФ в части, касающейся организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, предусматривающие привлечение авиационных сил и средств к поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море вне зависимости от ведомственной принадлежности.

  1. Минэкономразвития России, Минтрансу России, МЧС России, Минобороны России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать проект подпрограммы «Спасание на море» в рамках программы комплексного развития морской деятельности РФ на период 2014-2020 гг., преемственной ФЦП «Мировой океан», в которую включить проекты и мероприятия направленные на создание:

– отечественных мобильных, в том числе и авиационных средств поиска и спасания на основе современных технологий;

– межведомственной автоматизированной системы информационной поддержки проведения морских спасательных операций;

– единой системы подготовки специалистов морских АСС;

– системы обязательной сертификации поисково-спасательной техники.

05 апреля 2012г НЭС рассмотрел вопрос «О ходе реализации положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года в сфере обеспечения безопасности морских и речных перевозок»

На заседании отмечено, что в результате 5 крупных аварий на морском, речном и рыбопромысловом флоте в 2011 году погибло 204 человека. Величина для гражданского флота весьма значительная, в связи с этим вопросы обеспечения безопасности мореплавания на море и на внутренних водных путях сегодня чрезвычайно актуальны.

НЭС рекомендовал Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации поручить заинтересованным ФОИВ:

В части решения задач поисково-спасательного обеспечения:

– при разработке проекта федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации» разграничить ответственность ФОИВ при решении задач обеспечения безопасности МД , определить роль и место системы ПСО ВМФ (в мирное время);

– сформировать в рамках Государственной программы вооружений на 2013-2020 годы комплексную целевую программу по созданию современных отечественных образцов морской поисково-спасательной техники.

19 сентября 2013 г. НЭС рассмотрел вопрос «О проекте Концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота».

НЭС рекомендовал Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации:

– поддержать проект Концепции развития системы ПСО ВМФ на период до 2025 года и рекомендовать Министру обороны РФ утвердить проект Концепции;

– поручить Минтрансу России, Минобороны России и МЧС России при участии других заинтересованных ФОИВ и организаций завершить выполнение решений МК при Правительстве РФ по вопросу ПСО в части уточнения механизма взаимодействия АСС министерств, ведомств и организаций на море и в водных бассейнах РФ , разработки и производства средств ПСО;

– поручить Минобороны РФ при формировании плана строительства Вооруженных Сил РФ на очередной плановый период, Государственной программы вооружения на период до 2025 года, ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» учесть предложения ВМФ по развитию системы ПСО ВМФ, разработанные в соответствии с Концепцией развития системы ПСО ВМФ на период до 2025 года.

16 ноября 2016г. НЭС рассмотрел вопрос «О совершенствовании системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации».

НЭС отметил, что решения МК при Правительстве РФ по совершенствованию системы ПСО МД, в частности, о создании Межведомственной комиссии по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, разработке Концепции развития системы ПСО морской деятельности Российской Федерации, актуализации основных нормативных правовых актов в этой сфере не выполнены, в следствие чего:

– не осуществляется единая государственная политика по развитию и применению сил и средств поиска и спасания на море, технических средств для выполнения других видов АСР;

– не разработаны единые технические требования к силам и средствам поиска и спасания на море, система обязательной сертификации используемой поисково¬-спасательной техники на море, а также для выполнения других технических средств для выполнения АСР.

НЭС рекомендовал Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации поручить:

  1. Минтрансу России совместно с заинтересованными ФОИВ подготовить проект постановления Правительства РФ «О совершенствовании поисково-спасательного обеспечения морской деятельности России», в котором предусмотреть:

– создание Координационного межведомственного совета по ПСО МД РФ для оперативного решения вопросов создания и функционирования ФСПСО МД , в том числе для оценки действующих и разработки новых нормативных правовых актов РФ по вопросам поиска и спасания на море, направленных на реализацию положений Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года в части ПСО МД;

– разработку Положения о взаимодействии АСС министерств, ведомств и организаций на море и других водных объектах РФ и «Плана взаимодействия ФОИВ при проведении поисково-спасательных операций (работ) по поиску и спасанию на море и водных объектах» с учётом изменений Воздушного кодекса РФ в части организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, осуществляемого авиационными организаций и предприятиями;

– межведомственное сопряжение существующих автоматизированных систем информационной поддержки проведения морских спасательных операций, предусмотренную Морской доктриной Российской Федерации;

– реализацию положений «Концепции развития водолазного дела в Российской Федерации на период до 2020 года».

  1. Минтрансу России, Минобороны России, МЧС России и заинтересованными ФОИВ в соответствии с протоколом совещания членов МК при Правительстве РФ от 27 сентября 2013 года № 3(21) на основе системного анализа состояния сил и средств АСФ ФОИВ и опыта их использования при ликвидации аварий на море организовать разработку проекта «Концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации».
  2. Минобороны России при разработке в соответствии с планом законопроектной деятельности проекта концепции Федерального закона «О поиске и спасании на море» учесть положения Морской доктрины РФ до 2030 года, проекта федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью РФ», а также поручения МК при Правительстве Российской Федерации в части системы ПСО МД РФ.

15 января 2019 года НЭС рассмотрел вопрос «О разработке концепции федерального закона «О поиске и спасании на море».

Разработка концепции законопроекта является одними из мероприятий по реализации Морской доктрины РФ.

Основной целью разработки проекта концепции законопроекта «О поиске и спасании на море» является обеспечение комплексной модернизации законодательства РФ в этой области, направленной на приведение его в соответствие с требованиями международных обязательств РФ по обеспечению безопасности мореплавания.

В настоящее время наличие противоречий в действующих нормативных правовых документах ПСО МД РФ и несогласованность ведомственных наставлений и руководств не позволяют обеспечить должный уровень координации и взаимодействия АСС и АСФ органов государственной власти и организаций различных форм собственности в повседневных условиях и при возникновении аварий и аварийных ситуаций на море.

Законопроект должен определить:

– организацию и порядок функционирования системы поиска и спасания на море с определением ее руководящих, ответственных и постоянно действующих органов и органов повседневного управления на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях;

– требования к системе поиска и спасания на море;

– состав системы поиска и спасания на море, который может включать в себя управления, отделы, службы, подразделения, силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении органов государственной власти;

– ответственность за обеспечение функционирования системы поиска и спасания на море;

– механизм правового регулирования осуществления поиска и спасания на море с определением прав и обязанностей субъектов, а так же организацию взаимодействия между ними; организацию привлечения сил и средств органов государственной власти и органов местного самоуправления для спасания людей и имущества на море;

– пути развития системы поиска и спасания на море, сил и средств поиска и спасания, системы подготовки морских АСС;

– порядок осуществления сертификации поисково-спасательной техники и лицензирования различных видов АСР.

НЭС принял за основу представленную концепцию проекта федерального закона «О поиске и спасании на море» и рекомендовать Минобороны (Главному командованию Военно-Морского Флота) направить проект концепции на рассмотрение в заинтересованные ФОИВ и организации.

Развитие водолазного дела как составного элемента федеральной системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности

03 апреля 2008г.НЭС рассмотрел вопрос «О состоянии, перспективах и основных направлениях развития водолазного дела в Российской Федерации».

В соответствии с решением МК при Правительстве РФ (протокол от 6 апреля 2005 года № МФ-П4-16пр) совместным приказом девяти Министерств была создана Межведомственная комиссия по водолазному делу(МКВД). Работа этой комиссии была направлена на выявление проблем и определение приоритетных направлений водолазного дела в РФ.

Основные проблемы, сдерживающие развитие водолазного дела в РФ, в первую очередь, связаны с отсутствием единого государственного органа, определяющего политику развития водолазного дела и осуществляющего общее руководство и контроль за водолазными службами министерств, ведомств и коммерческих организаций. Также необходимо отметить отсутствие единых (для всех водолазных служб) правил организации и безопасности выполнения водолазных работ.

НЭС рекомендовал Морской коллеги при Правительстве Российской Федерации поручить:

МЧС России, Минобороны России (ВМФ), МВД России, Минтрансу России, Минздравсоцразвития России, ФСБ России совместно с другими заинтересованными ФОИВ и РАН представить в Правительство РФ проект ФЦП развития водолазного дела в РФ на период до 2020 года, в котором определить приоритетные направления развития и совершенствования водолазной деятельности, а также системы медицинского обеспечения водолазных работ.

27 марта 2009г. НЭС рассмотрел вопрос «О проекте Концепции развития водолазного дела в Российской Федерации на период до 2020 года».

НЭС отметил:

  1. В представленном проекте требуют доработки вопросы статуса (уровень утверждения) Концепции и определения ФОИВ, ответственного за ее реализацию.
  2. Учитывая заинтересованность многих ФОИВ и субъектов РФ в развитии водолазного дела , для решения практических задач в этой области целесообразна разработка ФЦП.

НЭС рекомендовал Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации:

  1. Одобрить в целом проект Концепции развития водолазного дела в РФ на период до 2020 года.
  2. Минобороны России, Минтрансу России, МЧС России, МВД России, ФСБ России, РАН, Минздравсоцразвитию России, Минэкономразвитию России, Минпромторгу России, Минприроды России, Минэнерго России, Минфину России, Минюсту России в 2009 году разработать проект Концепции ФЦП по развитию водолазного дела и его глубоководной компоненты в РФ.

26 мая 2015года НЭС рассмотрел вопрос «О развитии водолазного дела в Российской Федерации».

НЭС поддержал предложения МКВД при МК при Правительстве РФ о необходимости принятия Положения об основах организации водолазного дела в РФ в качестве основополагающего нормативного правового акта по водолазному делу , а также созданию нормативной правовой базы для создания системы эффективного медико-санитарного обеспечения водолазных работ и медицинского обслуживания водолазов как работающих в опасных условиях.

НЭС рекомендовал Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации рассмотреть на очередном заседании вопрос «О развитии водолазного дела в Российской Федерации»;

При рассмотрении на заседаниях НЭС МК проектов нормативно-правовых документов и различных вопросов по морской деятельности также были учтены актуальные аспекты развития ФСПСО МД в том числе и в Арктической зоне (АЗ) РФ.

Очевидно, что нормативно-правовые аспекты поиска и спасания в АЗ зависят от решения нормативно-правовых вопросов построения и развития всей системы ПСО МД РФ в целом, без урегулирования которых совершенствование системы поиска и спасения в АЗ, будут малоэффективны.

НЭС отметил необходимость минимизации рисков возникновения нештатных и аварийных ситуаций, готовность сил и средств для их ликвидации.

Комплексные проблемы развития ФСПСО МД неоднократно рассматривались на заседаниях (совещаниях) Морской коллегии при Правительстве РФ при рассмотрении вопросов обеспечения безопасности МД. Около 60% предложений и рекомендаций в части ПСО МД, подготовленных НЭС, были приняты и учтены в протоколах заседаний (совещаний) Морской коллегии при Правительстве РФ, том числе :

– от 6 апреля 2005 г. № МФ-П4-16пр

«О состоянии спасательной службы на море и водах и направлениях по её совершенствованию»;

– от 18 апреля 2008 г. № 1 (7)

«О состоянии, перспективах и основных направлениях развития водолазного дела в Российской Федерации»;

– от 17 апреля 2009 г. № 1 (10)

«О проекте Концепции развития водолазного дела в Российской Федерации на период до 2020 года»;

– от 24 декабря 2010 г. № 2 (19)

«О навигационно-гидрографическом и поисково-спасательном обеспечении морской деятельности Российской Федерации»;

– от 6 июля 2011 г. № 2(16)

«О мерах по обеспечению роста морских перевозок по трассе Северного морского пути»;

– от 24 апреля 2012г

«О ходе реализации положений Морской доктрины РФ на период до 2020 года в сфере обеспечения безопасности морских и речных перевозок»;

– от 4 декабря 2012 г. №1 (22)

«О реализации мероприятий по восстановлению системы навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного обеспечения плавания по трассам Северного морского пути»;

– от 27 сентября 2013 г. №3 (21)

«О проекте Концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота на период до 2025 года»;

– от 2 июля 2015 г. № 1 (26)

О проекте ежегодного доклада Президенту Российской Федерации «О комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности в 2014 году и предложения по ее обеспечению»;

– от 21 декабря 2016 г. № 1 (27)

«О совершенствовании системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации»;

– от 26 мая 2017г.

«0 ходе выполнения решения Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. по вопросу совершенствования поисково– спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации» и ряде других.

Реализация рекомендаций НЭС в части ПСО МД в нормативно-правовых документах

Рекомендации НЭС в части формирования и развития ФСПСО МД РФ и соответствующие решения Морской коллегии при Правительстве РФ учтены при разработке следующих нормативно– правовых документов:

  1. В «Стратегии морской деятельности РФ на период до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ № 2205 от 8.12.10 г.) [6]определены стратегические цели и задачи, перспективные пути развития, а также целевые показатели повышения эффективности федеральной системы поиска и спасания на море, в том числе и в АЗ.

Основными задачами повышения эффективности системы ПСО морской деятельности являются:

-комплексная модернизация и техническое перевооружение существующих сил и средств;

-совершенствование организации взаимодействия существующих сил и средств;

-информационного обеспечения морских спасательных операций.

  1. В «Морской доктрине Российской Федерации до 2030 года», утверждённой Президентом РФ 26.07.2015г. [9], определены основные направления развития ФСПСО МД :

– совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении силы и средства спасания, под единым руководством федерального органа исполнительной власти, ответственного за поисково-спасательное обеспечение морской деятельности в зонах ответственности Российской Федерации;

– унифицировать ведомственные системы подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб и сертификации поисково-спасательной техники и лицензирования различных видов поисково-спасательной деятельности, включая развитие водолазного дела и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики;

– создать государственную глобальную автоматизированную систему мониторинга и контроля местоположения российских судов и наблюдения

– за обстановкой в Мировом океане, обеспечивающую международный обмен данными о местоположении зарубежных судов, находящихся

– в территориальных водах Российской Федерации;

– обеспечить своевременное восстановление и обновление судового состава аварийно-спасательного и вспомогательного флота;

– создавать и развивать эффективные судовые, авиационные, глубоководные и роботизированные средства поиска и спасания, оснащать ими аварийно-спасательные службы.

Данные положения существенно шире и конкретнее соответствующих положений предыдущей «Морской доктрины на период до 2020года» в части ПСО МД.

  1. В проекте федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации» (статья 30 «Поисково-спасательное обеспечение морской деятельности») определены организация и порядок деятельности федеральной системы поиска и спасания на море, включая основы организации водолазного дела, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. В проекте концепции федерального закона «О поиске и спасании на море».
  3. Одобрение Морской Коллегией при правительстве РФ 27сентября 2013 года « Концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года»[10] и её последующее утверждение 14 февраля 2014г. Министром обороны РФ является существенным прорывом в вопросе развития федеральной системы ПСО МД РФ, так как система ПСО ВМФ является составной частью функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, которая в свою очередь входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС РФ.

Перспективы дальнейшего развития федеральной системы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности

Первоочередными мероприятиями по дальнейшему формированию и совершенствованию ФСПСО МД РФ являются:

– определение на основании ст.84 «Морской доктрины Российской Федерации до 2030 года» ФОИВ с функциями руководства совершенствованием существующей системы поиска и спасания людей на море, основанной на взаимодействии ФОИВ, формирования и реализации государственной технической политики по развитию существующих сил и средств поиска и спасания, унификации ведомственных систем подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб, координации на федеральном уровне вопросов повседневной деятельности АСС и АСФ , включая развитие водолазного дела и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики и др.;

– разработка и утверждение концепции ПСО МД РФ, которая до вступления в силу разрабатываемого федерального закона «О поиске и спасании на море», должна действовать до 2025 года и послужить основой для соответствующей концепции данного закона. В данной концепции должны быть отражены вопросы формирования системы поиска и спасания в АЗ РФ как подсистемы ФСПСО МД РФ;

-создание Координационного (или Межведомственного) совета по ПСО МД РФ при соответствующем ФОИВ для координации ФОИВ при уточнении действующих и подготовки новых нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам поиска и спасания на море;

– подготовка и утверждение проекта Постановления Правительства РФ , определяющего организацию и порядок деятельности ФСПСО МД ( после утверждения проекта федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации»);

– разработка и утверждение концепции федерального закона «О поиске и спасании на море»;

– разработка и утверждение федерального закона «О поиске и спасании на море»;

Ключевым мероприятием является определение ФОИВ, наделенного соответствующими полномочиями для руководства совершенствованием федеральной системы поиска и спасания людей на море и решением комплексных проблем функционирования ведомственных АСС, а именно:

– формированием основ единой государственной политики в области поиска и спасания на море;

– нормативно-правовым регулированием в области поиска и спасания на море;

– сбалансированным развитием сил и средств ПСО включая авиацию;

– унификацией ведомственных систем подготовки специалистов;

– техническим регулированием создаваемых средств поиска и спасания на море и др.

Выводы

  1. Актуальные аспекты развития нормативно-правовой базы, структуры, системы управления, сил и средств, а также подготовки специалистов АСС и АСФ ФСПСО МД РФ до 2005г. показывают недостаточный уровень координации ФОИВ при решении сложных вопросов развития ведомственных АСС и АСФ в чрезвычайных и повседневных условиях.

2.С образованием 18.11.2004г. Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации формирование ФСПСО МД РФ и развитие аварийно-спасательного, судоподъемного и водолазного дела приобрело более целенаправленный и системный характер, значительно улучшилась координация ФОИВ и научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций страны в интересах развития сил и средств поиска и спасания на море. Научно-экспертный совет Морской коллегии фактически стал единственным реальным эффективным инструментом проведения единой государственной технической политики при решении проблем ФСПСО МД РФ.

  1. Подготовленные Научно-экспертным советом в 2005-2019гг рекомендации по формированию и развитию ФСПСО МД способствуют выработке обоснованных решений Морской коллегией при Правительстве РФ в целях реализации национальных интересов России в Мировом океане.

В.Н.Илюхин- д.т.н., профессор,  председатель секции «Поисково-спасательная техника и технологии» НТО им. академика А.Н.Крылова

Читайте также:

Добавить комментарий