Новый российский тренажер-модель судовой электростанции повышает качество подготовки электромехаников
Высокие требования к подготовке судовых электромехаников предъявляет Международная Конвенции ПДНВ 78 с Манильскими поправками 2010 [1], что предполагает надлежащую оснащенность учебно-тренировочных лабораторий. В ИПЦ «Учебная техника» (г. Челябинск) разработан и освоен производством сравнительно недорогой учебный натурный комплекс для реализации этой задачи.
Тренажер ГалСен® ТМСЭС2-С-К может использоваться для подготовки инженерно-технического персонала по специальностям ФГОС 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергоустановок», 180107.04 «Электрик судовой» и др. Инновационные технические решения тренажера защищены патентом РФ [2].
На тренажере воспроизводятся режимы питания судовых потребителей: от береговой сети на стоянке, от валогенератора в плавании, от одного или двух вспомогательных дизель-генераторов, от аварийного дизель-генератора.
Работу секции управления главного распределительного щита имитирует модель из двух блоков; на их панелях размещены панель оператора AOP-1, контроллер секционного выключателя PPM-3 BTB DEIF и гнездо его сервисного порта, щитовые стрелочные амперметры и переключатели управления.
Работа распределительной секции главного распределительного щита воспроизводится моделью из двух блоков, где располагаются щитовые стрелочные амперметры, кнопки и переключатели управления, щитовые стрелочные амперметры.
Работа распределительной секции аварийного щита имитируется соответствующей моделью.
Для питания трехфазным переменным током промышленной частоты потребителей, имеющихся в составе тренажера, в режиме стоянки используется модель береговой сети.
Работу секции питания с берега воспроизводит модель; на лицевой панели ее находятся щитовые стрелочные приборы и ламповый синхроноскоп, кнопки и переключатели управления, контроллер берегового выключателя PPM-3 SC DEIF и гнездо его сервисного порта.
Для питания трехфазным переменным током промышленной частоты потребителей тренажера в режиме плавания служит модель валогенератора, осуществляющая передачу и трансформацию электрической энергии с ее входа на выходы к потребителям.
Работу секции имитирует модель, на панели которой размещены гнезда для присоединения модели валогенератора, щитовые стрелочные измерительные приборы и ламповый синхроноскоп, кнопки и переключатели управления, контроллер валогенератора PPM-3 SG DEIF с гнездом его сервисного порта.
В составе тренажера три электромашинные модели дизель-генераторов малой мощности.
Работа секции дизель-генератора воспроизводится посредством модели из двух блоков, на панелях которых размещены щитовые стрелочные измерительные приборы и ламповый синхроноскоп, кнопки и переключатели управления, контроллер дизель-генератора PPM-3 DG DEIF с гнездом его сервисного порта, щитовые электронные потенциометры для регулирования частоты вращения и напряжения электромашинной модели дизель-генератора.
Работа секции аварийного дизель-генератора воспроизводится двумя блоками; на их панелях размещены щитовые стрелочные измерительные приборы, контроллер аварийного дизель-генератора PPM-3 ЕDG DEIF, гнездо его сервисного порта и щитовые электронные потенциометры для регулирования частоты вращения и напряжения электромашинной модели дизель-генератора.
Имеется четыре вида электрических нагрузок.
Тренажер оснащен современной SCADA-системой на основе платы сбора данных NI для отображения оперативной схемы и контроля режимных параметров тренажера.
Во входящем в комплект поставки методическом пособии подробно описаны лабораторно-практические работы, выполняемые на тренажере по следующим тематическим разделам:
- «Управление работой судовой электростанции в ручном режиме без использования контроллеров»;
- «Управление работой судовой электростанции с использованием контроллеров»;
- «Тестирование защит генераторов и сборных шин».
Литература
- International Convention on standards of training, certification and watchkeeping for seafarers, 1978 (STCW 1978), — London: IMO, 2011. – 296 p.
- Галишников Ю.П., Сенигов П.Н., Стенд для моделирования работы судовой электростанции, Патент РФ на полезную модель № 164269, рег. 05.07.2016 г.
ООО «ИПЦ «Учебная техника», г. Челябинск
Тел. +7 (351) 725-77-55, email: go@galsen.ru, WWW.GALSEN.RU